ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ. ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
9 декабря 1998 года N 29
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города
Москвы определяет основы торговой деятельности в городе Москве.
Действие настоящего Закона распространяется на торговую
деятельность, связанную с реализацией товаров потребительского
назначения и предоставлением услуг общественного (массового)
питания.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе
Москве
Статья 3. Основные термины и определения
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности
Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
и города Москвы в сфере торговой деятельности
Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
деятельности
Статья 7. Торговый реестр
Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые
городские программы
Статья 9. Управление государственными и муниципальными
торговыми предприятиями
Статья 10. Управление долями города
Статья 11. Крупные торговые объекты
Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей
Статья 13. Изменение профиля торговых объектов
Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности
Статья 15. Приостановление продажи товаров (оказания услуг)
Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда
Глава 4. Труд и кадровое обеспечение
Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли
Статья 18. Требования к кадровому обеспечению
Глава 5. Заключительные положения
Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения
в торговом обслуживании
Статья 20. Рассмотрение обращений граждан в торговые
организации
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Статья 22. Приведение правовых актов городской администрации
в соответствие с настоящим Законом
______________________________________________________________________________
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в
сфере торговой деятельности для обеспечения более полного
удовлетворения потребностей населения города в товарах и услугах.
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности в городе
Москве
Основными принципами организации торговой деятельности в городе
Москве являются:
- развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
- создание эффективной системы мер по защите прав потребителей;
- участие государственных органов в регулировании торговой
деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой
деятельности;
- поддержка отечественных товаропроизводителей.
Статья 3. Основные термины и определения
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности,
направленный на удовлетворение покупательского спроса путем
реализации товаров потребительского назначения и предоставления
услуг общественного (массового) питания.
Торговая политика города - совокупность организационных,
правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых
органами государственной власти и управления города Москвы
совместно с общественными организациями и предпринимателями для
реализации целей и принципов, установленных настоящим Законом.
Уполномоченный орган - отраслевой орган городской
администрации, осуществляющий управление и регулирование в сфере
торговой деятельности. Компетенция Уполномоченного органа
определяется Мэром Москвы.
Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты
труда, обладающие определенными потребительскими свойствами,
предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция
общественного питания.
Торговый реестр - единая городская информационная система,
содержащая сведения о торговых объектах.
Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в
сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского
назначения непосредственно потребителю для личного, семейного,
домашнего использования.
Мелкорозничная торговля - разновидность розничной торговли,
связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий
продажи, через объекты мелкорозничной сети.
Оптовая торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере
торговли, связанный с реализацией товаров производителями или
торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной
торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли,
связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми
посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и
ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при
мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц
соответствующего товара в одной упаковке производителя для
розничной реализации.
Общественное (массовое) питание - вид деятельности, связанной с
производством, переработкой, реализацией и организацией
потребления продуктов питания.
Стационарные (капитальные) торговые объекты - торговые объекты,
установленные на заглубленных фундаментах, присоединенные к
городским инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты,
установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от
присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных
конструкций и габаритов.
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности - юридические лица различных
организационно - правовых форм, осуществляющие торговую
деятельность (торговые организации), объединения торговых
организаций, а также граждане, осуществляющие торговую
деятельность (индивидуальные предприниматели) и зарегистрированные
в установленном порядке.
Торговые объекты (торговые предприятия) - имущественные
комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления
торговой деятельности.
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и
нестационарным в зависимости от архитектурно - строительных
характеристик предприятия.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, торговый
комплекс и т.д.) определяются в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы,
устанавливающими требования к ассортименту реализуемой продукции,
технической оснащенности помещений, методам обслуживания,
квалификации персонала, качеству обслуживания, перечню
предоставляемых услуг.
Видами торговой деятельности являются розничная
(мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление
услуг общественного (массового) питания.
Глава 2. Государственное регулирование торговой деятельности
Статья 5. Разграничение компетенции Российской Федерации
и города Москвы в сфере торговой деятельности
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Договором о
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти города федерального значения Москвы от 16
июня 1998 года, Уставом города Москвы город Москва обладает всей
полнотой государственной власти по определению порядка организации
оптовой и розничной торговли товарами потребительского назначения
и предоставления услуг общественного питания на своей территории.
Органы государственной власти города Москвы в пределах своих
полномочий и в соответствии с законодательством Российской
Федерации:
- принимают законодательные акты, регулирующие осуществление
торговой деятельности в городе Москве;
- определяют основные направления и реализуют торговую политику
города Москвы; решают вопросы защиты прав потребителей,
осуществляют государственный контроль за качеством товаров
потребительского назначения;
- в целях защиты прав потребителей устанавливают дополнительные
ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в
розничную продажу товаров потребительского назначения в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
- отрабатывают системы сертификации и идентификации товаров
потребительского назначения; устанавливают и отменяют городские
налоги и сборы, взимаемые с субъектов торговой деятельности,
определяют порядок предоставления льгот по ним;
- устанавливают штрафные санкции и иные виды ответственности за
нарушение установленного порядка осуществления торговой
деятельности;
- осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности на
территории города; контролируют соблюдение законодательства в
сфере торговой деятельности;
- определяют порядок размещения торговых объектов на территории
города;
- осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения
потребностей населения в товарах и услугах.
