7 апреля 1999 года N 16
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(с изм. и доп., согл. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6,
от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией и
законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы,
общепризнанными принципами и нормами международного права
определяет основные задачи и принципы деятельности учреждений и
организаций несовершеннолетних, устанавливает основы правового
регулирования государственной системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, определяет формы участия
негосударственных учреждений и организаций в решении проблем
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона употребляются следующие понятия:
- несовершеннолетние - лица, не достигшие возраста 18 лет;
- девиантное поведение - поведение, противоречащее принятым в
обществе правовым и (или) нравственным нормам;
- группа социального риска - любое социальное сообщество,
способствующее возникновению, развитию и реализации
антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Статья 2. Городская политика в сфере профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Политика города Москвы - субъекта Российской Федерации в сфере
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
включает в себя:
- создание правовых и социальных гарантий для
несовершеннолетних;
- материально - техническое, финансовое, научно - методическое,
кадровое обеспечение учреждений и органов государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 3. Правовая основа профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Правовую основу функционирования государственной системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
составляют Конституция Российской Федерации, международные
договоры Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативно
- правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы,
законодательные и иные нормативно - правовые акты города Москвы.
Статья 4. Основные принципы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в городе Москве
Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в городе Москве основывается на
принципах:
- законности;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- соблюдения их прав и законных интересов;
- ответственности за нарушение прав и законных интересов
несовершеннолетних;
- поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- гласности в деятельности учреждений и органов государственной
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- государственной поддержки деятельности негосударственных
организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
- индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на
различных этапах социальной реабилитации.
Статья 5. Городская, окружные и муниципальные программы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
1. В городе Москве разрабатываются, утверждаются и реализуются
городская, окружные и муниципальные программы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
2. Городская программа профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних разрабатывается Московской
городской межведомственной комиссией по делам несовершеннолетних и
защите их прав и утверждается Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
3. Окружные программы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних разрабатываются окружными
комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и
утверждаются префектами соответствующих административных округов
города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
4. Муниципальные программы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних разрабатываются комиссиями по
делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных
образованиях и утверждаются соответствующими муниципальными
Собраниями.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
5. Программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних должны содержать положения, определяющие:
а) цель и задачи программы, основные целевые показатели,
обеспечивающие адресность направления средств;
б) сроки реализации программ;
в) исполнителей основных мероприятий программ;
г) объем и источники финансирования;
д) ожидаемые конечные результаты реализации программ;
е) формы контроля за ходом реализации программы.
Статья 6. Финансовое обеспечение городской системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
1. Финансирование мероприятий и программ по реализации
городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних в административных округах и муниципальных
образованиях осуществляется за счет средств, предусмотренных на
эти цели в бюджете города, а также за счет средств целевых
бюджетных фондов развития территорий административных округов и
бюджетов муниципальных образований, иных не запрещенных законом
источников.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
2. Расходы, связанные с финансированием системы мероприятий по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
указываются в бюджете города Москвы отдельной строкой и являются
защищенными.
3. Для финансирования мероприятий по организации досуга
несовершеннолетних на территории административного округа и района
префектам и руководителям управ районов использовать до 5
процентов средств, перечисляемых в целевые бюджетные фонды
развития территорий административных округов и районов города
Москвы, от арендной платы за нежилые помещения на территории
округа и района.
(в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6, от 09.07.2003 N 48)
4. Финансирование мероприятий муниципальных программ
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих
муниципальных образований.
(часть 4 введена Законом г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Статья 7. Подготовка кадров для городской системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Органы власти города Москвы принимают меры по созданию и
содействию учебным центрам, осуществляющим подготовку и
переподготовку научных и преподавательских кадров, а также
специалистов широкого профиля по работе с семьей, социальных
работников, юристов, медиков, психологов, демографов, социологов и
других.
