ПРИКАЗ КОМИТЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
от 19 октября 1998 г. N 574
И МОСКОВСКОГО КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ
от 21 октября 1998 г. N 579
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
В соответствии с Законом Российской Федерации "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
от 01.01.93 г., на основании инструктивного письма Министерства
просвещения СССР от 21.11.74 г. N 102-М, постановления
Правительства РФ от 12.03.97 г. N 288 "Об утверждении типового
положения о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в
развитии", с учетом Федерального Закона "Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)",
принятого Государственной Думой 18 июля 1996 года и в целях
определения адекватных специальных образовательных условий для
обучения детей с психическими и интеллектуальными отклонениями в
развитии приказываем:
1. Создать городскую медико-психолого-педагогическую
комиссию (далее комиссию) по комплектованию специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для умственно
отсталых детей. Срок до 01.01.99 г.
2. Утвердить Временное Положение о городской
медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
умственно отсталых детей (Приложение 1).
3. Утвердить Перечень показаний и противопоказаний по
приему детей в специальные (коррекционные) школы-интернаты
(школы) для умственно отсталых детей (Приложение 2).
4. Утвердить заключение городской
медико-психолого-педагогической комиссии (Приложение 3) и форму
учета журнала детей, прошедших обследование на комиссии по
комплектованию специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для умственно отсталых детей (Приложение 4).
5. Главному врачу ДПБ N 6 Кожевниковой В.Ю.:
5.1. Организовать работу Городской
медико-психолого-педагогической комиссии по комплектованию
специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
умственно отсталых детей на базе диспансерного отделения детской
психиатрической больницы N 6 по адресу: Москва, 5-й Донской
проезд, дом 21-а в соответствии утвержденного временного
положения.
5.2. Представить проект штатного расписания. Срок до
01.11.98 г.
6. Заместителю председателя Комитета здравоохранения
Лукашеву А.М. внести изменения в объем плановых ассигнований
детской психиатрической больницы N 6 в соответствии с п. 5
настоящего приказа.
7. Начальникам управлений здравоохранения административных
округов, начальникам окружных управлений образования и главным
врачам психоневрологических диспансеров:
7.1. Обеспечить контроль за направлением детей на Городскую
медико-психолого-педагогическую комиссию в соответствии с
утвержденным положением.
7.2. Создать окружные медико-психолого-педагогические
комиссии по комплектованию специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для умственно отсталых детей. Копии
приказов представить в отдел медицинской помощи детям и матерям
Комитета здравоохранения. Срок до 01.12.98 г.
8. Начальникам окружных управлений образования обеспечить
контроль за комплектованием специальных (коррекционных)
образовательных учреждений на основании заключения городских и
окружных (районных) медико-психолого-педагогических комиссий.
9. Считать утратившим силу приказ Комитета здравоохранения
Москвы от 14.07.90 г. N 435 "Об организации штатной
медико-педагогической комиссии по отбору детей с недостатками
умственного развития"
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя Московского Комитета образования
Селявину Л.К. и первого заместителя руководителя Комитета
здравоохранения г.Москвы Лешкевича И.А.
Председатель Комитета
здравоохранения Москвы А.П. Сельцовский
Председатель Московского
комитета образования Л.П. Кезина
Приложение 1
к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского комитета образования
от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок определения
адекватных специальных образовательных условий для обучения
детей с психическими и интеллектуальными отклонениями в развитии.
1.2. Положение разработано в соответствии с Законом
Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав
граждан при ее оказании" от 01.01. 93 г., на основании
инструктивного письма Министерства просвещения СССР от 21.11.74
г. N 102-М, постановления Правительства РФ от 12.03.97 г. N 288
"Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучения воспитанников с
отклонениями в развитии", с учетом Федерального Закона "Об
образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
(специальном образовании)", принятого Государственной Думой 18
июля 1996 года.
1.3. Городская медико-психолого-педагогическая комиссия (в
дальнейшем - комиссия), в своей деятельности руководствуется
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и Правительства города
Москвы, международными актами в области защиты прав ребенка,
решениями Московского комитета образования и Комитета
здравоохранения.
1.4. Комиссия организуется совместным приказом Московского
комитета образования и Комитета здравоохранения г. Москвы.
1.5. Работа комиссии строится на принципах объективности,
качественного анализа, системности и комплексного подхода в
решении проблем несовершеннолетних с отклонениями в развитии.
1.6. Деятельность комиссии обеспечивается детской городской
психиатрической больницей N 6 Комитета здравоохранения г. Москвы.
1.7. Контроль за деятельностью комиссии осуществляется
Московским комитетом образования и Комитетом здравоохранения г.
Москвы.