По предметам совместного ведения, установленным нормативными
правовыми актами Российской Федерации в сфере торговой
деятельности, до принятия соответствующих федеральных законов
город Москва вправе осуществлять собственное правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов, с последующим их приведением в соответствие с
законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Методы государственного регулирования торговой
деятельности
Методами государственного регулирования торговой деятельности
являются:
- развитие и совершенствование нормативно - правового
обеспечения деятельности отрасли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности в
установленном порядке;
- сертификация продукции потребительского назначения, услуг
торговли и общественного (массового) питания в установленном
порядке;
- реализация государственной монополии на отдельные виды
товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности,
установленной Российской Федерацией, и введение отдельных
ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах
компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации;
- поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой
деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
- финансирование в установленном порядке инвестиционных и
инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников,
городских заимствований на конкурсной основе;
- государственный контроль за соблюдением требований
нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы;
- разработка и реализация комплексной программы развития
отрасли и целевых городских программ в сфере потребительского
рынка.
Статья 7. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о торговых
объектах Уполномоченный орган (отраслевой Департамент) ведет
Торговый реестр - перечень субъектов торговой деятельности и
торговых объектов.
Плата за внесение в Торговый реестр не взимается.
Порядок ведения Торгового реестра определяется Правительством
Москвы.
Статья 8. Комплексная программа развития отрасли и целевые
городские программы
В целях практической реализации торговой политики
Уполномоченный орган городской администрации совместно с
префектами, районными Управами, заинтересованными органами
городской администрации, Московской городской Думой, Московской
торгово - промышленной палатой, общественными организациями
предпринимателей составляет комплексную программу развития
отрасли.
Комплексная программа разрабатывается в соответствии с
Генеральным планом, основными направлениями социально -
экономического развития города и приоритетными направлениями
деятельности в сфере потребительского рынка с учетом текущего
состояния, краткосрочных и долгосрочных прогнозов.
Комплексная программа составляется на 3-5 лет и представляет
собой совокупность мероприятий, связанных источниками
финансирования и направлениями расходования средств,
исполнителями, сроками и объектами.
В рамках комплексной программы развития отрасли реализуются
городские целевые программы.
Комплексная программа и городские целевые программы
утверждаются Правительством Москвы.
Статья 9. Управление государственными и муниципальными
торговыми предприятиями
Государственные унитарные предприятия и государственные
учреждения отрасли находятся в ведомственном подчинении
Уполномоченного органа, который осуществляет контроль за их
хозяйственной деятельностью в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и города Москвы и уставом
предприятия.
Руководитель предприятия (учреждения) назначается и
освобождается от должности Уполномоченным органом в порядке,
определяемом Правительством Москвы.
Статья 10. Управление долями города
В органы управления субъектов торговой деятельности, акции
(доли, паи) которых закреплены в государственной или муниципальной
собственности города Москвы, по представлению Уполномоченного
органа назначаются представители города (управляющие пакетами
акций, долями).
Акции (доли, паи) города могут быть переданы в доверительное
управление хозяйствующим субъектам в порядке, определяемом
Правительством Москвы.
Статья 11. Крупные торговые объекты
К категории крупных торговых объектов относятся принадлежащие
субъектам торговой деятельности имущественные комплексы с торговой
площадью свыше 1000 квадратных метров.
Решение о предоставлении разрешения на строительство крупных
торговых объектов или об отнесении действующих объектов к
категории крупных принимается Правительством Москвы в соответствии
с Генеральной схемой размещения крупных торговых объектов.
Указанные решения оформляются распоряжением Премьера
Правительства Москвы.
Статья 12. Меры поддержки отечественных товаропроизводителей
Мерами поддержки отечественных товаропроизводителей в сфере
торговой деятельности являются:
- организация московских и межрегиональных ярмарок, выставок -
продаж товаров отечественного производства;
- учет интересов московской промышленности в межрегиональных
соглашениях;
- разработка и внесение в федеральные органы исполнительной
власти предложений по вопросам таможенной политики на товары
потребительского назначения;
- введение дополнительных мер контроля за качеством реализуемых
в городе товаров потребительского назначения;
- предоставление в установленном порядке рекламной и
информационной поддержки товаров московской промышленности;
- регулирование деятельности крупных торговых объектов в части
реализации товаров отечественного производства;
- создание оптовых и оптово - розничных систем при участии
московских товаропроизводителей;
- использование мер кредитно - финансовой поддержки
промышленных предприятий и предприятий торговли, реализующих
товары отечественного производства;
- соблюдение ассортиментного минимума.
