ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 1999 г. N 239
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ
"О ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ"
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить представленный проект закона города Москвы
"О городском пассажирском транспорте" (приложение).
2. Внести проект закона города Москвы "О городском пассажирском
транспорте" в Московскую городскую Думу в установленном порядке.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя
Комплекса городского хозяйства Никольского Б.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
Б.В. Никольский
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 30 марта 1999 г. N 239
Проект
ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
О ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Настоящий закон на основании Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, Устава города Москвы устанавливает правовые,
экономические, структурные основы организации работы, развития и
функционирования пассажирского транспорта, формирования и
эксплуатации его инфраструктуры, правового положения транспортных
предприятий и организаций в целях удовлетворения потребностей
населения в пассажирских перевозках и обеспечения прав
пользователей услуг городского пассажирского транспорта.
Назначение городского пассажирского транспорта состоит в
осуществлении стабильных, надежных и безопасных перевозок
пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней
жизнедеятельности населения города, учреждений, предприятий,
организаций, надлежащему выполнению городом Москвой функций
столицы Российской Федерации.
Настоящий закон является системообразующим компонентом
городского законодательства о пассажирском транспорте, а его
принципы и положения основополагающими для других правовых актов
города о городском пассажирском транспорте.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие городского пассажирского транспорта
Городской пассажирский транспорт Москвы в настоящем законе
понимается как функционирующая на территории города и в некоторых
случаях за ее пределами устойчивая, развивающаяся в соответствии с
социально - экономическими концепциями и планированием
жизнеобеспечения города система перевозок пассажиров.
С городским пассажирским транспортом взаимодействуют
железнодорожный, речной, воздушный транспорт. Железнодорожный и
речной транспорт включаются в состав городского пассажирского по
согласованию с Правительством Российской Федерации.
В сфере городского пассажирского транспорта осуществляют
деятельность организации различных организационно - правовых форм
и индивидуальные предприниматели.
Изменения в городском пассажирском транспорте контролируются и
санкционируются органами исполнительной власти города.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области
городского пассажирского транспорта
Правовое регулирование отношений в области городского
пассажирского транспорта основывается на Конституции Российской
Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, иных
федеральных законах, Уставе города Москвы и осуществляется
настоящим законом, другими законами города Москвы, иными
нормативными правовыми актами.
Статья 3. Предмет регулирования настоящего закона
Настоящий закон распространяется на отношения, связанные с
деятельностью по предоставлению и пользованию услугами городского
пассажирского транспорта, выполнению работ в области обеспечения
деятельности городского пассажирского транспорта, в осуществлении
которых участвуют органы государственной власти, перевозчики
городского пассажирского транспорта, пользователи услуг городского
пассажирского транспорта.
В случаях, когда функционирование городского пассажирского
транспорта распространяется за границы города или когда
функционирование пассажирского транспорта других субъектов
Российской Федерации осуществляется на территории города,
возникающие отношения (в том числе по согласованию маршрутов), в
которых участвуют: органы исполнительной власти города, субъектов
Российской Федерации, перевозчики, пассажиры, органы контроля за
работой транспорта, регулируются соответствующими соглашениями
органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Статья 4. Виды городского пассажирского транспорта
В состав городского пассажирского транспорта включаются
перевозки с различными характеристиками движения, осуществляемые в
соответствии с условиями перевозок пассажиров, утверждаемыми в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
города Москвы. Виды перевозок городского пассажирского транспорта
в Москве: метрополитен, трамвайные, автобусные, троллейбусные,
такси, легковые автомобильные.
Московский метрополитен в системе городского пассажирского
транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации
обладает статусом предприятия железнодорожного транспорта.
Статья 5. Перевозчики городского пассажирского транспорта
Организации различных организационно - правовых форм,
индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки в
соответствии с положениями настоящего закона и условиями перевозок
пассажиров, в соответствии с положениями раздела 1 настоящего
закона, образуют состав перевозчиков городского пассажирского
транспорта.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки,
признаваемые перевозками транспортом общего пользования,
публикуется в порядке, устанавливаемом органами исполнительной
власти города.