II. Цели и задачи
Комиссия осуществляет дифференцированный отбор детей с
недостатками умственного развития в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения для умственно отсталых детей:
- уточняет диагностику психических недостатков в развитии
детей;
- устанавливает их права на образование в условиях
общеобразовательных или специальных (коррекционных)
образовательных учреждений;
- разрешает конфликты между родителями (законными
представителями) и образовательными учреждениями или окружными
(районными) медико-психолого-педагогическими комиссиями;
- оказывает консультативную, организационную и методическую
помощь в работе окружных (районных)
медико-психолого-педагогических комиссий;
- участвует в разработке предложений по улучшению процесса
обучения, воспитания и медицинской помощи детям с нарушением
умственного развития.
III. Основные функции
3.1. Комиссия проводит работу по:
- выявлению особенностей развития детей;
- определению адекватных специальных образовательных
условий обучения;
- составлению соответствующих рекомендаций, способствующих
реабилитации детей с отклонениями в развитии;
- выводу из специальных (коррекционных) образовательных
учреждений или переводу из одного типа учреждения в другое;
- направлению в учреждения Комитета социальной защиты
детей, не подлежащих общению в специальных образовательных
учреждениях по состоянию здоровья и интеллекта;
3.2. Обеспечивает консультативную помощь:
- родителям (законным представителям), дети которых имеют
психические недостатки;
- педагогическим и медицинским работникам по вопросам
связанным со специальными образовательными условиями для детей;
- окружным медико-психолого-педагогическим комиссиям.
IV. Состав комиссии
4.1. Председатель комиссии - представитель Московского
комитета образования,
заместитель председателя комиссии - врач-психиатр
специализированного лечебного учреждения Комитета
здравоохранения,
члены комиссии: врач-психиатр, дефектолог, логопед,
психолог, медицинская сестра.
4.2. В состав комиссии могут назначаться только лица,
имеющие высшее психологическое, педагогическое (дефектолог,
логопед), медицинское (врач-психиатр), и среднее медицинское
образование (медицинская сестра), а также опыт работы по
специальности не менее 5-ти лет.
4.3. Персональный состав членов комиссии утверждается
приказом глазного врача ДПБ N 6.
V. Порядок работы
5.1. Комиссия работает по определенному графику в течение
года с учетом ежедневной нагрузки не более 6 человек (1 больной
в час).
5.2.График работы комиссии составляется на календарный год
и утверждается Московским комитетом образования и Комитетом
здравоохранения г.Москвы.
5.3. Заседания проводятся при полном составе комиссии.
5.4. На комиссию направляются дети с отклонениями в
развитии от 5 лет и старше (дети с положительными отметками из
общеобразовательных учреждений на комиссию не направляются).
5.5. Направление детей на комиссию осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей).
5.6. Обследование детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, может проводиться комиссией в учреждении,
где они воспитываются, только по письменной заявке директора
образовательного учреждения.
5.7. При обследовании ребенка на комиссии присутствие
родителей (законных представителей) обязательно.
5.8. Комиссия в своих рекомендациях руководствуется
показаниями и противопоказаниями по приему детей в
специализированные (коррекционные) образовательные учреждения
для умственно отсталых детей.
5.9. Результаты обследования ребенка отражаются в
заключении комиссии, которое является основанием для направления
ребенка при обязательном согласии его родителей (законных
представителей) в специальное (коррекционное) образовательное
учреждение.
5.10. Комиссия ведет журнал учета детей, прошедших
обследование.
5.11. На основании обследования ребенка делается запись в
амбулаторной карте (ф.025/у) и оформляется медицинское
заключение. Родителям (законным представителям) ребенка даются
рекомендации о формах его коррекционного обучения, социальной
реабилитации и адаптации ребенка. Медицинское заключение с
решением и рекомендациями комиссии выдается родителям (законным
представителям) ребенка на руки, без диагноза. Выписка из
медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного
(ф.027/У) с развернутым диагнозом отклонения в развитии,
рекомендациями по обучению, лечению, а также типа учреждения
(системы органов образования, здравоохранения или социальной
защиты населения) Комиссия в установленном порядке направляет
врачу-психиатру по месту жительства ребенка.
5.12. Заключение о направлении ребенка в специальное
(коррекционное) образовательное учреждение принимается при
единогласном решении членов комиссии.
5.13. В тех случаях, когда окончательный диагноз о степени
умственной отсталости может быть установлен лишь в процессе
учебно-воспитательной работы (пограничных состояниях между
дебильностью и задержкой психического развития, между
дебильностью и имбецильностью), ребенок направляется в
специальное (коррекционное) образовательное учреждение с целью
уточнения диагноза сроком не более одного года. В случае
необходимости, по истечении этого срока, он повторно
направляется на комиссию для определения типа учреждения, в
котором ребенок должен обучаться. Для решения сложных вопросов
психического состояния ребенка и уточнения диагноза комиссия
направляет детей в специализированные стационары.
5.14. Комиссия проводит анализ своей деятельности с
предоставлением ежегодного отчета с выводами и предложениями в
Московский комитет образования и Комитет здравоохранения в июне
месяце.
VI. Порядок приема детей на комиссию
6.1. Запись на комиссию производится секретарем комиссии по
телефону или при личной явке родителей (законных представителей)
ребенка. Им сообщается дата, время и место прохождения комиссии.
