ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
3 ноября 1998 г. N 859
ОБ ОПЫТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ
ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ
В Центральном административном округе расположено более
1300 культурных учреждений, что составляет более 40% всех
организаций культуры Москвы. Наряду с особо ценными объектами
национального достояния страны в округе сосредоточено 67% высших и
средних специальных учебных заведений культуры, 86% домов
творчества, 87% национально - культурных центров, 80% концертных
залов, 75% театров, 70% галерей и выставочных залов, 80% музеев и
т.д. Они оказывают определяющее влияние на формирование и
удовлетворение культурных потребностей населения города в целом.
Это обстоятельство обусловливает особую ответственность органов
исполнительной власти Центрального административного округа за
направленность и эффективность культурной политики.
В целях реализации постановления Правительства Москвы от
02.08.94 N 638 "Об утверждении Программы развития культуры
Москвы", сохранения и развития культурного потенциала округа, а
также определения дальнейших приоритетов отрасли префектом
Центрального административного округа совместно с Комитетом по
культуре разработано 8 долгосрочных окружных программ.
Проанализировав существующую ситуацию, Правительство Москвы
отмечает, что в условиях неустойчивого состояния экономики,
резкого уменьшения возможности финансирования социальной сферы
успешное решение задач в области культуры возможно лишь на основе
целевого, научно обоснованного и адресного подхода. Администрацией
округа были четко определены основные приоритеты в развитии
отрасли - улучшение материально - технического состояния
библиотек, парков, музыкальных школ и школ искусств, создание
новых и реорганизация действующих учреждений культуры,
совершенствование библиотечного дела и законодательной базы.
Основным инструментом создания четко функционирующего механизма
целенаправленной деятельности по реализации поставленных задач и
организации контроля за их выполнением и стали долгосрочные
целевые комплексные программы. Разрабатывавшиеся с активным
использованием научного и творческого потенциала округа, они
позволили планомерно осуществить комплекс мер, направленных на
сохранение и развитие культурного достояния в период реформ,
совершенствование управления культурой, дали возможность
радикально пересмотреть сложившуюся, во многом стихийно -
субъективную практику финансирования учреждений культуры.
Анализ результатов работы органов исполнительной власти округа
показал, что именно благодаря программному целевому подходу
удалось решить ряд серьезных проблем в культурной сфере.
Осуществлены такие крупные проекты, как создание библиотеки -
фонда "Русское зарубежье", Информационно - консультативного центра
библиотек, Музея истории библиотек Москвы, Центра изучения
библиотечного дела Москвы, реорганизация Библиотеки искусств
им. А.П. Боголюбова. Подготовлены проект закона города Москвы
"О государственных общедоступных (публичных) библиотеках",
Положение о правилах пользования библиотечными фондами
государственных публичных библиотек Москвы, нормативный документ
"Объемные показатели библиотек Москвы". Благодаря привлечению
дополнительных источников финансирования и активному участию
предприятий округа существенно улучшено состояние материально -
технической базы паркового хозяйства.
Долгосрочные целевые программы стали основой для составления
ежегодных планов работы префектуры и районных Управ. Успешному
выполнению программ способствует заключение договоров о
сотрудничестве префектуры Центрального административного округа с
Комитетом по культуре в вопросах обеспечения деятельности
учреждений культуры и дополнительного образования.
Следует отметить, что деятельность на основе долгосрочных
целевых программ требует дальнейшего совершенствования. Нуждается
в улучшении механизм разработки и организации их выполнения. Более
активно должны создаваться временные творческие коллективы для
решения конкретных задач. Первостепенное значение имеет
активизация процесса привлечения спонсорских и других внебюджетных
средств. Особого внимания заслуживает расширение экономических
методов в организации управления развитием сферы культуры.
Недостаточный контроль за исполнением программ привел к
невыполнению некоторых важных позиций.
Не удалось завершить в срок оснащение оборудованием Библиотеки
имени И.С. Тургенева, что отодвинуло сроки ее ввода в строй. Не
решены вопросы улучшения материально - технической базы парка
"Таганский" в части закрепления имущественных прав по кинотеатру
"Зенит". Слабо осуществляется замена устаревших инструментов,
большая половина из которых имеет 100% износ, в детских
музыкальных школах.
Правительство Москвы постановляет:
1. Отметить эффективность планомерной, хорошо организованной
работы администрации Центрального административного округа в
области реализации задач в сфере культуры.
2. Префектам административных округов, Комитету по культуре,
территориальным органам управления культурой активно использовать
опыт Центрального административного округа по сохранению и
развитию культурного потенциала и духовного пространства города.
3. Префекту Центрального административного округа:
3.1. Обеспечить выполнение задач, определенных действующими в
округе программами развития культуры, в том числе по вопросам их
финансирования.
3.2. Добиться повышения эффективности координации деятельности
учреждений и организаций - участников реализации программ развития
культуры округа.
3.3. Создать в Центральном административном округе Фонд
поддержки и развития культуры. Совместно с Комитетом по культуре в
трехмесячный срок подготовить проект положения о фонде и другие
необходимые документы и внести их на рассмотрение в установленном
порядке.
3.4. Подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы
в I квартале 1999 г. предложения по созданию при Правительстве
Москвы общественного совета по защите и пропаганде русского языка.
3.5. Совместно с Комитетом по телекоммуникациям и средствам
массовой информации внести в первом полугодии 1999 г. на
рассмотрение Правительства Москвы предложения о конкретных мерах
по повышению нравственного содержания телепередач на телеканалах,
включая "ТВ-Центр", в целях защиты русской национальной культуры и
языка.
4. Префектам административных округов:
4.1. Разработать целевые долгосрочные программы в рамках
реализации Программы развития культуры Москвы, утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 02.08.94 N 638.
4.2. Ввести с 1999 г. в практику работы заключение с Комитетом
по культуре ежегодных договоров о сотрудничестве по вопросам
финансового обеспечения деятельности учреждений культуры.
5. Комитету по культуре:
5.1. Разработать до 15 декабря т.г. целевую долгосрочную
программу по повышению эффективности деятельности кинотеатров и
обеспечить выполнение постановления Правительства Москвы от
26.05.98 N 410 "О совершенствовании управления развитием
кинофикации г. Москвы" в строгом соответствии сроков и поручений,
предусмотренных в нем.
5.2. Совместно с Департаментом государственного и
муниципального имущества города Москвы при содействии префектов
административных округов разработать и внести на рассмотрение
Правительства Москвы в первом полугодии 1999 г. предложения о
передаче в городскую собственность перепрофилированных учреждений
культуры (дворцы, дома культуры, клубы) в целях восстановления в
их деятельности культурно - просветительных функций.
5.3. Совместно с префектами административных округов провести в
1998-2000 гг. необходимые мероприятия по развитию
материально - технической базы муниципальных парков культуры и
отдыха и улучшению содержания их культурно - просветительной
деятельности на основе целевых долгосрочных программ.
5.4. Совместно с префектом Центрального административного
округа разработать и представить во втором полугодии 1999 года на
рассмотрение Правительства Москвы проект закона города Москвы о
сохранении и развитии культуры Москвы.
6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по
предложениям Управления бюджетного планирования городского заказа
начиная с 1999 года при формировании годовых инвестиционных
программ включать расходы по строительству объектов культуры в
соответствии с целевыми программами в области культуры за счет и в
пределах средств, предусмотренных Комплексу социальной сферы.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
|