МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
ОТ 16 ИЮЛЯ 1998 Г. N 2-5-19
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА РАЙОННЫХ
УПРАВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ПО СОДЕРЖАНИЮ ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПОЛНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения
родителей
II. Перечень документов для оформления несовершеннолетних в
образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
III. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства и
государственного опекуна по социальной защите несовершеннолетних,
содержащихся в учреждениях системы образования.
IV. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства и
государственного опекуна по социальной защите выпускников
учреждений системы образования
-----------------------------------------------------------------
В соответствии с п.5.6 Закона города Москвы "Об организации
работы по опеке и попечительству в городе Москве", в целях
оказания методической помощи органам опеки и попечительства
районных Управ административных округов по организации передачи
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в
государственные образовательные учреждения Московский комитет
образования разъясняет
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей,
на воспитание в государственное образовательное учреждение
I. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ органы опеки
и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения
родителей, на основании сведений, поступивших от должностных лиц
учреждений (образовательных, лечебно-профилактических и др.) или
граждан.
Орган опеки и попечительства по месту фактического
нахождения ребенка обязан в течение 3 дней со дня получения
таких сведений провести первичное обследование условий жизни
ребенка, и, установив факт отсутствия попечения родителей,
зарегистрировать данные о несовершеннолетнем в журнале
первичного учета установленной формы (Постановление
Правительства РФ N 919 от 03.08.96 г. "Об организации
централизованного учета детей, оставшихся без попечения
родителей")
В соответствии со ст.123 Семейного кодекса Российской
Федерации при отсутствии возможности передать ребенка,
оставшегося без попечения родителей, на различные формы
семейного воспитания (усыновление, опеку или в приемную семью)
ребенок оформляется в учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные,
лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и
другие аналогичные учреждения) в соответствии с состоянием
здоровья и развития ребенка.
II. Перечень документов для оформления несовершеннолетних
в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
1. Документы, содержащие сведения о несовершеннолетнем,
оставшемся без попечения родителей:
1.1. Свидетельство о рождении (подлинник или дубликат);
1.2. История болезни или выписка из поликлиники;
1.3. Медицинская форма ф-63 (прививки).
1.4. Медицинские справки:
- справка о контактах по инфекционным заболеваниям - ГСЭН
(за 3 дня до определения в учреждение);
- справка из кожно-венерологического диспансера.
1.5. Анализы по очередности:
- кровь на реакцию Вассермана;
- ВИЧ;
- Австралийский антиген;
- дизентерия;
- дифтерия;
- баканализ.
1.6. Пенсионное удостоверение, сберегательная книжка, копия
исполнительного листа на получение алиментов (при их наличии).
1.7. Документы, подтверждающие действия органа опеки и
попечительства, проведенные по приватизации жилого помещения и
оформлению передачи его в собственность несовершеннолетнего
(если в жилом помещении остался проживать исключительно
несовершеннолетний).
1.8. Заключение городской психолого-медико-педагогической
комиссии (для оформления ребенка в специальное (коррекционное)
образовательное учреждение).
2. Документы, подтверждающие необходимость передачи
несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
2.1. Распоряжение Главы районной Управы, содержащее
следующие пункты:
Пункт N 1. О направлении несовершеннолетнего в
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с указанием оснований.
