ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 декабря 1998 г. N 912
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
В целях создания правовой основы государственного управления
охраной труда в г. Москве, обеспечения конституционного права
работников на условия труда, отвечающие требованиям сохранения
жизни и здоровья в процессе их трудовой деятельности, и
регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями
и работниками Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "Об охране труда в
городе Москве" (приложение).
2. Внести указанный законопроект в установленном порядке на
рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.П. Шанцева.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 декабря 1998 г. N 912
Проект
ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционного права
граждан на условия труда, отвечающие требованиям сохранения жизни
и здоровья в процессе их трудовой деятельности и в связи с ней и
регулирует отношения в сфере охраны труда между работодателями и
работниками в организациях любых организационно - правовых форм
города Москвы.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и
сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности,
включающая правовые, социально - экономические, организационно -
технические, санитарно - гигиенические, лечебно -
профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и
трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и
работоспособность человека в процессе труда.
Опасный производственный фактор - производственный фактор,
воздействие которого на работника в определенных условиях приводит
к травме, другому внезапному резкому ухудшению здоровья или
смерти.
Вредный производственный фактор - производственный фактор,
воздействие которого на работника в определенных условиях может
привести к заболеванию или снижению работоспособности.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых
воздействие на работников вредных и опасных производственных
факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических
нормативов.
Рабочее место - все места, где работник должен находиться или
куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые
прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.
Работник - гражданин Российской Федерации либо иностранный
гражданин или лицо без гражданства, состоящий в трудовых
правоотношениях с работодателем на основании заключенного
трудового договора.
Работодатель - юридическое лицо (организация), государственный
орган либо орган местного самоуправления, не являющийся
юридическим лицом, либо физическое лицо, заключившее трудовой
договор с работником.
Права и обязанности организации как работодателя в трудовых
отношениях с работниками осуществляет ее руководитель -
единоличный исполнительный орган юридического лица (директор,
генеральный директор и др.), действующий в соответствии с
законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными
документами организации.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников -
средства, используемые для предотвращения или уменьшения
воздействия на работников вредных и опасных производственных
факторов.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате
которого работник получил травму, увечье или иное повреждение
здоровья при исполнении им трудовых обязанностей как на территории
работодателя, так и за ее пределами, либо во время следования к
месту работы или возвращения с места работы на транспорте,
предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость
перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату
им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое
заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него
вредного (вредных) производственного (производственных) фактора
(факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им
профессиональной трудоспособности.
Сертификат соответствия (паспорт безопасности) - документ,
выданный по правилам системы сертификации для подтверждения
соответствия сертифицированной продукции (объекта) установленным
требованиям по охране труда.
Статья 2. Законодательство об охране труда
Законодательство об охране труда состоит из соответствующих
норм Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде
Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации
об охране труда, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с
ними других законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 3. Сфера действия Закона
Действие настоящего Закона распространяется на организации
города Москвы любых организационно - правовых форм; на граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица; а также на работников, состоящих в трудовых
отношениях с работодателями; на студентов и учащихся, проходящих
производственную практику в организациях; на военнослужащих,
привлекаемых для работы в организациях; осужденных лиц, отбывающих
наказание по приговору суда, в период их работы в организациях; на
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в трудовых
отношениях с работодателями, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской Федерации и города Москвы.
Статья 4. Нормативные требования и нормативные правовые акты
по охране труда
Единые нормативные требования по охране труда (далее -
требования по охране труда) содержатся в законодательстве
Российской Федерации, нормативных правовых актах по охране труда
(межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, правила
безопасности, санитарные и строительные нормы и правила, стандарты
системы стандартов безопасности труда, организационно -
методические документы и типовые инструкции по охране труда), а
также в московских городских нормативных правовых актах по охране
труда и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные
на обеспечение безопасности и здоровья работников в процессе их
трудовой деятельности.
Организации города Москвы на основе государственных нормативных
правовых актов Российской Федерации разрабатывают и утверждают
свои инструкции по охране труда для работников по профессиям и
видам работ, положения и другие организационно - методические
документы, содержащие требования по охране труда.
Требования по охране труда обязательны для исполнения всеми
организациями города Москвы независимо от их организационно -
правовых форм и гражданами при осуществлении ими любых видов
производственной деятельности.
Порядок разработки, согласования, утверждения, пересмотра
московских городских нормативных правовых актов по охране труда
устанавливается Правительством Москвы, а городских законодательных
актов по охране труда - Московской городской Думой.
В разработке и согласовании нормативных правовых актов по
охране труда принимают участие профессиональные союзы в лице их
уполномоченных органов.
