ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 декабря 1998 г. N 913
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
В целях повышения экономической активности трудоспособного
населения, совершенствования системы назначения и выплат пособий
по безработице и других гарантий социальной поддержки безработных,
а также стимулирования безработных граждан к поиску работы
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О занятости населения
в городе Москве" (приложение).
2. Поручить заместителю Премьера Правительства Москвы
Петрову А.В. внести указанный законопроект в установленном порядке
на рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 1 декабря 1998 г. N 913
Проект
ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Законом Российской Федерации "О занятости населения в
Российской Федерации" определяет правовые, экономические и
организационные основы государственной политики содействия
занятости населения в городе Москве, а также гарантии государства
по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации -
жителей Москвы на труд и социальную защиту от безработицы.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в Законе
Занятость - это деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству Российской Федерации и города
Москвы и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход
(далее - заработок).
Безработица - явление в экономике, при котором часть
экономически активного населения, желающая работать, не может
продать (применить) свою рабочую силу.
Безработные граждане - лица трудоспособного возраста, которые
не имеют работы (доходного занятия), зарегистрированные в
установленном порядке в органах труда и занятости, занимаются
поиском работы и готовы приступить к работе.
Граждане, ищущие работу, - лица, намеренные найти место работы,
новое место работы при потере прежнего или изменить место работы в
том случае, если оно по каким-либо причинам не устраивает.
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от
форм собственности и организационно - правовой формы,
представляемые их руководителями (администрацией), либо физические
лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях.
Граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и испытывающие
трудности в поиске работы, - инвалиды; граждане, имеющие на
содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа
необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные
из мест лишения свободы или после принудительного лечения по
решению суда; дети - сироты; дети, оставшиеся без попечения
родителей; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая
работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления
возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по
возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные
с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные
родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей -
инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Статья 2. Законодательство о занятости населения
Законодательство о занятости населения состоит из Конституции
Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О занятости
населения в Российской Федерации", законодательных и нормативных
правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы,
настоящего Закона, законодательных и иных нормативных правовых
актов города Москвы, регулирующих отношения в сфере трудовых
отношений и занятости населения, а также норм международного права
и международных договоров Российской Федерации.
Законодательство города Москвы о занятости населения
распространяется также на иностранных граждан и лиц без
гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или
международными договорами Российской Федерации. Нормативные
правовые акты в области занятости, принимаемые органами власти
города Москвы, не могут противоречить настоящему Закону.
Статья 3. Государственная политика в области содействия
занятости в городе Москве
1. Законодательные и исполнительные органы города Москвы
проводят государственную политику содействия реализации прав
граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости
населения направлена на:
- обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской
Федерации независимо от национальности, пола, возраста,
социального положения, политических убеждений и отношения к
религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор
занятости;
- развитие трудовых ресурсов и рост их мобильности;
- поддержку трудовой и предпринимательской активности и
инициативы граждан, осуществляемых в рамках законности;
- обеспечение социальной защиты в области содействия занятости
населения, проведение специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного
года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих эффективные рабочие
места и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан,
особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы;
- сочетание самостоятельности органов с согласованностью
действий власти города Москвы, органов местного самоуправления в
обеспечении занятости населения при реализации Программы
содействия занятости населения города Москвы;
- координацию деятельности в области занятости населения с
другими направлениями экономической и социальной политики, включая
инвестиционно - структурную политику;
- координацию деятельности государственных органов,
профессиональных союзов и иных представительных органов
работников, работодателей и их объединений в разработке и
реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за
ними;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости
населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью
граждан Российской Федерации за пределами территории Российской
Федерации и иностранных граждан на территории Москвы, соблюдение
международных трудовых норм.
Статья 4. Социальное партнерство и политика занятости
Реализация государственной политики в области содействия
занятости населения осуществляется Правительством Москвы на основе
развития системы социального партнерства в городе по вопросам
регулирования социально - трудовых отношений в соответствии с
законодательством Российской Федерации о социальном партнерстве и
Законом города Москвы "О социальном партнерстве".
Статья 5. Органы труда и занятости населения города Москвы
1. Органом исполнительной власти, осуществляющим на территории
города Москвы государственную политику в социально - трудовой
сфере, направленную на реализацию установленных законодательством
Российской Федерации и города Москвы прав и гарантий в области
занятости населения, является орган труда и занятости городской
администрации (далее - орган труда и занятости).
2. Орган труда и занятости в соответствии с потребностями
населения в условиях по защите от безработицы и ее последствий
создает в административных округах города и районах свои
структурные подразделения.
3. Территориальные подразделения органа труда и занятости
работают в тесном взаимодействии с администрациями округов и
районов, органами городской администрации, профессиональными
союзами, местными общественными объединениями. Проекты
территориальных разделов городских программ содействия занятости
населения согласовываются с префектами.
4. Услуги, связанные с содействием занятости граждан,
предоставляются органами труда и занятости бесплатно.
В отдельных случаях (консультирование, переподготовка,
обучение) услуги могут осуществляться на платной основе.
Глава II. Права и обязанности граждан в области занятости
Статья 6. Право граждан распоряжаться своими способностями к
труду и на выбор места работы
1. Гражданам принадлежит право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого
обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества
органов труда и занятости, или с помощью других организаций,
оказывающих содействие в трудоустройстве населения.
Статья 7. Право граждан на профессиональную деятельность за
пределами территории Российской Федерации
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и
трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Статья 8. Право граждан на консультацию, профессиональную
ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку,
повышение квалификации и получение информации в органах труда и
занятости
Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное
получение информации в органах труда и занятости в целях выбора
сферы трудовой деятельности и профессионального обучения.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право
на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в
органах труда и занятости в целях выбора профессии и возможности
получения профессионального обучения.
Безработные граждане имеют также право на бесплатные
профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации по направлению органов
труда и занятости.
Статья 9. Занятые граждане
Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе
выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо
неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую
работу (службу), в том числе сезонные, временные работы, за
исключением общественных работ, организуемых органами труда и
занятости населения города Москвы;
- зарегистрированные в качестве предпринимателей;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по
договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско - правового
характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание
услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными
предпринимателями, авторским договорам, а также члены
производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую
должность;
- проходящие военную службу, а также службу в органах
внутренних дел;
- проходящие очную форму обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего
профессионального и высшего профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая обучение по направлению
органов труда и занятости;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с
нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой,
или иными причинами;
- учредители (участники) организаций, за исключением
учредителей (участников) общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов, объединений
юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют
имущественных прав в отношении данных организаций.
Статья 10. Условия признания граждан безработными
1. Безработными могут быть признаны граждане в возрасте от
16 лет до достижения ими возраста, дающего им в соответствии с
пенсионным законодательством право на пенсию по старости
(по возрасту), а также социальную пенсию, не имеющие работы и
заработка, трудового дохода, вознаграждения за выполненные работы
(далее - заработок), ищущие работу, готовые приступить к ней,
имеющие в паспорте отметку о регистрации по месту жительства в
городе Москве, представившие необходимые документы и
зарегистрированные в органах труда и занятости по месту жительства
гражданина в целях поиска работы.
