ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 февраля 1999 г. N 73
О ПЛАНЕ ПРОВЕДЕНИЯ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
НА 1999 ГОД
Проведение социологических исследований и опросов общественного
мнения стало неотъемлемой частью деятельности администрации
столицы по укреплению "обратной связи" с населением. Только в
1998 году получили возможность высказать свою оценку ситуации в
обществе, хода осуществляемых городских программ и деятельности
властей столицы в целом более 100 тысяч жителей города.
Это позволяет учитывать интересы различных категорий и групп
москвичей при разработке мер по совершенствованию организации
жизни людей, повышению устойчивости системы городского хозяйства и
управления всеми сферами социально - экономического развития, а
также своевременно реагировать на возможные осложнения и в
определенной степени прогнозировать общественные процессы в
столице.
В работе по организации изучения мнения москвичей, определении
ее направленности непосредственное участие принимают руководители
подразделений Правительства Москвы, органов местного
самоуправления, городских организаций и ведомств.
В целях дальнейшей систематизации и совершенствования изучения
общественного мнения москвичей и повышения эффективности
использования его результатов Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить план проведения социологических исследований и
опросов общественного мнения на 1999 год (приложение). Вне этого
плана иные исследования и опросы не проводятся.
2. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации при организации социологических исследований и опросов
координировать их проведение с департаментами, комитетами,
управлениями Правительства Москвы и префектами административных
округов. Оперативно информировать о полученных результатах органы
исполнительной и представительной власти, местного самоуправления
и редакции городских средств массовой информации.
3. Руководителям департаментов, комитетов и управлений Мэрии и
Правительства Москвы, префектам административных округов
участвовать в определении тематической направленности проводимых
социологических исследований, использовать результаты опросов
общественного мнения в работе по реализации городских программ
социально - экономического развития, в разъяснении населению
политики и практических решений Мэрии и Правительства Москвы.
4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации, Финансово - хозяйственному управлению Мэрии
производить расчеты с организациями - исполнителями в соответствии
с заключенными договорами и в объемах средств, предусмотренных
бюджетом города Москвы на эти цели.
5. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года
N 134 "О плане проведения социологических исследований и опросов
общественного мнения на 1998 год" с контроля снять.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.П. Шанцева.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 2 февраля 1999 г. N 73
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
НА 1999 ГОД
I. Проблемы социальной сферы
1.1. Социальные потребности населения Москвы. Приоритеты
потребностей жителей города, уровни притязаний и степень
удовлетворенности предоставленной им возможностью получения
образования, медицинской помощи, культурного развития, досуга и
спорта. Уровень доходов населения. Основные характеристики
динамики уровня жизни. Изучение специфики потребительского спроса
на продукты питания, товары и услуги среди малообеспеченных
жителей города.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
префектурами Юго - Западного, Юго - Восточного и
Зеленоградского административных округов.
1.2. Оценка эффективности городских социальных программ:
социальная защита и социальное обслуживание незащищенных слоев
населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей, в
случаях потери работы). Потребность населения в первоочередных
мерах социальной поддержки. Проблемы социального обслуживания в
домах престарелых Москвы. Приспособление среды города для
маломобильных групп населения и инвалидов: реальность и
перспективы.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Северо - Восточного и Юго - Западного
административных округов.
1.3. Социальные проблемы детской инвалидности в Москве.
Изучение состояния инвалидности детского населения (в возрасте до
16 лет). Потребность детей - инвалидов Москвы в комплексной
реабилитации. Удовлетворенность родителей детей - инвалидов
системой реабилитации, существующей в округе, районе.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
префектурой Юго - Западного административного округа.
1.4. Социальный портрет московской семьи с детьми. Отношение
москвичей к проблемам многодетных семей и их роли в современном
обществе. Московская семья: социодемографическая ситуация;
проблемы молодой семьи; основные тенденции жизнедеятельности
московской семьи в условиях экономической реформы.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по делам семьи и молодежи.
1.5. Актуальные проблемы пребывания в городе лиц без
определенного места жительства, беженцев и вынужденных
переселенцев.
Тема предложена:
Комитетом социальной защиты населения Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
1.6. Развитие системы здравоохранения Москвы. Оценка уровня
медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения
(на примере 2-3 округов). Эффективность городских программ по
укреплению здоровья детей. Управление координации исполнения
социальной политики.