Статья 6. Маршрутные перевозки наземного пассажирского
транспорта и перевозки на линиях метрополитена
Маршрутные перевозки наземного пассажирского транспорта
(на участках путей с начальным, конечным и, как правило,
промежуточными остановочными пунктами, на которых осуществляется
перевозка одним транспортным средством без пересадок) вводятся в
маршрутную сеть города уполномоченными органами исполнительной
власти на основе изучения потребностей населения в перевозках,
предложений населения и перевозчиков, а в ближайшей пригородной
зоне - по согласованию с Администрацией Московской области.
Перевозчик вправе самостоятельно предложить маршрут для
включения в маршрутную сеть городского пассажирского транспорта.
Движение на маршруте может быть открыто при соблюдении на
трассе условий, регламентируемых правилами организации перевозок
пассажиров, устанавливаемых органами исполнительной власти города.
Маршрут, расположение остановочных пунктов и отстойных площадок
пассажирского транспорта, их обустройство техническими средствами
регулирования движения согласовываются с органами исполнительной
власти, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Линии метрополитена (участки пути между двумя конечными
станциями, где осуществляется оборот поездов, и кольцевая линия)
проектируются в соответствии с генеральной схемой сети
метрополитена, которой предусматриваются направление,
протяженность и очередность ввода линий, количество и места
расположения станций, электродепо, пересадочных узлов между
линиями метрополитена. Линии метрополитена вводятся в эксплуатацию
государственной приемочной комиссией в установленном порядке.
Работа перевозчиков на маршрутах городского пассажирского
транспорта и линиях метрополитена контролируется уполномоченными
органами исполнительной власти города.
Статья 7. Общественный транспорт (общественные перевозки)
Общественный городской пассажирский транспорт в Москве (далее -
общественный транспорт) в настоящем законе рассматривается как
подсистема и основная составляющая городского пассажирского
транспорта общего пользования, характеризующаяся массовостью,
доступностью и социальной значимостью перевозок.
Общественные городские пассажирские перевозки (далее -
общественные перевозки) - термин, обозначающий в целях настоящего
закона перевозки, осуществляемые в соответствии с
законодательством города Москвы о государственных городских
заказах в параметрах маршрутных сетей, характеристиках движения и
других условиях, устанавливаемых органами исполнительной власти
города.
Общественные перевозки в Москве осуществляются метрополитеном,
автобусным, троллейбусным, трамвайным транспортом и другими видами
транспортных средств, отвечающими совокупности требований,
указанных в 1 и 2 частях настоящей статьи.
Перечни маршрутов общественного пассажирского транспорта и
перевозчиков утверждаются уполномоченным органом исполнительной
власти города, публикуются и доводятся до сведения пассажиров
средствами информации.
В общественном транспорте работники, связанные с обслуживанием
пассажиров, исполняют служебные обязанности в форменном
обмундировании, получаемом без оплаты стоимости. Перечни служб,
работ и услуг, где ношение форменного обмундирования обязательно,
утверждаются Правительством Москвы.
Статья 8. Таксомоторный транспорт
Таксомоторный транспорт (такси) в Москве - это система
перевозок городским пассажирским транспортом общего пользования с
условием оплаты пользования и расчета платы по тарифу с учетом
услуг по времени или расстоянию, с использованием для измерений
принятых в установленном порядке и сертифицированных средств
измерения.
В такси могут предоставляться дополнительные услуги, связанные
с организацией и обеспечением перевозки.
Уполномоченные органы исполнительной власти города
устанавливают правила предоставления услуг такси, виды
транспортных средств, оборудования, допускаемых к применению,
информируют население о видах и правилах предоставления, оплаты
услуг и пользования такси.
РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ
Статья 9. Государственное управление городским пассажирским
транспортом
Правительство Москвы осуществляет полномочия по формированию
единой общегородской политики в области городского пассажирского
транспорта.
