ПЕРВАЯ РЕДАКЦИЯ.ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА (без изм. и доп.)
28 апреля 1999 года N 18
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О ПРОВЕДЕНИИ ЛОТЕРЕЙ И РЕГУЛИРОВАНИИ
ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКВЕ
Настоящий Закон в целях защиты прав и свобод граждан,
принимающих участие в лотереях, обеспечения единой финансовой
политики и государственного регулирования в лотерейной сфере
определяет основные принципы осуществления в городе Москве
деятельности по организации и проведению лотерей, регламентирует
полномочия и функции органов исполнительной власти города Москвы,
устанавливает права и обязанности юридических и физических лиц при
осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Правовые акты об организации и проведении лотерей
в городе Москве
Глава 2. Система органов исполнительной власти
в сфере организации и проведения лотерей
Статья 4. Органы исполнительной власти в сфере организации
и проведения лотерей
Статья 5. Уполномоченный орган по координации и регулированию
лотерей в городе Москве
Статья 6. Особый порядок проведения электронных лотерей
Глава 3. Регистрация и лицензирование организации
и проведения лотерей
Статья 7. Регистрация
Статья 8. Отказ в регистрации
Статья 9. Лицензирование
Статья 10. Учет лотерей
Статья 11. Сборы с операторов лотерей
Статья 12. Защита игровой информации
Глава 4. Субъекты лотерей
Статья 13. Предоставление права на проведение лотерей
Глава 5. Рекламная кампания лотереи
Статья 14. Требования, предъявляемые к проведению рекламной
кампании лотереи
Глава 6. Гарантии прав участников лотерей
Статья 15. Гарантии прав участников лотерей
Статья 16. Требования к оператору лотерей по обеспечению прав
участников лотерей
Статья 17. Требования к призовому фонду лотереи
Статья 18. Порядок выплаты выигрышей
Глава 7. Порядок распределения средств, поступающих
от лотерейной деятельности
Статья 19. Внебюджетный фонд целевого финансирования социальных
и лотерейных программ
Глава 8. Контроль за проведением лотерей
Статья 20. Организация контроля
Статья 21. Порядок предоставления информации
Глава 9. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Глава 10. Заключительные положения
Статья 23. Замена оператора
Статья 24. Отличительные знаки московских лотерей
Статья 25. Особые права и обязанности учредителя лотереи
Статья 26. О вступлении в силу настоящего Закона
______________________________________________________________________________
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон определяет правовые основы регулирования
отношений в области организации и проведения лотерей,
регламентирует порядок их регистрации и лицензирования, регулирует
взаимоотношения между Правительством Москвы и уполномоченными им
органами с субъектами лотерейной деятельности в городе Москве.
2. Настоящий Закон распространяется в полном объеме на
московские лотереи независимо от их названия, игрового принципа,
полиграфических, технических, программных средств, используемых
при их проведении. На всероссийские, международные и иные лотереи,
проведение которых предусматривается на территории Москвы,
настоящий Закон распространяется в части учета и отчислений во
Внебюджетный фонд целевого финансирования социальных и лотерейных
программ.
3. Настоящий Закон не распространяется на мероприятия,
связанные с необходимостью для участника проявлять какие-либо
специальные или профессиональные знания, умения и навыки.
Лотереи проводятся в целях пополнения доходов бюджетов всех
уровней, а также получения дополнительных источников
финансирования конкретных социально значимых программ в области
образования, физической культуры и спорта, здравоохранения,
культуры, науки, социальной защиты населения.
4. Проведение лотереи, направленной на поддержку политических
партий, организаций и движений, а также на покрытие предыдущих
убытков и долгов, настоящим Законом запрещено.
Статья 2. Основные понятия
1. Лотерея - групповая или массовая игра, в ходе которой
организатор лотереи проводит между участниками лотереи -
собственниками лотерейных билетов розыгрыш призового фонда
лотереи; при этом выпадение выигрыша на какой-либо из лотерейных
билетов не зависит от воли и действий всех субъектов лотерейной
деятельности, является исключительно делом случая и не может быть
никем специально устроено.
2. Электронная лотерея - игра, в которой используется один или
несколько перечисленных признаков: фиксация ставок и прогнозов
участников проводится с помощью электронных устройств, сохраняющих
информацию в своей памяти или передающих ее для регистрации в
головной компьютер; игровая информация направляется для участия в
розыгрыше по специальным каналам связи в головной информационный
центр; учет ставок и иной игровой информации, а также структура
призов и их розыгрыш ведутся при помощи программных средств
электронным устройством. Далее в Законе лотерея и электронная
лотерея именуются "лотереи".
