9 декабря 1998 года N 29
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(с изм., согл. Законов г. Москвы от 06.02.2002 N 6,
от 16.07.2003 N 51, от 05.07.2006 N 36)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите
прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Уставом города Москвы определяет основы
торговой деятельности в городе Москве.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Действие настоящего Закона распространяется на торговую
деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского
назначения и предоставлением услуг общественного (массового)
питания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе
Москве
Статья 3. Основные термины и определения
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности
Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации и
города Москвы в сфере торговой деятельности
Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
деятельности
Статья 7. Государственные информационные ресурсы города Москвы
в сфере торговой деятельности
Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые
городские программы
Статья 9. Управление государственными торговыми предприятиями
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 10. Управление долями города
Статья 11. Крупные торговые объекты
Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей
Статья 13. Изменение профиля торговых объектов
Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности
Статья 15. Исключена. - Закон г. Москвы от 05.07.2006 N 36.
Статья 16. Ликвидация юридических лиц, осуществляющих торговую
деятельность, по решению суда
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Глава 4. Труд и кадровое обеспечение
Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли
Статья 18. Требования к кадровому обеспечению
Глава 5. Заключительные положения
Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения в
торговом обслуживании
Статья 20. Рассмотрение обращений граждан к субъектам торговой
деятельности
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Статья 22. Приведение правовых актов органов исполнительной
власти города Москвы в соответствие с настоящим Законом
(в ред. Закона г. Москвы от 06.02.2002 N 6)
______________________________________________________________________________
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в
сфере торговой деятельности для обеспечения более полного
удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе
Москве
Основными принципами организации торговой деятельности в городе
Москве являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
- участие государственных органов в регулировании торговой
деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой
деятельности;
- поддержка отечественных товаропроизводителей.
Статья 3. Основные термины и определения
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности,
направленный на удовлетворение покупательского спроса путем
реализации товаров потребительского назначения и предоставления
услуг общественного (массового) питания.
Торговая политика города Москвы (далее - торговая политика) -
совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных
и иных мер, проводимых органами государственной власти города
Москвы совместно с общественными организациями и предпринимателями
для реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Уполномоченный орган - отраслевой орган исполнительной власти
города Москвы, осуществляющий управление и регулирование в сфере
торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа
определяется Правительством Москвы.
(в ред. Законов г. Москвы от 06.02.2002 N 6, от 05.07.2006 N 36)
Товары (услуги) потребительского назначения - продукты труда,
обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы
личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного
питания.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Часть пятая исключена. - Закон г. Москвы от 05.07.2006 N 36.
Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в
сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского
назначения непосредственно потребителю для личного, семейного,
домашнего использования.
Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли,
связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий
продажи, через объекты мелкорозничной сети.
Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли, связанный с реализацией товаров производителями или
торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной
торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми
посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и
ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при
мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц
соответствующего товара в одной упаковке производителя для
розничной реализации.
Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с
производством, переработкой, реализацией и организацией
потребления продуктов питания.
Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты,
установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к
городским инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты,
установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от
присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных
конструкций и габаритов.
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных
организационно-правовых форм, осуществляющие торговую
деятельность, объединения субъектов торговой деятельности, а также
граждане, осуществляющие торговую деятельность (индивидуальные
предприниматели) и зарегистрированные в установленном порядке.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные
комплексы, используемые субъектами торговой деятельности для
осуществления торговой деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и
нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных
характеристик предприятия.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый
комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы,
устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции,
технической оснащенности помещений, методам обслуживания,
квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню
предоставляемых услуг.
Видами торговой деятельности являются розничная
(мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление
услуг общественного (массового) питания.
Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности
Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации и
города Москвы в сфере торговой деятельности
В соответствии с Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, Уставом города Москвы город Москва обладает
всей полнотой государственной власти по определению порядка
организации оптовой и розничной торговли товарами потребительского
назначения и предоставления услуг общественного (массового)
питания на своей территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Органы государственной власти города Москвы в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством города Москвы:
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- принимают законы и иные нормативные правовые акты города
Москвы, регулирующие осуществление торговой деятельности в городе
Москве;
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- определяют основные направления и реализуют торговую политику
города Москвы; решают вопросы защиты прав потребителей,
осуществляют государственный контроль за качеством товаров (услуг)
потребительского назначения;
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- в целях защиты прав потребителей устанавливают дополнительные
ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в
розничную продажу товаров потребительского назначения в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
- отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров
потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские
налоги и сборы, взимаемые с субъектов торговой деятельности,
определяют порядок предоставления льгот по ним;
- устанавливают штрафные санкции и иные виды ответственности за
нарушение установленного порядка осуществления торговой
деятельности;
- осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на
территории города; контролируют соблюдение законодательства в
сфере торговой деятельности;
- определяют порядок размещения торговых объектов на территории
города;
- определяют требования к размещению и функционированию
объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы;
(абзац введен Законом г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
По предметам совместного ведения, установленным нормативными
правовыми актами Российской Федерации в сфере торговой
деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов
город Москва вправе осуществлять собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов, с последующим их приведением в соответствие с
законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти города Москвы вправе участвовать
в осуществлении полномочий Российской Федерации в области
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов посредством:
принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы;
разработки, утверждения и реализации городских программ
обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на
потребительском рынке;
осуществления совместно с уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти контроля и надзора за качеством и
безопасностью пищевых продуктов.
(часть введена Законом г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
деятельности
Методами государственного регулирования торговой деятельности
являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения
деятельности отрасли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности в
установленном порядке;
- сертификация продукции потребительского назначения, услуг
торговли и общественного (массового) питания в установленном
порядке;
- реализация государственной монополии на отдельные виды
товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности,
установленной Российской Федерацией, и введение отдельных
ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
- поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
- финансирование в установленном порядке инвестиционных и
инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
- государственный контроль за соблюдением требований
нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
- разработка и реализация комплексной программы развития
отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского
рынка.
Статья 7. Государственные информационные ресурсы города Москвы
в сфере торговой деятельности
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
В целях получения полной и достоверной информации о субъектах и
объектах торговой деятельности, реализации торговой политики,
создания условий для защиты прав потребителей Уполномоченный орган
формирует и использует государственные информационные ресурсы
города Москвы в сфере торговой деятельности.
Правительство Москвы устанавливает порядок (регламент)
формирования государственных информационных ресурсов города Москвы
в сфере торговой деятельности и определяет перечень
документированной информации, представляемой субъектами торговой
деятельности.
Плата за внесение информации в государственные информационные
ресурсы города Москвы в сфере торговой деятельности с субъектов
торговой деятельности не взимается.
Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые
городские программы
(в ред. Закона г. Москвы от 06.02.2002 N 6)
В целях реализации торговой политики Уполномоченный орган
совместно с заинтересованными органами исполнительной власти
города Москвы разрабатывает городскую целевую программу в области
торговой деятельности.
(часть первая в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
При разработке городской целевой программы в области торговой
деятельности Уполномоченный орган взаимодействует с органами
местного самоуправления, Московской торгово-промышленной палатой и
общественными организациями в установленном законодательством
города Москвы порядке.
(часть вторая введена Законом г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Городская целевая программа в области торговой деятельности
разрабатывается в соответствии с Генеральным планом развития
города Москвы, основными направлениями социально-экономического
развития города и приоритетными направлениями деятельности в сфере
потребительского рынка с учетом текущего состояния, краткосрочных
и долгосрочных прогнозов.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 05.07.2006 N 36.
Городская целевая программа в области торговой деятельности
разрабатывается, утверждается и выполняется в соответствии с
законодательством города Москвы о государственных целевых
программах.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 9. Управление государственными торговыми предприятиями
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Государственные унитарные предприятия и государственные
учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении
Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы и уставом
предприятия.
Руководитель предприятия (учреждения) назначается и
освобождается от должности Уполномоченным органом в порядке,
определяемом Правительством Москвы.
Статья 10. Управление долями города
В органы управления субъектов торговой деятельности, акции
(доли, паи) которых закреплены в государственной собственности
города Москвы, по представлению Уполномоченного органа назначаются
представители города (управляющие пакетами акций, долями).
