ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
от 5 марта 1999 г. N 93
О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ
РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Ежегодно в г. Москве регистрируется около 50000 инсультов и
свыше 40000 черепно - мозговых травм, у 40-50% больных возникают
нарушения высших психических функций, в том числе речи.
Для оказания помощи данной категории больных в г. Москве
создана специализированная логопедическая служба, функционирующая
на базе 85 лечебно - профилактических учреждений, в том числе
28 городских больниц, 2 госпиталей для ветеранов войн,
35 территориальных поликлиник, 19 ПНД, реабилитационного Центра
для инвалидов с ДЦП. Головным учреждением службы является Центр
патологии речи и нейрореабилитации, где осуществляется комплексное
лечение и нейрореабилитация больных с нарушениями речи и высших
психических функций.
С целью дальнейшего развития и совершенствования
специализированной помощи больным с нарушениями речи и других
высших психических функций и во исполнение приказа МЗ РФ от
28.12.98 N 383 "О специализированной помощи больным при нарушении
речи и других высших психических функций" приказываю:
1. Объявить приложения к приказу МЗ РФ от 28.12.98 N 383:
1.1. Положение о логопеде (приложение 1).
1.2. Положение об организации работы логопедического кабинета
(приложение 2).
1.3. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета
(приложение 3).
1.4. Положение об организации работы дневного стационара для
больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (приложение 4).
1.5. Положение об организации работы стационарного отделения
для лечения нарушений речи и других высших психических функций
(приложение 5).
1.6. Положение об организации работы стационара на дому для
больных с нарушениями речи и других высших психических функций
(с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых
черепно - мозговых травм) (приложение 6).
1.7. Положение об организации работы Центра патологии речи и
нейрореабилитации (приложение 7).
1.8. Штатные нормативы медицинского, педагогического и иного
персонала психоневрологических учреждений и подразделений по
оказанию специализированной помощи больным с нарушениями речи и
других высших психических функций (приложение 8).
1.9. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения
Российской Федерации (приложение 9)*.
1.10. Нормы нагрузки врачей - психиатров учреждений и
подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи
и других высших психических функций (приложение 10).
2. Начальникам управлений здравоохранения административных
округов, главным врачам лечебно - профилактических учреждений
городского подчинения:
2.1. Организовать деятельность специализированной службы помощи
больным с нарушениями речи и других высших психических функций в
соответствии с утвержденными нормативными документами.
2.2. Привести штатное расписание подразделений по оказанию
специализированной помощи больным с нарушениями речи и других
высших психических функций в соответствие с утвержденными
нормативами.
2.3. Принять меры к укомплектованию квалифицированными кадрами
логопедов поликлиник и психоневрологических диспансеров, в том
числе для обслуживания больных на дому. Срок - 1999 г.
2.4. Обеспечить логопедические кабинеты лечебно -
профилактических учреждений города современным оборудованием,
включая аудио- и видеотехнику. Срок - 1999-2000 гг.
3. Начальнику отдела по вопросам государственной службы и
кадров Ершову В.В. совместно с главным специалистом по логопедии
Комитета здравоохранения Шкловским В.М. организовать постоянное
обучение медицинского, педагогического и другого персонала,
участвующего в оказании специализированной помощи больным с
нарушениями речи и других высших психических функций.
4. Главному психиатру Комитета здравоохранения Козыреву В.Н.,
главному неврологу Комитета здравоохранения Федину А.И., главному
специалисту Комитета здравоохранения по логопедии Шкловскому В.М.:
4.1. Улучшить преемственность работы, организовать постоянный
обмен информацией между ОМО по логопедии и ОМО по неврологии о
больных с нарушением речи и других высших психических функций,
нуждающихся в проведении этапных реабилитационных мероприятий.
Срок - постоянно.
4.2. Осуществлять постоянный контроль за деятельностью ЛПУ
Комитета по организации специализированной медицинской помощи
больным с нарушением речи и других высших психических функций.
5. Считать утратившим силу приказ Комитета (Департамента)
здравоохранения г. Москвы от 01.04.96 N 187 "О работе лечебно -
профилактических учреждений города по оказанию логопедической
помощи населению в 1994-1995 гг., дальнейшему совершенствованию и
задачах на 1996-1997 гг.".
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителя председателя Комитета здравоохранения Плавунова Н.Ф.