Статья 8. Государственная поддержка организаций, осуществляющих
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Организации города Москвы независимо от организационно -
правовых форм и форм собственности, осуществляющие
благотворительную деятельность и занимающиеся проблемами
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
пользуются налоговыми, кредитными и иными льготами, порядок
предоставления которых определяется законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 9. Установление правил поведения несовершеннолетних в
общественных местах
В целях обеспечения охраны общественного порядка законом города
Москвы могут быть установлены правила поведения несовершеннолетних
в общественных местах города Москвы. Указанные правила не могут
содержать требования, влекущие за собой необоснованные ограничения
прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 10. Обеспечение условий для организации досуга
несовершеннолетних
1. Организацию работы с несовершеннолетними по месту жительства
осуществляют специалисты управы района по социально-воспитательной
и досуговой работе с детьми, подростками, молодежью и комиссия по
делам несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском
муниципальном образовании.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
2. Использование не по назначению молодежных и детских центров,
клубов, оздоровительных лагерей, турбаз и других учреждений,
ведущих работу с детьми и молодежью, зданий, сооружений,
оборудования и земельных участков этих учреждений, а также
необоснованное изъятие у указанных учреждений закрепленных за ними
или арендуемых ими зданий и помещений не допускается.
3. Учреждения культуры, физической культуры и спорта,
получающие средства из бюджета города Москвы или целевых бюджетных
фондов развития территорий административных округов и районов
города Москвы, обязаны бесплатно выделять не менее 1 процента от
реализуемых (распространяемых) ими билетов (абонементов) для детей
из неблагополучных семей.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.02.2001 N 6)
4. Конкретный размер брони для каждого учреждения культуры,
физической культуры и спорта определяется при выделении
соответствующих финансовых ресурсов.
(в ред. Закона г. Москвы от 21.02.2001 N 6)
5. Орган, принявший решение о выделении финансовых ресурсов,
обязан в десятидневный срок с момента принятия решения сообщить о
размере брони в соответствующую комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав, которая осуществляет
распределение названных в части 3 настоящей статьи билетов
(абонементов) среди детей и подростков.
(в ред. Законов г. Москвы от 21.02.2001 N 6, от 09.07.2003 N 48)
6. Негосударственные образовательные учреждения, в том числе
учреждения дополнительного образования и учреждения по организации
досуга несовершеннолетних, учреждения культуры, физической
культуры и спорта, не получающие средства из городского бюджета и
иные льготы и средства, предоставляемые органами власти города
Москвы, предоставляют помещения и билеты (абонементы) для
несовершеннолетних из неблагополучных семей в соответствии с
условиями лицензий или договоров, заключаемых ими с органами
власти города Москвы.
7. Руководители образовательных учреждений не позднее чем через
1 месяц после начала учебного года обязаны направлять в
соответствующие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав во внутригородском муниципальном образовании графики загрузки
спортивных и актовых залов вверенных им учебных заведений в
вечернее время, выходные и праздничные дни.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
8. Руководители жилищно - эксплуатационных организаций
ежеквартально направляют в соответствующие комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав отчеты о выделении средств на
организацию досуга детей и подростков.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
9. Государственные органы, предприятия, учреждения и
организации, должностные лица, получившие постановления комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также запросы
подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
милиции общественной безопасности, по вопросам, отнесенным к их
компетенции, обязаны в течение десяти дней сообщить о мерах,
принятых во исполнение указанных постановлений, а также информацию
по названным вопросам.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Статья 11. Обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних
1. В целях обеспечения занятости несовершеннолетних на
предприятиях, в учреждениях и в организациях проводится
квотирование рабочих мест.
Размер квоты и порядок ее установления определяются
законодательством Российской Федерации и города Москвы.
