ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ.ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
10 марта 1999 года N 13
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦАХ
С ОСОБЫМ СТАТУСОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон в соответствии со статьей 19 Устава города
Москвы определяет правовую основу функционирования территориальных
единиц с особым статусом в городе Москве, устанавливает порядок их
образования, преобразования и ликвидации, а также формирования
органов управления, осуществления контроля за деятельностью этих
органов и их компетенцию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы образования территориальных единиц
с особым статусом
Статья 2. Правовая основа функционирования ТЕОС
Глава 2. Образование ТЕОС
Статья 3. Основания образования ТЕОС
Статья 4. Образование ТЕОС
Статья 5. Положение о ТЕОС
Статья 6. Наименование и границы ТЕОС
Статья 7. Регистрация ТЕОС
Глава 3. Управление ТЕОС
Статья 8. Органы управления ТЕОС
Статья 9. Администрация
Статья 10. Управляющая компания
Статья 11. Наблюдательный совет
Статья 12. Финансовые средства ТЕОС
Статья 13. Контроль за деятельностью органов управления ТЕОС
Статья 14. Взаимодействие органов управления ТЕОС с органами
власти
Статья 15. Особенности режимов рационального использования
и охраны ТЕОС
Статья 16. Градостроительное планирование ТЕОС
Глава 4. Участники ТЕОС
Статья 17. Основные положения об участниках ТЕОС
Статья 18. Формы стимулирования деятельности участников ТЕОС
Статья 19. Договор с участниками ТЕОС
Статья 20. Лишение статуса участника ТЕОС
Глава 5. Преобразование, изменение границ и статуса,
упразднение ТЕОС
Статья 21. Преобразование, изменение границ и статуса,
упразднение ТЕОС
Статья 22. Переходное положение
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
______________________________________________________________________________
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные принципы образования территориальных единиц
с особым статусом
Территориальная единица с особым статусом (далее - ТЕОС) -
единица территориального устройства города Москвы, имеющая
собственное наименование, особый правовой статус, особый режим
хозяйственной деятельности, органы управления, а также Положение о
ТЕОС (об управлении ТЕОС) (далее - Положение о ТЕОС).
ТЕОС образуются в целях решения общегородских задач, признанных
государственными нуждами города Москвы.
Органы исполнительной власти города Москвы могут передавать
полномочия, необходимые для реализации целей образования ТЕОС,
полностью или частично органам управления ТЕОС.
При образовании ТЕОС частично или полностью на территории
района города Москвы полномочия районной Управы могут быть
ограничены законом города Москвы.
Статья 2. Правовая основа функционирования ТЕОС
Образование, функционирование, преобразование и упразднение
ТЕОС, порядок управления ТЕОС, контроля за деятельностью органа
управления ТЕОС регулируются законодательством Российской
Федерации, Уставом и законами города Москвы, настоящим Законом,
нормативными правовыми актами Московской городской администрации,
договорами об участии в деятельности ТЕОС, о пользовании
земельными участками и объектами, находящимися на территории ТЕОС.
Статус ТЕОС с особо охраняемыми природными территориями
устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 14 марта
1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Глава 2. Образование ТЕОС
Статья 3. Основания образования ТЕОС
ТЕОС образуются при наличии следующих оснований:
1) необходимости реализации городских градостроительных
программ комплексной реконструкции и развития, связанных со
значительным изменением функционального, строительного и (или)
ландшафтного назначения территорий;
2) необходимости реализации городских программ развития отрасли
или отраслей производства, иных видов деятельности на территории
города Москвы;
3) необходимости реализации городских программ развития
объектов городского хозяйства Москвы;
4) необходимости сохранения и развития территорий природного
комплекса;
5) необходимости сохранения историко - культурных и
архитектурных памятников и исторических территорий недвижимых
памятников;
6) необходимости эффективного управления территориями и (или)
объектами городского хозяйства, другими объектами жизнеобеспечения
города Москвы, находящимися частично или полностью в собственности
или пользовании города Москвы.
Образование ТЕОС по основаниям, указанным в пп. 1), 2), 3)
части 1 настоящей статьи, осуществляется при наличии утвержденных
в соответствии с законодательством города Москвы городских
государственных программ развития ТЕОС. Данные ТЕОС образуются на
период, не превышающий период выполнения соответствующих программ
развития ТЕОС.