Председатель
Комитета здравоохранения
А.П. Сельцовский
--------------------------------
* Не приводится.
Приложение N 1
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ
1. Общие положения
1.1. Логопед - специалист с высшим педагогическим
дефектологическим образованием по специальности логопедия,
владеющий методами нейропсихологического обследования больных с
нарушениями речи и других высших психических функций,
индивидуального и группового восстановительного обучения,
теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии,
предусмотренными программой подготовки в соответствии с
требованиями квалификационной характеристики, и получивший
сертификат по логопедии.
1.2. В своей работе руководствуется действующим
законодательством Российской Федерации по вопросам образования и
охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России,
Минобразования России, органов управления образованием и
здравоохранением и настоящим Положением.
1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
1.4. Назначается на должность и увольняется с должности в
соответствии с действующим законодательством.
2. Обязанности
2.1. Проводит диагностическое обследование больных с
нарушениями речи и других высших психических функций.
2.2. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы
медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями
речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии,
агнозии, апраксии, дислексии, дизграфии, заикание, задержки
речевого развития и др.).
2.3. В соответствии с намеченными программами проводит
индивидуальные и групповые занятия с больными.
2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и
другими специалистами.
2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных,
в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в
домашних условиях.
2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в
соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы
в учреждениях здравоохранения.
Подготовка пособий, оформление документации, работа с
родственниками, консультации со специалистами и другие виды
деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
2.7. Совместно с врачом участвует в ведении медицинской
документации с записями содержания консультации, результатов
логопедического (нейропсихологического) обследования,
индивидуальной программы медицинской и педагогической
реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов
с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в
10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет дневник работы
логопеда.
2.8. В конце календарного года представляет годовой отчет о
работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
2.9. Повышает свою квалификацию по дефектологии на циклах
усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
2.10. Внедряет в практику современные методы логопедической
помощи.
3. Права
3.1. Принимает участие в совещаниях, научно - практических
конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей
работы.
3.2. Участвует в работе общественных профессиональных
организаций.
4. Ответственность логопеда
В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья,
недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и
нарушения педагогической этики несет ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 2
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
1. Логопедический кабинет организуется в составе:
территориальной поликлиники для детского, подросткового и
взрослого населения; психоневрологического диспансера;
психоневрологического, неврологического, нейрохирургического
отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой,
республиканской) больницы и других лечебно - профилактических
учреждений.
2. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную
консультативно - диагностическую, коррекционно -
восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с
нарушениями речи и других высших психических функций.
3. Организационно - методическое руководство деятельностью
логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в
установленном порядке.
5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с
высшим педагогическим дефектологическим образованием по
специальности логопедия, имеющий соответствующий сертификат.
6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому,
подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других
высших психических функций различного генеза.
7. Основными задачами логопедического кабинета являются:
- консультативно - диагностическая работа и отбор больных для
лечения в кабинете;
- проведение индивидуальных и групповых логопедических и
психологических занятий;
- привлечение родственников больного к участию в выполнении в
доступных формах логопедических заданий, созданию условий для
речевого режима и благоприятного психологического климата в семье.
8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач
кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема
пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых
занятий, помещения для психолога, социального работника и другого
персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем
оборудования логопедического кабинета.