2. Для принятия решения о признании инвалида безработным он
представляет наряду с документами, установленными пунктом 1
настоящей статьи, индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Статья 11. Порядок признания граждан безработными
1. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях
поиска подходящей работы, безработным принимается не позднее
11 календарных дней со дня представления органам труда и занятости
паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих,
документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; для
граждан, потерявших работу и заработок в течение года перед
обращением в органы труда и занятости, - в том числе справки о
среднем заработке (денежном довольствии) за последние три месяца
по последнему месту работы; для граждан, уволенных с военной
службы, - в том числе военного билета; для граждан, занимавшихся
предпринимательской деятельностью с образованием юридического
лица, - в том числе свидетельства о ликвидации предприятия; для
инвалидов - в том числе индивидуальной программы реабилитации.
Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие),
представляют паспорт или документ, его заменяющий, и документ об
образовании.
В случае представления справки о среднем заработке за последние
три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы
труда и занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли
по официальному курсу Центрального банка России, установленному на
день увольнения гражданина.
2. Граждане, занимавшиеся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица либо работавшие по трудовому
договору у предпринимателя без образования юридического лица,
вместо справки о среднем заработке представляют справку из
налоговой инспекции о доходах за последний год работы перед
обращением в органы труда и занятости.
3. Нотариусы, занимавшиеся частной практикой, представляют в
органы труда и занятости паспорт, трудовую книжку или документы,
их заменяющие, выписку из приказа органа юстиции об освобождении
его от полномочий, справку из налоговой инспекции о доходах за
последний год работы перед обращением в органы службы занятости.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства представляют в
том числе вид на жительство с отметкой о регистрации по месту
жительства.
5. В случае непредставления гражданином одного из необходимых
документов он регистрируется в качестве ищущего работу.
6. Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста; достигшие возраста, дающего
право выхода на пенсию по старости (по возрасту), а также на
социальную пенсию;
- которым в соответствии с пенсионным законодательством
Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту),
включая на льготных условиях, за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 календарных дней со дня их
регистрации в органах труда и занятости в целях поиска работы от
двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу - в
случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или
от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть
предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по
одной той же профессии, специальности) дважды;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня
их регистрации в целях поиска работы в день, установленный
органами труда и занятости для предложения им вариантов
трудоустройства;
- не явившиеся в срок, установленный органами труда и занятости
для признания их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без
лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
7. Граждане, которым в установленном порядке отказано в
признании их безработными, имеют право на повторное обращение в
органы труда и занятости через две недели для решения вопроса о
признании их безработными.
Статья 12. Обязанности граждан, признанных безработными
1. Граждане, признанные безработными, обязаны:
- соблюдать настоящий Закон;
- вести самостоятельный поиск работы;
- соблюдать порядок, условия и сроки перерегистрации в органах
труда и занятости, а в случае невозможности явиться вовремя по
уважительной причине - извещать об этом органы труда и занятости;
- являться на переговоры по трудоустройству с работодателем в
течение трех дней со дня, следующего за днем выдачи органами
службы занятости рекомендательного письма;
- возвращать при очередной перерегистрации рекомендательное
письмо с ответом работодателя, заверенным подписью должностного
лица и печатью организации, независимо от организационно -
правовой формы и формы собственности;
- представлять в органы труда и занятости документы, содержащие
достоверные сведения;
- содействовать органам труда и занятости в поиске
работодателей, предоставивших им справки о средней заработной
плате, для подтверждения этих сведений;
- своевременно (при очередной перерегистрации) представлять
сведения обо всех изменениях, влияющих на дальнейший порядок
работы с безработным гражданином, включая:
- перемену места жительства;
- трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу,
работу по договорам гражданско - правового характера;
- занятие предпринимательской деятельностью;
- учредительство (соучредительство) организации независимо от
организационно - правой формы и формы собственности;
- назначение пенсии по старости (по возрасту), включая на
льготных условиях, за выслугу лет;
- установление или изменение группы инвалидности;
- поступление на очную форму обучения в профессиональное
учебное заведение;
- изменения в отношении лиц, находящихся на его содержании;
- обращение в суд с иском к работодателю по последнему месту
работы об изменении формулировки причины увольнения по инициативе
администрации или восстановлении на работе.
В случае сокрытия или попытки сокрытия любого из
вышеперечисленных сведений, представления заведомо ложных сведений
или поддельных документов граждане несут ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим
Законом.
2. В случае выявления органами труда и занятости факта
получения пособия по безработице обманным путем граждане обязаны
возместить незаконно полученные ими денежные средства из Фонда
занятости населения города Москвы.
Статья 13. Критерии подбора подходящей работы
1. Для граждан, потерявших работу и заработок в течение года
перед обращением в органы труда и занятости, подходящей считается
работа, в том числе работа временного характера, которая
соответствует профессиональной пригодности работника с учетом
уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места
работы (за исключением общественных работ), состоянию здоровья,
транспортной доступности рабочего места.
2. Оплачиваемая работа, в том числе временного характера,
требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных
особенностей граждан) предварительной подготовки, включая
общественные работы, не требующие предварительной профессиональной
подготовки, отвечающие требованиям законодательства Российской
Федерации о труде, считается подходящей для следующих категорий
граждан:
- впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих
профессии (специальности), за исключением лиц, окончивших
образовательные учреждения профессионального образования;
- имевших длительный (более 3 лет) перерыв в работе;
- уволенных более одного раза в течение одного календарного
года, предшествовавшего признанию их безработными, за нарушения
трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные
трудовым законодательством;
- занимавшихся предпринимательской деятельностью перед
обращением в органы труда и занятости;
- отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по
имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию
или пройти переподготовку после окончания первоначального
(12-месячного) периода безработицы;
- состоящих на учете в органах труда и занятости более
18 месяцев;
- направленных органами труда и занятости на обучение и
отчисленных за виновные действия или самовольно прекративших
обучение без уважительных причин;
- обратившихся в органы труда и занятости после окончания
сезонных работ;
- освобожденных из мест лишения свободы.
3. Транспортная доступность рабочего места предусматривает
следующие градации максимального времени проезда от места
жительства до предлагаемой работы:
- для инвалидов, беременных женщин - до 45 минут;
- для одиноких и многодетных родителей, женщин, воспитывающих
детей в возрасте до 14 лет и детей - инвалидов в возрасте до
18 лет, а также граждан, осуществляющих уход за больным членом
семьи в соответствии с медицинским заключением, - до 1 часа;
- для остальных категорий граждан - в пределах черты города.
4. Подходящей не может считаться работа, если она связана с
переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда
не соответствуют правилам и нормам по охране труда, предлагаемый
заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за
последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение
не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых
превышал уровень средней заработной платы в городе Москве. В этом
случае гражданин может быть направлен на работу, если заработок не
ниже уровня средней заработной платы в городе Москве на день
регистрации гражданина в качестве безработного.
Работа с заработком ниже среднего заработка гражданина,
исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы,
может быть предложена только с согласия гражданина.