3. Призовой фонд лотереи - денежные средства, имущество или
услуги в денежном эквиваленте, зафиксированные в условиях
проведения лотереи в размере, установленном законодательством
Российской Федерации, предназначенные для выплаты выигрышей,
которые являются собственностью участников лотереи и не подлежат
налогообложению.
4. Коммерческие лотереи - лотереи с призовым фондом,
сформированным участниками путем покупки лотерейных билетов,
проводимые в целях извлечения прибыли учредителем.
5. Целевые лотереи - лотереи, прибыль от проведения которых
направляется во Внебюджетный фонд целевого финансирования
социальных и лотерейных программ или в соответствии с условиями
лотереи на счет департамента, комитета, управления, ответственного
за реализацию конкретной городской программы.
6. Благотворительные лотереи - лотереи, не менее 25 процентов
выручки от продажи билетов которых направляется на
благотворительные цели.
7. Меценатские лотереи - лотереи с призовым фондом, формируемым
меценатом или меценатами.
8. Розыгрыш призового фонда - игровая процедура лотереи, в ходе
которой устанавливается факт выпадения или невыпадения выигрыша на
билет участника.
9. Выигрыш - факт выпадения на лотерейный билет части призового
фонда лотереи, а также ценности, выигранные по лотерейному билету
и переходящие в собственность конкретного участника - владельца
выигравшего лотерейного билета.
10. Лотерейный билет - соответствующий условиям конкретной
лотереи носитель информации, необходимой для определения с
абсолютной степенью достоверности факта выпадения или невыпадения
на него выигрыша в этой лотерее. Требования к лотерейному билету
определяются законодательством Российской Федерации и города
Москвы.
11. Тиражная лотерея - лотерея, процесс проведения которой
делится на тиражи - единичные полные циклы от выпуска в продажу
билетов до проведения общего розыгрыша и выдачи выигрышей по этим
билетам.
12. Бестиражная лотерея - лотерея, в которой результат
розыгрыша определяется либо путем проверки билета сразу же после
его покупки, либо путем розыгрыша непосредственно на этот билет.
13. Московские лотереи - местные лотереи, проводимые в городе
Москве по решению Правительства Москвы. Другие лотереи на
территории города Москвы проводятся по разрешению государственного
учреждения, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
14. Учредитель лотереи - Московская городская администрация и
(или) юридическое лицо, получившее разрешение Правительства Москвы
на право проведения лотереи в результате ее регистрации и несущее
ответственность за соответствие лотерейного процесса
законодательству Российской Федерации, настоящему Закону и
условиям лотереи, а также за результаты финансово - хозяйственной
деятельности по проведению лотереи.
Учредитель лотереи отвечает всеми своими активами по
обязательствам лотереи.
15. Оператор лотереи - юридическое лицо, имеющее лицензию,
соответствующие материальные и технические средства, сеть
реализации для осуществления деятельности по проведению лотереи на
территории города Москвы, действующее от своего имени либо по
договору с учредителем лотереи в случае, когда оператор лотереи и
учредитель лотереи - два (или более) отдельных юридических лица.
16. Участник лотереи - физическое или юридическое лицо,
обладающее на правах собственности лотерейным билетом, дающим
право участия в розыгрыше призового фонда лотереи.
17. Ликвидность лотереи - способность учредителя и (или)
оператора лотереи ответить по всем обязательствам перед
гражданами - участниками лотереи, городским бюджетом и субъектами
правоотношений в рамках данной лотереи; обеспечивается
учредителем, оператором, организациями, предоставившими финансовые
и иные гарантии.
18. Целевые отчисления - заранее определенная часть выручки от
продажи лотерейных билетов вне призового фонда, направляемая на
реализацию городских программ.
19. Автор лотереи - физическое лицо или группа физических лиц,
изобретших данную лотерею и официально зарегистрировавших свое
авторство на изобретение в полномочных органах.
Статья 3. Правовые акты об организации и проведении лотерей
в городе Москве
Правовыми актами об организации и проведении лотерей в городе
Москве являются: Конституция Российской Федерации, Гражданский
кодекс Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий
Закон и иные правовые акты города Москвы.
Глава 2. Система органов исполнительной власти
в сфере организации и проведения лотерей
Статья 4. Органы исполнительной власти в сфере организации
и проведения лотерей
К системе органов исполнительной власти в сфере организации и
проведения лотерей относятся: Правительство Москвы,
соответствующий лицензирующий орган и уполномоченный орган по
координации и регулированию лотерей в городе Москве.