9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 3
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
------T-----------------------------------------T---------------¬
¦ N ¦ Наименование оборудования ¦ Количество ¦
¦ п/п ¦ ¦ ¦
+-----+-----------------------------------------+---------------+
¦ ¦I. Помещение и дизайн ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Помещение для организации приема ¦ ¦
¦ ¦больных площадью 14-20 кв. м ¦ 1 ¦
¦ 2. ¦Помещение для индивидуальных ¦ ¦
¦ ¦и групповых логопедических занятий ¦ 1 ¦
¦ ¦площадью 30-40 кв. м ¦ ¦
¦ 3. ¦Помещение для социального работника ¦ ¦
¦ ¦и медицинской сестры площадью 15-20 кв. м¦ 1 ¦
¦ 4. ¦Элементы внутреннего дизайна ¦В соответствии ¦
¦ ¦(облицовка стен, декоративные растения, ¦с возможностями¦
¦ ¦ковровые покрытия, напольные вазы, ¦ ¦
¦ ¦картины, эстампы и пр.) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦II. Аппараты и приборы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Прибор тонометрический ¦ 1 ¦
¦ 2. ¦Секундомер ¦ 1 ¦
¦ 3. ¦Аудиокомплекс: ¦ ¦
¦ ¦- магнитофон кассетный 0-1 класса ¦ 1 ¦
¦ ¦- звуковой усилитель мощностью до 50 Вт ¦ 1 ¦
¦ ¦с эквалайзером ¦ ¦
¦ ¦- система стереофоническая мощностью ¦ 1 ¦
¦ ¦50-100 Вт ¦ ¦
¦ ¦- наушники стереофонические ¦ 10 ¦
¦ 4. ¦Диктофон ¦ 1 ¦
¦ 5. ¦Магнитофонные кассеты ¦ 15 ¦
¦ 6. ¦Метроном ¦ 1 ¦
¦ 7. ¦Диапроектор для слайдов ¦ 1 ¦
¦ 8. ¦Экран ¦ 1 ¦
¦ 9. ¦Наборы слайдов ¦ 1 ¦
¦ 10.¦Экспериментально - логопедические ¦ 10 ¦
¦ ¦методики ¦ ¦
¦ 11.¦Зеркало ручное ¦ 10 ¦
¦ 12.¦Зеркало настенное ¦ 1 ¦
¦ 13.¦Видеомагнитофон ¦ 1 ¦
¦ 14.¦Кассеты для видеомагнитофонов ¦ 10 ¦
¦ 15.¦Набор настольных игр для детей ¦ 2 ¦
¦ 16.¦Набор игрушек для детей ¦ 2 ¦
¦ 17.¦Телевизор ¦ 1 ¦
¦ 18.¦Персональный компьютер с программным ¦ 1 ¦
¦ ¦обеспечением марки IBM ¦ ¦
¦ 19.¦Видеокассеты с программами ¦ ¦
¦ ¦по восстановлению речи и других ¦ ¦
¦ ¦высших психических функций ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦III. Медицинский инструментарий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Ножницы прямые ¦ 3 ¦
¦ 2. ¦Пинцет анатомический ¦ 1 ¦
¦ 3. ¦Фонендоскоп комбинированный ¦ 1 ¦
¦ 4. ¦Набор логопедических зондов и шпателей ¦ 2 ¦
¦ 5. ¦Набор - укладка для оказания неотложной ¦ 1 ¦
¦ ¦медицинской помощи ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦IV. Предметы ухода за пациентами ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Банка стеклянная для термометров ¦ ¦
¦ ¦и шпателей ¦ 2 ¦
¦ 2. ¦Пипетка глазная ¦ 5 ¦
¦ 3. ¦Стаканчик для приема лекарств ¦ 5 ¦
¦ 4. ¦Тазик эмалированный почкообразный ¦ 1 ¦
¦ 5. ¦Термометр медицинский максимальный ¦ 2 ¦
¦ 6. ¦Ведро педальное ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦V. Специальная мебель и оборудование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Кушетка смотровая ¦ 1 ¦
¦ 2. ¦Стол логопеда ¦ 1 ¦
¦ 3. ¦Стол медицинской сестры ¦ 1 ¦
¦ 4. ¦Шкаф для медицинских инструментов ¦ 1 ¦
¦ 5. ¦Столик для инструментов ¦ 1 ¦
¦ 6. ¦Ящик для картотеки ¦ 2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦VI. Бытовая мебель и оборудование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1. ¦Кресло мягкое ¦ 10 ¦
¦ 2. ¦Стул полумягкий ¦ 8 ¦
¦ 3. ¦Шкаф для одежды ¦ 1 ¦
¦ 4. ¦Шкаф книжный ¦ 2 ¦
¦ 5. ¦Полка книжная ¦ 3 ¦
¦ 6. ¦Столик журнальный ¦ 2 ¦
L-----+-----------------------------------------+----------------
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 4
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДНЕВНОГО СТАЦИОНАРА
ДЛЯ БОЛЬНЫХ С АФАЗИЯМИ, ДИЗАРТРИЯМИ И ЛОГОНЕВРОЗАМИ
Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией
1. Дневной стационар на 25-30 мест является структурным
подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для
специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших
психических функций.
2. Предназначен для лечения больных, которым по их состоянию не
противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но
требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности
приближенные к условиям стационара.
3. Режим посещений и продолжительность курса лечения
назначаются врачом соответственно соматическому состоянию пациента
(от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней.
