УТРАТИЛ СИЛУ - РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра от 03.10.2000 N 1041-РМ
РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ
от 21 июля 1998 г. N 754-РМ
ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МНОГОУРОВНЕВОМУ СЕТЕВОМУ
МАРКЕТИНГУ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ
(В ред. распоряжения Мэра Москвы от 02.10.98 N 998-РМ)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 334
от 29.12.91 "О дополнительных полномочиях органов управления г.
Москвы на период проведения радикальной экономической реформы" и
постановлением Правительства Москвы N 699 от 15.08.95 "О
совершенствовании системы лицензирования деятельности на
территории г. Москвы", в целях регулирования отношений между
предпринимателями - организаторами и участниками многоуровневого
сетевого маркетинга, защиты населения от проникновения на рынок
некачественной продукции и услуг и ограничения условий для
возникновения мошеннических пирамидальных образований:
1. Одобрить инициативу Управления Мэра Москвы об упорядочении
деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу на территории
Москвы.
2. Создать Московскую комиссию при Мэре (далее - Комиссия) по
проблемам, связанным с осуществлением деятельности по
многоуровневому сетевому маркетингу, с целью анализа состояния дел
и разработки предложений по совершенствованию нормативной базы в
указанной сфере, направленных на упорядочение данной деятельности
и повышение собираемости налогов. Утвердить состав Комиссии
(приложение 1).
3. Председателю Комиссии в двухмесячный срок разработать и
представить на утверждение положение о Комиссии.
4. Ввести с 21 июля 1998 г. на территории Москвы
лицензирование деятельности по многоуровневому сетевому
маркетингу.
5. Утвердить Временное положение о лицензировании деятельности
по многоуровневому сетевому маркетингу в городе Москве (приложение
2).
6. Московской лицензионной палате в месячный срок провести
необходимые подготовительные мероприятия и приступить к
лицензированию данного вида деятельности на основании
утвержденного Временного положения.
7. Комиссии в месячный срок подготовить предложения по
созданию экспертной организации по лицензированию деятельности в
области многоуровневого сетевого маркетинга ("Московские
многоуровневые сети").
8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить
на начальника Управления Мэра, министра Правительства Москвы
Норкина К.Б.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков
Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 21 июля 1998 г. N 754-РМ
СОСТАВ МОСКОВСКОЙ КОМИССИИ
ПО МНОГОУРОВНЕВОМУ СЕТЕВОМУ МАРКЕТИНГУ
(с изменениями от 2 октября 1998 г.)
Председатель:
1. Норкин К.Б. - начальник Управления Мэра, министр
Правительства Москвы
Заместитель председателя:
2. Челноков А.С. - помощник начальника Управления Мэра
Члены комиссии:
3. Заводнов В.Я. - председатель Московской лицензионной
палаты
4. Черник Д.Г. - начальник Государственной налоговой
инспекции по г. Москве
5. Филатов Н.Н. - Главный государственный санитарный врач
по г. Москве
6. Киселев А.И. - председатель профсоюза дистрибьюторов
России
(п.7 - введен Распоряжением Мэра Москвы от 02 октября 1998 г. N
998-РМ)
7. Добрушкин Б.С. - начальник Управления Федеральной службы
налоговой полиции Российской Федерации
по г. Москве
Приложение 2
к распоряжению Мэра Москвы
от 21 июля 1998 г. N 754-РМ
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МНОГОУРОВНЕВОМУ СЕТЕВОМУ МАРКЕТИНГУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Порядок выдачи лицензий
Раздел 3. Порядок определения размера платы за рассмотрение
заявления и выдачу лицензии
Раздел 4. Организация работ по лицензированию
Раздел 5. Обязательные условия и требования к лицензиату
Раздел 6. Контроль за осуществлением лицензируемой деятельности
Раздел 7. Приостановление действия или аннулирование лицензии
(копии лицензии)
Раздел 8. Ответственность лицензионного органа
Настоящее Временное положение (далее - Положение) разработано
в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.08.95
N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на
территории города Москвы". Положение определяет основные нормы и
принципы, регламентирующие проведение на единой нормативной и
организационно-методической основе лицензирования деятельности по
многоуровневому сетевому маркетингу, устанавливает порядок и
условия лицензирования указанного вида деятельности,
осуществляемой юридическими лицами независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности и
индивидуальными предпринимателями в городе Москве.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Лицензирование деятельности по многоуровневому сетевому
маркетингу осуществляется в целях упорядочения данного вида
деятельности, защиты прав потребителей и участников
многоуровневых сетей, недопущения проникновения на рынок
структур, ведущих незаконную, неквалифицированную и опасную для
человека деятельность.