Статья 14. Право граждан на обжалование действий органов службы
занятости и их должностных лиц
Действия или бездействие органов труда и занятости и их
должностных лиц по применению настоящего Закона могут быть
обжалованы в вышестоящий в порядке подчиненности орган труда и
занятости, а также в суд в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Глава III. Государственные гарантии в области занятости
Статья 15. Государственные гарантии в реализации права граждан
на труд
1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
реализацию государственных гарантий жителям города Москвы:
- свободу выбора профессионального образования и рода трудовой
деятельности, в том числе работы с разными режимами, в
организациях независимо от организационно - правовой формы и формы
собственности;
- охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения
или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с
законодательством Российской Федерации о труде;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве при посредничестве органов труда и занятости.
2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
реализацию государственных гарантий безработным гражданам:
- бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению
органов труда и занятости;
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсацию в соответствии с законодательством Российской
Федерации материальных затрат, связанных с направлением на работу
(обучение) в другую местность по предложению органов труда и
занятости;
- содействие занятости и предпринимательской инициативе;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- бесплатное медицинское обслуживание и медицинское
освидетельствование при приеме на работу и направлении на
обучение.
Статья 16. Дополнительные гарантии занятости отдельных
категорий граждан
1. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают
дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной
защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки
и реализации специальных программ содействия занятости, создания
дополнительных или сохранения имеющихся рабочих мест, в том числе
специальных и специализированных организаций (включая организации
для обеспечения занятости инвалидов), установления Правительством
Москвы квоты рабочих мест для приема на работу отдельных категорий
граждан согласно ситуации, складывающейся на рынке труда города,
осуществления профессиональной ориентации, а также путем
организации профессионального обучения по специальным программам и
других мер с учетом особенностей Москвы.
2. Квота для приема на работу отдельных категорий граждан
устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом города Москвы
"О квотировании рабочих мест в городе Москве".
3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с
сокращением численности или штата, справка для выплаты средней
заработной платы на период трудоустройства в течение третьего
месяца по прежнему месту работы выдается органами труда и
занятости при условии их регистрации в двухнедельный срок после
увольнения, отсутствия отказов от предлагаемой работы, отсутствия
нарушений условий и сроков перерегистрации. Двухнедельный срок для
обращения в органы труда и занятости продлевается в случае болезни
гражданина или наличия других, не зависящих от него, уважительных
причин.
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной
службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право
поступления на работу на государственные и городские
(муниципальные) унитарные предприятия.
5. Для обеспечения адаптации на рынке труда отдельных категорий
граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы, органы труда и занятости осуществляют
разработку и исполнение в рамках ассигнований, предусмотренных
бюджетом Фонда занятости, специальных целевых программ, проводят
специализированные адаптационные мероприятия, обеспечивают
создание соответствующих государственных учреждений и центров и
поддержку негосударственных и общественных организаций,
занимающихся социальной и профессиональной адаптацией этих
категорий населения.
Глава IV. Регулирование и организация занятости населения
Статья 17. Регулирование занятости населения
В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной
занятости населения Правительство Москвы осуществляет:
- разработку и реализацию комплекса мер по формированию и
регулированию рынка труда и трудовых отношений, рациональному
использованию трудовых ресурсов, развитию различных форм занятости
и других мер, способствующих созданию и сохранению экономически
эффективных рабочих мест;
- правовое регулирование и контроль в области занятости на
основе соблюдения законных прав и интересов граждан и
соответствующих государственных гарантий, дальнейшее
совершенствование законодательства о занятости населения;
- разработку и реализацию программы содействия занятости
населения города Москвы, приоритетных направлений государственной
политики в области труда и занятости на территории города;
- создание органа государственной службы занятости населения
города Москвы и обеспечение условий его эффективного
функционирования.
Статья 18. Лицензирование деятельности по содействию
занятости населения
Деятельность по оказанию услуг гражданам в содействии
трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической
поддержке безработных граждан и незанятого населения и
работодателям в подборе необходимых специалистов осуществляется
юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органом
исполнительной власти, уполномоченным на ведение лицензирования
данного вида деятельности на территории города Москвы, при наличии
заключения органа труда и занятости.
Статья 19. Использование в городе Москве иностранной рабочей
силы
Порядок и условия регулирования миграции, привлечения и
использования иностранной рабочей силы на территории города Москвы
определяются Правительством Москвы в соответствии с принципами:
- защиты рынка труда города, согласно которому замещение
имеющихся городских трудовых вакансий иностранными работниками
должно основываться на принципе приоритетного права жителей Москвы
на занятие вакантных рабочих мест;
- дифференцированности, согласно которому замещение городских
трудовых вакансий должно производиться с учетом наличия
соответствующих московских трудовых ресурсов, предлагаемых условий
труда, важности данной работы для города, возможности
предоставления работодателем временного или постоянного жилья для
работников;
- экономической эффективности и целесообразности;
- комплексности, согласно которому регулирование миграционных
процессов в городе осуществляется с учетом всех обстоятельств, в
том числе координации соответствующих действий, осуществляемых в
других регионах России.
Ответственность за нарушение правил использования иностранной
рабочей силы в городе Москве определяется в соответствии с
федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Статья 20. Статистическая отчетность и информация о занятости
населения в городе Москве
Для объективной оценки положения в области занятости населения
города Москвы, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования
и регулирования в соответствии с законодательством Российской
Федерации устанавливается государственная статистическая
отчетность. Органы труда и занятости города по согласованию с
федеральными органами службы занятости могут вводить
дополнительные показатели отчетности, необходимые для разработки
долгосрочных комплексных программ развития социально - трудовой
сферы города, своевременного принятия мер по стабилизации
обстановки и предупреждению массовой безработицы.
Органы труда и занятости города Москвы обмениваются на
безвозмездной основе с федеральными и городскими органами
государственной статистики в части выполнения федеральной
программы статистических работ, налоговыми органами, органами
миграционной службы и другими заинтересованными государственными
органами на федеральном и городском уровне отчетной документацией
и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих
функций.
Статья 21. Участие профессиональных союзов в содействии
занятости населения
1. Профессиональные союзы вправе участвовать в разработке
государственной политики в области содействия занятости населения.
2. Профессиональные союзы имеют право:
- вносить в органы местного самоуправления предложения о
перенесении сроков или временном прекращении реализации
мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;
- содействовать обеспечению социальных гарантий работников в
организации занятости, приеме на работу (службу), увольнении,
предоставлении льгот и компенсаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением
законодательства в области занятости;
- в рамках Московской трехсторонней комиссии по урегулированию
социально - трудовых отношений участвовать в управлении Фонда
занятости населения города Москвы и контроле за использованием его
средств.
3. Массовое высвобождение работников, связанное с
рационализацией производства, совершенствованием организации
труда, ликвидацией производства, изменением форм собственности или
организационно - правовой формы, перепрофилированием организации и
ее структурных подразделений, полной или частичной приостановкой
производства по инициативе работодателя, может осуществиться лишь
при условии предварительного (не менее чем за три месяца)
уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных
органов.
4. Органы исполнительной власти, работодатели проводят по
предложению профессиональных союзов взаимные консультации по
обеспечению занятости населения. По итогам консультаций могут
заключаться соглашения, направленные на содействие занятости
населения.