Статья 4. Образование ТЕОС
ТЕОС может быть образована:
- на территории, входящей в состав одного или нескольких
районов;
- на территории, находящейся вне границ районов;
- на территории, частично входящей в состав района (районов) и
частично находящейся вне границ районов.
ТЕОС образуются правовым актом города Москвы:
- распоряжением Мэра Москвы в случае, если ТЕОС расположена вне
территорий районов города Москвы;
- постановлением Московской городской Думы, принимаемым по
представлению Мэра Москвы, если ТЕОС полностью или частично
расположена на территории района (районов) города Москвы.
Распоряжением Мэра Москвы или постановлением Московской
городской Думы об образовании ТЕОС устанавливаются:
- цель образования ТЕОС;
- наименование ТЕОС;
- период, на который образуется ТЕОС;
- границы ТЕОС;
- структура органов управления ТЕОС;
- полномочия в отношении территории ТЕОС и расположенных на ней
объектов, передаваемых органами власти города Москвы органам
управления ТЕОС.
При образовании ТЕОС может быть установлен особый экономический
режим деятельности органов управления ТЕОС, участников ТЕОС, лиц,
имеющих на правах собственности или аренды недвижимость на
территории ТЕОС, в том числе формы и размеры льгот, особый порядок
и формы предоставления земельных участков и другой недвижимости.
Указанный особый режим экономической и правовой деятельности
устанавливается отдельно для каждой ТЕОС законом города Москвы об
особом экономическом и правовом статусе данной ТЕОС (далее - закон
о статусе ТЕОС). Законом о статусе ТЕОС могут быть установлены
условия разграничения собственности и доходов, образовавшихся в
ходе деятельности органов управления и участников ТЕОС, а также
особые и дополнительные к установленным законодательством города
Москвы правила и условия приобретения участков земли, находящихся
в собственности города Москвы, в частную собственность.
Вопрос об образовании ТЕОС предварительно рассматривается на
заседании Правительства Москвы.
Решение об образовании ТЕОС на территории, входящей в состав
одного или нескольких районов, либо на территории, частично
входящей в состав района (районов) и частично находящейся вне
границ районов, принимается с учетом мнения районной Управы
(районных Управ).
Статья 5. Положение о ТЕОС
Мэр Москвы утверждает Положение о ТЕОС.
Положение о ТЕОС устанавливает:
- финансовые и другие ресурсы Администрации ТЕОС (далее -
Администрация);
- имущество, подлежащее управлению;
- другие необходимые для деятельности Администрации в целях
образования ТЕОС положения;
- структуру и полномочия Администрации.
При необходимости Положение о ТЕОС устанавливает:
- критерии определения победителя конкурса по выбору
Управляющей компании ТЕОС (далее - Управляющая компания);
- критерии определения победителей конкурса по выбору
участников ТЕОС;
- структуру и полномочия Наблюдательного совета ТЕОС (далее -
Наблюдательный совет).
Если на территории ТЕОС расположен объект, деятельность
которого регламентирована действующим положением о нем или другим
нормативным документом, то в данное положение или документ
вносятся необходимые дополнения и изменения в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
Статья 6. Наименование и границы ТЕОС
Каждая ТЕОС имеет индивидуальное наименование, присваиваемое в
соответствии с Законом города Москвы от 8 октября 1997 года
N 40-70 "О наименовании территориальных единиц, улиц и станций
метрополитена города Москвы".
Границы ТЕОС устанавливаются органом, ее образующим.
Территория ТЕОС составляет единое целое или состоит из
отдельных частей, не образующих единой территории.
Статья 7. Регистрация ТЕОС
Мэр Москвы устанавливает порядок и осуществляет регистрацию и
учет ТЕОС, поручает уполномоченному органу Администрации города
Москвы вести Реестр ТЕОС города Москвы.
Глава 3. Управление ТЕОС
Статья 8. Органы управления ТЕОС
В целях управления ТЕОС могут создаваться следующие органы
управления ТЕОС:
- Администрация;
- Управляющая компания;
- Наблюдательный совет.