4. Организуется в составе Центра патологии речи и
нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других
лечебно - профилактических учреждениях.
5. Основные задачи:
- комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями
речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией,
нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса) вследствие
сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний
центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на
головном мозге;
- уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях,
требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами
и психологами;
- трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им
социально - правовой помощи.
6. Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов
осуществляется с использованием: медикаментозного лечения,
ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия),
нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и
других методов реабилитации.
Дневной стационар для больных с логоневрозами
1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных
с логоневрозом (заикание и др.).
2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня
20-30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней
в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе
6-7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые
функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза
в неделю. Организуется в Центре патологии речи и
нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других
лечебно - профилактических учреждениях.
3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей
терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где
осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном
стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время
с посещением занятий 3 раза в неделю.
4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение
курса лечения не меняется (закрытые группы).
5. Основные задачи:
- проведение комплексных медицинских, медико - психологических,
медико - педагогических мероприятий, психотерапии и др.;
- восстановление речевой и коммуникативной функции и
психологической адаптации пациентов.
6. Лечебные мероприятия включают в себя медикаментозную
терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами,
психологами, психотерапию, рефлексо- и физиотерапию и др.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 5
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАЦИОНАРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Общие положения
1.1. Отделение является структурным подразделением Центра
патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или
другого лечебно - профилактического учреждения.
1.2. Штаты персонала отделения утверждаются в установленном
порядке.
1.3. Организационно - методическое руководство отделением для
лечения нарушений речи и других высших психических функций
осуществляется главным логопедом органа управления
здравоохранением субъекта Российской Федерации.
1.4. Работа персонала отделения регламентируется приказами,
распоряжениями, перечнем функциональных обязанностей, распорядком
дня и планом работы отделения, утверждаемыми администрацией
лечебно - профилактического учреждения.
1.5. Содержание помещений, оборудования, учебных кабинетов,
обеспечение лечебными средствами и учебно - методическими
пособиями, исходя из специфики медико - педагогического процесса,
обеспечиваются администрацией лечебного учреждения по заявкам
заведующего отделением.
2. Основные задачи
2.1. Отделение предназначено для обеспечения медицинских,
медико - педагогических и медико - психологических мероприятий,
направленных на восстановительное лечение и нейрореабилитацию
больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических
функций.
2.2. Показаниями к комплексному восстановительному лечению в
отделении являются нарушения речи и других высших психических
функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в
результате перенесенных церебральных инсультов, черепно - мозговых
травм, нейроинфекций и др., соответствующие соматические
заболевания, нарушения опорно - двигательного аппарата (парезы,
параличи), тяжелые случаи логоневрозов (заикания) и др.
3. Порядок госпитализации и пребывания в отделении
3.1. Госпитализация пациента в отделение осуществляется
добровольно (по его просьбе или с его согласия) в плановом порядке
по направлению отборочной комиссии.
3.2. После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются
на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских
показаний.
3.3. Пребывание пациентов в отделении регламентируется
установленными в отделении правилами.
3.4. Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом
медицинских, медико - педагогических и медико - психологических
мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.
3.5. Показания к продлению срока лечения и повторной
госпитализации определяются комиссионно - врачом совместно с
логопедом и нейропсихологом.
3.6. В комплекс мер по нейрореабилитации включаются ежедневно
2-3 индивидуальных и 1 групповое логопедические занятия (с учетом
соматического состояния пациента). Осуществляются динамическое
наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного,
фармако-, физио-, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК и др.
4. Отчетность
4.1. Заведующий отделением проводит анализ качества и
эффективности проводимого в отделении восстановительного лечения и
по его данным отчитывается перед администрацией лечебно -
профилактического учреждения.
4.2. Ежегодный статистический отчет о работе отделения
сопровождается составлением объяснительной записки.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 6
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАЦИОНАРА
НА ДОМУ ДЛЯ БОЛЬНЫХ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННЫХ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ
ИНСУЛЬТОВ И ТЯЖЕЛЫХ ЧЕРЕПНО - МОЗГОВЫХ ТРАВМ)
1. Стационар на дому является структурным подразделением Центра
патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или
другого лечебно - профилактического учреждения.
2. Стационар на дому обеспечивает проведение комплексных
медицинских, нейропсихологических и педагогических мероприятий,
направленных на восстановление у больных высших психических
функций, опорно - двигательного аппарата, навыков санитарной
гигиены и самообслуживания.