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное
управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом
Правительством Москвы.
Статья 11. Крупные торговые объекты
К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие
субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с общей
площадью торговых помещений свыше 3100 квадратных метров.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Решение о предоставлении разрешения на строительство крупных
торговых объектов или об отнесении действующих объектов к
категории крупных принимается Правительством Москвы в соответствии
с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов.
Часть третья исключена. - Закон г. Москвы от 05.07.2006 N 36.
Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей
Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере
торговой деятельности являются:
- организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
- учет интересов московской промышленности в межрегиональных
соглашениях;
- разработка и внесение в федеральные органы исполнительной
власти предложений по вопросам таможенной политики на товары
потребительского назначения;
- введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых
в городе товаров потребительского назначения;
- предоставление в установленном порядке рекламной и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
- регулирование деятельности крупных торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
- создание оптовых и оптово-розничных систем при участии
московских товаропроизводителей;
- использование мер кредитно-финансовой поддержки промышленных
предприятий и предприятий торговли, реализующих товары
отечественного производства;
- соблюдение ассортиментного минимума.
Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством
Москвы.
Статья 13. Изменение профиля торговых объектов
Юридические лица, осуществляющие торговую деятельность и
получившие право на использование торговых объектов в процессе
приватизации с условием сохранения профиля торговой деятельности,
сохраняют профиль до истечения срока, указанного в договоре.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Согласованию с префектами административных округов подлежат:
- изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
- изменение профиля специализированных торговых объектов,
реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия,
детское и диетическое питание.
Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории
города Москвы и применение ответственности за нарушения в сфере
торговой деятельности осуществляются в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Абзацы второй - четвертый утратили силу. - Закон г. Москвы от
16.07.2003 N 51.
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Статья 15. Исключена. - Закон г. Москвы от 05.07.2006 N 36.
Статья 16. Ликвидация юридических лиц, осуществляющих торговую
деятельность, по решению суда
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Юридическое лицо, осуществляющее торговую деятельность, может
быть ликвидировано по решению суда в случаях:
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной федеральными
законами;
- неоднократных или грубых нарушений правил торговой
деятельности, требований нормативных правовых актов Российской
Федерации и нормативных правовых актов города Москвы в сфере
торговой деятельности.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Требование о ликвидации юридического лица, осуществляющего
торговую деятельность, предъявляется в порядке, установленном
федеральным законодательством.
(часть вторая в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Глава 4. Труд и кадровое обеспечение
Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда
регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами),
заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение
по сравнению с федеральными законами.
Руководители юридических лиц, осуществляющих торговую
деятельность, независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности обязаны заключать коллективные договоры по решению
трудового коллектива.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Случаи ограничения занятий торговой деятельностью для отдельных
граждан устанавливаются административным, уголовным и трудовым
законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 18. Требования к кадровому обеспечению
Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у
работников, непосредственно связанных с обслуживанием потребителей
и/или обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного
(массового) питания:
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- медицинских документов, перечень которых определяется
органами санитарно-эпидемиологического надзора;
- профессионального образования и профессиональной подготовки;
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
- необходимых знаний в сфере техники безопасности.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения в
торговом обслуживании
Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и
льготы в торговом обслуживании.
Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и
преимущества определяются нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Субъекты торговой деятельности обязаны предоставлять
установленные льготы.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Статья 20. Рассмотрение обращений граждан к субъектам торговой
деятельности
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере
торговой деятельности субъекты торговой деятельности обязаны
рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы)
граждан, предоставлять соответствующую информацию об их
рассмотрении и принимать необходимые меры в соответствии с Законом
города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан".
(в ред. Закона г. Москвы от 05.07.2006 N 36)
Обращения граждан по вопросам приобретения товаров
ненадлежащего качества или товаров, использование которых по
назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке
и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите
прав потребителей".
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Статья 22. Приведение правовых актов органов исполнительной
власти города Москвы в соответствие с настоящим Законом
(в ред. Закона г. Москвы от 06.02.2002 N 6)
Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в
соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года
N 29
|