Полномочия и порядок деятельности органа управления ТЕОС
устанавливаются Положением о ТЕОС либо Положением об органах
управления ТЕОС, утверждаемым Мэром Москвы.
Органы управления ТЕОС несут ответственность за рациональное
использование территории и объектов, финансовых ресурсов,
обеспечение режимов охраны ТЕОС в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 9. Администрация
Администрация - образуемый Мэром Москвы орган городской
администрации, осуществляющий управление ТЕОС и выступающий
городским государственным заказчиком всех работ, необходимых для
реализации целей образования ТЕОС.
Администрация отчитывается перед органом власти, принявшим
решение об образовании ТЕОС, ежегодно, а также по истечении
периода, на который образована ТЕОС.
Администрация является юридическим лицом и действует на
основании Положения, утверждаемого Мэром Москвы.
Объекты на территории ТЕОС, находящиеся в собственности города
Москвы, за исключением объектов, права собственности и иные вещные
права на которые оформлены в установленном порядке иным лицам,
закрепляются за Администрацией Правительством Москвы на праве
оперативного управления. Администрация осуществляет права владения
и пользования имуществом в соответствии с целями своей
деятельности и назначением имущества в пределах, установленных
нормативными актами об образовании и функционировании ТЕОС.
К компетенции Администрации относятся:
- выдача свидетельств участникам ТЕОС и ведение Реестра
участников ТЕОС;
- контроль за выполнением участниками ТЕОС принятых на себя
обязательств;
- определение на конкурсной основе Управляющей компании и
заключение с ней договора;
- урегулирование споров между участниками ТЕОС в пределах своей
компетенции;
- иные вопросы, отнесенные к ведению Администрации нормативными
правовыми актами города Москвы.
Администрацию возглавляет и руководит ее деятельностью на
принципах единоначалия руководитель, назначаемый и освобождаемый
от должности Мэром Москвы. Руководитель Администрации в пределах
своей компетенции издает распоряжения.
Администрация состоит из заместителей руководителя
Администрации и руководителей структурных подразделений
Администрации, назначаемых руководителем Администрации
самостоятельно.
Сотрудники Администрации являются государственными служащими
города Москвы.
Статья 10. Управляющая компания
Управляющая компания - юридическое лицо, осуществляющее
организацию деятельности участников ТЕОС на основе договоров с
Администрацией и участниками ТЕОС.
Наличие Управляющей компании в составе органов управления ТЕОС
устанавливается нормативным актом об образовании ТЕОС.
Управляющая компания выбирается по результатам конкурса,
который проводит Администрация.
В случае, если на территории, образующей территорию ТЕОС, до
образования ТЕОС уже действует одно юридическое лицо, устав
которого предусматривает деятельность, совпадающую с деятельностью
в целях образования ТЕОС, конкурс на выбор Управляющей компании
может не проводиться, а указанное в данной части юридическое лицо
при его согласии может быть утверждено в качестве Управляющей
компании нормативным актом об образовании ТЕОС.
Управляющая компания является генеральным подрядчиком на
выполнение городского государственного заказа, включающего
полностью или частично работы, необходимые для реализации целей
образования ТЕОС в соответствии с договором, заключаемым между
Администрацией и Управляющей компанией.
К компетенции Управляющей компании относятся:
- реализация программы развития ТЕОС;
- организация и проведение конкурса на получение статуса
участника ТЕОС, а также подготовка перечня необходимых документов
для участия в конкурсе;
- заключение договоров с участниками ТЕОС.
Управляющей компании распоряжением Мэра Москвы может быть
передана часть полномочий Администрации.
Управляющая компания имеет право заниматься предпринимательской
деятельностью. Доход, полученный в результате предпринимательской
деятельности, учитывается на специальном счете и направляется
целевым назначением на развитие ТЕОС.
Взаимоотношения Управляющей компании с участниками ТЕОС
строятся на договорной основе.
Статья 11. Наблюдательный совет
Наблюдательный совет - коллегиальный орган, определяющий
стратегию развития ТЕОС и осуществляющий контроль за деятельностью
Администрации.
Наличие Наблюдательного совета в составе органов управления
ТЕОС устанавливается нормативным актом об образовании ТЕОС.