Тема предложена:
Комитетом здравоохранения,
префектурами Северо - Восточного и Зеленоградского
административных округов.
1.7. Наркомания в Москве. Состояние и прогноз. Состояние и
анализ наркологической ситуации в округе (районе) и
наркологическая помощь детям и подросткам; факторы риска в социуме
района, влияющие на рост потребления наркотических веществ
несовершеннолетними и на совершение ими имущественных преступлений
(на примере 2-3 округов, районов). Борьба против наркомании:
позиция общества, школы и семьи. Предложение населением мер по
противодействию распространения наркотиков.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Восточного и Юго - Западного административных
округов.
1.8. Оценка жителями эффективности реализации в городе
подростковой и молодежной политики:
1.8.1. Подросток в городе: современные увлечения и интересы
подростков; причины социальной и воспитательной безнадзорности.
Анализ духовных ценностей в микросоциальной подростковой среде
(молодежная субкультура и "мода" на наркотики). Степень
распространения наркомании и токсикомании среди подростков.
Современные методы и способы профилактики и реабилитации
безнадзорности несовершеннолетних: детско - юношеские клубы по
месту жительства сегодня, их место в системе организации досуга и
роль в системе мер ранней профилактики и предупреждения
правонарушений. Мнение москвичей об уровне воспитательной работы,
проводимой образовательными учреждениями. Мнение жителей города о
проблеме социальной защищенности детей в городе и трудоустройстве
несовершеннолетних (в возрасте 14-18 лет).
1.8.2. Молодежь Москвы: социально - культурный портрет
московской молодежи, перспективы ее включения в решение проблем
городской жизни, социодемографическая ситуация; социокультурные
ориентации, проблемы занятости и безработицы, социальной защиты и
адаптации. Современные кумиры молодежи, молодежный лидер;
молодежные организации - кого и куда они ведут за собой; кто и как
помогает сегодня молодым. Эффективность оказываемой помощи;
государственные и городские источники помощи. Причины, влияющие на
распространение наркотиков среди молодежи.
Тема предложена:
Комитетом по делам семьи и молодежи,
Московским комитетом образования,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Восточного, Юго - Западного, Северо - Западного и
Южного административных округов.
1.9. Состояние и тенденции развития образования в Москве.
Оценка москвичами системы образования. Анализ социальных проблем
выпускников московских школ 1998/99 учебного года. Образование для
вхождения в многоукладную экономику, положительный и отрицательный
опыт. Приспособляемость различных социальных и возрастных слоев к
новым условиям жизни. Потребность Москвы в профессиональном
образовании молодежи и подготовке квалифицированных кадров для
городского хозяйства.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Управлением координации исполнения социальной политики,
Московским комитетом образования,
префектурами Северо - Восточного и Зеленоградского
административных округов.
1.10. Культурная жизнь и свободное время москвичей. Культурные
и досуговые запросы москвичей и уровень их удовлетворенности.
Московские монументы - мнения жителей столицы. Реклама и
художественное оформление города в оценках москвичей.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по культуре,
Управлением государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры.
1.11. Запросы и потребности населения Москвы в сфере физической
культуры и спорта.
Тема предложена:
Комитетом по физической культуре и спорту,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
II. Проблемы управления собственностью,
развития науки, промышленности, предпринимательства,
потребительского рынка товаров и услуг
2.1. Москвичи о деятельности структурных подразделений
Комплекса по экономической политике и имущественно - земельным
отношениям. Предложения жителей столицы в целях улучшения работы
по привлечению финансовых средств в бюджет города Москвы,
отношение к продаже земли в городе, уровню арендной платы за
пользование нежилыми помещениями и их выкупу, оценка финансовой
дисциплины арендаторов и др.
Оценка горожанами законодательной базы в области
землепользования в Москве и земельной политики Правительства
столицы.
Темы предложены:
Комплексом по экономической политике и имущественно - земельным
отношениям,
Москомземом.
2.2. Наука и промышленность. Проблемы и пути выхода из кризиса.
Отношение населения к наличию в городе крупных промышленных
предприятий и научно - исследовательских организаций, проводимой
Правительством Москвы промышленной политике и перспективам
превращения города из промышленного конгломерата в
научно - промышленный центр.