2. Органы государственной службы занятости города Москвы и их
территориальные подразделения ежеквартально информируют Московскую
городскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и
защите их прав и соответствующие окружные комиссии об имеющихся
рабочих местах, выделенных в счет квоты.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
3. Информация о создании рабочего места в рамках установленной
квоты передается работодателем, а также органами, осуществляющими
лицензирование и проведение конкурсов, в государственную службу
занятости и Московскую городскую межведомственную комиссию по
делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве
Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
4. Перевод или переход несовершеннолетнего, не получившего
основного общего образования общеобразовательной школы, в вечернюю
(сменную) школу, а также в общеобразовательное учреждение
начального профессионального образования, профессионально -
техническое училище допускается в исключительных случаях только по
согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их
прав во внутригородском муниципальном образовании. При решении
вопроса о переводе или переходе несовершеннолетнего в вечернюю
школу комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании совместно с
администрацией общеобразовательного учреждения принимает меры к
его трудоустройству.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
5. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы
или иного образовательного учреждения помимо соблюдения общего
порядка отчисления может быть произведено только с согласия
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Не допускается отказ несовершеннолетним, получившим основное
общее образование, в получении образования следующей ступени в том
же образовательном учреждении.
6. При рассмотрении вопроса об увольнении несовершеннолетнего,
работающего по трудовому договору, по инициативе администрации
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не вправе
давать разрешение на увольнение, если не решен вопрос о дальнейшей
занятости несовершеннолетнего или о его постановке на учет в
органах государственной службы занятости или в иных органах,
осуществляющих трудоустройство несовершеннолетних, а в отношении
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если
работодатели не обеспечили за счет собственных средств необходимое
профессиональное обучение.
(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)
7. Во всех случаях подачи несовершеннолетним заявления с
просьбой об освобождении от работы по собственному желанию
администрация предприятия, учреждения, организации обязана в
трехдневный срок сообщить об этом в комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском
муниципальном образовании, с тем чтобы комиссия в установленный
законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи
заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего
на прежней работе или к его трудоустройству на другом предприятии,
учреждении, организации.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Статья 12. Организация пропаганды здорового образа жизни и
социально полезного поведения несовершеннолетних
1. Органы исполнительной власти города Москвы и органы местного
самоуправления в соответствии с законодательством обеспечивают
производство и распространение среди несовершеннолетних
информационных материалов, а также проведение иных мероприятий,
пропагандирующих здоровый образ жизни и социально полезное
поведение несовершеннолетних.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
2. Производство и распространение печатной продукции,
пропагандирующей здоровый образ жизни и социально полезное
поведение несовершеннолетних, осуществляются в соответствии с
законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и
города Москвы.
3. Устная разъяснительная работа и иные мероприятия,
пропагандирующие здоровый образ жизни и социально полезное
поведение несовершеннолетних, проводятся в порядке, определяемом
правовыми актами, регулирующими вопросы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 13. Обязанности родителей и лиц, их заменяющих, по
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Родители (лица, их заменяющие) обязаны содержать и воспитывать
своих несовершеннолетних детей, обеспечивать получение ими
основного общего образования, а также осуществлять в целях
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
иные обязанности, возлагаемые на них законодательством.
Статья 14. Органы и учреждения городской системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Городскую систему профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних составляют: городские и окружные органы
социальной защиты населения, опеки и попечительства,
здравоохранения, образования, занятости, внутренних дел, по делам
семьи и молодежи, органы местного самоуправления,
специализированные учреждения и организации, комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, а также органы и учреждения
культуры, физической культуры и спорта, туризма.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Правительство Москвы и органы местного самоуправления
поддерживают деятельность учреждений и организаций, имеющих своей
уставной целью участие в мероприятиях по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Участие других государственных органов и учреждений в
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних определяется в соответствии с компетенцией этих
органов и учреждений в порядке, установленном законодательными и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
(часть введена Законом г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
Статья 15. Органы управления образованием и образовательные
учреждения в системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
В целях реализации задач профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних органы управления образованием и
образовательные учреждения в городе Москве:
(в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
- создают условия для индивидуальной медико - социальной и
психолого - педагогической диагностики детей с проблемами в
развитии и обеспечивают их обучение в различных видах
образовательных учреждений;
- оказывают психолого - педагогическую помощь родителям (лицам,
их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
- обеспечивают реализацию воспитательных и образовательных
программ, направленных на предупреждение девиантного поведения
несовершеннолетних;
- осуществляют выявление и учет несовершеннолетних, не
посещающих образовательные учреждения, принимают меры по
обеспечению получения ими основного общего образования.