Наблюдательный совет обязателен в случае наличия в составе органов
управления ТЕОС Управляющей компании.
Наблюдательный совет вправе выходить с представлениями о
выявленных нарушениях в Правительство Москвы и контрольные органы
города Москвы.
Членами Наблюдательного совета могут являться представители:
- Правительства Москвы;
- Администрации;
- Управляющей компании;
- объектов, связанных с деятельностью в целях образования ТЕОС;
- участников, объем инвестиций которых в деятельность ТЕОС
превышает 10 процентов общего объема инвестируемых в деятельность
ТЕОС средств;
- районных Управ, на территории которых расположена ТЕОС.
Персональный состав Наблюдательного совета утверждается Мэром
Москвы.
Общее число членов Наблюдательного совета не должно превышать
15 членов.
В случаях принятия постановления Московской городской Думы об
образовании ТЕОС или закона о статусе ТЕОС в состав
Наблюдательного совета входит депутат Московской городской Думы,
кандидатура которого утверждается Московской городской Думой.
Статья 12. Финансовые средства ТЕОС
Источниками формирования финансовых средств ТЕОС являются
целевые финансовые средства, выделяемые органами государственной
власти Российской Федерации, органами власти города Москвы,
префектами административных округов или районными Управами, доход,
полученный в результате хозяйственной деятельности Управляющей
компании, средства участников ТЕОС, пожертвования от юридических и
физических лиц, а также другие поступления, не противоречащие
законодательству Российской Федерации и правовым актам города
Москвы.
Статья 13. Контроль за деятельностью органов управления ТЕОС
Контроль за деятельностью органов управления ТЕОС, управлением
и использованием территории ТЕОС и объектов, расположенных на
данной территории, а также финансовыми средствами ТЕОС
осуществляют Правительство Москвы, Московская городская Дума,
Контрольно - счетная палата Москвы, а также контрольные органы
города Москвы в соответствии с их компетенцией.
Статья 14. Взаимодействие органов управления ТЕОС с органами
власти
Взаимодействие органов управления ТЕОС с органами
исполнительной власти Российской Федерации, органами
исполнительной власти города Москвы, префектами административных
округов и районными Управами осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, настоящим Законом,
правовыми актами города Москвы, Положением о ТЕОС и договорами,
заключенными между органом управления ТЕОС и органами власти.
Все действия, осуществляемые органами исполнительной власти
города Москвы на территории ТЕОС, проводятся по согласованию с
Администрацией, за исключением случаев, связанных с устранением
чрезвычайных ситуаций, их предотвращением, а также с мерами по
обеспечению правопорядка и безопасности граждан.
В случаях образования ТЕОС на территории одного или нескольких
районов полномочия районных Управ и их должностных лиц в сфере
деятельности в целях образования ТЕОС, определенные Законом города
Москвы от 11 сентября 1996 года N 28-91 "О районной Управе в
городе Москве" и иными правовыми актами города Москвы, могут быть
ограничены и не распространяться на земельные участки, ресурсы и
объекты, расположенные на территории ТЕОС. Эти ограничения
определяются Московской городской Думой при принятии закона о
статусе ТЕОС.
Статья 15. Особенности режимов рационального использования
и охраны ТЕОС
Земельные участки, ресурсы и объекты, расположенные на
территории ТЕОС, должны использоваться строго по целевому
назначению и не могут быть отчуждены, проданы или использованы не
по назначению.
Мероприятия по режиму охраны и использованию территории ТЕОС,
расположенных на ней ресурсов и объектов осуществляются в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы по охране природы, историко - культурных и архитектурных
памятников, общественного порядка и безопасности.
Статья 16. Градостроительное планирование ТЕОС
Градостроительное планирование ТЕОС осуществляется путем
разработки и актуализации градостроительных планов развития
территории ТЕОС.
Порядок разработки, согласования и утверждения
градостроительных планов развития ТЕОС устанавливается
законодательством города Москвы.
Глава 4. Участники ТЕОС
Статья 17. Основные положения об участниках ТЕОС
Участники ТЕОС - лица, инвестирующие финансовые и материальные
ресурсы в деятельность в целях образования ТЕОС и заключившие
договоры с органами управления ТЕОС об условиях участия в этой
деятельности.
