ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июня 1998 г. N 484
0 ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
В целях создания правовой основы для эффективного
государственного регулирования торговой деятельности в городе
Москве Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить разработанный Департаментом потребительского рынка
и услуг совместно с Центром законотворчества Москвы проект закона
города Москвы "0 торговой деятельности в городе Москве"
(приложение).
2. Внести указанный законопроект на рассмотрение Московской
городской Думы в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на руководителя Департамента потребительского рынка и услуг
Малышкова В.И.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 23 июня 1998 г. N 484
ПРОЕКТ
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города
Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цель Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в
сфере торговой деятельности для обеспечения более полного
удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности
в городе Москве
Основными принципами организации торговой деятельности в городе
Москве являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
- государственное регулирование торговой деятельности;
- государственная поддержка социально значимых видов торговой
деятельности;
- поддержка отечественных товаропроизводителей.
Статья 3. Основные термины и определения
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности,
направленный на получение прибыли путем купли - продажи товаров,
предоставления услуг торговли и реализации продукции общественного
питания.
Торговая политика города - совокупность организационных,
правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых
органами государственной власти и управления города Москвы
совместно с общественными организациями и предпринимателями для
реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.
Уполномоченный орган - отраслевой орган городской
администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере
торговой деятельности.
Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты
труда, обладающие определенными потребительскими свойствами,
предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция
общественного питания.
Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в
сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского
назначения непосредственно потребителю для личного, семейного,
домашнего использования.
Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли,
связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий
продажи, через объекты мелкорозничной сети.
Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли, связанный с реализацией товаров производителями или
торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной
торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми
посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и
ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при
мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц
соответствующего товара в одной упаковке производителя для
розничной реализации.
Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с
производством, реализацией и организацией потребления кулинарной
продукции.
Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных
организационно - правовых форм, осуществляющие торговую
деятельность (торговые организации), и граждане, осуществляющие
торговую деятельность без образования юридического лица
(индивидуальные предприниматели), зарегистрированные в
установленном порядке, объединения торговых организаций.
Торговый объект (торговое предприятие) - имущественный
комплекс, используемый торговой организацией для осуществления
торговой деятельности.
Ассортиментный минимум - перечень социально значимых товаров
первой необходимости, утверждаемый Правительством Москвы, которые
должны быть в наличии на торговых предприятиях соответствующего
профиля или специализации в обязательном порядке;
Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты,
установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к
городским инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты,
установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от
присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных
конструкций и габаритов.
Тип торговых объектов - категория объекта, определяемая в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации
и Москвы, определяющими требования к ассортименту реализуемой
продукции, технической оснащенности помещений, методам
обслуживания, квалификации персонала, качеству обслуживания,
перечню предоставляемых услуг.
Статья 4. Компетенция Московской городской Думы в сфере
торговой деятельности
Московская городская Дума:
1. Принимает законодательные акты, регулирующие осуществление
торговой деятельности в городе Москве.
2. Устанавливает и отменяет городские налоги и сборы, взимаемые
с субъектов торговой деятельности, определяет порядок
предоставления льгот по ним.
3. Устанавливает штрафные санкции и иные виды ответственности
за нарушение правил торговой деятельности.
4. В целях защиты прав потребителей устанавливает отдельные
ограничения в осуществлении торговой деятельности в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации.
5. Осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством
Российской Федерации и города Москвы к ведению органов
законодательной власти субъектов Федерации.
Статья 5. Компетенция Мэра Москвы в сфере торговой
деятельности
Мэр Москвы:
1. Осуществляет общее руководство и координацию деятельности
органов исполнительной власти и должностных лиц города, органов
власти районов в области торговли.
2. Решает вопросы учреждения, реорганизации и ликвидации
Уполномоченного органа Московской городской администрации в сфере
торговой деятельности, определяет в соответствии с
законодательством его компетенцию, утверждает по представлению
Правительства Москвы Положение о нем.
3. Назначает на должность и освобождает от должности
руководителя Уполномоченного органа Московской городской
администрации в сфере торговой деятельности.
4. Отменяет действующие в сфере торговой деятельности акты
Правительства Москвы, иных органов Московской городской
администрации, префектов административных округов, глав районных
Управ в случае, если указанные акты противоречат законодательству
Российской Федерации, законодательству города Москвы,
распоряжениям Мэра Москвы.
5. Осуществляет иные полномочия, отнесенные законодательством
Российской Федерации и Москвы к ведению Мэра.
Статья 6. Компетенция Правительства Москвы в сфере
торговой деятельности
Правительство Москвы:
1. Определяет основные направления торговой политики города
Москвы.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации,
законодательством города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы решает
вопросы установления и изменения правил торговой деятельности.