Примечание: документы, подтверждающие необходимость
определения данного несовершеннолетнего в образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей:
- в случае, если ребенок отказной - заявление об отказе от
ребенка из учреждения здравоохранения;
- в случае, если ребенок - "подкидыш" акт о подкидывании
ребенка из органов внутренних дел;
- в случае смерти родителей - подлинник или дубликат
свидетельства о смерти;
- в случае лишения родителей родительских прав - решение
суда;
- в случае передачи дела в судопроизводство на лишение
родительских прав родителей - справка из суда о принятии дела к
рассмотрению;
- в случае, если местонахождение обоих или одного из
родителей неизвестно, - подтверждающие документы с места
жительства и справки о месте их (его) нахождения из
правоохранительных органов для дальнейшего решения вопроса о
признании их (его) безвестно отсутствующими (ст.42 ГК РФ);
- в случае нахождения одного из родителей под следствием
или в местах лишения свободы - соответствующий документ из
правоохранительных органов;
- в случае наличия заболевания, препятствующего выполнению
родительских обязанностей, - медицинское заключение;
- в случае отмены усыновления - решение суда об отмене
усыновления;
- в случае, если мать несовершеннолетнего имеет статус
одинокой матери, а отец указан в свидетельстве о рождении -
справка из органов ЗАГС о том, что отец вписан со слов матери.
Пункт N 2. О закреплении жилищных прав несовершеннолетнего:
Сохранение права на жилую площадь, по конкретному адресу в
случаях:
- лишения родителей родительских прав;
- нахождения родителей в местах лишения свободы;
- наличие у родителей заболеваний, препятствующих
выполнению родительских обязанностей;
- если местонахождение родителей неизвестно.
Документами, подтверждающими решение по данному пункту,
являются копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой
книги.
Закрепление права на обеспечение жилой площадью по выходу
из образовательного учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в случаях:
- если ребенок отказной, подкинутый;
- отмены усыновления по причинам, не зависящим от
усыновителей.
Если была совершена сделка с жилой площадью, где ранее был
прописан несовершеннолетний, в результате которой ребенок
остался одновременно без определенного места жительства и без
родительского попечения, необходимо обратиться в судебные органы
с иском о признании совершенной сделки недействительной.
При данной ситуации в распоряжение должен быть включен
пункт о повторном рассмотрении жилищного вопроса после вынесения
соответствующего решения судебными органами.
Пункт N 3. О наложении запрета на совершение любых форм
сделок с жилой площадью, на которой остался прописанным
несовершеннолетний, направленный в образовательное учреждение на
полное государственное обеспечение, без согласования с органами
опеки и попечительства и государственного опекуна в лице
руководителя данного учреждения.
Пункт N 4. О возложении ответственности на конкретное
должностное лицо за исполнением данного распоряжения.
Примечание: Пункт N 3 вносится лишь при условии, что за
ребенком закреплено право на жилую площадь по конкретному адресу.
III. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства
и государственного опекуна по социальной защите
несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях
системы образования
В соответствии с п.4 ст.35 Гражданского кодекса Российской
Федерации на администрацию учреждения, в которое передан на
воспитание ребенок, оставшийся без попечения родителей,
возлагаются обязанности государственного опекуна.
Взаимодействие органов опеки и попечительства и
государственного опекуна по социальной защите детей и
подростков, содержащихся в учреждениях на полном государственном
обеспечении осуществляется по следующей схеме:
1. В соответствии со ст.147 Семейного Кодекса РФ органы
опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль за
условиями содержания, воспитания и образования воспитанников
образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
1.1. Органы опеки и попечительства обязаны:
- не менее 2 раз в год проводить обследование условий
содержания детей в образовательных учреждениях с составлением
акта обследования условий жизни и воспитания подопечного;
- в случае закрепления за несовершеннолетним, направленным
в государственное учреждение, жилой площади по конкретному
адресу по обращению государственного опекуна проводить
обследование жилищных условий данной площади совместно с
представителем учреждения. При необходимости, по итогам данного
обследования органы опеки и попечительства совместно с
государственным опекуном могут выносить на рассмотрение районной
комиссии по охране прав детей вопрос об изменении распоряжения
органа исполнительной власти в части жилищных прав
несовершеннолетнего: о предоставлении несовершеннолетнему
другого жилья по выходу из государственного учреждения или
ходатайствовать перед окружным управлением муниципального жилья
о принудительном расселении сохраненной жилой площади.