1.2. Деятельность по многоуровневому сетевому маркетингу на
территории города Москвы осуществляется на основании лицензии,
выдаваемой Московской лицензионной палатой (далее - лицензионный
орган).
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие
понятия:
Многоуровневый сетевой маркетинг (далее - МСМ) -
предпринимательская деятельность юридического лица или
индивидуального предпринимателя, являющегося стороной
дистрибьюторского договора (далее - Договор), который на его
основе создает многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации
товаров и услуг, выплачивая дистрибьюторам вознаграждение на
разных уровнях за продажу товаров или услуг конечному покупателю,
а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.
Дистрибьюторский договор (далее - Договор) - система
договорных отношений Предпринимателя с Дистрибьютором о
коммерческом представительстве Дистрибьюторами Предпринимателя
при осуществлении действий в рамках МСМ.
Предприниматель - организатор и руководитель многоуровневой
сети, являющийся стороной Договора с остальными участниками
многоуровневой сети и имеющий лицензию на право осуществления
деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу.
Дистрибьютор - участник многоуровневой сети.
Многоуровневая сеть - структура, основанная на системе
гражданско-правовых отношений, которые определяются условиями
Договора. Уровни сетей образуются по признаку зависимости
вознаграждения Дистрибьютора от деятельности рекрутированного им
участника и всех последующих рекрутированных ими участников,
вовлеченных в деятельность рекрутированным.
Рекрутирование - деятельность Дистрибьютора, предусмотренная
Договором, которая заключается в привлечении потенциальных
дистрибьюторов к участию в многоуровневой сети.
Вознаграждение - предусмотренная Договором оплата
деятельности Дистрибьютора, которая выражается в выплате денег
или в ином виде, а также в предоставлении преимуществ,
привилегий, скидок, статуса и т.д.
Конечный покупатель - покупатель товаров и услуг,
распространяемых при помощи многоуровневой сети, не являющийся
Дистрибьютором.
Третья сторона - лицо, действующее в интересах
Предпринимателя вне рамок Договора (агенты, склады и т.п.)
1.4. На осуществление деятельности по многоуровневому
сетевому маркетингу выдается одна лицензия с указанием в ней
товаров и услуг, реализуемых через многоуровневую сеть.
1.5. Право на осуществление деятельности по многоуровневому
сетевому маркетингу возникает у Предпринимателя (юридического
лица или индивидуального предпринимателя) с момента выдачи ему
лицензии или в указанный в ней срок и прекращается с момента
окончания срока действия лицензии, приостановления действия или
аннулирования лицензии.
1.6. Осуществление указанного вида деятельности на территории
города Москвы без лицензии запрещается.
Раздел 2. Порядок выдачи лицензий
2.1. Для получения лицензии заявитель представляет в
лицензионный орган:
а) заявление о выдаче лицензии (по установленной форме) с
указанием:
- для юридического лица: наименования и
организационно-правовой формы юридического лица, юридического
адреса, номера расчетного счета и наименования соответствующего
банка;
- для индивидуального предпринимателя: фамилии, имени,
отчества, паспортных данных (серия, номер, кем и когда выдан),
места жительства;
- заявляемого вида деятельности;
- срока действия лицензии;
б) копии учредительных документов (если они не заверены
нотариусом - с предъявлением подлинников);
в) копию свидетельства о государственной регистрации
юридического лица или индивидуального предпринимателя (если она не
заверена нотариусом - с предъявлением подлинника);
г) документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления;
д) справку налогового органа о постановке на учет (кроме
случаев, когда заверенная в установленном порядке отметка о
постановке на учет в налоговой инспекции сделана на свидетельстве
о государственной регистрации) с указанием идентификационного
номера налогоплательщика (ИНН);
е) текст Договора, являющегося основой для организации
многоуровневой сети.