3. Осуществляет руководство и координацию деятельности органов
исполнительной власти и должностных лиц городской администрации и
районных Управ в сфере торговой деятельности.
4. В соответствии с законодательством решает вопросы создания,
реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий
торговли.
5. Осуществляет поддержку отечественных товаропроизводителей и
социально значимых видов торговой деятельности путем установления
льгот, предусмотренных законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и города Москвы.
6. Осуществляет контроль за сбалансированным развитием
потребительского рынка, расширением ассортимента товаров
потребительского назначения.
7. Осуществляет защиту прав потребителей и контроль за
качеством товаров потребительского назначения.
8. Контролирует соблюдение законодательства в сфере торговой
деятельности.
9. Отменяет действующие в сфере торговой деятельности акты
органов городской администрации, противоречащие правовым актам
города Москвы.
10. Осуществляет иные полномочия, установленные
законодательством Российской Федерации, законодательством города
Москвы, распоряжениями Мэра Москвы.
Статья 7. Компетенция Уполномоченного органа городской
администрации
Для реализации торговой политики города Москвы, осуществления
исполнительно - распорядительных функций по отраслевому
регулированию в структуре городской администрации создается
Уполномоченный орган (органы).
Учреждение, реорганизация и ликвидация Уполномоченного органа
(органов), определение его (их) компетенции осуществляется Мэром
Москвы.
Статья 8. Полномочия префектов административных округов
в сфере торговой деятельности
Полномочия префектов административных округов в сфере торговой
деятельности определяются Мэром Москвы.
Статья 9. Полномочия районных Управ
Полномочия районных Управ в сфере торговой деятельности
определяются Законом города Москвы "О районной Управе" и иными
нормативными правовыми актами органов власти города Москвы,
принятыми в пределах компетенции этих органов.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 10. Методы государственного регулирования
торговой деятельности
Методами государственного регулирования торговой деятельности
являются:
- развитие и совершенствование нормативно - правового
обеспечения деятельности отрасли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
- сертификация продукции потребительского назначения и услуг
торговли и общественного (массового) питания;
- государственная монополия на отдельные виды товаров и (или)
отдельные виды торговой деятельности и введение отдельных
ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
- поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
- финансирование в установленном порядке инвестиционных и
инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
- государственный контроль за соблюдением требований
законодательства.
Статья 11. Правила торговой деятельности
Правила осуществления отдельных видов торговой деятельности на
территории города определяются Правительством Москвы в
соответствии с нормативно - правовыми актами Российской Федерации
и Москвы и являются обязательными для всех хозяйствующих
субъектов.
Статья 12. Лицензирование
Отдельные виды торговой деятельности, перечень которых
определяется законодательством Российской Федерации и Москвы,
могут осуществляться субъектами торговой деятельности только на
основании специального разрешения - лицензии, с момента ее
получения и до прекращения ее действия.
Порядок лицензирования определяется нормативными правовыми
актами Российской Федерации и города Москвы.
Статья 13. Сертификация
Сертификация - деятельность специальных органов по
подтверждению соответствия товаров и услуг торговли установленным
законами и стандартами требованиям.
Обязательная сертификация является средством государственного
контроля за качеством реализуемых товаров и услуг, их соответствия
требованиям безопасности.
Добровольная сертификация проводится для товаров и услуг, не
подлежащих обязательной сертификации, для подтверждения их
соответствия определенным потребительским качествам.
Правительство Москвы может в порядке, установленном
законодательством, создавать органы по добровольной сертификации и
соответствующие системы сертификации.
Статья 14. Торговый реестр
В целях осуществления государственного регулирования торговой
деятельности Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет
торговый реестр - перечень субъектов торговой деятельности и
торговых объектов.
Информацию в торговый реестр о субъектах торговой деятельности
и торговых объектах, расположенных на территории административного
округа, представляют префектуры административных округов.
Порядок ведения торгового реестра определяется Правительством
Москвы.
Свидетельство о внесении в торговый реестр является документом,
подтверждающим наличие всей необходимой документации на открытие и
функционирование торгового объекта.
Статья 15. Сбор за право торговли
На территории города Москвы установлен сбор за право торговли
как вид местного налога в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Категории плательщиков, порядок исчисления и уплаты, льготы по
его уплате устанавливаются законодательными актами города.
Статья 16. Комплексная программа развития отрасли и целевые
городские программы
В целях практической реализации торговой политики
Уполномоченный орган городской администрации совместно с
префектами, районными Управами, заинтересованными органами
городской администрации, Московской торгово - промышленной
палатой, общественными организациями предпринимателей составляет
комплексную программу развития отрасли - совокупность мероприятий,
связанных источниками финансирования и расходования средств
исполнителям, сроками и объектами.