Городские законодательные и иные нормативные правовые акты по
охране труда не должны противоречить законодательным и иным
нормативным правовым актам Российской Федерации, а нормативные
акты по охране труда организаций не должны противоречить
законодательным и иным нормативным правовым актам Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 5. Цель, принципы и основные направления государственной
политики в области охраны труда в городе Москве
Целью государственной политики в области охраны труда является
обеспечение безопасных условий труда работникам, предупреждение
производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Государственная политика в области охраны труда основывается на
принципах:
- признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и
здоровья работников по отношению к результатам производственной
деятельности организации;
- взаимодействия и сотрудничества органов государственной
власти, надзора и контроля с работодателями, их объединениями,
профессиональными союзами, иными уполномоченными работниками
представительными органами, заинтересованными в разработке и
реализации государственной политики в области охраны труда.
Основными направлениями государственной политики в области
охраны труда в городе Москве являются:
- организация и обеспечение государственного управления охраной
труда;
- осуществление государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства об охране труда и других требований
по охране труда;
- содействие профсоюзному и иному общественному контролю за
соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда;
- принятие и реализация городских программ по улучшению условий
и охраны труда с участием в этой работе профессиональных союзов
города;
- принятие законодательных и иных нормативных правовых актов,
способствующих достижению безопасных условий труда и
предотвращению несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
- содействие заключению в организациях коллективных договоров,
соглашений по охране труда между работодателями, профессиональными
союзами или иными уполномоченными работниками представительными
органами;
- проведение экономической политики, стимулирующей создание
здоровых и безопасных условий труда;
- применение экономических санкций за нарушение требований
законодательства об охране труда и других требований по охране
труда;
- защита прав и интересов работников, пострадавших от
несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные
заболевания, а также членов их семей на основе обязательного
социального страхования работников от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
- организация обеспечения работников средствами индивидуальной
и коллективной защиты, лечебно - профилактическими средствами за
счет работодателей;
- организация работ по проведению государственной экспертизы
условий труда, аттестации рабочих мест по условиям труда,
сертификации производственных объектов на соответствие требованиям
по охране труда, учету требований по охране труда при
лицензировании производственной деятельности;
- обязательное расследование и учет каждого несчастного случая
на производстве и профессионального заболевания;
- обеспечение государственной статистической отчетности об
условиях труда, несчастных случаях на производстве и
профессиональных заболеваниях в рамках федеральных программ
статистических работ;
- информирование организаций, работников и населения города
Москвы о законодательных и иных нормативных правовых актах по
охране труда, о состоянии условий и охраны труда, основных
причинах, уровнях производственного травматизма и профессиональных
заболеваний в организациях;
- распространение положительного опыта работы в области охраны
труда;
- организация профессионального обучения, подготовки и
переподготовки специалистов в области охраны труда.
Глава II. Права и обязанности работников и работодателей
в области охраны труда
Статья 6. Право работника на охрану труда
Каждый работник имеет право на:
- рабочее место, соответствующее установленным требованиям по
охране труда;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний за счет средств
работодателя, которое производится в порядке и на условиях,
устанавливаемых федеральным законодательством;
- возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с
исполнением им трудовых обязанностей, в соответствии с
установленным законодательством Российской Федерации порядком;
- получение достоверной информации от работодателя или
государственных и общественных органов о состоянии условий и
охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения
здоровья, а также о мерах по его защите от воздействия вредных и
опасных производственных факторов;
- отказ от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной угрозы его жизни и здоровью до устранения этой
угрозы, за исключением случаев, когда федеральным
законодательством допускается работа в условиях повышенного риска
и прямой угрозы для жизни и здоровья работника;
- обеспечение сертифицированными средствами индивидуальной и
коллективной защиты в соответствии с установленными требованиями
за счет средств работодателя;
- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств
работодателя;
- предоставление ему нового рабочего места или профессиональную
переподготовку за счет средств работодателя в случае
приостановления производственной деятельности структурного
подразделения организации либо ликвидации рабочего места по
требованию органов государственного надзора и контроля вследствие
невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
- запрос о проведении инспектирования рабочего места органами
государственного надзора и контроля или общественного контроля за
охраной труда;
- обращение с жалобой в органы государственной власти, органы
государственного надзора и контроля, а также профессиональные
союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в
связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда,
нарушениями законодательства об охране труда;
- участие в рассмотрении вопросов, связанных с улучшением
условий и охраны труда на его рабочем месте;
- компенсации, установленные законодательством Российской
Федерации и города Москвы, если работник занят на тяжелых работах
и работах с вредными или опасными условиями труда.