2.2. Требовать от заявителя представления документов, не
предусмотренных настоящим Положением, запрещается.
2.3. Заявители несут в установленном порядке ответственность
за достоверность представляемых данных.
2.4. Заявление на получение лицензии с приложением всех
необходимых документов, указанных в пункте 2.1 настоящего
Положения, регистрируется лицензионным органом в день его
получения.
2.5. На основании принятых документов заявителю выписывается
расчет платы за выдачу лицензии и, при необходимости, расчет
платы за проведение дополнительной экспертизы. Заявитель должен в
течение 5 дней произвести оплату за выдачу лицензии и за
проведение дополнительной экспертизы в соответствии с
произведенным расчетом. В случае, если оплата не была произведена
в течение 5 дней, лицензионный орган имеет право:
- увеличить срок рассмотрения заявления и выдачи лицензии на
время просрочки;
- осуществить, при изменении размера минимальной месячной
оплаты труда, перерасчет размера платы за выдачу лицензии или
стоимости дополнительной экспертизы, исходя из новых ставок.
2.6. Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии
принимается лицензионным органом в течение 30 дней со дня
получения заявления со всеми необходимыми документами, указанными
в пункте 2.1 настоящего Положения.
В случае необходимости проведения дополнительной, в том числе
независимой, экспертизы лицензионный орган сообщает об этом
заявителю в письменной форме. В этом случае решение о выдаче или
об отказе в выдаче лицензии принимается в 15-дневный срок после
получения экспертного заключения, но не позднее 60 дней со дня
подачи заявления со всеми необходимыми документами. В отдельных
случаях, в зависимости от сложности и объема работ по проведению
дополнительной экспертизы, срок принятия решения о выдаче или об
отказе в выдаче лицензии может быть дополнительно продлен на срок
до 30 дней руководителем лицензионного органа, о чем уведомляется
заявитель.
2.7. Решение о необходимости дополнительной экспертизы
принимается лицензионным органом на основе проверки
представленных заявителем документов. Дополнительная экспертиза
проводится в следующих случаях:
- по требованию заявителя;
- при рассмотрении документов, представленных заявителем,
выявлены противоречия и несоответствия, не позволяющие вынести
решение о выдаче лицензии;
- наличие в экспертном заключении рекомендаций по проведению
экспертизы отдельных направлений деятельности другими
специалистами;
- необходимости проведения заявителем дополнительных
мероприятий по устранению выявленного экспертизой несоответствия
установленным нормам и правилам;
- заявителю ранее было отказано в выдаче лицензии или ранее
выданная заявителю лицензия на заявляемый вид деятельности была
аннулирована вследствие нарушения им лицензионных требований и
условий.
2.8. В выдаче лицензии может быть отказано в случаях:
- наличия в представленных лицензиатом документах
недостоверной или искаженной информации;
- отрицательного заключения по результатам экспертизы,
установившей несоответствие имеющихся у заявителя условий
необходимым для осуществления заявляемого вида деятельности.
2.9. Мотивированное решение лицензионного органа об отказе в
выдаче лицензии направляется заявителю в письменной форме в
3-дневный срок после его принятия и может быть обжаловано в
установленном порядке.
2.10. В лицензии указываются:
- наименование органа, выдавшего лицензию;
- для юридического лица: наименование и юридический адрес
организации, получающей лицензию;
- для индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество,
паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан), место
жительства;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
- перечень товаров и услуг, реализуемых через многоуровневую
сеть;
- условия осуществления данного вида деятельности;
- область действия лицензии;
- срок действия лицензии;
- регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
2.11. Лицензия подписывается руководителем (в случае его
отсутствия - заместителем руководителя) лицензионного органа и
заверяется печатью этого органа.
2.12. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению лица,
обратившегося за ее получением, лицензия может выдаваться на
срок, меньший трех лет.
2.13. Лицензия (копия лицензии) выдаются после представления
заявителем документа, подтверждающего внесение платы за выдачу
лицензии в соответствии с разделом 3 настоящего Положения.