5. Профессиональные союзы вправе требовать от работодателя
включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению
занятости.
6. Предложения профессиональных союзов в связи с массовым
высвобождением работников, направленные в соответствующие органы
власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном
законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 22. Координационный комитет содействия занятости
населения города Москвы
Координационный комитет содействия занятости населения города
Москвы:
1. Формируется из полномочных представителей органа труда и
занятости и других органов исполнительной власти города Москвы,
профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) промышленников и
предпринимателей, общественных организаций, представляющих
интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2. Создается для выработки согласованных решений социальных
партнеров по определению и реализации политики занятости
населения, координации деятельности сторон, представленных в нем,
с целью снижения напряженности на рынке труда, обеспечения
занятости граждан, в том числе особо нуждающихся в социальной
защите.
Статья 23. Полномочия органов государственной власти города
Москвы и органов местного самоуправления в осуществлении
государственной политики в области содействия занятости
населения
1. Органы государственной власти города Москвы в соответствии
со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с
разработкой и осуществлением государственной политики содействия
занятости населения, обеспечением реализации прав граждан,
предусмотренных настоящим Законом и другими законами и
нормативными правовыми актами, определяющими государственную
политику в области содействия занятости граждан.
2. В случаях массового высвобождения работников и затруднений в
их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти города
Москвы, органы местного самоуправления по предложению органов
труда и занятости, профсоюзных органов или иных представительных
органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев
решение о высвобождении работников или принять решение о
проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя
финансирование данных мероприятий в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации безработных граждан
1. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации безработных граждан являются одним из направлений
активной политики занятости с целью развития трудовых ресурсов,
усиления социальной защищенности граждан посредством повышения их
профессионального мастерства и трудовой мобильности,
конкурентоспособности на рынке труда
2. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации безработных граждан может осуществляться по
направлению органов труда и занятости, если:
- невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у
гражданина необходимой профессиональной квалификации;
- гражданином утрачена способность к выполнению работы по
прежней профессии (специальности) по заключению уполномоченных
органов;
- необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в
связи с отсутствием рабочих мест, отвечающих имеющимся у
гражданина профессиональным знаниям и навыкам.
3. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации безработных граждан проводится по профессиям и
специальностям, пользующимся спросом на рынке труда и дающим им
возможность на конкурентной основе и в том числе при содействии
органа труда и занятости найти подходящую работу. Обучение
безработных граждан под конкретные рабочие места проводится в
случаях заключения органами труда и занятости договоров с
организациями на их трудоустройство, выделения организациями
рабочих мест в соответствии с установленными квотами, а также при
создании рабочих мест с использованием средств Фонда занятости
населения.
4. Порядок направления безработных на профессиональную
подготовку, переподготовку, повышение квалификации с целью их
дальнейшего трудоустройства утверждается органом труда и
занятости.
Решение о направлении безработного гражданина на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышение
квалификации принимают органы труда и занятости.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации безработных носит интенсивный краткосрочный характер.
Срок обучения устанавливается до 6 месяцев, в отдельных случаях -
до 1 года.
5. Право в приоритетном порядке пройти профессиональную
подготовку, переподготовку, повышение квалификации имеют
безработные инвалиды, безработные граждане по истечении
шестимесячного периода безработицы, жены (мужья) военнослужащих и
граждан, уволенных с военной службы, выпускники
общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие
работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии
(специальности).
6. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение
квалификации безработных осуществляется в учебных центрах органа
труда и занятости и иных образовательных учреждениях, имеющих
лицензию на право ведения образовательной деятельности, в
образовательных подразделениях предприятий и организаций в
соответствии с заключаемыми органами труда и занятости договорами.
7. Органы образования по запросу органов труда и занятости
представляют им информацию о профессиональной квалификационной
структуре выпуска и численности выпускников, нуждающихся в
трудоустройстве.
Статья 25. Организация общественных работ
1. Оплачиваемые общественные работы - общедоступные виды
трудовой деятельности, как правило, не требующей предварительной
профессиональной подготовки работников, имеющей социально полезную
направленность и организуемой для обеспечения временной занятости
граждан, ищущих работу и зарегистрированных в органах труда и
занятости.
2. Органы исполнительной власти города Москвы по предложению и
при участии органов труда и занятости организуют в целях
обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых
общественных работ в организациях по договорам.
Общественные работы организуются в организациях города
независимо от их организационно - правовой формы и формы
собственности, а также в специализированных организациях,
созданных для проведения общественных работ.
3. С лицами, желающими участвовать в общественных работах,
заключается срочный трудовой договор сроком до шести месяцев.
Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются:
- безработные граждане, состоящие на учете в органах труда и
занятости, получающие пособие по безработице в размере 20%
величины прожиточного минимума, исчисленного в установленном
порядке, в городе Москве, а также не получающие пособия по
безработице;
- безработные граждане, состоящие на учете в органах труда и
занятости свыше шести месяцев;
- граждане, зарегистрированные в органах труда и занятости в
качестве ищущих работу и особо нуждающиеся в социальной защите.
Безработные граждане, принимающие участие в общественных
работах, не снимаются с учета в качестве безработного.
Граждане, зарегистрированные в органах труда и занятости в
качестве ищущих работу, также имеют право на участие в
общественных работах.
4. Оплата труда граждан, занятых на общественных работах,
производится в соответствии с законодательством Российской
Федерации. В период участия граждан из числа безработных в
общественных работах им к заработку выплачивается причитающееся им
в установленном порядке пособие по безработице.
5. На граждан, занятых на общественных работах,
распространяется законодательство Российской Федерации о труде и
социальном страховании.
6. Финансирование общественных работ производится за счет
средств организаций, в которых организуются эти работы, и
привлечения при необходимости средств местного бюджета и Фонда
занятости населения Москвы.
7. Положение об организации общественных работ утверждается в
соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами
Российской Федерации Правительством Москвы.
Статья 26. Участие органов службы занятости в создании и
сохранении рабочих мест
1. Органы исполнительной власти города Москвы по предложению и
при участии органа труда и занятости в целях предупреждения
массовых высвобождений и сохранения кадрового потенциала города
организуют мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест в
организациях города, которые осуществляются в соответствии с
Программой содействия занятости населения города Москвы с
привлечением средств как Фонда занятости, так и иных источников.
2. В случае привлечения средств Фонда занятости органы труда и
занятости рассматривают необходимость и целесообразность создания
и сохранения рабочих мест на предприятиях, учреждениях и
организациях города.
3. Финансирование мероприятий по созданию и сохранению рабочих
мест производится за счет организаций, в которых проводятся эти
мероприятия, и привлечения при необходимости средств местного
бюджета и Фонда занятости населения города Москвы.
4. При необходимости в целях сохранения кадрового потенциала
города в качестве чрезвычайной и краткосрочной меры материальной
поддержки работников органы труда и занятости предоставляют
компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без
сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным
прекращением работы организаций.
5. Финансирование мероприятий по предоставлению компенсационных
выплат производится за счет средств Фонда занятости населения
города Москвы.
6. Положение о предоставлении компенсационных выплат за счет
средств Фонда занятости населения города Москвы утверждается
Правительством Москвы.