6.2. Запись на комиссию осуществляется по направлению:
- окружных (районных) медико-психолого-педагогических
комиссий;
- врачей-психиатров диспансерного и стационарных отделений
ДПБ N 6;
- врачей-психиатров по месту жительства ребенка;
- муниципальных органов опеки и попечительства при наличии
заключения психиатра поликлиники по месту жительства ребенка
- заявления руководителя специального (коррекционного)
образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
6.3. При записи на комиссию предоставляются следующие
документы:
- подробная выписка из истории развития ребенка,
составленная детским психиатром с обоснованным диагнозом,
данными проведенного лечения и характеристикой умственного
развития ребенка;
- заключение педиатра, окулиста, отоларинголога с
развернутым диагнозом, данными аудиограммы (при показаниях);
- педагогическая характеристика ребенка из образовательного
учреждения, отражающая данные о продолжительности обучения,
подробный анализ успеваемости и поведения, мероприятия,
проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная и
другие формы помощи);
- заключение логопеда - для детей, занимающихся с логопедом;
- письменные работы по русскому языку и математике (для
детей школьного возраста).
Приложение 2
к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского комитета образования
от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
(ШКОЛЫ) ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Приему в специализированные (коррекционные) школы-интернаты
(школы) подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7-10 лет
(старше в порядке исключения) как обучавшиеся в
общеобразовательной школе, так и не обучавшиеся.
Медицинскими показателями по приему детей в
специализированные (коррекционные) школы-интернаты (школы)
являются:
- олигофрения в степени дебильности различного генеза;
- органическая деменция до степени дебильности, являющаяся
следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и
других постнатальных поражений головного мозга;
- эпилептическая деменция до степени дебильности (при
отсутствии дневных или частных ночных судорожных припадков);
- шизофреническая деменция до степени дебильности (при
отсутствии психотических расстройств);
- олигофрения в степени нерезко выраженной имбецильности с
достаточно развитой речью, при наличии способности к
приобретению простых трудовых навыков и элементарных школьных
знаний.
Медицинскими противопоказаниями к приему в
специализированные (коррекционные) школы-интернаты (школы)
являются:
- тяжелые формы слабоумия;
- олигофрения в степени выраженной имбецильности;
- идиотия различной этиологии, в том числе и при болезни
Дауна;
- органическая деменция с выраженной дезадаптацией -
(отсутствие навыков самообслуживания).
Примечание: дети, страдающие названными формами слабоумия,
направляются в соответствующие учреждения Комитета социальной
защиты населения.
Приложение 3
к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского комитета образования
от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГОРОДСКОЙ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМИССИИ Г.МОСКВЫ
Фамилия ___________________________________ имя _________________________
отчество год и месяц
_______________________ рождения ________________________________
Кем направлен на комиссию _______________________________________________
_________________________________________________________________________
Анамнестические сведения: _______________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Данные медико-педагогического обследования: _____________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Данные медицинского обследования: _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования: __________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
сведения ребенка об окружающем __________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
восприятие времени и пространства _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
особенности внимания ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
особенности памяти ______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
данные логопедического обследования _____________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Состояние счета, чтения, письма: ________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Эмоционально-волевая сфера и поведение ребенка, целенаправленность его
деятельности ____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Особенности мышления - процесс анализа, синтеза, отвлечение, обобщение,
понимание причинно-следственных связей __________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заключение комиссии
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Рекомендации комиссии ___________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Председатель комиссии _________________________________ /______________ /
Зам. председателя _____________________________________ /______________ /
Врач-психоневролог ____________________________________ /______________ /
Дефектолог ____________________________________________ /______________ /
Логопед _______________________________________________ /______________ /
Секретарь комиссии ____________________________________ /______________ /
Приложение 4 к приказу Комитета здравоохранения
Правительства Москвы
и Московского комитета образования
от 19, 21 октября 1998 г. N 574/579
Журнал учета детей,
прошедших обследование на медико-психолого-педагогической
комиссии
----T----T-------T--------T-------T------T-----T-------T-----T-----T----¬
¦ NN¦Дата¦ ФИО ¦ Дата ¦В каких¦Домаш-¦Кем ¦С каким¦Диаг-¦Реко-¦При-¦
¦п/п¦ ¦ребенка¦рождения¦учреж- ¦ний ¦на- ¦диагно-¦ноз, ¦мен- ¦ме- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦дениях ¦адрес,¦прав-¦зом по-¦пос- ¦дации¦ча- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦воспи- ¦теле- ¦лен ¦ступил ¦тав- ¦ГМППК¦ния ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тывался¦фон ¦на ¦на ¦лен- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(д/с, ¦ ¦ГМППК¦ГМППК ¦ный ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦школа, ¦ ¦ ¦ ¦ГМППК¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦д.дом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦интер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦нат, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦семья) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+----+-------+--------+-------+------+-----+-------+-----+-----+----+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+----+-------+--------+-------+------+-----+-------+-----+-----+-----
|