Органы исполнительной власти города планируют, обеспечивают
развитие городского пассажирского транспорта, контролируют его
состояние, выполнение нормативных актов, регулирующих работу
городского пассажирского транспорта, собирают и анализируют
информацию для разработки программ развития и поддержки городского
пассажирского транспорта и подготовки бюджетных заявок.
Отраслевые и функциональные органы исполнительной власти города
обеспечивают реализацию транспортной политики, направленной на
удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в
перевозках и других видах транспортных услуг, разработку и
реализацию единой общегородской экономической, инвестиционной,
научно - технической, тарифной, кадровой и социальной политики в
области городского пассажирского транспорта.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие
перевозки, обязаны представлять в установленном порядке
достоверную информацию для государственной системы статистического
учета.
Статья 10. Функции органов исполнительной власти по обеспечению
деятельности городского пассажирского транспорта
Органы исполнительной власти города:
- разрабатывают комплексную программу и формируют долгосрочные
планы развития городского пассажирского транспорта;
- осуществляют финансовую поддержку капиталоемким
инвестиционным проектам по модернизации и развитию городского
пассажирского транспорта;
- осуществляют контроль за функционированием и развитием систем
городского пассажирского транспорта в пределах определенной
законодательством компетенции;
- контролируют режим работы на маршрутах городского
пассажирского транспорта;
- определяют порядок финансирования услуг, выполняемых по
городскому заказу;
- формируют городской заказ на перевозки пассажиров, организуют
конкурсы по размещению городского заказа, заключают
государственные контракты (договоры);
- осуществляют координацию работы различных видов транспорта;
- утверждают условия перевозок пассажиров видами городского
пассажирского транспорта;
- определяют систему, формы, регулируют тарифы оплаты проезда;
- осуществляют контроль за исполнением перевозчиками принятых
договорных обязательств;
- осуществляют согласование распространения рекламы на
городском пассажирском транспорте;
- рассматривают жалобы и предложения пассажиров;
- обеспечивают содержание дорожно - уличной сети, по которой
организовано движение городского пассажирского транспорта,
безопасность движения;
- выдают лицензии на право пассажирских перевозок отдельными
видами городского пассажирского транспорта;
- определяют порядок установления технических зон
метрополитена, их размещение, режим использования земель,
отведенных для этих целей;
- обеспечивают устойчивое функционирование городского
пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях и военное время;
- обеспечивают контроль за соблюдением предельно допустимых
норм воздействия городского пассажирского транспорта на окружающую
среду.
Статья 11. Обеспечение стабильности общественного транспорта
Перевозчик общественного транспорта не вправе без согласования
с заказчиком отменить назначенные на маршруте рейсы, за
исключением случаев, когда выполнение рейсов невозможно по
неблагоприятным дорожным или погодно - климатическим условиям,
угрожающим безопасности движения. Решение об отмене рейсов
дополнительно согласовывается с префектами соответствующих
административных округов.
Прекращение перевозок на маршрутах допускается при угрозе
безопасности движения и возникновении не зависящих от перевозчика
помех (авария, неблагоприятные дорожно - климатические условия).
Изменение режима движения допускается по этим же причинам, а также
в случаях изменения пассажиропотоков.
Статья 12. Лицензирование на городском пассажирском транспорте
Для осуществления в Москве отдельных видов пассажирских
перевозок требуется лицензия уполномоченных органов, выдаваемая
перевозчику в установленном законодательством порядке.
Порядок выдачи, приостановления действия и аннулирования
лицензии устанавливается законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Экологическая безопасность городского пассажирского
транспорта
Нормативы воздействия городского пассажирского транспорта на
окружающую природную среду устанавливаются специально
уполномоченными органами исполнительной власти Российской
Федерации.
Контроль за соблюдением предельно допустимых норм воздействия
городского пассажирского транспорта на окружающую среду
осуществляют специально уполномоченные органы Российской Федерации
и города Москвы согласно компетенции и в порядке, установленном
действующим законодательством.