Глава V. Участие работодателей в обеспечении занятости
населения
Статья 27. Содействие работодателей в обеспечении занятости
населения
Работодатели содействуют проведению государственной политики
занятости населения на основе:
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих
трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- реализации мер, предусмотренных законодательством Российской
Федерации о труде, коллективными договорами и соглашениями по
защите трудящихся в случае приостановки производства или
высвобождения работников;
- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной
подготовке и предоставлении сверх установленной законодательством
Российской Федерации дополнительной материальной помощи
высвобождаемым работникам за счет средств организаций и других
работодателей;
- создания условий для профессиональной подготовки, повышения
квалификации и переподготовки работающих. При исчислении
налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций
уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти
цели;
- разработки и реализации социального плана организации,
предусматривающего сохранение и рациональное использование
профессионального потенциала работников, их социальную защиту,
улучшение условий труда и иные льготы;
- соблюдения установленных квот для трудоустройства отдельных
категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Статья 28. Права и обязанности работодателей в области
занятости
1. Работодатель имеет право принимать на работу граждан,
непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с
гражданами, имеющими направление органов труда и занятости.
2. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх
установленной минимальной численности выпускников
профессиональных, общеобразовательных учреждений, лиц,
освобожденных из мест лишения свободы, а также граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске
работы, имеют право на налоговые льготы, установленные налоговым
законодательством Российской Федерации.
3. Работодатели, выполняющие квоту, установленную для
трудоустройства инвалидов, имеют преимущественное право на
размещение городского производственного заказа при прочих равных
условиях на конкурсной основе.
4. Работодатели, создающие дополнительные рабочие места в
приоритетных отраслях экономики для безработных, а также лиц,
особо нуждающихся в социальной защите, имеют право обратиться в
органы труда и занятости за финансовой помощью. Финансовая помощь
оказывается в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
5. Работодатели имеют право получать от органов труда и
занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда.
6. При необходимости органы труда и занятости могут полностью
или частично компенсировать затраты работодателей на опережающее
обучение граждан, высвобождаемых из организаций, в целях
обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых
на работу граждан, высвобожденных из других организаций.
7. Работодатель имеет право обжаловать действия органа труда и
занятости в вышестоящий орган труда и занятости, а также в суд в
установленном законом порядке.
8. Работодатели обязаны:
- зарегистрироваться в Фонде занятости населения города Москвы
в течение месяца со дня получения свидетельства о государственной
регистрации;
- своевременно не менее чем за три месяца по установленной
форме представлять органам труда и занятости и профсоюзному органу
информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и
категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в
течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность
в установленном порядке;
- не позднее чем за два месяца довести до сведения органов
труда и занятости данные о предстоящем высвобождении каждого
конкретного работника с указанием профессии, специальности,
квалификации и размера оплаты труда;
- ежемесячно представлять органам труда и занятости сведения о:
наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
перечислении в Фонд занятости населения города Москвы
обязательных страховых взносов с заработка работающих;
применении в отношении данной организации процедур о
несостоятельности (банкротстве);
выполнении квот для приема на работу отдельных категорий
граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или внесении
обязательной платы на специальный счет Фонда занятости населения
города Москвы при невыполнении или невозможности выполнения
установленных квот;
- информировать органы труда и занятости о движении квотируемых
рабочих мест в срок не позднее 10 дней с момента принятия решения
о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а
также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест;
- полностью возмещать затраты органов труда и занятости в Фонд
занятости населения города Москвы на создание специальных рабочих
мест и профессиональную подготовку, повышение квалификации,
переподготовку для дальнейшего трудоустройства работников,
получивших профессиональное заболевание или инвалидность в данной
организации;
- сообщать в органы труда и занятости по месту жительства
граждан о фактах судебного разбирательства по исковым заявлениям
граждан о восстановлении их на работе;
- в случае восстановления безработного гражданина по последнему
месту работы возместить органам труда и занятости денежные
средства из Фонда занятости населения города Москвы, выплаченные
гражданину в период его безработицы;
- предоставлять гражданину справку о средней заработной плате
по форме, установленной органами труда и занятости. В случае, если
сведения оказались недостоверными и привели к переплате гражданину
пособия по безработице, работодатель обязан возместить органам
труда и занятости переплаченные денежные средства из Фонда
занятости населения города Москвы;
- обеспечить гражданам прохождение медицинского
освидетельствования при приеме их на работу за счет средств
организации.
9. С работодателя взыскиваются средства на обучение органами
труда и занятости, если в течение двух лет, предшествовавших
высвобождению, работник (за исключением занятых на
неквалифицированных работах) по последнему месту работы не прошел
профессиональную подготовку, повышение квалификации или
переподготовку.
Глава VI. Финансовое обеспечение мероприятий по содействию
занятости населения города Москвы
Статья 29. Фонд занятости населения города Москвы
1. Фонд занятости населения города Москвы (Фонд занятости),
образованный в соответствии с Законом Российской Федерации
"О занятости населения в Российской Федерации", предназначен для
финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией
государственной политики занятости населения в городе Москве.
2. Фонд занятости является частью Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации, формируемой на
территории города Москвы, и является федеральной государственной
собственностью.
Средства Фонда занятости не входят в состав федерального
бюджета и бюджета города Москвы.
3. Фонд занятости не является юридическим лицом, находится в
оперативном управлении и распоряжении органа труда и занятости и
расходуется на финансирование мероприятий по содействию занятости
населения.
4. Фонд занятости формируется за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей независимо от
форм собственности и организационно - правовых форм организаций
(в том числе с иностранными инвестициями, созданных в соответствии
с законодательством Российской Федерации), иностранных юридических
лиц, осуществляющих деятельность через постоянные
представительства, использующих труд граждан Российской Федерации;
- обязательных страховых взносов с заработка работающих
граждан;
- ассигнований при необходимости из федерального бюджета,
бюджета города Москвы;
- добровольных взносов юридических и физических лиц, включая
иностранных лиц;
- доходов от реализации на договорной основе с юридическими и
физическими лицами мероприятий по использованию средств Фонда
занятости на создание дополнительных, новых и под гарантии
сохранения существующих рабочих мест;
- средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение
требований, предусмотренных настоящим Законом;
- других поступлений, включая доходы от инвестирования временно
свободных средств Фонда занятости в государственные ценные бумаги.
5. Средства Фонда занятости, формируемые за счет обязательных
страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с
заработка работающих граждан, ассигнований из федерального
бюджета, бюджета города Москвы, освобождаются от налогообложения в
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Средства, не использованные в отчетном году, изъятию не
подлежат и переходят на следующий финансовый год.
6. Размеры обязательных страховых взносов в Фонд занятости для
работодателей и работников, ассигнований из федерального бюджета,
отчислений в федеральную часть Фонда занятости, льготы по
освобождению от уплаты страховых взносов для отдельных категорий
работодателей и работников утверждаются федеральными законами по
представлению Правительства Российской Федерации.
Размеры ассигнований из бюджета города Москвы утверждаются
законами города Москвы, принимаемыми Московской городской Думой по
представлению Правительства Москвы.