Статья 5. Уполномоченный орган по координации и регулированию
лотерей в городе Москве
Положение об уполномоченном органе утверждается Мэром Москвы.
Статья 6. Особый порядок проведения электронных лотерей
Проведение электронных лотерей в режиме реального времени,
предусматривающих использование компьютерных сетей, средств
телекоммуникации, иных новых технологий в области передачи,
обработки и хранения информации, рассматривается Правительством
Москвы в особом порядке.
Глава 3. Регистрация и лицензирование организации
и проведения лотерей
Статья 7. Регистрация
1. Все лотереи, проведение которых предполагается в городе
Москве, независимо от их типа и вида подлежат обязательной
регистрации. В каждой лотерее подлежат регистрации разрешение на
проведение лотереи и оператор лотереи. Порядок регистрации
утверждается Правительством Москвы. Решение о проведении
московских лотерей принимается Правительством Москвы.
2. Авторское право на лотерею регистрируется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
3. Все иные разрешенные на территории Москвы лотереи подлежат
обязательному учету.
4. При проведении регистрации осуществляется экспертиза
заявленного для регистрации лотерейного проекта.
5. Отказ в регистрации лотереи может быть обжалован в судебном
порядке.
6. За регистрацию лотерей взимается плата на покрытие затрат
регистрирующего органа и экспертизу лотереи в соответствии с
законодательством.
Статья 8. Отказ в регистрации
В регистрации может быть отказано на следующих основаниях:
- несоответствие лотереи требованиям настоящего Закона;
- некомплектность организационно - технического проекта
лотереи;
- отрицательное заключение экспертизы;
- отсутствие аттестованных ответственных лиц у организатора;
- наличие задолженностей организатора перед бюджетами всех
уровней;
- отсутствие аудиторского заключения о финансовом состоянии
учредителя лотереи с подтверждением наличия активов, необходимых
для обеспечения ликвидности лотереи.
Статья 9. Лицензирование
Лицензированию на территории города Москвы подлежит
деятельность по организации и проведению московских лотерей.
Лицензирование осуществляется в соответствии с правовыми актами
Российской Федерации и города Москвы.
Статья 10. Учет лотерей
Осуществление деятельности по организации и проведению лотерей
на территории города Москвы на основании лицензии, выданной
органами исполнительной власти другого субъекта Российской
Федерации, без соответствующей постановки на учет в уполномоченном
Правительством Москвы органе и регистрации в соответствующем
лицензирующем органе не допускается. Все лотереи, проводимые на
территории города Москвы, регистрируются соответствующим
лицензирующим органом в едином реестре лотерей и учитываются в
уполномоченном Правительством Москвы органе.
Статья 11. Сборы с операторов лотерей
Операторы лотерей, осуществляющие свою деятельность на
территории города Москвы, уплачивают сбор за право торговли
лотерейными билетами в соответствии с действующим
законодательством.
Статья 12. Защита игровой информации
Обеспечение защиты игровой информации от несанкционированного
доступа является непременным условием получения лицензии на
проведение лотереи.
Список требований к уровню защиты информации, а также перечень
обязательных нормативов утверждаются Правительством Москвы.
Глава 4. Субъекты лотерей
Статья 13. Предоставление права на проведение лотерей
1. К субъектам лотерейной деятельности относятся: автор
лотереи, учредитель лотереи, оператор лотереи, участники лотереи.
2. К организации и проведению лотерей на территории Москвы
допускаются только юридические лица, способные обеспечить в полном
объеме ликвидность лотереи за счет собственных активов и (или) за
счет безотзывных и безусловных гарантий (поручительств).
3. Ответственные исполнители работ по организации и проведению
лотерей подлежат аттестации в порядке, утверждаемом Правительством
Москвы.
4. Физические лица не вправе заниматься организацией и
проведением лотерей на территории Москвы, кроме случаев участия в
формировании призового фонда меценатских лотерей.
Глава 5. Рекламная кампания лотереи
Статья 14. Требования, предъявляемые к проведению рекламной
кампании лотереи
1. Рекламная кампания по проведению конкретной лотереи может
быть начата лишь после получения лицензии на право проведения
данной лотереи. Ответственность за нарушение настоящего положения
несет рекламодатель.
2. Рекламная кампания лотереи, проведение которой запрещено или
приостановлено на территории города Москвы, должна быть
соответственно прекращена или приостановлена.
3. Реклама лотереи не должна искажать условий ее проведения.
4. Рекламные материалы распространяются на русском языке.
