ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
22 января 1999 г. N 12-14/2176
ПО ВОПРОСУ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
К СФЕРЕ ТОРГОВЛИ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ И О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Государственная налоговая инспекция по г. Москве на основании
письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от
26.11.98 N 07-2-06/2/1355 и разъяснений Департамента
потребительского рынка и услуг Правительства Москвы от 10.11.98
N 1/9-1551 сообщает следующее.
Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50762-95
установлено, что предприятие общественного питания - предприятие,
предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных
кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации
потребления.
Рестораны, столовые, буфеты и т.д., осуществляющие реализацию
продуктов питания и напитков (алкогольных и безалкогольных, в т.ч.
пива) в упаковке и расфасовке изготовителя, относятся к
предприятиям общественного питания.
Реализация универсамами, магазинами, холодильниками
полуфабрикатов и готовых изделий собственного производства через
секции и отделы предприятий торговли относится к сфере торговой
деятельности.
Вышеупомянутым стандартом установлены общие требования к
предприятиям общественного питания различных типов, в соответствии
с которыми наряду с продукцией собственного производства в
ресторанах и барах осуществляется реализация широкого ассортимента
кондитерских изделий промышленного производства, винно - водочных
изделий, в том числе пива, фруктовых и минеральных вод; в столовых
и закусочных - разнообразного ассортимента покупных товаров с
учетом специфики обслуживания контингентов и рационов питания.
Реализация товаров промышленного производства предприятиями
общественного питания в упаковке изготовителя может осуществляться
поштучно (кондитерские изделия), порционно (мясная и рыбная
гастрономия и др.).
В соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от
20.02.97 N 154-РП "О приведении вывесок предприятий
потребительского рынка и услуг в соответствие с типами
предприятий" (приложение 4) предприятия торговли могут оказывать
населению дополнительные услуги, в частности услуги предприятий
питания, через которые также возможна реализация готовых изделий
собственного производства с организацией их потребления на месте.
Рестораны, столовые, кафе, буфеты, осуществляющие приготовление
различных блюд из готовых покупных мясопродуктов, относятся к
предприятиям питания.
В соответствии со Сборником технологических нормативов -
Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий
общественного питания - для приготовления различных блюд в
предприятиях питания всех форм собственности, систем и ведомств и
независимо от их типа используются и готовые покупные
мясопродукты.
Бары, буфеты и т.п., осуществляющие реализацию алкогольных и
безалкогольных напитков (в т.ч. пива) в розлив из стационарных
емкостей, относятся к предприятиям питания; магазины, реализующие
безалкогольные напитки через торговые автоматы, пост - миксы и
т.п., относятся к предприятиям торговли.
Продажа товаров из передвижных емкостей регулируется Правилами
уличной торговли на территории г. Москвы, утвержденными
постановлением Правительства Москвы от 18.05.93 N 471
"Об утверждении Правил уличной торговли на территории г. Москвы".
Реализация алкогольной продукции предприятиями мелкорозничной
торговли, не имеющими торгового зала, запрещена в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96
N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной
продукцией".
Реализация безалкогольных напитков в розлив с помощью
передвижных средств относится к сфере торговли.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91
N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" до 04.03.97
(даты введения в действие Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ
"О федеральном бюджете на 1997 год") объектом обложения налогом на
пользователей автомобильных дорог являлись суммы реализации
продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг по ставке
0,4 процента и оборот для торгующих, заготовительных и
снабженческо - сбытовых организаций по ставке 0,03 процента, если
иные ставки не были установлены законодательными
(представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по продукции собственного производства у
предприятий общественного питания после 04.03.97 объект обложения
налогом в количественном выражении не изменился, а стали
применяться иные ставки его исчисления.
Изменение объекта обложения налогом на пользователей
автомобильных дорог произошло по торговой, заготовительной,
снабженческо - сбытовой деятельности, по которым он стал
уплачиваться от суммы разницы между продажной и покупной ценами
товаров, продукции (работ, услуг), а не от товарооборота, как до
4 марта 1997 года.
В порядке информации сообщаем, что при отнесении деятельности к
производственной или торговой, в частности, необходимо учитывать,
что деятельность организации по приобретению сырья и материалов и
реализации готовой продукции (изделий), произведенной из этого
сырья и материалов, относится к производственной.
Не относится к производственной деятельность организации по
упаковке, переупаковке, дроблению партии или иной предпродажной
подготовке приобретенных для реализации товаров.
Спецификой предприятий общественного питания является ведение
как производственной, так и торговой деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О дорожных
фондах в Российской Федерации" налог на пользователей
автомобильных дорог исчисляется отдельно по каждому виду
деятельности.
Таким образом, при продаже населению (потребителям)
произведенной кулинарной продукции (продуктов питания) для
потребления непосредственно на месте через обеденный зал или
буфет, включая отпуск обедов на дом, а также через торговые точки,
как состоящие, так и не состоящие на балансе предприятия
общественного питания, у предприятия общественного питания
возникает выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая
подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Продажа приобретенных для дальнейшей реализации продуктов
питания рассматривается как торговая деятельность. При этом налог
исчисляется по установленной ставке от суммы разницы между
продажной и покупной ценами товаров, реализованных в рамках этой
деятельности.
В соответствии с пунктом 18 инструкции Госналогслужбы России от
15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих
в дорожные фонды" (с последующими изменениями и дополнениями) при
исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей
автомобильных дорог из выручки от реализации продукции (работ,
услуг) исключается в том числе налог на добавленную стоимость,
исчисленный от выручки.
При этом в целях определения облагаемой базы по налогу на
пользователей автомобильных дорог из выручки следует исключать
налог на добавленную стоимость по расчетной ставке
16,67 процента.
Пример расчета
(в рублях)
Стоимость закупленных продуктов 120
в том числе:
НДС 20
Наценка 48
в том числе:
НДС 8
Выручка от реализации изготовленной
продукции 168
в том числе:
НДС 28(168 х 16,67%/100%)
Объект обложения налогом на
пользователей автомобильных дорог 140(168 - 28)
Заместитель
руководителя инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|