2.14. Лицензия (копия лицензии) не подлежит передаче другому
юридическому или физическому лицу, ее действие не
распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность
совместно с лицензиатом, в том числе по договору о
сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей
которых является лицензиат.
2.15. В случае утраты лицензии (копии лицензии),
реорганизации, изменения наименования юридического лица, его
юридического адреса, фамилии, имени, отчества, паспортных данных
индивидуального предпринимателя, изменения условий осуществления
деятельности (условий Договора) лицензиат обязан в 15-дневный
срок уведомить об этом лицензионный орган и подать заявление о
переоформлении лицензии (копии лицензии).
Переоформление лицензии (копии лицензии) осуществляются в
порядке, установленном для ее получения.
До переоформления лицензии (копии лицензии) лицензиат
осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии, а
в случае утраты лицензии - на основании временного разрешения,
выдаваемого лицензионным органом.
В случае непредставления заявления о переоформлении в
установленные сроки лицензия (копия лицензии) утрачивает
юридическую силу.
2.16. При ликвидации юридического лица или прекращении
действия свидетельства о государственной регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия
утрачивает юридическую силу.
Раздел 3. Порядок определения размера платы за рассмотрение
заявления и выдачу лицензии
3.1. Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и выдача
лицензии осуществляются на платной основе.
3.2. При обращении в лицензионный орган с заявлением на
получение или переоформление лицензии (копии лицензии) заявитель
вносит плату в размере 1/10 установленной законом минимальной
месячной оплаты труда.
3.3. За выдачу лицензии (копии лицензии) взимается плата в
3-кратном размере установленной законом минимальной месячной
оплаты труда.
3.4. В случае проведения экспертизы расходы, связанные с
оплатой труда экспертов, а также другие дополнительные расходы,
непосредственно связанные с проведением экспертизы, не включаются
в фиксированную лицензионную плату и оплачиваются отдельно.
3.5. Независимо от результатов рассмотрения заявления
лицензионным органом, плата за рассмотрение заявления, а также за
проведенную экспертизу возврату не подлежит.
Раздел 4. Организация работ по лицензированию
4.1. Все практические работы по осуществлению лицензирования
деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу осуществляются
Московской лицензионной палатой.
4.2. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности.
4.3. Лицензионный орган ведет реестр выданных,
зарегистрированных и аннулированных лицензий (копий лицензий), а
также лицензий (копий лицензий), действие которых приостановлено.
Раздел 5. Обязательные условия и требования к лицензиату
5.1. Лицензиат обязан соблюдать требования законодательных и
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и города
Москвы, а также условия действия выданной ему лицензии, выполнять
решения лицензионного органа, предписания контрольных и надзорных
органов.
5.2. Лицензиат обязан до подписания Договора обеспечить
предоставление потенциальному Дистрибьютору следующих сведений:
- о своем фирменном наименовании, юридическом адресе и адресе
фактического нахождения,
- о коммерческом наименовании, под которым он занимается или
предполагает заниматься деятельностью МСМ,
- об основных признаках товаров или услуг (включая товарные
знаки и знаки обслуживания, наименование мест происхождения),
которые предлагается распространять через многоуровневую сеть,
- о своем деловом опыте в cфepe МСМ,
- о всех платежах, которые Дистрибьютор должен произвести в
пользу Предпринимателя или Третьей стороны для начала деятельности
(условия и порядок возврата всей уплаченной суммы или ее части,
либо невозвращения платежей должны быть отражены в Договоре),
- о всех текущих платежах в пользу Предпринимателя и Третьей
стороны в процессе деятельности,
- о Третьих сторонах, с которыми он советует или требует от
Дистрибьютора осуществлять свою деятельность,
- об условиях, выполнения которых он требует от Дистрибьютора
в процессе деятельности,
- об условиях, порядке и последствиях расторжения Договора,
- об общем количестве Дистрибьюторов, действующих в рамках
данной многоуровневой сети на конец предыдущего финансового года
или на момент заключения Договора,
- о предварительной подготовке, которая требуется
Дистрибьютору для начала его деятельности, минимальном объеме
такой подготовки и ее стоимости, которую должен оплатить
Дистрибьютор,
- о наличии у него лицензии на право деятельности по МСМ.