Данное положение не распространяется на зарегистрированные
товарные знаки (знаки обслуживания). Проведение рекламных кампаний
лотерей или субъектов лотерейной деятельности не является
лотерейной деятельностью.
5. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в
рекламе должен быть указан номер лицензии, а также наименование
органа, выдавшего лицензию.
Глава 6. Гарантии прав участников лотерей
Статья 15. Гарантии прав участников лотерей
1. Оператор лотереи обязан довести до населения необходимую и
достоверную информацию об учредителе и операторе лотереи, включая
их юридические адреса, а также довести до участников лотереи
условия проведения лотереи.
2. Приобретение лотерейного билета служит основанием
возникновения гражданско - правового обязательства, в соответствии
с которым участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи,
выпустившего в широкую реализацию лотерейные билеты, выплаты
выигрыша, выпавшего на данный билет.
3. В случае отказа оператора лотереи от выплаты участнику
лотереи выигрыша, выпавшего на данный билет, участник лотереи
вправе обратиться в суд в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы.
4. Владелец выигрышного лотерейного билета вправе требовать от
учредителя лотереи сохранения конфиденциальности информации о
факте его выигрыша в данной лотерее и стоимости выигрыша.
5. Распространять лотерейные билеты лотерей, не прошедших
обязательной регистрации, запрещено. Билеты и техника, другие
средства и элементы проведения незарегистрированных лотерей
подлежат изъятию в соответствии с действующим законодательством.
Статья 16. Требования к оператору лотерей по обеспечению прав
участников лотерей
1. Оператор обязан до начала проведения лотереи оповестить
население об основных ее условиях.
2. Оператор лотереи не позднее 10 дней со дня определения
результатов тиража выигрышей обязан опубликовать в средствах
массовой информации результаты тиража выигрышей.
3. Оператор лотереи до проведения тиража выигрышей обязан
изъять непроданные лотерейные билеты и обеспечить их погашение и
уничтожение в случае, если на билетах указано, что они
действительны только на данный тираж.
4. По истечении срока организации и проведения мгновенной
(бестиражной) лотереи, предусмотренного условиями данной лотереи,
в течение 7 дней оператор лотереи должен обеспечить погашение и
уничтожение лотерейных билетов, оставшихся нереализованными, если
не получено разрешение на продление срока проведения данной
лотереи.
5. Оператор лотереи обязан предоставить информацию о ходе
организации и проведения лотереи, а также отчет о ее проведении по
требованию Правительства Москвы или уполномоченного им органа.
6. В случае приостановления действия или аннулирования лицензии
оператор лотереи обязан незамедлительно прекратить реализацию
билетов, оповестить об этом через средства массовой информации,
обеспечить возврат средств по билетам тиражных лотерей, проданным,
но не участвовавшим в тиражах в связи с прекращением их
проведения, и выплатить выигрыши по всем ранее проданным билетам,
которые являются выигрышными.
7. Невостребованные выигрыши в денежной форме до истечения
срока выплаты хранятся в отделении банка, получившего поручение по
выплате выигрышей, после чего депонируются в банке организатора и
хранятся там до истечения срока, предусмотренного гражданским
законодательством о праве собственности. Невостребованные выигрыши
в неденежной форме хранятся у оператора лотереи либо у специально
привлеченного для этой цели на договорной основе юридического лица
до истечения срока выплаты. После истечения срока,
предусмотренного гражданским законодательством о праве
собственности, невостребованный призовой фонд в денежной форме
обращается в городской бюджет как невостребованное имущество,
призовой фонд в неденежной форме подлежит реализации
уполномоченным органом Правительства Москвы с зачислением
вырученной суммы в городской бюджет.
Статья 17. Требования к призовому фонду лотереи
1. Призовой фонд лотереи, заявляемый в условиях лотереи и
представляющий нераспределенную часть средств участников лотереи,
не является активом оператора лотереи и не может быть использован
им ни на какие другие цели, кроме выплаты или выдачи выигрышей
участникам.
Призовой фонд не является собственностью учредителя или
оператора лотереи, и на него не может быть обращено взыскание по
их обязательствам.
2. Оператору лотереи запрещается связывать призовой фонд
лотереи какими-либо обязательствами, кроме обязательств перед
участниками лотереи, а также помещать средства призового фонда
полностью или частично в какой-либо финансовый, коммерческий,
производственный или иной оборот.
3. Денежный призовой фонд лотереи накапливается в банке
(банках), обслуживающем лотерею, и выплачивается этим банком, а
также сотрудниками лотереи в местах реализации билетов из
имеющейся в их распоряжении выручки от реализации билетов.