За нарушение предельно допустимых норм воздействия на
окружающую среду при эксплуатации, техническом обслуживании,
ремонте городского пассажирского транспорта виновные лица
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Автотранспортные средства, приобретаемые по городскому заказу,
подлежат обязательной экологической сертификации.
Статья 14. Организация работы городского пассажирского
транспорта в чрезвычайных ситуациях
Правительство Москвы, органы управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям города в соответствии с их
компетенцией и действующим законодательством разрабатывают и
доводят до сведения перевозчиков инструкции и планы использования
пассажирского транспорта в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера.
При возникновении чрезвычайных ситуаций перевозчики городского
пассажирского транспорта обязаны исполнять все указания органов,
осуществляющих управление ликвидацией их последствий, а также
использовать все находящиеся в их распоряжении ресурсы и средства
для выполнения возложенных на них обязанностей. Не допускается
самовольный отказ перевозчика от выполнения функций,
предусмотренных соответствующих планами и действующим
законодательством.
Компенсация перевозчику затрат, связанных с выполнением
обязанностей по участию в ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций, производится в соответствии со ст. 37 Закона города
Москвы "О защите населения и территорий города от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера".
Правовую основу военно - транспортной обязанности составляют
Конституция Российской Федерации, Федеральные законы "Об обороне",
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации", другие федеральные законы и иные нормативные правовые
акты Российской Федерации по вопросам военно - транспортной
обязанности, а также федеральное Положение о военно - транспортной
обязанности.
Статья 15. Обеспечение безопасности движения и функционирования
городского пассажирского транспорта
Технологические процессы перевозок, технического обслуживания и
ремонта подвижного состава, пути и линейных устройств в
организациях городского пассажирского транспорта осуществляются с
учетом повышенной опасности транспорта и требованиями по
обеспечению безопасности движения и перевозок пассажиров,
действующих в Российской Федерации.
Организации городского пассажирского транспорта обязаны иметь в
штате должностных лиц, ответственных за состояние и организацию
безопасности движения на обслуживаемых маршрутах и выпуск на линию
технически исправного подвижного состава, обеспечение выполнения
нормативов технической безопасности при эксплуатации объектов
транспортной инфраструктуры, охраны труда на предприятиях.
Квалификационные требования к данным должностным лицам
устанавливаются специальными уполномоченными органами
исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы.
Поддержание общественной безопасности при перевозках на всех
видах городского пассажирского транспорта возлагается на органы
внутренних дел.
Статья 16. Контроль за соблюдением требований по безопасности
движения
Контроль за соблюдением требований по безопасности движения на
городском пассажирском транспорте осуществляется специальными
уполномоченными органами исполнительной власти Российской
Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 17. Реклама на городском пассажирском транспорте
Распространение рекламы на городском пассажирском транспорте
регулируется законодательством Российской Федерации о рекламе и
правовыми актами города Москвы и осуществляется по согласованию с
уполномоченными органами исполнительной власти города на основании
договоров с собственниками транспортных средств или с
организациями, обладающими правом хозяйственного ведения или
оперативного управления транспортными средствами, если законом или
договором в отношении них не предусмотрено иное. В случае
распространения рекламы на транспортных средствах, находящихся в
ведении унитарных предприятий, согласование осуществляется
уполномоченными органами Правительства Москвы, в остальных
случаях - префектами административных округов города Москвы.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Статья 18. Формы собственности и предпринимательство
Предприятия (имущественные комплексы), имущество городского
пассажирского транспорта могут находиться в любой форме
собственности, а субъекты хозяйственной деятельности - действовать
в любой организационно - правовой форме, допускаемых
законодательством.
Не допускаются дискриминация субъектов хозяйственной
деятельности по мотивам избрания той или иной организационно -
правовой формы (при конкурсном распределении городского заказа на
перевозки, предоставлении льгот перевозчикам, расчетах за
оказанные услуги, другие ограничения).
Приватизация предприятий, имущества городского пассажирского
транспорта осуществляется в соответствии с законодательством и
городской программой приватизации.
Статья 19. Городской заказ в пассажирском транспорте
Формирование и размещение городского заказа определяется
законодательными и нормативными актами города Москвы.