Оценка руководителями предприятий научно - промышленного
комплекса города экономической ситуации в стране, состояния
предприятий, первоочередных проблем, перспектив развития,
деятельности Правительства Москвы по защите и поддержке
отечественных товаропроизводителей.
Выявление эффективности системы управления отдельными
предприятиями.
Темы предложены:
Управлением координации исполнения социальной политики,
префектурами Северо - Западного и Юго - Восточного
административных округов.
2.3. Предприниматели Москвы. Социальный портрет.
Тема предложена Управлением Мэра Москвы.
2.4. Роль малого предпринимательства в стабилизации социальной
и экономической ситуации в городе. Оценка проблем
предпринимательской деятельности и перспектив ее развития. Мнение
предпринимателей о причинах, сдерживающих развитие малого бизнеса
в городе, о работе органов исполнительной власти (федерального и
городского уровня), ходе реализации Программы Правительства Москвы
по поддержке малого предпринимательства. Отношение населения к
малому предпринимательству, его значению для нужд города, к
частнопредпринимательской деятельности по производству товаров
народного потребления, бытовому обслуживанию населения, в
торговле.
Тема предложена:
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства,
префектурой Северо - Западного административного округа.
2.5. Деятельность Правительства Москвы в области регулирования
цен на различные виды товаров и услуг:
2.5.1. Москвичи о торговле и бытовом обслуживании (оценка
режима работы предприятий сферы потребительского рынка, где
предпочитают делать покупки продуктов и промышленных товаров, как
удовлетворяется спрос в бытовых услугах, оценка качества
обслуживания, устраивает ли порядок мелкорозничной торговли).
Обеспеченность (наличие и потребность) населения (в разрезе
административных округов) предприятиями торговли и массового
общественного питания, предприятиями, оказывающими социально
значимые виды бытовых услуг.
2.5.2. Отношение москвичей к развитию мелкорозничной торговли
на улицах города, к политике городской власти по упорядочению
размещения киосков, палаток, тележечно - лоточной сети. Мнение
москвичей об организации торгового обслуживания в весенне - летний
период в местах организованного отдыха, о торговле мороженым,
квасом, создании летних кафе.
2.5.3. Удовлетворенность спроса москвичей на различные виды
бытовых услуг. Доступность и причины отказа москвичей от
пользования ими (высокие цены, удаленность от места проживания,
неудовлетворенность качеством и др.).
2.5.4. Москвичи и гости столицы о работе предприятий массового
питания, качестве предлагаемых блюд, об ассортименте, о санитарном
состоянии. Пользуются ли услугами общественного питания москвичи и
гости столицы в обеденное время. Доступны ли цены. Нуждаются ли
москвичи в диетическом питании. Достаточно ли предприятий питания
в местах проживания москвичей (по административным округам), по
месту работы или учебы, устраивает ли реклама предприятий питания.
Оценка качества и культуры обслуживания на предприятиях быстрого
обслуживания ("Макдоналдс", "Русское бистро", "Росинтер" и др.).
Тема предложена:
Департаментом экономической политики и развития г. Москвы,
Департаментом потребительского рынка и услуг,
префектурами Северного и Северо - Западного административных
округов.
III. Вопросы городского хозяйства,
решение жилищных проблем, экология
3.1. Решение жилищной проблемы в Москве. Москвичи о реализации
программ реконструкции ветхого 5-этажного жилищного фонда,
ликвидации коммунальных квартир, строительства муниципального
жилья небольшой площади. Мнение жителей о решении в городе
жилищной проблемы с максимальным привлечением средств самих
граждан, в т.ч. с помощью ипотечного кредитования семей,
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом муниципального жилья,
префектурами Северного, Северо - Западного и Зеленоградского
административных округов.
3.2. Жители столицы о системе льготного страхования жилых
помещений в Москве.
Тема предложена Городским центром жилищного страхования.
3.3. Москвичи о ходе жилищно - коммунальной реформы.
Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства, повышение
действенности и усиление системы контроля за содержанием жилищного
фонда. Введение адресной социальной защиты населения в области
оплаты коммунальных услуг, работа отделов жилищных субсидий.
Совершенствование структуры органов самоуправления населения -
дальнейшее расширение функций товариществ собственников жилья
(кондоминиумов), института старших по дому, подъезду.
