ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
20 ноября 1998 г. N 30-08/34763
О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС
Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с
поступающими запросами сообщает следующее.
1. В соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской
Федерации от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общее
количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного
бизнеса подлежит обязательной регистрации в органах
Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту
нахождения указанных объектов до момента их установки с
обязательной выдачей свидетельства о регистрации, т.е. объекты
налогообложения подлежат регистрации по месту их фактического
нахождения.
В случае, если у юридического лица, зарегистрированного в одной
инспекции, имеются объекты игорного бизнеса, расположенные на
территории других инспекций, они подлежат регистрации по месту
нахождения каждого объекта игорного бизнеса (точки) в данной
налоговой инспекции.
В случае сдачи игорного оборудования в аренду плательщиком
налога на игорный бизнес является арендатор. Арендодатель с
полученных доходов уплачивает налоги и другие платежи в
соответствии с действующим законодательством.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с
подпунктом "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от
27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) по
устанавливаемому представительными органами власти местному
налогу - сбору за открытие игорного бизнеса - плательщиками
являются юридические и физические лица - собственники игорного
оборудования.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации по данному вопросу было доведено письмом Государственной
налоговой инспекции по г. Москве от 25.09.97 N 13-10/23548.
2. В соответствии со статьями 2 и 5 Федерального закона
Российской Федерации от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный
бизнес" под игровым столом (в целях применения указанного Закона)
понимается специально оборудованное место в игорном заведении,
предназначенное для проведения азартных игр с любым видом
выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей
участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель.
При этом минимальный размер ставок налога в год составляет:
- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения
азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, -
1200 минимальных размеров оплаты труда;
- за каждый игровой стол, предназначенный для проведения
азартных игр, в которых игорное заведение участвует как
организатор и (или) наблюдатель, - 100 минимальных размеров оплаты
труда;
- за каждый игровой автомат - 45 минимальных размеров оплаты
труда.
Исходя из этого азартные игры, разыгрываемые в игорном
заведении, подразделяются на следующие категории:
- игры с представителями игорного заведения (крупье), в
процессе которых участвующий в игре посетитель (игрок) играет
против игорного заведения. Соответственно в случае выигрыша
посетителя сумму выигрыша ему выплачивает игорное заведение из
денежных средств заведения. А в случае проигрыша посетителя
(игрока) сумма его проигрыша поступает в доход игорного заведения.
В таком случае игорное заведение будет выступать как сторона
(например, игра в рулетку, карточные игры типа "блэк джек",
покер, игры в кости типа "крепс");
- круговые игры, в процессе которых участвующие в игре
посетители игорного заведения играют между собой, а представитель
игорного заведения (крупье) только обслуживает игровой стол.
Соответственно суммы выигрышей и проигрышей посетителей (игроков)
распределяются между ними по итогам каждой сдачи. Игорное
заведение получает от этих игр лишь определенный процент от суммы
каждого выигрыша. В таком случае игорное заведение будет выступать
как организатор и (или) наблюдатель (например, карточная игра типа
"стат покер");
- игры на игровом автомате, в процессе которых участвующий в
игре посетитель игорного заведения делает ставки в игровом
автомате. В случае выигрыша посетителя (игрока) сумму выигрыша ему
выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения. А в
случае проигрыша сумма проигрыша посетителя (игрока) поступает в
доход игорного заведения.
При этом в игорном заведении в доступном для посетителей месте
наряду с другими правилами, регламентирующими работу и посещение
игорного заведения, должны находиться правила проведения игр,
утверждаемые администрацией игорного заведения. Необходимость
установления таких правил игорным заведением предусмотрена
статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на
игорный бизнес" при определении понятия "азартная игра".
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона
Российской Федерации от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный
бизнес" расчет сумм налога представляется плательщиком налога в
орган Государственной налоговой службы Российской Федерации
ежемесячно по месту регистрации объектов налогообложения, т.е.
не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и порядок
представления расчета сумм налога аналогичен порядку регистрации
объектов налогообложения.
Бухгалтерская отчетность налогоплательщиками представляется в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4. В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской
Федерации от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под
игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не
являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг),
связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных
играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, а
под игорным заведением - предприятие, в котором на основании
лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в
области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или)
принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская
контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). В свою
очередь под азартной игрой понимается основанное на риске и
заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими,
так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением,
соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства,
на наступление которого стороны имеют возможность оказывать
воздействие.
Исходя из изложенного, если имеют место перечисленные
необходимые условия, а также имеется объект налогообложения, то
игровой стол для игры в шахматы, находящийся в игорном заведении и
на котором проводится игра с любым видом выигрыша, должен
подпадать под действие Федерального закона Российской Федерации от
31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
В то же время Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным
постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17
(с последующими изменениями), производство инвентаря для шашек и
шахмат включено в подгруппу 3693 "Производство спортивных
товаров".
Таким образом, производство инвентаря для шашек и шахмат не
подпадает под действие Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ
"О налоге на игорный бизнес".
Одновременно Государственная налоговая инспекция по г. Москве
сообщает, что в связи с принятием и вступлением в силу
(с 7 августа 1998 года) Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ
"О налоге на игорный бизнес" игорные заведения в части
осуществления ими игорного бизнеса не являются плательщиками
налога на прибыль (доходы) и уплачивают налог на игорный бизнес.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона под игорным
бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не
являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг),
связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных
играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
В связи с этим игорные заведения в части осуществления ими
игорного бизнеса не являются плательщиками налогов, объектом
налогообложения которых является объем реализации продукции
(работ, услуг), таких как: налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально - культурной сферы, налог на пользователей
автомобильных дорог, сбор за право использования местной
символики, налог с продаж.
При осуществлении игорным заведением наряду с игорным бизнесом
других видов предпринимательской деятельности, не относящихся к
игорному бизнесу (например, реализация продуктов общественного
питания, розничная торговля, реализация концертных услуг и т.п.),
указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих
видов предпринимательской деятельности и налогообложение доходов
(выручки) от этих видов деятельности производится в порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных
изменений и дополнений.
5. Согласно п. 3 приказа Министерства финансов Российской
Федерации от 15.03.96 N 27 "О мероприятиях по реализации
Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства" на указанную систему налогообложения не могут
быть переведены предприятия игорного и развлекательного бизнеса.
Вместе с тем, если предприятие сдает бильярдное оборудование
населению в аренду, взимая только плату за прокат (не осуществляя
прием ставок и не выплачивая денежные или вещевые призы), то это
не расценивается как игорный бизнес и на предприятие может быть
распространена упрощенная система налогообложения.
Основание: письма Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 09.10.98 N 02-4-07/6 и от 11.11.98 N 28-3-06/10.
Заместитель
начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|