1.3. По согласованию и при участии государственного опекуна
оформлять разрешение на временное помещение (выходные,
праздничные и каникулярные дни) воспитанника в семьи
родственников и иных граждан (проводить обследование жилищных
условий обратившегося гражданина).
1.4. По представлению государственного опекуна оформлять
разрешение на выезд воспитанников образовательных учреждений для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за
пределы Российской Федерации на срок более 3-х месяцев.
1.5. В связи с возникшей необходимостью оформлять
распоряжение о переводе несовершеннолетнего, оставшегося без
родительского попечения, из одного учреждения с полным
государственным обеспечением в другое различной ведомственной
принадлежности:
- из учреждений системы здравоохранения в учреждения
системы образования;
- из учреждений системы образования в учреждения системы
социального обеспечения;
- при переводе из дома ребенка в негосударственное
образовательное учреждение должен быть определен юридический
статус ребенка и закреплены его жилищные права.
Перевод из образовательного учреждения в учреждение
социального обеспечения оформляется распоряжением Главы районной
Управы при наличии заключения городской
психолого-медико-педагогической комиссии с соответствующим
диагнозом и рекомендацией перевода в учреждение собеса.
1.6. Принимать решение о передаче воспитанника, в отношении
которого возникли установленные законом основания, на воспитание
в родную или приемную семью.
2. Государственный опекун - руководитель учреждения в
соответствии с Положением об образовательном учреждении для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
Уставом учреждения осуществляет защиту прав и интересов
несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения:
- делегирует часть своих полномочий социальному педагогу
учреждения, который совместно с органами опеки и попечительства
проводит работу по дооформлению юридического статуса ребенка и
защите его имущественных и жилищных прав;
- строит отношения с родителями и родственниками
воспитанника в соответствии с требованиями ст.55, 67, 75 и др.
Семейного кодекса Российской Федерации;
- осуществляет защиту имущественных и жилищных прав
воспитанника в соответствии со ст.26, 28, 37, 38 Гражданского
кодекса, а также ст.60, 149 Семейного кодекса Российской
Федерации;
- при возникновении необходимости перевода воспитанника из
образовательного учреждения в учреждение системы социального
обеспечения собирает соответствующие документы, получает
распоряжение Главы районной Управы и путевку в Комитете
социальной защиты населения г.Москвы;
- в случае ухода воспитанника из учреждения без разрешения
администрации и отсутствия его более суток обращается в
правоохранительные органы с соответствующим заявлением и ставит
в известность органы опеки и попечительства по месту направления
несовершеннолетнего в учреждение;
- в случае необходимости принимает меры по госпитализации
воспитанников строго в соответствии с медицинскими показаниями
на основании установленного диагноза;
- в период каникул организует отдых и оздоровление
воспитанников.
IV. Формы взаимодействия органов опеки и попечительства
и государственного опекуна по социальной защите
выпускников учреждений системы образования
1. В соответствии с п.3 ст.147 Семейного кодекса РФ и
Закона города Москвы "Об организации работы по опеке и
попечительству в г.Москве" от 16.06.1997 г. защита прав
выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в
возрасте до 23-х лет возложена на органы опеки и попечительства.
2. Государственный опекун обязан:
- обеспечить выпускника всеми видами выходного пособия;
- предоставить выпускнику возможность получения им
профессионального образования;
- оказать содействие и помощь в трудоустройстве;
- принять меры но обеспечению выпускника жилой площадью
(если за ним было такое право закреплено).
Разработано на основании:
1. Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Семейного кодекса Российской Федерации.
3. Федерального Закона от 21.12. 1996 г. N 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Постановления Правительства Российской Федерации от
20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
5. Закона города Москвы от 16.06. 1997 г. "Об организации
работы по опеке и попечительству в г.Москве.
6. Постановления Правительства Москвы от 23.09.97 г. "Об
утверждении положений "О порядке установления попечительства в
форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами в
Москве" и "О специалисте по охране прав детей районной Управы
г.Москвы".
Заместитель председателя
Комитета образования Л.К.Селявина
|