Тема предложена:
Управлением жилищно - коммунального хозяйства и
благоустройства,
Комитетом территориальных органов исполнительной
власти и развития местного самоуправления,
префектурами Северо - Западного и Зеленоградского
административных округов.
3.4. Жители Москвы о программах "Мой двор", "Мой подъезд", а
также о конкурсе "Московский дворик" и привлечении к их реализации
сил и средств самих жителей. Работа органов исполнительной власти,
в том числе районных Управ, жилищно - эксплуатационных и других
городских служб по выполнению этих программ. Организация работ по
благоустройству домов и территорий с привлечением населения
(состояние детских и спортивных площадок, содержание зданий,
дворовых проездов, зеленых насаждений города, микрорайона, двора).
Мнение москвичей о санитарно - техническом состоянии жилищного
фонда и работе диспетчерских служб. Оценка горожанами уровня
благоустройства города в целом, административных округов и районов
за последние три года. Обеспечение персональной безопасности
населения в жилом секторе (организация дежурств в подъездах, во
дворе, микрорайоне; введение местных телефонов доверия участкового
инспектора милиции; участие народных дружин в дежурствах во дворах
и подъездах; закрытие подъездов, устройство домофонов, видеофонов
и др.).
Тема предложена:
Комитетом территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления,
Объединением административно - технических инспекций,
префектурами Юго - Западного, Южного и Северо - Западного
административных округов.
3.5. Москвичи о проблемах городского хозяйства в условиях
хронического дефицита финансовых ресурсов. Удовлетворенность
жителей города состоянием тепло-, водо-, газо- и электроснабжения.
С какими ожиданиями связывают москвичи принятие Закона города
Москвы "Об энергосбережении", по повышению культуры потребления
энерго-, водоресурсов в быту и на производстве; по повышению
ответственности квартиросъемщиков за неуплату услуг
энерго-, водоснабжения; введение санкций и др. Отношение жителей к
переходу на прямые расчеты за жилье с ресурсоснабжающими
организациями (Мосводоканал, Мосэнерго и т.д.), к установке в
квартирах за счет жильцов приборов учета тепловой энергии, расхода
воды.
Тема предложена:
Управлением топливно - энергетического хозяйства,
префектурами Северного и Северо - Западного административных
округов.
3.6. Проблемы экологии города Москвы и меры по их решению.
Актуальные проблемы экологии столицы: сравнительный анализ с
результатами аналогичного исследования, проведенного в феврале
1998 года. Вклад городских властей, природоохранных служб,
общественных организаций и населения в улучшение окружающей среды.
Отношение москвичей к работе экологической милиции, Москомприроды,
природоохранной прокуратуры, органов санэпиднадзора,
информированность горожан об их деятельности и взаимодействии с
населением, достаточность и объективность освещения СМИ проблем
экологии Москвы. Степень осведомленности горожан об экологическом
состоянии и эффективности использования земель в столице. Роль
жителей в создании здоровой окружающей среды.
Исторические зоны, историко - культурные заповедники, сады,
парки, бульвары в системе жизнедеятельности горожан и гостей
столицы.
Тема предложена:
министром по вопросам природопользования и защиты
окружающей среды,
Москомприродой,
Москомземом,
префектурами Юго - Восточного и Южного административных
округов.
3.7. Москвичи о транспортных проблемах города. Транспортная
подвижность населения: какими видами транспорта (наземным
пассажирским, метрополитеном, пригородными железными дорогами)
пользуются работающие и неработающие пенсионеры, трудоспособное
население, учащиеся. Количество поездок в среднем за год, по
временам года и др. Удовлетворенность жителей транспортным
обслуживанием, дорожной сетью и инфраструктурой, обеспечением
безопасности пешеходов на улицах. Мнение жителей района Митино о
строительстве линий метро "Митино - Крылатское", "Митино -
Полежаевская"; прямом автобусном сообщении "Митино - м. "Сокол" и
"Митино - м. "Крылатское").
Отношение москвичей к развитию сети коммерческих пассажирских
маршрутов типа "Автолайн".
Проблемы строительства наземно - подземных гаражей в целях
упорядочения размещения автотранспорта на территории районов.
Отношение москвичей - автолюбителей к решению проблем хранения
автомобилей, в т.ч. ипотечному кредитованию приобретения гаражей,
к установленным тентам типа "ракушка".
Отношение жителей к принятию решений по строительству АЗС.