Перечисленные сведения должны быть изложены в едином документе
(проспекте, сборнике и т.п.), в котором обязательно должна быть
ссылка на то, что эти сведения представлены лицензиатом.
В том случае, если лицензиат делает устные, письменные,
визуальные и иные заявления относительно уровня потенциальных
продаж, дохода, выручки и т.д. Дистрибьютора, он обязан
представить данные об общем количестве действующих в рамках
данной многоуровневой сети Дистрибьюторов, достигших указанного
уровня. Если подобные заявления основаны на расчетах, лицензиат
обязан предоставить данные, подтверждающие такие расчеты.
5.3. Лицензиат обязан требовать от Дистрибьютора при
осуществлении последним деятельности предоставления конечному
потребителю:
- сведений о фирменном наименовании, юридическом и
фактическом адресе Предпринимателя, коммерческим представителем
которого он является,
- документов, удостоверяющих права Дистрибьютора на
осуществление соответствующей сделки.
Раздел 6. Контроль за осуществлением лицензируемой
деятельности
6.1. Контроль за соблюдением лицензионных условий и требований
осуществляется:
- контрольными подразделениями Московской лицензионной палаты;
- государственными и территориальными контрольными и
надзорными органами в пределах прав, предоставленных им
законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации
и города Москвы.
6.2. К юридическим лицам, осуществляющим на территории Москвы
лицензируемый вид деятельности с нарушением лицензионных условий и
требований, меры воздействия применяются в соответствии с
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Раздел 7. Приостановление действия или аннулирование лицензии
(копии лицензии)
7.1. Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие
или аннулировать лицензию (копию лицензии) в случаях:
- поступления соответствующего заявления от лицензиата;
- обнаружения недостоверных или искаженных данных в
документах, представленных лицензиатом при получении лицензии
(копии лицензии);
- невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений
государственных контрольных и надзорных органов или
приостановления ими деятельности юридического лица в соответствии
с законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- нарушения лицензиатом лицензионных условий и требований,
установленных настоящим Положением;
- необоснованного отказа лицензиата от представления
необходимых документов, затребованных контрольными органами в
порядке контроля за соблюдением лицензионных условий и
требований, а также создания препятствий контролирующим органам в
проведении проверки;
- непредставления в установленные настоящим Положением сроки
заявления на переоформление лицензии.
7.2. В случае ликвидации юридического лица или прекращения
действия свидетельства о государственной регистрации Физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя лицензионный
орган аннулирует выданные ему лицензии и копии лицензии.
7.3. Решение о приостановлении действия или аннулировании
лицензии (копии лицензии) принимается руководителем (в его
отсутствие - заместителем руководителя) лицензионного органа.
Лицензионный орган о принятом решении в 3-дневный срок
информирует в письменной форме лицензиата и органы
Государственной налоговой службы Российской Федерации по г.
Москве.
7.4. Действие лицензии (копии лицензии) может быть
возобновлено по заявлению лицензиата в случае изменения
обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии.
Действие лицензии (копии лицензии) считается возобновленным
после принятия лицензионным органом соответствующего решения, о
котором он в 3-дневный срок информирует в письменной форме
лицензиата и органы Государственной налоговой службы Российской
Федерации по г. Москве.
Приостановление действия лицензии (копии лицензии) на
какой-либо срок не влечет за собой увеличения срока ее действия.
7.5. Приостановление действия лицензии может осуществляться
также и другими органами, которым это право предоставлено
законодательством Российской Федерации.
Раздел 8. Ответственность лицензионного органа
8.1. Решения и действия лицензионного органа могут быть
обжалованы в установленном порядке в Московскую лицензионную
палату, в Экспертно-апелляционный совет при Московской
лицензионной палате, а также в судебные органы.
8.2. Руководители и должностные лица лицензионного органа
несут ответственность за нарушение или ненадлежащее исполнение
настоящего Положения в соответствии с действующим
законодательством.
|