Городской заказ на общественные пассажирские перевозки
формируется с учетом мнений администраций территориальных округов.
Статья 20. Государственный контракт (договор) об организации,
обеспечении и выполнении перевозок городским пассажирским
транспортом
Городской заказ оформляется государственным контрактом
(договором) между лицами, получившими по конкурсу право
осуществлять перевозки, и заказчиком перевозок, уполномоченным
Правительством Москвы.
Договор определяет и уточняет взаимоотношения заказчика и
исполнителя и должен соответствовать гражданскому законодательству
Российской Федерации.
Споры между предприятием городского пассажирского транспорта и
заказчиком перевозок, возникающие при заключении, изменении,
расторжении, исполнении договора, рассматриваются в установленном
законодательством порядке.
Статья 21. Оплата работ по городскому заказу
Оплата работы по организации, обеспечению и выполнению
перевозок осуществляется заказчиком в соответствии с условиями,
определенными в государственном контракте (договоре).
Заказчик перевозок обязан обеспечить своевременное и полное
получение другой стороной договора средств на осуществление
деятельности в соответствии с договором. При неполной или
несвоевременной оплате перевозчик может представлять заказчику
предложения о сокращении объема работы по перевозкам.
О планах изменения объемов перевозок в указанных случаях
информируется администрация соответствующих округов, по территории
которых проходят маршруты общественного транспорта.
Основой определения стоимости работы перевозчика является
расчетный тариф на транспортную работу, методика определения
которого, единая для каждого вида городского пассажирского
транспорта, утверждается органами исполнительной власти города.
При определении расчетного тарифа на транспортную работу
учитываются экономически обоснованные затраты, отражающие условия
эксплуатации, и необходимость обеспечения финансовой устойчивости
предприятий городского пассажирского транспорта.
Статья 22. Финансирование перевозок по городскому заказу
Для обеспечения гарантированной оплаты организациям и
индивидуальным предпринимателям городского пассажирского
транспорта выполненной работы согласно городскому заказу
формируются соответствующие статьи городского бюджета.
При пересмотре и изменении городского заказа на перевозки
городским пассажирским транспортом в сторону его сокращения, а
также при существенном изменении затрат на текущую
эксплуатационную деятельность городского пассажирского транспорта
по не зависящим от него причинам или при досрочном расторжении
договора по инициативе заказчика он обязан возместить организациям
и индивидуальному предпринимателю связанные с этими
обстоятельствами убытки (расходы).
Статья 23. Обязательность возмещения перевозчику расходов по
перевозке пассажиров, пользующихся правом бесплатного или
льготного тарифа оплаты проезда
Органы власти, установившие право бесплатного проезда или
льготу по оплате проезда отдельных категорий пассажиров на
городском пассажирском транспорте, обязаны обеспечить возмещение
перевозчику потери доходов, обусловленные введением указанных выше
льгот.
Заказчик перевозок не вправе требовать выполнения перевозок
льготных категорий пассажиров без возмещения перевозчику расходов
по их проезду.
Статья 24. Инвестиционная деятельность на городском
пассажирском транспорте
Инвестиционная деятельность в сфере городского пассажирского
транспорта осуществляется в порядке, предусмотренном
законодательством, в том числе на основе разрабатываемых органами
исполнительной власти города и утверждаемых Московской городской
Думой целевых программ, с учетом приоритетных направлений и
условий единой инвестиционной и научно - технической политики.
Статья 25. Страхование на пассажирском транспорте
Страхование на пассажирском транспорте осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень обязательных видов страхования на городском
пассажирском транспорте определяется на основании законодательства
Российской Федерации.
Страховщиками в области страхования на городском пассажирском
транспорте выступают страховые организации, имеющие лицензию на
проведение соответствующего вида страхования.