3. Штаты персонала стационара на дому утверждаются в
установленном порядке.
4. В задачу стационара на дому входит оказание комплексной
нейрореабилитационной помощи больным, состояние которых отягощено
сопутствующими соматическими заболеваниями, исключающими
возможность самообслуживания и самостоятельного передвижения, и
значительно препятствующими осуществлению восстановительного
процесса в условиях суточного стационара.
5. В стационар на дому больные поступают по направлению
отборочной комиссии.
6. На отборочную комиссию пациенты направляются врачами и
логопедами лечебно - профилактических учреждений по завершении
стационарного лечения по поводу острого периода заболевания.
7. Курс лечения в стационаре на дому составляет 90 дней.
Осмотры больных на дому проводятся врачами (неврологом и
терапевтом) не реже 1 раза в две недели. Дополнительно по
показаниям назначаются осмотры нейропсихолога, психиатра. В
зависимости от состояния больного логопедические занятия
проводятся от 1 до 3 раз в неделю.
8. Программа восстановительного лечения в стационаре на дому
наряду с медикаментозной терапией предусматривает индивидуальные
логопедические занятия, массаж, лечебную физкультуру,
психотерапию, в том числе семейную, и социальную работу.
9. Врачи стационара на дому работают во взаимодействии с
участковыми терапевтами и неврологами.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 7
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРА
ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Центр патологии речи и нейрореабилитации является либо
лечебно - профилактическим учреждением, либо организуется в
составе городской (областной, краевой, республиканской)
многопрофильной больницы или другого лечебно - профилактического
учреждения на функциональной основе.
2. Штаты Центра утверждаются в установленном порядке.
Руководство Центром, являющимся лечебно - профилактическим
учреждением, осуществляется директором (главным врачом) и его
заместителями по лечебной и педагогической работе.
3. Научно - методическое руководство Центром осуществляется
главным логопедом органа управления здравоохранением администрации
субъекта Российской Федерации.
4. Основные задачи:
- диагностика, оказание комплексной медицинской, медико -
педагогической, медико - психологической и социальной помощи
больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями речи и других
высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения,
сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами, в
том числе двигательными, возникшими в результате перенесенных
инсультов, черепно - мозговых травм, нейроинфекций и других
поражений головного мозга;
- разработка и внедрение в практику диагностического
обследования нарушенных функций, определение оптимального объема
медицинских, психологических и педагогических мероприятий,
составление адекватных лечебно - восстановительных комплексных
программ, программ курсового комплексного восстановительного
лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и
групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная
физкультура и массаж и др.), социально - бытовой и социально -
трудовой реабилитации;
- обеспечение организационно - методического руководства
специализированной логопедической и нейрореабилитационной службой
в регионе с целью обеспечения преемственности в работе ее
подразделений и поэтапного восстановительного лечения больных;
- разработка и апробация новых способов и методов лечения,
коррекции, нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной
аппаратуры;
- разработка и внедрение в практику лечебных учреждений методов
диагностики медицинских, психологических, педагогических и
социальных аспектов, нейрореабилитации, разработка методических
рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и
видеопрограмм;
- проведение циклов повышения квалификации для специалистов,
работающих в области патологии речи и нейрореабилитации;
- организация культурно - эстетических программ для больных с
различными видами нарушений общения, коммуникации, речи и других
высших психических функций.
5. Примерная структура Центра:
- консультативно - диагностическое отделение;
- стационарное отделение с профилизацией коек по возрасту
пациентов;
- стационар на дому для больных с афазиями и дизартриями;
- дневной стационар для больных с афазиями и дизартриями;
- дневной стационар для больных логоневрозами;
- амбулаторное детское отделение с дневным стационаром;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение функциональной диагностики;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно - методический отдел.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
Приложение N 8
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
МЕДИЦИНСКОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ИНОГО
ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С НАРУШЕНИЯМИ
РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
1. Центры патологии речи и нейрореабилитации,
специализированные стационарные отделения, в том числе дневные
стационары для оказания помощи больным с патологией речи и других
высших психических функций:
1.1. Врачебный персонал:
1.1.1. Должности врачей - неврологов устанавливаются из расчета
1 должность на 20 коек (мест).