Государство в лице органов власти города Москвы и органов
государственного надзора и контроля обеспечивает работникам право
на охрану труда.
Статья 7. Обязанности работника по обеспечению охраны труда
Работник обязан:
- соблюдать требования по охране труда;
- проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности
других лиц, жизнь и здоровье которых могут быть поставлены под
угрозу в результате несоблюдения им необходимых мер безопасности
во время работы;
- применять в установленном порядке средства индивидуальной и
коллективной защиты;
- соблюдать установленный порядок обучения, инструктажа и
проверки знаний по охране труда;
- соблюдать установленный порядок прохождения предварительных
при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров,
выполнять рекомендации по результатам проведенных обследований
состояния здоровья;
- сообщать немедленно своему непосредственному руководителю о
любой ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей, а
также о любом несчастном случае или повреждении здоровья,
происшедших на производстве.
Статья 8. Права работодателя п о обеспечению охраны труда в
организации
Работодатель имеет право:
- требовать соблюдения работниками требований по охране труда;
- привлекать к дисциплинарной ответственности в установленном
порядке работников, допустивших нарушение требований по охране
труда;
- привлекать работника к материальной ответственности в
установленном законодательством порядке, если допущенное им
нарушение требований по охране труда связано с причинением
имущественного ущерба организации;
- принимать участие в проводимых органами исполнительной
власти, надзора и контроля, а также общественного контроля
проверках соблюдения законодательства об охране труда в
организации и быть информированным о результатах проверок;
- обращаться в органы исполнительной власти, органы
государственного надзора и контроля с предложениями о пересмотре
требований нормативных правовых актов по охране труда;
- обжаловать в судебном порядке решения органов
государственного надзора и контроля, их должностных лиц о взимании
в административном порядке штрафов за невыполнение требований по
охране труда, приостановлении производственной деятельности
организации или ее структурных подразделений, а также обжаловать
принятое в установленном порядке решение о прекращении
деятельности (ликвидации) организации.
Статья 9. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
в организации
Ответственность за обеспечение охраны труда в организации
возлагается на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность при эксплуатации зданий, сооружений,
оборудования, выполнении технологических процессов и применении в
производстве сырья и материалов;
- условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие
требованиям по охране труда;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с
законодательством;
- организацию эффективного контроля за состоянием условий труда
на рабочих местах;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с
последующей сертификацией производственных объектов на
соответствие требованиям по охране труда;
- обязательное социальное страхование всех работников от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- приобретение и содержание за свой счет специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также
смывающих и обезвреживающих средств и выдачу их в соответствии с
установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными
или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с
загрязнением;
- обучение, инструктаж и проверку знаний работников по охране
труда в соответствии с их производственной деятельностью;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда
на рабочем месте, о существующем или возможном риске повреждения
здоровья, полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты
и компенсациях;
- наличие необходимых нормативных правовых актов по охране
труда для работников;
- разработку и своевременный пересмотр документации по охране
труда организации;
- допуск в организацию в установленном порядке представителей
органов государственного управления охраной труда, органов
государственного надзора и контроля, общественного контроля,
государственной экспертизы условий труда для проведения проверок
состояния условий и охраны труда и соблюдения законодательства об
охране труда и других требований по охране труда в организациях,
для расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также допуск представителей
страховых организаций; предоставление вышеуказанным органам и
организациям информации о состоянии условий и охраны труда в
организации, выполнении предписаний и постановлений, а также
сведений о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и
повреждении здоровья работников на производстве;
- своевременное выполнение предписаний и постановлений органов
государственного надзора и контроля, представлений профсоюзных
органов об устранении выявленных нарушений законодательства об
охране труда;
- своевременное расследование в установленном порядке каждого
несчастного случая, происшедшего в организации;
- необходимые меры для сохранения жизни и здоровья работников
при возникновении аварийных ситуаций, в том числе меры по оказанию
первой помощи пострадавшим;
- проведение обязательных предварительных при приеме на работу
и периодических в течение трудовой деятельности медицинских
осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров по просьбе
работников с сохранением за ними их места работы (должности) и
среднего заработка на время прохождения обязательных медицинских
осмотров;
- санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обслуживание
работников в соответствии с требованиями нормативных правовых
актов по охране труда;
- компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах
с вредными или опасными условиями труда, в соответствии с
законодательством Российской Федерации и города Москвы;
- представление в Московский городской комитет по статистике,
органы, осуществляющие государственное регулирование в
соответствующих отраслях экономики, в установленном порядке
сведений о производственном травматизме и условиях труда в
соответствии с утвержденными формами государственной
статистической отчетности;
- представление в органы государственного управления охраной
труда информации о состоянии условий и охраны труда в организации,
выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по
улучшению условий и охраны труда.