Конкретные меры поддержки определяются Мэром и Правительством
Москвы.
Статья 13. Изменение профиля торговых объектов
Торговые организации, получившие право на использование
торговых объектов в процессе приватизации с условием сохранения
профиля торговой деятельности, сохраняют профиль до истечения
срока, указанного в договоре.
Согласованию с префектами административных округов подлежат:
- изменение профиля торгового объекта при переходе из сферы
торговой деятельности в любую другую сферу деятельности;
- изменение профиля специализированных торговых объектов,
реализующих молочную, овощную продукцию, хлебобулочные изделия,
детское и диетическое питание.
Глава 3. Ответственность за нарушения в сфере торговой
деятельности
Статья 14. Контроль в сфере торговой деятельности
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории
города Москвы и применение ответственности за нарушения в сфере
торговой деятельности осуществляются в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Координацию деятельности контролирующих органов в части
осуществления контроля за работой предприятий потребительского
рынка осуществляет Уполномоченный орган.
Проверки деятельности торговых объектов осуществляются
работниками контролирующих органов города Москвы только при
предъявлении удостоверения и направления на проведение проверки,
выданного в пределах компетенции контролирующего органа, с
указанием даты и цели ее проведения, должности и фамилии
проверяющих.
Результаты проверок фиксируются в установленном порядке.
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть
обжалованы в судебном порядке.
Статья 15. Приостановление продажи товаров (оказания услуг)
В случаях выявления продажи товаров, оказания услуг, не
сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с
просроченными сроками годности, или без указания сроков годности,
если установление этих сроков обязательно, Уполномоченный орган и
иные государственные контролирующие органы, которым предоставлено
такое право, приостанавливают продажу товаров (оказание услуг) до
предоставления информации или прекращают продажу товаров (оказание
услуг).
Руководителю предприятия, допустившему нарушение, выдается
предписание о приостановлении продажи товаров (оказания услуг) на
срок устранения выявленных нарушений, установленный
государственным контролирующим органом.
При приостановлении продажи товаров, оказания услуг к
нарушителю применяются штрафные санкции в соответствии с
действующим законодательством.
Статья 16. Ликвидация торговых организаций по решению суда
Торговая организация может быть ликвидирована по решению суда в
случаях:
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной федеральными
законами;
- неоднократных или грубых нарушений федеральных законов,
указов Президента Российской Федерации, постановлений
Правительства Российской Федерации, Правил торговой деятельности и
других нормативных правовых актов города Москвы в сфере торговой
деятельности.
Требование о ликвидации торговой организации может быть
предъявлено от имени Московской городской администрации
Уполномоченным органом.
Глава 4. Труд и кадровое обеспечение
Статья 17. Правовое регулирование труда работников торговли
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда
регулируются действующим трудовым законодательством Российской
Федерации.
Не допускается установление трудовыми договорами (контрактами),
заключаемыми с работниками, условий труда, ухудшающих их положение
по сравнению с федеральными законами.
Руководители торговых организаций независимо от организационно
- правовых форм и форм собственности обязаны заключать
коллективные договоры по решению трудового коллектива.
Случаи ограничения занятий торговой деятельностью для отдельных
граждан устанавливаются действующим административным, уголовным и
трудовым законодательством.
Статья 18. Требования к кадровому обеспечению
Работодатель обязан проконтролировать и обеспечить наличие у
лиц рабочих категорий, осуществляющих торговую деятельность,
непосредственно связанную с обслуживанием потребителей, и
обеспечивающих процесс приготовления продукции общественного
питания:
- медицинских документов, перечень которых определяется
органами санитарно - эпидемиологического надзора;
- профессионального образования и профессиональной подготовки в
соответствии с методическими рекомендациями, определяемыми
Уполномоченным органом;
- необходимых знаний в сфере техники безопасности.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 19. Социальная защита отдельных категорий населения
в торговом обслуживании
Отдельным категориям граждан предоставляются преимущества и
льготы в торговом обслуживании.
Перечень категорий граждан и предоставляемые льготы и
преимущества определяются нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Торговые организации обязаны предоставлять установленные
льготы.
Статья 20. Рассмотрение обращений граждан в торговые
организации
В целях защиты прав и законных интересов граждан в сфере
торговой деятельности руководители торговых организаций обязаны
рассматривать устные и письменные обращения (заявления, жалобы)
граждан, предоставлять соответствующую информацию об их
рассмотрении и принимать необходимые меры в соответствии с Законом
города Москвы от 18 июня 1997 года N 25 "Об обращениях граждан".
Обращения граждан по вопросам приобретения товаров
ненадлежащего качества или товаров, использование которых по
назначению невозможно по иным причинам, рассматриваются в порядке
и в сроки, установленные Законом Российской Федерации "О защите
прав потребителей".
Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
Статья 22. Приведение правовых актов городской администрации
в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты города Москвы должны быть приведены в
соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента его
вступления в силу.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года
N 29
|