7. Контроль за своевременным и полным поступлением страховых
взносов в Фонд занятости осуществляет орган труда и занятости
Правительства Москвы совместно с Государственной налоговой
инспекцией по городу Москве в соответствии с федеральным
законодательством.
К плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим
порядок их уплаты, применяются налоговые санкции, предусмотренные
федеральным законодательством.
Налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и
сборах, которые до введения в действие части первой Налогового
кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по
которым решение было вынесено до 1 января 1999 г., взимаются в
бесспорном порядке. Решения о взыскании налоговых санкций за
нарушение законодательства о налогах и сборах, вынесенные после
1 января 1999 г., подлежат принудительному исполнению только по
решению суда.
Порядок начисления, поступления и учета страховых взносов в
Фонд занятости утверждается Правительством Москвы.
8. Средства, поступающие в Фонд занятости в виде доходов от
финансово - хозяйственной деятельности, направляются в полном
объеме на социальную защиту населения от безработицы и
налогообложению не подлежат.
9. Средства Фонда занятости аккумулируются на счетах в
учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
Счет по учету доходов и расходов Фонда занятости размещается в
Московском банке акционерного коммерческого банка Сберегательного
Банка Российской Федерации.
Статья 30. Бюджет Фонда занятости населения города Москвы
1. Бюджет Фонда занятости формируется в целях финансирования
обеспечения мероприятий Программы содействия занятости населения
города Москвы на очередной год.
2. Проект бюджета Фонда занятости представляется Правительством
Москвы на рассмотрение Московской городской Думе одновременно с
представлением проекта Закона города Москвы о бюджете на очередной
финансовый год и утверждается одновременно с принятием этого
закона.
3. В пределах утвержденного бюджета средства Фонда занятости
расходуются на:
- осуществление материальной поддержки безработных, включая
выплаты пособий по безработице и доплаты к пособиям на лиц,
находящихся на содержании безработного;
- оплату периода временной нетрудоспособности гражданам,
потерявшим работу и заработок в течение 12 месяцев,
предшествовавших официальному признанию их безработными, а также в
период их обучения по направлению органов труда и занятости;
- оказание материальной и иной помощи безработным гражданам и
членам семей безработных, находящимся на их содержании, а также
гражданам в период их обучения по направлению органов труда и
занятости;
- организацию отдыха и лечения детей безработных граждан;
- возмещение затрат Пенсионному фонду Российской Федерации в
связи с назначением досрочных пенсий безработным гражданам;
- возмещение затрат безработного на проезд в другую местность
для трудоустройства по предложению органов труда и занятости;
- профессиональную подготовку, повышение квалификации и
переподготовку по направлению органов труда и занятости, в том
числе на оплату обучения по договорам с учебными заведениями,
включая учебные центры органов труда и занятости;
- на оплату профессионального консультирования и
профессиональной ориентации по договорам с юридическими и
физическими лицами;
- выплату стипендий, оплату стоимости проезда до места обучения
и обратно, а также расходов, связанных с проживанием граждан,
направленных органами труда и занятости населения города Москвы на
обучение в другую местность;
- организацию общественных работ и временной занятости, включая
доплаты к заработной плате безработных, участвующих в общественных
работах;
- оказание финансовой помощи безработным для организации
самостоятельной деятельности;
- финансирование мероприятий по профессиональной реабилитации и
содействию занятости инвалидов;
- частичное возмещение расходов работодателей на оплату труда
принимаемых по направлению органов труда и занятости на
ученические рабочие места безработных из числа молодежи;
- оказание финансовой помощи работодателям на поддержку
экономически целесообразных рабочих мест, создание новых
(дополнительных) рабочих мест;
- развитие и содержание органов труда и занятости;
- создание и содержание информационных систем органов труда и
занятости;
- приобретение основных фондов и капитальное строительство в
целях развития инфраструктуры органов труда и занятости;
- проведение научно - исследовательских и проектно -
изыскательских работ в области занятости населения;
- информационную и рекламно - издательскую деятельность по
вопросам занятости населения;
- обучение персонала и проведение семинаров органов труда и
занятости;
- организацию международного сотрудничества в решении проблем
занятости населения;
- выплату налогов с доходов Фонда занятости от инвестирования
временно свободных средств Фонда занятости и кредитных вложений по
программам содействия занятости населения, а также иных платежей,
установленных федеральным законодательством;
- другие направления расходования, устанавливаемые
законодательными актами Российской Федерации.
4. Отчет по исполнению бюджета Фонда занятости составляется
Комитетом труда и занятости и представляется Правительством Москвы
на рассмотрение и утверждение Московской городской Думе в виде
закона города Москвы.
Статья 31. Привлечение иных источников
Финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости
населения города Москвы может быть осуществлено путем введения
социальной экспертизы городских инвестиционных программ,
финансируемых из средств бюджета города, федерального бюджета,
средств государственных и городских внебюджетных фондов и иных
средств, в части их влияния на ситуацию с занятостью населения в
городе Москве, на создание и сохранение рабочих мест.
Глава VII. Социальные гарантии и компенсации гражданам
Статья 32. Гарантии, льготы и компенсации работникам,
высвобождаемым из организаций
1. Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их
ликвидацией, сокращением численности или штата, при расторжении
трудового договора предоставляются льготы и компенсации в
соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
2. При отсутствии у ликвидируемых организаций средств,
предназначенных для расчетов с высвобождаемыми гражданами, выплата
компенсаций производится в соответствии с законодательством.
3. Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с
сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными
коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после
увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение
жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность
пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими
дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами,
работающими в данной организации.
Статья 33. Гарантии социальной поддержки безработных граждан
1. Органы государственной власти города Москвы гарантируют
безработным:
- выплату пособия по безработице;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки по направлению органов
труда и занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую
местность для трудоустройства по предложению органов труда и
занятости;
- оплату периода временной нетрудоспособности гражданам в
течение 12-месячного периода безработицы или всего периода
обучения по направлению органов труда и занятости в размере
причитающегося пособия по безработице (стипендии).
2. В общий трудовой стаж засчитывается и не прерывает его:
- время, в течение которого гражданин в установленном законом
порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает
участие в оплачиваемых общественных работах;
- период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности
и родам;
- период призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям,
связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением
государственных обязанностей;
- время, необходимое для переезда в другую местность и
трудоустройства по направлению органов труда и занятости.
Статья 34. Лица, находящиеся на содержании безработного
гражданина
1. К лицам, находящимся на содержании безработного, относятся
лица, не достигшие 18 лет (учащиеся очной формы обучения -
24 лет), состоящие с ними в родстве (дети, братья, сестры и
внуки), не имеющие самостоятельных источников дохода либо
получающие от него помощь, составляющую постоянный и основной
источник их средств к существованию.
Братья, сестры и внуки относятся к категории лиц, находящихся
на содержании безработного, в том случае, если они не имеют
трудоспособных родителей.
2. К лицам, находящимся на содержании безработного, не
относятся лица:
- получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице;
- находящиеся на полном государственном содержании
(воспитанники детских домов и домов ребенка, учащиеся специальных
школ, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также
в интернатах при школах с полным государственным обеспечением).