Уполномоченный орган определяет приоритетные направления
деятельности на 3-5 лет с учетом текущего состояния, краткосрочных
и долгосрочных прогнозов.
В рамках комплексной программы развития отрасли реализуются
городские целевые программы.
Комплексная программа и городские целевые программы
утверждаются Правительством Москвы.
Статья 17. Управление государственными и муниципальными
торговыми предприятиями
Государственные унитарные предприятия и государственные
учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении
Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и Москвы и Уставом
предприятия.
Руководитель предприятия (учреждения) назначается
Уполномоченным органом в порядке, определяемом Правительством
Москвы.
Статья 18. Управление долями города
В органы управления субъектов торговой деятельности, акции
(доли, паи) которых закреплены в государственной или муниципальной
собственности города Москвы, по представлению Уполномоченного
органа назначаются представители города (управляющие пакетами
акций, долями).
Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное
управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом
Правительством Москвы.
Статья 19. Крупные торговые объекты
К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие
субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой
площадью свыше 1000 квадратных метров.
Правительство Москвы по представлению Уполномоченного органа:
- принимает решения о предоставлении разрешения на
строительство крупных торговых объектов;
- принимает решения об отнесении действующих торговых объектов
к категории крупных;
- согласовывает изменение профиля и специализации крупных
торговых объектов по инициативе предпринимателя.
Указанные решения оформляются распоряжением Премьера
Правительства Москвы.
Особые права и обязанности собственника крупного торгового
объекта с учетом его значимости для инфраструктуры города
определяются договором между собственником объекта и городской
администрацией.
Статья 20. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей
Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере
торговой деятельности являются:
- организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
- учет интересов московской промышленности в межрегиональных
соглашениях;
- разработка и внесение в федеральные органы исполнительной
власти предложений по вопросам таможенной политики на товары
потребительского назначения;
- введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых
в городе товаров потребительского назначения;
- предоставление органами исполнительной власти льготной или
безвозмездной рекламной и информационной поддержки товаров
московской промышленности;
- регулирование деятельности крупных торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
- создание оптовых и оптово - розничных систем при участии
московских товаропроизводителей;
- использование мер кредитно - финансовой поддержки
промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих
товары отечественного производства;
- соблюдение ассортиментного минимума.
Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством
Москвы.
Статья 21. Социально значимые виды торговой деятельности
Социально значимые виды торговой деятельности - реализация
отдельных видов товаров, которые необходимы для удовлетворения
городских потребностей.
Перечень социально значимых видов торговой деятельности
устанавливается Правительством Москвы по представлению
Уполномоченного органа.
Правительство Москвы определяет меры поддержки социально
значимых видов торговой деятельности в порядке, установленном
нормативными правовыми актами города Москвы.
Статья 22. Использование объектов недвижимости торговыми
организациями
Торговые организации используют объекты недвижимости в порядке,
установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Москвы.
Торговые организации, получившие право на использование
торговых объектов в процессе приватизации с условием целевого
использования, должны использовать эти объекты по целевому
назначению.
Изменение профиля торговых объектов вне зависимости от формы
собственности и ведомственной подчиненности производится по
инициативе предпринимателя по согласованию с Комитетом по
управлению имуществом Москвы, префектами административных округов,
районными Управами.
Изменение профиля крупных торговых объектов производится по
представлению Уполномоченного органа распоряжением Премьера
Правительства Москвы.
Арендаторам объектов недвижимости, являющихся собственностью
Москвы, по истечении срока действия договора аренды
предоставляется преимущественное право на заключение договора
аренды на новый срок.
Статья 23. Использование земельных участков города
торговыми организациями
Использование земельных участков города торговыми организациями
производится на условиях аренды.
Условия землепользования, размер и порядок оплаты за
пользование земельными участками устанавливаются договором аренды,
заключаемым в соответствии с нормативными правовыми актами города
Москвы.
Торговые организации должны соблюдать условия целевого
использования земельных участков, обеспечивать за свой счет их
содержание в соответствии с санитарными, противопожарными и иными
нормами.
Торговым организациям по истечении срока действия договора
аренды предоставляется преимущественное право на заключение
договора аренды на новый срок.
Глава 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 24. Контроль за осуществлением торговой деятельности
на территории города Москвы
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории
Москвы - деятельность компетентных органов по наблюдению за
надлежащим исполнением, использованием и применением правовых норм
в процессе торговой деятельности и привлечению к ответственности
субъектов, нарушивших указанные нормы.
Полномочия по осуществлению контроля осуществляют:
1. Уполномоченный орган.