Глава III. Обеспечение охраны труда
Статья 10. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда в городе Москве
осуществляет Правительство Москвы и специально уполномоченные
городские органы исполнительной власти в рамках полномочий,
установленных законодательством об охране труда.
Статья 11. Полномочия Правительства Москвы
Правительство Москвы во исполнение законодательства об охране
труда:
- проводит государственную политику в области охраны труда в
городе Москве;
- утверждает городские программы по улучшению условий и охраны
труда;
- проводит политику экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
- содействует обеспечению организаций города необходимыми
средствами индивидуальной и коллективной защиты и средствами
контроля производственной среды;
- создает межведомственную комиссию по охране труда и
обеспечивает условия ее эффективного функционирования;
- реализует свои полномочия в области охраны труда на принципах
социального партнерства и во взаимодействии с работодателями,
профсоюзами и другими общественными организациями;
- осуществляет иные, не указанные в данной статье, полномочия в
части, касающейся охраны труда, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
Статья 12. Полномочия городского органа исполнительной власти
по труду
Городской орган исполнительной власти по труду, осуществляющий
функции государственного управления охраной труда на территории
города Москвы:
- обеспечивает реализацию государственной политики в области
охраны труда в организациях города Москвы;
- разрабатывает городские программы по улучшению условий и
охраны труда и городские нормативные правовые акты по охране
труда;
- организует учет потребности и контроль за обеспечением
организаций города средствами индивидуальной и коллективной
защиты, а также средствами контроля производственной среды;
- организует систему обучения и проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов организаций любых организационно -
правовых форм и выдает учебным центрам разрешения на право
обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и
специалистов;
- организует и руководит деятельностью государственной
экспертизы условий труда;
- организует участие в установленном порядке представителей
органов исполнительной власти города в расследовании несчастных
случаев на производстве;
- проводит организационную и координационно - методическую
работу по экспертизе условий труда, сертификации производственных
объектов на соответствие требованиям по охране труда;
- осуществляет иные полномочия в части, касающейся охраны
труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации и
города Москвы.
Статья 13. Полномочия отраслевых и функциональных органов
исполнительной власти
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти:
- участвуют в разработке и реализации городских программ
улучшения условий и охраны труда;
- осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в
подведомственных организациях;
- распространяют передовой опыт по охране труда;
- осуществляют организационно - методическое руководство
службами охраны труда в организациях;
- организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям
труда и сертификации производственных объектов на соответствие
требованиям по охране труда;
- ведут учет потребности и организуют обеспечение средствами
индивидуальной, коллективной защиты и средствами контроля
производственной среды работников подведомственных организаций;
- принимают участие в установленном порядке в расследовании
несчастных случаев на производстве;
- организуют обучение и проверку знаний по охране труда
работников подведомственных организаций, включая руководителей и
специалистов;
- взаимодействуют по вопросам улучшения условий и охраны труда
с органами государственного надзора и контроля, профессиональными
союзами и иными общественными организациями;
- направляют в городской орган исполнительной власти по труду
обобщенные статистические сведения о состоянии условий и охраны
труда в подведомственных организациях;
- осуществляют иные полномочия в части, касающейся охраны
труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации и
города Москвы.
Статья 14. Права работников городских органов исполнительной
власти
Должностные лица городских органов исполнительной власти,
непосредственно участвующие в управлении охраной труда, имеют
право посещать организации города Москвы для осуществления
действий в соответствии с полномочиями, установленными настоящим
Законом.
Статья 15. Обеспечение охраны труда в организациях
Для обеспечения соблюдения требований по охране труда в каждой
организации города Москвы с численностью свыше 100 работников в
обязательном порядке создается служба охраны труда или вводится
должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую
подготовку.
В других организациях, в том числе в организациях, имеющих
численность работников 100 и менее, решение о создании службы
охраны труда или введении должности специалиста по охране труда
принимается работодателем в зависимости от специфики деятельности
данной организации. При отсутствии в указанных организациях служб
(специалистов) по охране труда работодатель обязан привлекать
специалистов по охране труда на договорной основе.