Статья 35. Условия и порядок выплаты пособия по безработице
1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в
установленном порядке безработными, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом.
2. Решение о назначении пособия по безработице принимается
одновременно с решением о признании гражданина безработным в
порядке, определенном статьей 11 настоящего Закона.
3. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде
безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в
течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Законом.
Гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим),
гражданам, не имеющим профессии (специальности), гражданам,
стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного
(более одного года) перерыва, гражданам, уволенным за нарушение
трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные
трудовым законодательством Российской Федерации и уставами о
дисциплине, а также гражданам, отчисленным с места обучения по
направлению органов труда и занятости за виновные действия,
продолжительность периода выплаты пособия по безработице
устанавливается равной 6 месяцам в суммарном исчислении в течение
12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность
периода выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан
не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение
18 календарных месяцев.
4. Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией,
сокращением численности или штата и признанным в установленном
порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение
которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя
заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по
безработице выплачивается по истечении этого периода.
Пособие по безработице во всех иных случаях начисляется с
первого дня признания безработными в установленном порядке.
5. В случае невозможности трудоустройства по истечении
18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на
повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов
величины прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке, но не менее установленной федеральным
законом минимальной оплаты труда.
При этом продолжительность нового периода выплаты пособия по
безработице не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении
в течение 18 календарных месяцев.
6. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в
месяц при соблюдении безработным гражданином условий и сроков
перерегистрации в установленном порядке.
7. Органы государственной власти города Москвы могут
устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий по
безработице или предусматривать условия продления их выплаты за
счет средств бюджета города.
Статья 36. Порядок определения размеров пособия по безработице
1. Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, уволенным из организаций, с военной службы,
из органов внутренних дел по любым основаниям в течение
12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим работу
не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня
(недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с
пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем
(неделей), назначается:
- в первые три месяца безработицы - в размере 75 процентов от
их среднемесячного заработка (денежного довольствия, денежного
содержания), исчисленного за последние три месяца по последнему
месту работы (службы);
- в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
- в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не
выше величины прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве
в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины
прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке. При этом минимальный размер пособия по
безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
2. Пособие назначается в размере 20 процентов величины
прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке, но не менее установленного федеральным
законом минимального размера оплаты труда безработным гражданам,
впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии
(специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность
после длительного (более года) перерыва, а также гражданам,
уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев,
предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период
работу менее 26 календарных недель.
3. При наличии лиц, находящихся на содержании безработного,
размер пособия по безработице увеличивается на 10 процентов
величины прожиточного минимума, исчисленного в установленном
порядке в городе Москве, но не менее чем на половину
установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер
доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного
минимума, исчисленного в городе Москве в установленном порядке.
В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение
размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится
каждому из родителей.
4. Безработным гражданам, впервые ищущим работу, из числа
выпускников образовательных учреждений всех типов и видов,
обратившимся в органы труда и занятости в течение одного года по
окончании учебного заведения, пособие по безработице назначается:
- в первые три месяца в размере 30 процентов величины
прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке, но не менее полуторакратной величины
установленного федеральным законом минимального размера оплаты
труда;
- в дальнейшем - в размере 20 процентов величины прожиточного
минимума, исчисленного в городе Москве в установленном порядке, но
не менее установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда.
5. Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,
и лицам из их числа, впервые ищущим работу и признанным в
установленном порядке безработными, пособие по безработице
выплачивается в течение 6 месяцев в размере величины прожиточного
минимума, исчисленного в городе Москве в установленном порядке.
По истечении 6-месячного периода получения пособия по
безработице выплата пособия производится в размере 20 процентов
величины прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке. При этом минимальный размер пособия по
безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
6. Гражданам, завершившим профессиональную подготовку,
повышение квалификации или переподготовку по направлению органов
труда и занятости и признанным в установленном порядке
безработными, пособие по безработице назначается:
- уволенным из организации по любым основаниям в течение
12 месяцев, предшествовавших повторному признанию безработным, и
имевшим в этот период работу не менее 26 календарных недель, - в
размере, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи;
- при отсутствии у данной категории граждан 26 календарных
недель работы в течение 12 месяцев, предшествовавших повторному
признанию безработным, - в размере 20 процентов величины
прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке. При этом минимальный размер пособия по
безработице не должен быть ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда.
7. Гражданам, ранее проживавшим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где
применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание
в тяжелых природно - климатических условиях, пособие по
безработице начисляется исходя из среднемесячного заработка за
последние три месяца по последнему месту работы, рассчитанного без
учета районного коэффициента к заработной плате и процентной
надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или
местностях.
8. В соответствии с приговором или решением суда с пособия по
безработице производятся все виды удержаний, но не более
70 процентов с учетом почтовых расходов.
Статья 37. Продление сроков выплаты пособия по безработице
гражданам, имеющим стаж работы, дающий право на пенсию по
старости (по возрасту)
Гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с
пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на
пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных
условиях (за исключением граждан, перечисленных в пункте 3 статьи
35), но которые не достигли пенсионного возраста,
продолжительность периода выплаты пособия по безработице
увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные
недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.
Статья 38. Снижение размера пособия по безработице
1. Размер пособия по безработице может быть сокращен на
25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о
трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня,
следующего за днем выдачи рекомендательного письма органами труда
и занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы труда и
занятости для получения направления на работу (учебу).
2. Решение о сокращении размера пособия по безработице
принимается органами труда и занятости с обязательным уведомлением
безработного.
Статья 39. Приостановка выплаты пособия по безработице
1. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на
срок до одного месяца в случае увольнения с последнего места
работы (службы) в течение календарного года перед обращением в
органы труда и занятости за нарушение трудовой дисциплины и другие
виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством
Российской Федерации и уставами о дисциплине. Период, на который
приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в
общий период выплаты и не засчитывается в общий трудовой стаж.
2. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на
срок до 3 месяцев в случаях:
- повторного обращения в органы труда и занятости в течение
календарного года гражданина, направленного на профессиональное
обучение и отчисленного за виновные действия, - со дня признания
гражданина безработным;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению
органов труда и занятости в течение календарного года перед
повторным обращением в органы труда и занятости - со дня признания
гражданина безработным;
- отказа от двух вариантов подходящей работы - со дня,
следующего за днем выдачи органами труда и занятости второго
рекомендательного письма. Непосещение работодателя без
уважительной причины квалифицируется как отказ от подходящей
работы;
- нарушения безработным гражданином условий и сроков его
перерегистрации без уважительной причины - со дня, следующего за
днем последней перерегистрации.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по
безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по
безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
3. Пособие по безработице не выплачивается в периоды:
- временной нетрудоспособности безработного гражданина,
наступившей в 12-месячный период безработицы;
- отпуска по беременности и родам;
- выезда безработного гражданина с места жительства в связи с
обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального
образования;
- призыва безработного гражданина на военные сборы, привлечения
к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с
исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды приостановки выплаты пособия по безработице
не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, но
продлевают его, не прерывают трудового стажа и засчитываются в
общий трудовой стаж.