Статья 16. Органы службы занятости населения в системе
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Органы службы занятости населения в городе Москве в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы содействуют реализации трудовых прав несовершеннолетних,
организуют их профессиональную подготовку и переподготовку, а
также осуществляют иные полномочия, установленные
законодательством.
Статья 17. Детские и молодежные общественные объединения в
системе профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Детские и молодежные общественные объединения участвуют в
осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и пользуются соответствующей
информационной, организационной и материальной поддержкой
Правительства Москвы в порядке и на условиях, определяемых
законодательством.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Статья 18. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав
(название в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
1. Координация деятельности органов и учреждений городской
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних возлагается на Московскую городскую
межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
2. Московская городская межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав, окружные и комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском
муниципальном образовании образуются и действуют в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации, настоящим Законом и
иными правовыми актами.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
3. Московская городская межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав образуется Мэром Москвы в
соответствии с законодательством города Москвы. Численный и
персональный состав Московской городской межведомственной комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется Мэром
Москвы в соответствии с законодательством.
(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)
4. Московская городская межведомственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав:
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
а) координирует деятельность специализированных городских
органов и учреждений в области профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
б) осуществляет организационное и методическое руководство
деятельностью окружных и комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав во внутригородском муниципальном образовании;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
в) разрабатывает проект и контролирует реализацию городской
программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
г) принимает участие в разработке правовых актов по вопросам
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
д) осуществляет иные полномочия, установленные нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
5. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав образуется префектом административного округа в соответствии
с законодательством города Москвы. Численный и персональный состав
окружной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
определяется префектом административного округа по согласованию с
Московской городской межведомственной комиссией по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Численный состав окружной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не может
быть менее трех человек.
(в ред. Законов г. Москвы от 23.01.2002 N 4, от 09.07.2003 N 48)
6. Окружная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их
прав:
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
а) координирует на территории округа деятельность
специализированных окружных органов и учреждений в области
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
б) осуществляет организационное руководство деятельностью
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
в) разрабатывает проект и контролирует реализацию окружной
программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
г) принимает участие в разработке правовых актов Правительства
Москвы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
д) осуществляет иные полномочия, установленные нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
7. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании образуется муниципальным
Собранием. Численный и персональный составы комиссии определяются
муниципальным Собранием. Численный состав комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав во внутригородском
муниципальном образовании не может быть менее трех человек.
(часть 7 в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
8. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании:
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
а) осуществляет полномочия, предусмотренные Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
б) рассматривает решение органа управления образовательного
учреждения об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет,
из образовательного учреждения и принимает меры по продолжению им
обучения или его трудоустройству;
в) рассматривает материалы и принимает решения о постановке на
учет в подразделения по делам несовершеннолетних милиции
общественной безопасности города Москвы несовершеннолетних лиц,
вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений
закрытого типа, по представлению администрации этих учреждений;
несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности
вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с
психическим расстройством; несовершеннолетних лиц, освобожденных
из воспитательных колоний;
г) разрабатывает проект и контролирует реализацию муниципальной
программы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
д) принимает участие в разработке правовых актов управы района
и органов местного самоуправления по вопросам профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
е) осуществляет иные полномочия, установленные Положением о
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав во
внутригородском муниципальном образовании и иными правовыми
актами.