Тема предложена:
Департаментом экономической политики и развития г. Москвы,
Управлением транспорта и связи,
префектурами Южного, Юго - Западного и Северо - Западного
административных округов.
IV. Люди и власть
4.1. Москвичи о своем образе жизни. Ценностные ориентации
горожан и их социальное самочувствие. Жители столицы о социально -
экономической политике Правительства Москвы в условиях кризиса.
Эффективность системы управления Москвой как средство отражения
интересов москвичей и их отношения к существующей системе
городского управления. Выявление общих характеристик социально -
политической атмосферы. Отношение населения к деятельности органов
исполнительной власти (Мэрии, префектурам, районным Управам).
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Юго - Восточного, Юго - Западного и Северо -
Западного административных округов.
4.2. Московская элита (политическая, экономическая, культурная,
научная) - состояние и взаимоотношения с городской властью,
встроенность в жизнь города.
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.3. Межнациональные отношения в Москве. Состояние и
перспективы развития этнодемографических и этносоциальных
процессов в столичном мегаполисе (на примере административных
округов Москвы). Состояние межнациональных отношений в Москве в
оценках и представлениях массового сознания.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом общественных и межрегиональных связей.
4.4. Отношение москвичей к проводимым в Москве Дням и Неделям
зарубежных стран и городов. Мнение жителей о выставках с участием
зарубежных фирм, о деятельности в Москве зарубежных компаний.
Москвичи о туристических фирмах (каналы получения информации о
деятельности турфирм и предлагаемых маршрутах, рейтинг
туристических компаний, предпочтения жителей в отношении своих
туристических маршрутов с учетом уровня жизни респондентов -
определение целей, направлений и частоты выездов).
Тема предложена:
Департаментом внешних связей,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.5. Столица и регионы: образ Москвы как исторического,
культурного и делового центра в российской прессе. Взаимоотношения
Москвы и регионов Российской Федерации в оценках москвичей.
Тема предложена:
Комитетом общественных и межрегиональных связей,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
4.6. Москвичи и средства массовой информации. Роль окружных и
районных средств массовой информации в обеспечении прямой и
обратной связи с жителями округа. Освещение в СМИ хода реализации
постановлений Правительства Москвы, решений Московской городской
Думы, деятельности органов власти. Влияние (воздействие) СМИ
(окружных, районных) на формирование у москвичей хозяйского
отношения к своему дому, подъезду, двору, городу.
Отражение проблем сохранения историко - культурного наследия
Москвы средствами массовой информации.
Тема предложена:
Управлением координации исполнения социальной политики,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурой Юго - Западного административного округа,
Управлением государственного контроля охраны и использования
памятников истории и культуры.
4.7. Москвичи о криминогенной обстановке и эффективности работы
органов внутренних дел города (округа, района) по укреплению
правопорядка. Мнение жителей о работе участковых инспекторов
милиции по месту жительства, об обеспечении правопорядка на
территории района. Население о действующем законодательстве Москвы
и информированности о правовых актах.
Тема предложена:
префектурами Юго - Западного и Северо - Западного
административных округов.
4.8. Москва-99. Накануне выборов в Государственную Думу
Российской Федерации. Оценка москвичами деятельности депутатов от
Москвы в Государственной Думе Российской Федерации. Мнение
населения о работе депутатов Московской городской Думы. Уровень
знания москвичами выборного законодательства. Изучение
избирательной активности жителей (т.е. процент желающих принять
участие в выборах всех уровней). Определение факторов, влияющих на
активность избирателей, в том числе молодежи.
Тема предложена:
Городской избирательной комиссией,
Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
префектурами Центрального, Юго - Восточного и Западного
административных округов.
4.9. Социологический анализ проблем организации и
функционирования муниципального самоуправления в Москве. Оценка и
отношение москвичей к институту власти - районному Собранию, их
мнение о деятельности советников районных Собраний в районных
Управах. Степень информированности жителей районов о работе
советников районных Собраний.
Районные советники о проблемах взаимопонимания населения и
исполнительной власти (успехи и разочарования).
Тема предложена:
Управлением Мэра Москвы,
Комитетом территориальных органов исполнительной власти и
развития местного самоуправления,
Городской избирательной комиссией,
префектурами Центрального, Западного, Юго - Западного
и Зеленоградского административных округов.
|