Специалисты службы охраны труда и специалисты по охране труда,
привлеченные на договорной основе, имеют право:
- выдавать руководителям структурных подразделений и
должностным лицам обязательные для выполнения предписания по
устранению недостатков в части охраны труда;
- запрашивать и получать от руководителей структурных
подразделений и должностных лиц необходимые для работы сведения и
информацию, документацию, объяснения (в том числе в письменном
виде) по вопросам охраны труда;
- требовать от работодателя недопущения к работе лиц, не
прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обучение,
инструктаж, проверку знаний, не имеющих допуска к соответствующим
работам, не применяющих средства защиты или не выполняющих
требования по охране труда;
- запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство
работ на рабочих местах при выявлении нарушений требований по
охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников
или могут привести к аварии, с уведомлением об этом работодателя;
- направлять работодателю представления о привлечении к
ответственности должностных лиц, нарушающих требования по охране
труда.
Необоснованные сокращение численности и ликвидация службы
охраны труда в организации не допускаются.
Для сотрудничества работодателей и работников в решении
вопросов охраны труда в организациях создаются в соответствии с
федеральным законодательством совместные комитеты (комиссии) по
охране труда, в которые на паритетной основе входят представители
работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных
работниками представительных органов.
Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку
раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда,
совместные действия работодателя и работников по обеспечению
условий и охраны труда, предупреждению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение
проверок и информирование работников о состоянии условий и охраны
труда на рабочих местах.
Статья 16. Обеспечение соответствия производственных объектов
и средств производства требованиям по охране труда
Проекты строительства и реконструкции объектов, предназначенных
для осуществления любых видов производственной деятельности,
создания машин, механизмов, технологических процессов, должны
соответствовать требованиям по охране труда.
Проекты строительства и реконструкции производственных объектов
и технические условия на средства производства подлежат
государственной экспертизе, а опытные образцы продукции -
государственным испытаниям на соответствие их требованиям по
охране труда.
Новые или реконструируемые производственные объекты не могут
быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют заключений
специально уполномоченных на то государственных надзорных и
контрольных органов по направлениям их деятельности, технической
инспекции труда профсоюзов и соответствующих профсоюзных органов.
Машины, станки, механизмы, оборудование, транспортные средства,
технологические процессы, материалы и химические вещества,
средства коллективной защиты, в том числе приобретаемые за
границей, должны соответствовать требованиям по охране труда и
иметь сертификат соответствия (паспорт безопасности).
Запрещается производство и применение в производстве вредных
химических веществ и материалов, а также продукции, не имеющих
паспортов безопасности и не прошедших в установленном порядке
санитарно - гигиенической оценки.
В случае поступления в организацию новых вредных химических
веществ или наличия в организации веществ, требующих принятия
дополнительных мер безопасности, работодатель обязан до начала их
использования уведомить об этом специально уполномоченные на то
государственные органы надзора и контроля, разработать и
согласовать с ними меры по защите здоровья и жизни работников.
Статья 17. Требования к рабочему месту работника
В действующих организациях все рабочие места должны
соответствовать требованиям по охране труда.
Рабочее место, предоставляемое работнику работодателем, должно
быть защищено от воздействия вредных и опасных производственных
факторов, которые могут вызвать производственную травму,
профессиональное заболевание или снижение работоспособности.
При несоблюдении работодателем этих требований работник имеет
право обратиться в органы государственного надзора и контроля или
общественного контроля за охраной труда с запросом на проведение
инспектирования его рабочего места уполномоченными представителями
этих органов либо обратиться с жалобой в органы государственной
власти, органы государственного надзора и контроля, а также
профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками
представительные органы.
Работник вправе участвовать в рассмотрении вопросов, связанных
с улучшением условий и охраны труда на его рабочем месте.
Статья 18. Информирование работника о состоянии условий и
охраны труда на его рабочем месте
При приеме работника на работу и в последующий период его
трудовой деятельности работодатель обязан предоставить работнику
достоверную информацию о состоянии условий и охраны труда на его
рабочем месте; о предстоящих или происшедших изменениях в условиях
и охране труда на рабочем месте; о существующем риске повреждения
здоровья работника, а также о мерах по его защите от воздействия
вредных и опасных производственных факторов; о полагающихся ему
средствах индивидуальной защиты и компенсациях за работу во
вредных или опасных условиях труда.
При невыполнении этих обязанностей работодателем работник имеет
право обратиться с жалобой в органы государственной власти, органы
государственного надзора и контроля, а также профессиональные
союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы.
Статья 19. Социальное страхование работников от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний
Каждый работник подлежит обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
и не несет расходов на эти цели.
Статья 20. Обеспечение работников средствами индивидуальной
защиты
Работодатель обеспечивает работников сертифицированными
средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими
средствами в соответствии с нормами, утверждаемыми в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации. Средства
индивидуальной защиты, в том числе приобретаемые за границей,
должны соответствовать требованиям по охране труда и иметь
сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты.