РАЗДЕЛ IV. ТАРИФЫ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Статья 26. Установление тарифов и форм оплаты проезда на
городском пассажирском транспорте
Установление тарифов и форм оплаты проезда на общественном
транспорте и на всех зарегистрированных маршрутных перевозках
осуществляется органами исполнительной власти города. Перевозчики
городского пассажирского транспорта вносят предложения об
установлении, изменении тарифов и форм оплаты пассажирами проезда,
выполняемых по городскому заказу.
На других городских пассажирских перевозках тарифы
устанавливаются перевозчиками по договоренности с заказчиками
перевозок, а при его отсутствии - самим перевозчиком.
Статья 27. Условия изменения тарифов на проезд на общественном
городском пассажирском транспорте
Изменение тарифов на общественном городском пассажирском
транспорте может производиться по мере необходимости органами
исполнительной власти города Москвы.
Органы исполнительной власти города и перевозчики обязаны
своевременно и надлежащим образом уведомлять население о
предстоящем изменении тарифов средствами массовой информации и
объявлениями в транспортных средствах.
Не допускается пересмотр тарифов и размера выплат из городского
бюджета, приводящий к убыточной деятельности перевозчика.
РАЗДЕЛ V. ТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ И ИНФРАСТРУКТУРА
ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Статья 28. Содержание и обеспечение работоспособности
технических сооружений и объектов инфраструктуры городского
пассажирского транспорта
Обязанности по надлежащему содержанию и правильной эксплуатации
технических сооружений и объектов инфраструктуры городского
пассажирского транспорта возлагаются на собственника данного
имущества или на того, кому имущество передано в хозяйственное
ведение или аренду в установленном законодательством порядке для
целей городского пассажирского транспорта.
Не допускаются прекращение, создание препятствий эксплуатации
технических сооружений и объектов инфраструктуры или их
эксплуатация в режимах, нарушающих нормальный режим работы
городского пассажирского транспорта, без согласования с
перевозчиком и ответственными за эксплуатацию лицами и
организациями, за исключением различных аварийных ситуаций или
случаев, предусмотренных действующим законодательством.
В целях обеспечения безопасности населения, строительства линий
метрополитена, наземных и подземных сооружений и на период их
эксплуатации в соответствии с проектными условиями
функционирования городских подземных сооружений, наземных зданий и
сооружений, находящихся в зоне строительства и эксплуатации
метрополитена, вводятся технические зоны метрополитена в порядке,
устанавливаемом органами исполнительной власти города в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 29. Состав технических сооружений и инфраструктуры
городского пассажирского транспорта
К техническим сооружениям и объектам инфраструктуры городского
пассажирского транспорта относятся:
- здания и сооружения на территории предприятий, осуществляющих
и обеспечивающих перевозки;
- здания, сооружения и другие объекты, находящиеся в
собственности, в хозяйственном ведении и оперативном управлении
организаций городского пассажирского транспорта и используемые для
обеспечения перевозок;
- здания и сооружения социально - бытового назначения, а также
для хранения имущества мобилизационного резерва и защиты персонала
в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях,
находящиеся на балансе организаций и индивидуальных
предпринимателей городского пассажирского транспорта;
- оборудование технологической связи, сигнализации и
автоматики, объекты энергетического и путевого хозяйства, линейные
сооружения, используемые для обеспечения движения по маршрутам;
- технические зоны метрополитена, размещаемые на части
городской территории, предназначенной для наземных и подземных
сооружений метрополитена, их технического обслуживания и ремонта и
прохода пассажиров на вход и выход.
Пообъектный состав имущества, названного в настоящей статье,
уточняется органами исполнительной власти города в соответствии с
требованиями статьи 28 настоящего закона.
РАЗДЕЛ VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ
Статья 30. Правовой статус пассажиров
Пассажир имеет статус потребителя транспортных услуг.
Перечень категорий пассажиров, пользующихся правом бесплатного
проезда или другими льготами и преимуществами на общественном
транспорте, устанавливается законодательством Российской Федерации
и города Москвы.
Право бесплатного проезда и льготы, предоставляемые пассажирам
при оплате проезда на городском пассажирском транспорте, не
распространяются на оплату провозимой пассажирами ручной клади в
количестве и размерах, превышающих установленные условиями
перевозок предельные нормы.