4. Пособие по безработице не выплачивается в период временной
нетрудоспособности гражданина, наступившей по истечении
12-месячного периода безработицы.
Указанный период приостановки выплаты пособия по безработице
засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице, но не
продлевает его, не прерывает трудового стажа и засчитывается в
общий трудовой стаж.
5. Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:
- выдачи безработному гражданину предложения для оформления
досрочной пенсии - с даты выдачи предложения;
- установления безработному гражданину инвалидности с
ограничениями в трудоспособности - с даты освидетельствования;
- изменения места жительства в пределах города Москвы - с даты
снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
- нарушения условий перерегистрации по уважительной причине -
со дня, следующего за днем последней перерегистрации;
- возбуждения уголовного дела в отношении безработного
гражданина по факту мошенничества или подделки документов,
представленных в органы труда и занятости, - с момента возбуждения
уголовного дела.
При представлении в органы труда и занятости соответствующих
документов приостановка снимается, а указанные периоды подлежат
оплате и засчитываются в общий трудовой стаж.
6. Органы труда и занятости вправе проверять подлинность и
достоверность представленных гражданами документов. Возможно
приостановление выплаты пособия по безработице на период проверки
документов, но не более одного календарного месяца.
7. При повторном признании граждан безработными, которые в
предыдущем периоде безработицы получали пособие по безработице
обманным путем, выплата пособия по безработице приостанавливается
до конца периода выплаты пособия по безработице, в котором
произошло получение пособия по безработице обманным путем.
Статья 40. Прекращение выплаты пособия по безработице
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным
снятием с учета в качестве безработного в случаях:
- признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в
статье 9 Закона;
- длительной неявки (более месяца) безработного в органы труда
и занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность по направлению
органов труда и занятости;
- переезда на постоянное место жительства за пределы города
Москвы;
- признания безработного гражданина нетрудоспособным вследствие
наступления инвалидности;
- достижения гражданином возраста, дающего право выхода на
пенсию по старости (по возрасту);
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством
Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), включая на
льготных условиях, за выслугу лет;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к
наказанию в виде лишения свободы;
- попытки получения либо получения пособия по безработице
(материальной помощи) обманным путем:
- при признании гражданина безработным на основании подложных
документов;
- при выявлении факта нелегальной занятости.
Статья 41. Условия и порядок выплаты стипендии гражданам,
направленным органами службы занятости на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышение
квалификации
1. В период профессиональной подготовки, переподготовки,
повышения квалификации по направлению органов труда и занятости
гражданам выплачивается стипендия в размере причитающегося на
момент начала обучения пособия по безработице.
Детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), стипендия
выплачивается в размере средней заработной платы, сложившейся в
городе Москве на день признания их безработными.
Гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы
вследствие несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания, стипендия выплачивается за счет
средств соответствующих организаций в размере 100 процентов
среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по
последнему месту работы, но не ниже установленного законом
минимального размера оплаты труда и не выше величины прожиточного
минимума, исчисленного в городе Москве в установленном порядке.
2. При наличии у гражданина, проходящего профессиональную
подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению
органов труда и занятости, на каждого из лиц, находящихся на его
содержании, размер его стипендии повышается на 10 процентов
величины прожиточного минимума, исчисленного в городе Москве в
установленном порядке, но не менее чем на половину установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом
максимальный размер повышения стипендии не может превышать
30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в городе
Москве в установленном порядке.
3. Гражданам, ранее проживавшим в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, где применяются районные
коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых условиях,
уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших
началу безработицы и имевшим в этот период оплачиваемую работу не
менее 26 календарных недель, средняя заработная плата для
начисления стипендии рассчитывается без учета районного
коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной
плате за стаж работы в данных районах и местностях.
4. Гражданам, направленным органами труда и занятости на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышение
квалификации, стипендия начисляется с первого дня и на весь период
их обучения на основании приказа образовательного учреждения о
зачислении на обучение.
5. Размер стипендии может быть уменьшен на 25 процентов сроком
на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до
одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения
занятий без уважительной причины.
6. На основании приговора или решения суда со стипендии,
выплачиваемой гражданам в период профессионального обучения по
направлению органов труда и занятости, в установленном порядке
производятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и
другие удержания), но не более 70 процентов получаемой стипендии.
7. Органы труда и занятости при необходимости могут оплачивать
стоимость проезда (до мест обучения и обратно) и расходы,
связанные с проживанием граждан, направленных органами службы
занятости на профессиональное обучение в другую местность.
8. Граждане, направленные органами труда и занятости на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышение
квалификации, могут получать помимо стипендии соответствующую
оплату от организаций за изготовленную продукцию или выполненные
работы во время производственного обучения или производственной
практики.
Статья 42. Материальная и иная помощь
1. Безработным гражданам, утратившим право на пособие по
безработице в связи с истечением установленного настоящим Законом
периода его выплаты, а также лицам, находящимся на содержании
безработного, органами труда и занятости может оказываться в
период его безработицы материальная и иная помощь, включая
компенсационные выплаты за пользование детскими дошкольными
учреждениями, детскими оздоровительными учреждениями и лагерями,
общественным транспортом, жильем, коммунальными услугами, услугами
здравоохранения и общественного питания.
Материальная и иная помощь оказывается по решению органов труда
и занятости при наличии средств в Фонде занятости малообеспеченным
и нуждающимся безработным гражданам, среднедушевой доход которых
не превышает двукратной величины минимальной оплаты труда,
установленной федеральным законом, при отсутствии нарушений,
допущенных безработным гражданином.
2. При необходимости органы труда и занятости могут оказывать
материальную помощь гражданам, направленным ими на
профессиональную подготовку, повышение квалификации или
переподготовку.
Статья 43. Досрочные пенсии
1. По предложению органов труда и занятости при отсутствии
возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в
течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, в связи с
ликвидацией организации, сокращением численности или штата и
имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж
работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости
(по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия
пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до
установленного пенсионным законодательством Российской Федерации
срока выхода на пенсию.
Право на назначение пенсии по старости (по возрасту) на
льготных основаниях подтверждается органами социальной защиты
населения.
2. Порядок досрочного выхода на пенсию по старости
(по возрасту) безработных граждан по предложению органов труда и
занятости утверждается Правительством Москвы.
3. Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию по старости
(по возрасту), осуществляются за счет средств Пенсионного фонда
Российской Федерации с последующим возмещением затрат из Фонда
занятости.
Порядок взаимодействия органов труда и занятости и органов
социальной защиты населения по выплате досрочных пенсий
определяется Правительством Москвы.
Статья 44. Добровольное страхование на случай потери работы
Граждане могут заключать со страховыми организациями договоры
добровольного страхования на случай потери работы. Порядок и
условия страхования определяются законодательством Российской
Федерации.
Глава VIII. Контроль за исполнением настоящего Закона
города Москвы и ответственность за его нарушение
Статья 45. Органы, осуществляющие контроль за исполнением
настоящего Закона города Москвы
Контроль за исполнением настоящего Закона города Москвы
осуществляется уполномоченными на то государственными органами в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами.
Статья 46. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
Статья 47. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вводится в действие в соответствии с Законом
города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных
актах города Москвы".
|