Работодатель имеет право обеспечивать работников средствами
индивидуальной защиты сверх установленных норм за счет прибыли
предприятия. Обязательства работодателя по обеспечению работников
средствами индивидуальной защиты, в том числе сверх установленных
норм, включаются в коллективные договоры и в соглашения по охране
труда.
Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и
обезвреживание средств индивидуальной защиты осуществляются за
счет средств работодателя.
Статья 21. Медицинские осмотры работников некоторых категорий
Работодатель обязан в случаях, предусмотренных федеральным
законодательством, организовывать проведение обязательных
предварительных (при поступлении на работу) и периодических
(в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
Медицинские осмотры работников проводятся за счет средств
работодателя.
При обнаружении у работника признаков профессионального
заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие
воздействия вредных и опасных производственных факторов
работодатель на основании медицинского заключения обязан
предоставить работнику другую работу, соответствующую состоянию
его здоровья, с соблюдением законодательства.
Статья 22. Профессиональная подготовка, обучение и
инструктирование работников по охране труда
Работники организаций, включая руководителей, обязаны проходить
в установленном порядке обучение и проверку знаний по охране
труда.
Для всех поступающих на работу, а также переводимых на другую
работу лиц работодатель обязан организовать инструктаж по охране
труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
правильному пользованию средствами индивидуальной и коллективной
защиты и оказанию первой помощи пострадавшим.
Обучение в области охраны труда проводится в установленном
порядке при подготовке новых работников, переподготовке
(переобучении) работников, обучении работников вторым (смежным)
профессиям.
Работники, связанные с выполнением работ или обслуживанием
объектов (установок, оборудования) повышенной опасности, а также
объектов, подконтрольных органам государственного надзора, должны
проходить в установленном порядке обучение и периодическую
проверку знаний по охране труда.
Статья 23. Компенсации за тяжелые работы и работы с вредными
условиями труда
Категории работников, имеющих право на компенсации в связи с
тяжелыми и вредными условиями труда, а также размеры таких
компенсаций определяются соответствующим законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
Дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными условиями труда, с учетом специфики
условий труда в конкретной организации могут устанавливаться
коллективным договором или соглашением.
Статья 24. Компенсации при несоответствии условий труда
требованиям по охране труда
На время приостановления работ органами государственного
надзора и контроля вследствие нарушения законодательства об охране
труда и других требований по охране труда не по вине работника за
ним сохраняется место работы с оплатой в соответствии с
федеральным законодательством.
При приостановлении в установленном порядке деятельности
структурного подразделения организации или ликвидации рабочего
места по требованию органа государственного надзора и контроля
вследствие невозможности обеспечения безопасных условий труда
работодатель предоставляет работнику новое рабочее место,
соответствующее его квалификации, или обеспечивает бесплатное
обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением
ему на период переподготовки среднего заработка.
При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья (кроме
случаев, предусмотренных федеральным законодательством), а также
при необеспечении его средствами индивидуальной и коллективной
защиты работодатель обязан предоставить работнику другую работу на
время устранения опасности. В случае, если предоставление другой
работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника
до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается
работодателем как простой не по вине работника.
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от
выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями
труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не
влечет каких-либо негативных последствий для работника.
Статья 25. Финансирование охраны труда
Финансирование мероприятий по охране труда в городе Москве
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
в организациях осуществляется за счет средств организаций.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
в бюджетных организациях осуществляется за счет средств,
выделяемых на их содержание.
Затраты на мероприятия по охране труда в организациях любых
организационно - правовых форм (кроме бюджетных) включаются в
себестоимость продукции, товаров и услуг.
Финансирование работодателями мероприятий по охране труда в
организациях независимо от организационно - правовых форм
осуществляется в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в
соответствии с нормативными требованиями по охране труда.
Дополнительное финансирование мероприятий по охране труда может
осуществляться из прибыли организации.
Минимальные границы финансирования мероприятий по охране труда
в расчете на одного работника устанавливаются в Московском
трехстороннем соглашении, отраслевых городских соглашениях и
коллективных договорах.
Не допускается нецелевое расходование средств, выделяемых на
охрану труда.
Работники не несут расходов по финансированию мероприятий по
охране труда.
Глава IV. Особенности регулирования отношений в области
охраны труда для женщин, молодежи и инвалидов
Статья 26. Охрана труда женщин
На отдельных видах тяжелых работ и работ с вредными и опасными
условиями труда запрещается применение труда женщин.
Перечни тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями
труда, на которых запрещается применение труда женщин,
утверждаются в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Запрещается подъем и перемещение женщинами вручную тяжестей,
превышающих установленные для этой категории работников нормы
предельно допустимых нагрузок.