(в ред. Закона г. Москвы от 09.07.2003 N 48)
Статья 19. Органы внутренних дел, подразделения по делам
несовершеннолетних и криминальной милиции
(название статьи в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
Органы внутренних дел, подразделения по делам
несовершеннолетних и криминальной милиции города Москвы в
соответствии с законодательством Российской Федерации действуют в
структуре Главного управления внутренних дел города Москвы,
управлений внутренних дел административных округов, иных
нижестоящих органов внутренних дел города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
Статья 20. Учреждения временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной
безопасности
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в
целях осуществления мер по изоляции, установлению личности и
дальнейшему устройству несовершеннолетних правонарушителей в
структуре милиции общественной безопасности города Москвы
действуют учреждения временного содержания для несовершеннолетних
правонарушителей.
2. Условия и порядок деятельности учреждений временного
содержания для несовершеннолетних правонарушителей определяются
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 21. Специальные учебно - воспитательные учреждения для
несовершеннолетних с девиантным поведением
1. Специальные учебно - воспитательные учреждения обеспечивают
психолого - медико - педагогическую реабилитацию и социальную
адаптацию несовершеннолетних, создают условия для получения ими
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, начального профессионального образования.
2. Специальные учебно - воспитательные учреждения могут
создаваться органами исполнительной власти города Москвы,
юридическими и физическими лицами в порядке, установленном
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
3. Условия и порядок деятельности специальных учебно -
воспитательных учреждений определяются законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 22. Центры по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
1. Специализированные учреждения органов социальной защиты, по
делам семьи и молодежи, образования и здравоохранения для
несовершеннолетних:
- осуществляют работу с несовершеннолетними, нуждающимися в
экстренной медицинской, психотерапевтической, психологической,
социальной помощи; испытывающими трудности в общении с родителями,
сверстниками и другими лицами; не имеющими постоянного места
жительства; употребляющими наркотики, спиртные напитки или другие
средства, влекущие одурманивание;
- выявляют причины безнадзорности несовершеннолетних и
принимают меры к их устранению;
- оказывают психокоррекционную, социальную и иную помощь семье,
содействуют возвращению детей в семью, к опекунам, попечителям;
- участвуют в устройстве несовершеннолетних, обеспечивают
временное проживание безнадзорных несовершеннолетних с
предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания,
ухода.
2. Учреждения создаются по решению Правительства Москвы,
находятся в ведении органов социальной защиты, по делам семьи и
молодежи, образования и здравоохранения, которые определяют виды
учреждений и порядок их деятельности, оказывают необходимую
финансовую, организационно - методическую и иную помощь.
3. Центры, созданные в форме государственных и муниципальных
учреждений, осуществляют свою деятельность без специального
разрешения (лицензии).
(часть 3 введена Законом г. Москвы от 23.01.2002 N 4)
Статья 23. Участие негосударственных некоммерческих организаций
в осуществлении мероприятий по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
1. Участвуя в проведении мероприятий по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
негосударственные некоммерческие организации, общественные и
религиозные объединения:
а) осуществляют нравственное, эстетическое, физическое,
трудовое воспитание и обучение несовершеннолетних;
б) способствуют утверждению у несовершеннолетних здорового
образа жизни;
в) оказывают помощь многодетным семьям, детям - сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей;
г) содействуют социальной реабилитации и адаптации
несовершеннолетних, вернувшихся из мест исполнения наказания в
виде лишения свободы или специальных учебно - воспитательных
учреждений;
д) взаимодействуют с государственными организациями и
учреждениями, осуществляющими мероприятия по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Деятельность негосударственных некоммерческих организаций и
учреждений, участвующих в осуществлении мероприятий по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
должна соответствовать государственным социальным стандартам,
которые определяют основные требования к качеству и объемам
психолого - медико - педагогических и социальных услуг, порядку и
условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья
несовершеннолетних.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Ответственность граждан, должностных лиц и организаций за
нарушение настоящего Закона определяется законодательными и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и города
Москвы.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города
Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах
города Москвы".
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
7 апреля 1999 года
N 16
|