Участниками ТЕОС являются физические и юридические лица, в том
числе иностранные, созданные в любой организационно - правовой
форме и с любой формой собственности, получившие статус участника
ТЕОС.
Участники ТЕОС могут быть базовыми и привлеченными.
Базовыми участниками являются лица, имеющие на правах аренды
или собственности земельные участки или иную недвижимость на
территории ТЕОС.
Привлеченными участниками являются лица, не имеющие на правах
аренды или собственности земельных участков или иной недвижимости
на территории ТЕОС.
Определение состава привлеченных участников осуществляется на
конкурсной основе. Положение о конкурсе утверждается
Администрацией.
Лица, инвестировавшие до образования ТЕОС финансовые или
материальные ресурсы в деятельность, частично или полностью
совпадающую с деятельностью в целях образования ТЕОС, на
территории, образующей территорию ТЕОС, при их согласии могут быть
признаны участниками ТЕОС без конкурса.
Участники ТЕОС вносятся в Реестр участников ТЕОС и получают
свидетельство участника ТЕОС (далее - Свидетельство), которое
выдается Администрацией после заключения договора о ведении такой
деятельности на территории ТЕОС между участником и Управляющей
компанией.
Статья 18. Формы стимулирования деятельности участников ТЕОС
К формам стимулирования деятельности участников ТЕОС относятся:
- льготы по налогам, предназначенным для направления в
городской бюджет в соответствии с законодательством города Москвы
о налогообложении;
- предоставление гарантий Правительства Москвы для привлечения
инвестиций;
- приоритетное размещение городского заказа на производство
продукции участниками ТЕОС для обеспечения городских нужд
(при прочих равных условиях конкурсного размещения);
- предоставление льготных кредитов (в том числе в форме
компенсации части процентных ставок за счет средств внебюджетных
фондов);
- установление льготных ставок арендной платы за помещения и
производственные фонды;
- предоставление участникам на праве аренды или путем продажи в
собственность земельных участков, необходимых для реализации доли
их участия в программе развития ТЕОС, на льготных условиях,
установленных законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
Статья 19. Договор с участниками ТЕОС
Участники ТЕОС заключают договоры с Управляющей компанией ТЕОС
об участии в деятельности в целях образования ТЕОС и условиях, на
которых это участие осуществляется. В договоре в обязательном
порядке должны быть оговорены:
- обязательства, принимаемые на себя участником;
- условия инвестиции финансовых и (или) материальных ресурсов;
- условия предоставления земельных участков (если участки
предоставляются);
- использование собственности и распределение доходов в
процессе деятельности в целях образования ТЕОС и после ее
окончания;
- ответственность сторон.
Статья 20. Лишение статуса участника ТЕОС
Лишение статуса участника ТЕОС производится в случаях нарушения
им нормативных правовых актов об образовании и функционировании
ТЕОС и (или) невыполнения им договора (статья 19) с Управляющей
компанией распоряжением руководителя Администрации. Данное решение
может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Лишение статуса участника ТЕОС влечет за собой аннулирование
Свидетельства и исключение его владельца из Реестра участников
ТЕОС.
Глава 5. Преобразование, изменение границ и статуса,
упразднение ТЕОС
Статья 21. Преобразование, изменение границ и статуса,
упразднение ТЕОС
Преобразование, изменение границ и статуса ТЕОС, упразднение
ТЕОС осуществляется правовым актом города Москвы, принимаемым
(издаваемым) органом, образовавшим ТЕОС, в соответствии с
действующим законодательством.
Упразднение ТЕОС осуществляется в связи с истечением срока, на
который ТЕОС была образована, выполнением или досрочным
прекращением программы, в целях реализации которой ТЕОС была
образована, изменением функций ее территории, ликвидацией
объектов, в целях управления которыми была образована ТЕОС.
Статья 22. Переходное положение
До вступления в силу отдельного закона города Москвы,
устанавливающего порядок владения и пользования участками земли,
находящимися в собственности города Москвы, вопросы приобретения
участков земли в частную собственность на территории образуемой
ТЕОС регулируются законом о статусе данной ТЕОС.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города
Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах
города Москвы".
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
10 марта 1999 года
N 13
|