Беременные женщины в соответствии с медицинскими заключениями
должны быть переведены на более легкую работу или работу,
исключающую воздействие вредных и опасных производственных
факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Запрещается применение труда беременных женщин на работах,
которые могут нанести вред здоровью женщины или ее потомства.
Статья 27. Охрана труда молодежи
На отдельных видах тяжелых работ и работ с вредными и опасными
условиями труда, а также на подземных работах запрещается
применение труда лиц моложе восемнадцати лет.
Перечни тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями
труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе
восемнадцати лет, утверждаются в порядке, установленном
федеральным законодательством.
Работникам, не достигшим восемнадцати лет, запрещается подъем и
перемещение вручную тяжестей, превышающих установленные для этой
категории работников нормы предельно допустимых нагрузок.
Запрещается применение труда лиц, не достигших шестнадцати лет,
на погрузочно - разгрузочных работах. Несовершеннолетние работники
старше шестнадцати лет могут привлекаться к погрузочно -
разгрузочным работам при условии, что эти работы связаны с
выполнением ими основной работы по специальности и занимают не
более одной трети их рабочего времени.
Все лица моложе восемнадцати лет должны приниматься на работу
только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем,
по достижении восемнадцати лет, ежегодно проходить обязательный
медицинский осмотр.
Работники моложе восемнадцати лет не допускаются к работе в
ночное время и к сверхурочным работам.
Статья 28. Охрана труда инвалидов
В случаях, предусмотренных законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы, работодатель обязан принимать на работу в порядке
трудоустройства инвалидов. Правительство Москвы оказывает в
установленном порядке помощь центрам профессионального обучения
инвалидов и специализированным предприятиям, использующим труд
инвалидов.
В договорах о квотировании рабочих мест для инвалидов должны
содержаться сведения о категориях работников, для которых имеются
или создаются рабочие места, об обеспечении санитарно -
гигиенических требований и рекомендаций медико - социальной
экспертизы по условиям и режимам труда.
Программы профессионального обучения инвалидов должны быть
составлены с учетом специфики условий и охраны труда различных
категорий работников - инвалидов.
Работодатель, использующий труд инвалидов, должен обеспечить:
- специальное профессиональное обучение инвалидов, их
профессиональную и производственную адаптацию в соответствии с
состоянием здоровья и заключением медико - социальной экспертизы;
- медицинский контроль за состоянием здоровья инвалидов,
оказание им неотложной и амбулаторной помощи;
- создание специализированных рабочих мест для инвалидов или
необходимые приспособления для рабочих мест, трудовых операций,
инструментов, оборудования, учитывающие специфику категорий
работников и рекомендации медицинских учреждений и обеспечивающие
безопасность здоровья и жизни инвалидов в процессе их трудовой
деятельности;
- условия труда и режимы работы в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, общей и индивидуальной программами реабилитации
инвалидов;
- доступную для инвалидов среду жизнедеятельности в
организации, устройства и сооружения для их свободного перемещения
в производственных и бытовых помещениях, на территории
предприятия.
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные
дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии,
что такая работа не запрещена медицинскими рекомендациями.
Глава V. Надзор и контроль за соблюдением законодательства
об охране труда и других требований по охране труда
Статья 29. Органы государственного надзора и контроля
Государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства об охране труда и других требований по охране
труда осуществляет Государственная инспекция труда по городу
Москве по вопросам, отнесенным к ее компетенции, в соответствии с
федеральным законодательством и положением об этом органе.
Государственный надзор и контроль за условиями труда и
соблюдением требований безопасности в организациях города
осуществляют также городские подразделения специально
уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которым
предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в
пределах их полномочий по направлениям деятельности. К этим
органам относятся: московские городские органы госгортехнадзора,
санитарно - эпидемиологического надзора, энергонадзора, пожарного
надзора, госатомэнергонадзора, гостехнадзора, надзора за
безопасностью дорожного движения.
Органы государственного надзора и контроля независимы в своей
деятельности от государственных органов, поднадзорных организаций,
должностных лиц. Решения должностных лиц органов государственного
надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им
полномочий, являются обязательными для исполнения работодателями,
должностными и ответственными лицами организаций любых
организационно - правовых форм.
Должностные лица государственных органов надзора и контроля
несут ответственность за выполнение возложенных на них
обязанностей в соответствии с федеральным законодательством. Они
обязаны сохранять конфиденциальность сведений, составляющих
государственную, служебную и коммерческую тайну, полученных при
осуществлении своих полномочий.