2. Иные органы городской администрации, в компетенцию которых
входит регулирование торговой деятельности.
3. Районные Управы.
4. Государственные органы и должностные лица, наделенные в
соответствии с действующим законодательством контрольными
полномочиями.
Координацию деятельности контролирующих органов в сфере
торговой деятельности осуществляет Уполномоченный орган.
Проверки деятельности торговых объектов осуществляются
работниками контролирующих органов только при предъявлении
удостоверения и направления на проведение проверки, выданного в
пределах компетенции контролирующего органа, с указанием даты и
цели ее проведения.
При этом в контрольном журнале делается отметка о целях и
результатах проведенной проверки с указанием фамилии проверяющих.
Должностные лица компетентных органов, их сотрудники несут
ответственность за необъективность и искажение результатов
проводимых проверок в соответствии с действующим
законодательством.
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Статья 25. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Ответственность за нарушения в сфере торговой деятельности
устанавливается законодательными и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и Москвы.
Статья 26. Приостановление продажи товаров
(оказания услуг)
В случаях выявления продажи товаров, оказания услуг, не
сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с
просроченными сроками годности, или без указания сроков годности,
если установление этих сроков обязательно, Уполномоченный орган и
иные органы городской администрации, которым предоставлено такое
право, приостанавливает продажу товаров (оказание услуг) до
предоставления информации или прекращает продажу товаров (оказание
услуг).
Уполномоченный орган Правительства Москвы выдает руководителю
предприятия, допустившему нарушение, предписание о приостановлении
продажи товаров (оказания услуг) на срок, установленный для
устранения выявленных нарушений.
Невыполнение предписания является основанием для предъявления
иска о принудительной ликвидации торговой организации в
установленном порядке.
При приостановлении продажи товаров, оказания услуг к
нарушителю применяются соответствующие штрафные санкции в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 27. Принудительная ликвидация торговых организаций
Торговая организация может быть ликвидирована по решению суда в
случае:
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной федеральными
законами;
- неоднократными или грубыми нарушениями федеральных законов,
указов Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации, Правил торговой деятельности и
других нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой
деятельности.
Требование о ликвидации торговой организации может быть
предъявлено от имени Московской городской администрации
Уполномоченным органом или префектом административного округа.
Глава 4. ТРУД И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Статья 28. Правовое регулирование труда работников торговли
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда
регулируются действующим трудовым законодательством Российской
Федерации.
Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами),
заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение
по сравнению с условиями, предусмотренными федеральными законами.
Руководители торговых организаций, независимо от
организационно - правовых форм и форм собственности, обязаны
заключать коллективные договоры по решению трудового коллектива.
Случаи ограничения занятием торговой деятельностью для
отдельных граждан устанавливаются действующим административным,
уголовным и трудовым законодательством.
Статья 29. Требования к кадровому обеспечению
Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у
лиц рабочих категорий, осуществляющих торговую деятельность,
непосредственно связанную с обслуживанием потребителей и
обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного
питания:
- медицинских документов о прохождении анализов, перечень
которых определяется органами санитарно - эпидемиологического
надзора;
- профессионального образования в соответствии с методическими
рекомендациями, определяемыми Уполномоченным органом;
- необходимых знаний в сфере техники безопасности.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Социальная защита отдельных категорий населения в
торговом обслуживании
Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и
льготы в торговом обслуживании.
Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и
преимущества определяются нормативными актами Российской Федерации
и города Москвы.
Торговые организации обязаны предоставлять установленные
льготы.
Статья 31. Рассмотрение обращений граждан в торговые
организации
В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере
торговой деятельности руководители торговых организаций обязаны
рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы)
граждан, предоставлять соответствующую информацию о рассмотрении и
принимать необходимые меры.
Решения по обращениям граждан принимаются руководителями
торговых организаций, в компетенцию которых входит разрешение
поставленных в обращениях вопросов, и по их поручению работниками
организаций в срок до одного месяца со дня их поступления.
Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки,
разрешаются безотлагательно в сокращенные сроки не позднее
15 дней.
Обращение граждан по вопросам приобретения товаров
ненадлежащего качества или товаров, использование которых по
назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке
и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите
прав потребителей".
Статья 32. Добровольные общества потребителей
Общественный контроль на потребительском рынке за работой
торговых предприятий осуществляют общественные организации
потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации
"О защите прав потребителей".
Добровольные общества потребителей привлекаются к проведению
проверок органами, осуществляющими контроль за соблюдением
законодательства в сфере торговой деятельности.
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города
Москвы "О законодательных актах г. Москвы" с момента его
опубликования.
Статья 34. О приведении правовых актов городской администрации
в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в
соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.
|