Статья 31. Проездные документы
Проездные документы удостоверяют права пассажира и наличие
договорных отношений перевозки на городском пассажирском
транспорте. Проездные документы содержат информацию о времени и
месте их действия, видах городского пассажирского транспорта,
льготах.
Порядок сбора проездной платы на общественном городском
пассажирском транспорте устанавливается органами исполнительной
власти города Москвы.
Виды и формы документов, удостоверяющих право бесплатного
проезда либо право на льготы, устанавливаются уполномоченными
органами Российской Федерации либо органами исполнительной власти
города.
Виды и формы проездных документов, кроме указанных в части 3
настоящей статьи, устанавливаются перевозчиком и утверждаются
органами исполнительной власти города.
Перевозчик обязан своевременно и надлежащим образом уведомлять
население о предстоящем изменении видов и форм проездных
документов, указанных в части 4 настоящей статьи.
Статья 32. Права пассажира
Транспортные средства, предоставляемые пассажирам, должны
содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать
требованиям санитарных норм и правил, других нормативных
документов.
Пассажир имеет право: по собственному выбору свободно
пользоваться услугами городского пассажирского транспорта;
требовать от перевозчика соблюдения установленных условий
перевозок пассажиров и пользования видом транспорта; при
невозможности завершения начатой поездки из-за неисправности
транспортного средства после возобновления движения на маршруте
продолжать свою поездку без дополнительной оплаты; пользоваться
установленными льготами; требовать с перевозчика возмещения
ущерба, причиненного в связи с перевозкой, обращаться в органы
городской администрации с жалобами и предложениями по
совершенствованию работы городского пассажирского транспорта;
обращаться в суд для защиты своих интересов в соответствии с
законом о защите прав потребителей.
Статья 33. Обязанности пассажира
Пассажир обязан: выполнять установленные правила пользования
видом городского пассажирского транспорта, утвержденные
Правительством Москвы; соблюдать при поездках на городском
пассажирском транспорте общественный порядок и общепринятые нормы
поведения; своевременно и правильно оплачивать свой проезд, провоз
багажа (ручной клади), возмещать перевозчику и другим пассажирам
ущерб, причиненный собственными неосторожными либо преднамеренными
действиями; оплачивать установленные штрафы за нарушение правил
пользования видом городского пассажирского транспорта.
Статья 34. Информация на городском пассажирском транспорте
Перечень обязательных информационных надписей и правила их
выполнения устанавливает уполномоченный орган исполнительной
власти города.
Заказчик перевозок и перевозчик обязаны заблаговременно
(не менее чем за 7 суток) до открытия движения по маршруту
городского пассажирского транспорта обеспечить возможность для
пассажиров получить доступную информацию, позволяющую правильно
спланировать и осуществить поездку. В дальнейшем заказчик и
перевозчик обеспечивают такую возможность пассажирам постоянно.
РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНА
Статья 35. Ответственность за нарушения работы городского
пассажирского транспорта
Нарушение и дезорганизация нормальной работы городского
пассажирского транспорта, в том числе порча имущества,
препятствование должностному лицу, работнику городского
пассажирского транспорта в выполнении возложенных на него
служебных обязанностей, равно как и умышленные действия по
нарушению общественного порядка, препятствование пассажирам в
пользовании услугами городского пассажирского транспорта, влекут
административную, гражданско - правовую, уголовную
ответственность.
Нарушение правил пользования услугами городского пассажирского
транспорта влечет наложение на пассажира штрафа или вынесение
предупреждения в соответствии с законодательством об
административных правонарушениях.
Штраф налагается органами и лицами, уполномоченными на
осуществление контроля за соблюдением правил и оплатой проезда, а
при отказе пассажира от уплаты штрафа на месте - органами милиции.
Перевозчик и работники городского пассажирского транспорта
принимают меры к выявлению нарушений и привлечению виновных к
ответственности.
Статья 36. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон города Москвы вступает в силу через 10 дней со
дня его официального опубликования.
|