Статья 30. Государственная экспертиза условий труда по городу
Москве
Государственная экспертиза условий труда по городу Москве:
- осуществляет экспертизу условий труда, в том числе в проектах
строительства и реконструкции производственных объектов, а также в
связи с обращениями государственных надзорных, контрольных и
судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей,
общественных объединений и работников организаций;
- контролирует состояние условий и охраны труда в организациях,
качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
результаты сертификации производственных объектов на соответствие
требованиям по охране труда для подготовки предложений по
отнесению организаций к классу профессионального риска;
- проверяет в организациях документацию по установлению
работникам льгот и компенсаций за работу с тяжелыми и вредными
условиями труда, дает работодателю предписания об устранении
выявленных нарушений.
Статья 31. Общественный контроль за соблюдением
законодательства об охране труда и других требований по охране
труда
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов
работников в области охраны труда осуществляют профессиональные
союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы,
которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а
также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профессиональных союзов или трудовых коллективов.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда
профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками
представительных органов действуют в соответствии с
рекомендациями, разрабатываемыми федеральным и городским органами
исполнительной власти по труду.
Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями
законодательства об охране труда и других требований по охране
труда; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях
непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и обращаться в
Государственную инспекцию труда по г. Москве для принятия
неотложных мер;
- участвовать в экспертизе условий труда на проектируемых,
строящихся и эксплуатируемых объектах, а также в экспертизе
безопасности проектируемых и эксплуатируемых средств производства;
выступать в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
- запрашивать и получать информацию от руководителей и иных
должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а
также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на
производстве и профессиональных заболеваниях;
- посещать организации любых организационно - правовых форм, на
которых работают члены данного профсоюза;
- осуществлять проверки выполнения обязательств работодателей
по вопросам охраны труда, предусмотренных коллективными договорами
и соглашениями, а также трудовыми договорами (контрактами);
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о
привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в
нарушении требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных
случаев на производстве;
- участвовать в формировании федеральных и городских программ
улучшения условий и охраны труда, в разработке и согласовании
законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
- осуществлять выдачу работодателям обязательных к исполнению
представлений об устранении выявленных нарушений законодательства
об охране труда;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с
нарушением законодательства об охране труда, обязательств,
установленных коллективными договорами или соглашениями по охране
труда, с изменением условий труда;
- контролировать правильность расходования работодателями
средств, выделяемых на охрану труда по коллективным договорам и
соглашениям;
- проверять соответствие предоставляемых компенсаций за работу
с вредными и опасными условиями труда законодательным и иным
нормативным правовым актам по охране труда.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
об охране труда и других требований по охране труда
Статья 32. Ответственность за нарушение законодательства об
охране труда и других требований по охране труда
Должностные лица, работодатели и другие лица, виновные в
нарушении законодательства об охране труда и других требований по
охране труда, в невыполнении обязательств, установленных
коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо
препятствующие деятельности представителей государственных органов
надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к
дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в
порядке, установленном федеральным законодательством.
Статья 33. Ответственность за вред, причиненный работнику
в результате несчастных случаев на производстве или
профессиональных заболеваний
Отношения по возмещению вреда, причиненного работникам в
результате несчастных случаев на производстве или профессиональных
заболеваний, полученных при исполнении ими трудовых обязанностей,
регулируются федеральным законодательством об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, иными законами и нормативными
правовыми актами Российской Федерации. В случае реорганизации
организации ее обязанности по возмещению вреда, причиненного
работникам в результате несчастных случаев или профессиональных
заболеваний, установленные федеральным законодательством,
переходят к правопреемнику.
Статья 34. Ответственность организаций за выпуск продукции
и разработку средств производства, оборудования
и технологий, не отвечающих требованиям по охране
труда
Организации, выпускающие и поставляющие продукцию
производственно - технического назначения, не отвечающую
требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный
ущерб в соответствии с федеральным гражданским законодательством.
Научно - исследовательские, технологические, проектно -
конструкторские и другие организации, разработавшие проекты
средств производства, а также внедрившие новые технологии, не
отвечающие требованиям по охране труда, обязаны возместить
заказчику причиненный ущерб в соответствии с федеральным
законодательством.
Статья 35. Ответственность работников за нарушение
законодательства об охране труда и других требований по охране
труда
За нарушение законодательства об охране труда и других
требований по охране труда работники организаций привлекаются к
дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и
уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным
законодательством.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 36. Приведение правовых актов в соответствие
с настоящим Законом
Нормативные правовые акты городской администрации приводятся в
соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок.
Статья 37. Срок введения в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в порядке, установленном
Законом города Москвы от 14 декабря 1994 г. N 22
"О законодательных актах города Москвы".
|