1.1.2. Должности врачей - психиатров устанавливаются из расчета
1 должность на 25 коек (мест).
1.1.3. Должности врачей - психотерапевтов устанавливаются из
расчета 1 должность на 15 коек (мест).
1.1.4. Должности врачей - физиотерапевтов устанавливаются из
расчета 1 должность в учреждении (отделении).
1.1.5. Должности врачей по лечебной физкультуре устанавливаются
в соответствии с нормами, утвержденными приказом МЗ СССР от
29.12.85 N 1672.
1.1.6. Должности врачей функциональной диагностики
устанавливаются в соответствии с нормами, утвержденными приказом
Минздравмедпрома РФ от 30.11.93 N 283.
1.1.7. Должности заведующих специализированными отделениями
устанавливаются: в отделениях до 40 коек (мест) вместо 0,5 ставки
врача; в отделениях на 40 и более коек (мест) - сверх должностей
врачей.
1.2. Средний медицинский персонал:
1.2.1. Должности медицинских сестер (палатных) устанавливаются
из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек (мест).
1.2.2. Должности медицинских сестер процедурных кабинетов
устанавливаются из расчета 1 должность на отделение, дневной
стационар.
1.2.3. Должности инструкторов по лечебной физкультуре
устанавливаются из расчета 1 должность на 12 коек (мест).
1.2.4. Должности инструкторов по трудовой терапии
устанавливаются из расчета 1 на 30 коек (мест).
1.2.5. Должности старших медицинских сестер отделения
устанавливаются соответственно должностям заведующих отделениями.
1.3. Младший медицинский персонал:
1.3.1. Должности санитарок (палатных) или младших медицинских
сестер по уходу за больными устанавливаются из расчета
1 круглосуточный пост на 25 коек (мест).
1.3.2. Должности санитарок - буфетчиц устанавливаются из
расчета 1 должность на 25 коек (мест).
1.3.3. Должности санитарок - ваннщиц устанавливаются в
отделениях до 20 коек (мест) - 1 должность, в отделениях свыше
20 коек (мест) - 2 должности.
1.3.4. Должности сестры - хозяйки устанавливаются из расчета
1 должность на одно отделение.
1.4. Иной персонал:
1.4.1. Должности медицинских психологов устанавливаются из
расчета 1 должность на 20 коек (мест).
1.4.2. Должности логопедов устанавливаются в соответствии с
расчетными нормами, указанными в приложении 11*.
1.4.3. Должности социальных работников устанавливаются из
расчета 1 должность на 20 коек (мест).
2. Стационары на дому для больных с нарушениями речи и других
высших психических функций:
2.1. Медицинский персонал:
2.1.1. Должности врачей - неврологов и врачей - терапевтов
устанавливаются из расчета 1 должность на 50 больных.
2.1.2. Должности врачей - психиатров устанавливаются из расчета
1 должность на стационар.
2.1.3. Должности заведующих стационаром устанавливаются до
25 больных вместо 0,5 должности врача, на 25 и более больных -
сверх должностей врачей.
2.1.4. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета
1 должность на 25 больных.
2.2. Иной персонал:
2.2.1. Должности логопедов устанавливаются в соответствии с
расчетными нормами, указанными в приложении 11*.
2.2.2. Должности медицинских психологов устанавливаются из
расчета 1 должность на 25 больных.
2.2.3. Должности социальных работников устанавливаются из
расчета 1 должность на 20 больных.
3. Логопедические кабинеты:
3.1. Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее
одного на 100 тыс. взрослого населения и не менее одного на
10 тыс. детского и подросткового населения.
3.2. В кабинете для взрослого населения устанавливаются
должности:
- логопеда - 1;
- медицинского психолога - 1;
- специалиста по социальной работе - 1;
- медицинской сестры - 1.
3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются
должности:
- логопеда - 1;
- медицинского психолога - 1;
- медицинской сестры - 1.
Руководитель Департамента
экономики, планирования и
финансирования здравоохранения
Н.Н. Точилова
--------------------------------
* Не приводится.
Приложение N 10
к приказу Комитета здравоохранения
от 5 марта 1999 г. N 93
Утверждено
приказом Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 28 декабря 1998 г. N 383
НОРМЫ НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ - ПСИХИАТРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ
БОЛЬНЫМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Расчетная норма нагрузки врача - психиатра устанавливается -
1 посещение в час.
Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
А.А. Карпеев
|