Максимальная сумма выигрышей, подлежащая выплате в местах
реализации билетов, определяется условиями конкретной лотереи. На
банке лежит ответственность за неприкосновенность хранящегося у
него призового фонда.
4. Призовой фонд в неденежной форме в его заявляемом в условиях
лотереи виде должен иметь денежный эквивалент каждой составляющей
его части, который фиксируется документально в условиях лотереи.
Ответственность за призовой фонд в неденежной форме несет оператор
лотереи. Призовой фонд тиражной лотереи в заявляемом в условиях
лотереи виде формируется до проведения тиража.
5. Средства призового фонда должны полностью разыгрываться в
рамках тиража, к которому он относится, за исключением случаев
розыгрыша "Джек-Пота", по правилам, устанавливаемым в условиях
конкретной лотереи. Перенос средств (выигрышей) призового фонда из
одного тиража в другой не допускается.
6. Запрещается проведение розыгрышей тиражной лотереи до
накопления призового фонда в полном объеме, а также формирование
призового фонда из заемных средств.
7. Порядок хранения средств призового фонда тиражной лотереи
должен обеспечивать раздельное хранение призовых фондов разных
тиражей.
Статья 18. Порядок выплаты выигрышей
1. Оплата выигрышных билетов производится в соответствии с
условиями проведения каждой конкретной лотереи. В тиражных
лотереях оплата выигрышных билетов должна начинаться не позднее
чем в 10-дневный срок после проведения очередного тиража.
2. Выигрышные билеты принимаются к оплате в течение трех
месяцев с даты опубликования результатов тиража. По истечении
этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в
порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3. Выигрыши выплачиваются единовременно во всех случаях, кроме
лотерей, использующих накопительный принцип формирования призового
фонда в течение нескольких тиражей ("Джек-Пот"), правила выплаты
выигрышей в которых утверждаются Правительством Москвы в
индивидуальном порядке.
Глава 7. Порядок распределения средств, поступающих
от лотерейной деятельности
Статья 19. Внебюджетный фонд целевого финансирования социальных
и лотерейных программ
1. В целях финансирования общественно значимых социальных и
лотерейных программ учреждается Внебюджетный фонд целевого
финансирования социальных и лотерейных программ (далее - Фонд
целевого финансирования).
2. Фонд целевого финансирования формируется за счет средств от
лотерей, организуемых Правительством Москвы, добровольных средств,
поступающих от проведения лотерей, в размерах, устанавливаемых
условиями проведения лотереи, и прочих поступлений.
3. Положение о Фонде целевого финансирования утверждается
Московской городской Думой.
Глава 8. Контроль за проведением лотерей
Статья 20. Организация контроля
1. Контроль за проведением лотерей в городе Москве осуществляет
Правительство Москвы, соответствующий лицензирующий орган,
уполномоченный орган по координации и регулированию лотерей в
городе Москве и другие органы в пределах их компетенции.
2. Контролю подвергаются все проводимые на территории города
лотереи независимо от их вида, используемых технических и иных
средств, органов, выдавших лицензию или разрешение на право
проведения.
Статья 21. Порядок предоставления информации
Все контролирующие органы обязаны предоставлять информацию,
имеющуюся в их распоряжении, по вопросам проведения лотерей в
городе Москве и выявленным нарушениям в уполномоченный орган по
координации и регулированию лотерей в городе Москве в соответствии
с действующим законодательством.
Глава 9. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Организация и проведение лотерей без получения лицензий,
предусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность
в соответствии с действующим законодательством.
2. Использование призового фонда лотереи в денежной и
неденежной форме любым способом, кроме как по прямому назначению,
влечет за собой взыскание с юридического лица, допустившего
нецелевое использование призового фонда, всей суммы
несоответствующим образом израсходованных средств (или денежного
эквивалента для призового фонда в неденежной форме) и штрафа в
размере той же суммы в городской бюджет, а также привлечение к
ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации и города Москвы.
3. Все возникшие споры между участниками лотереи, учредителем и
оператором рассматриваются в судебном порядке в соответствии с
действующим законодательством.
Глава 10. Заключительные положения
Статья 23. Замена оператора
1. Замена одного оператора другим в ходе проведения лотереи
осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, и
исключительно по его решению.
2. Замена оператора допускается в случаях:
- реорганизации оператора лотереи;
- изменения названия юридического лица - оператора лотереи.
Статья 24. Отличительные знаки московских лотерей
Правительство Москвы как учредитель московских лотерей вправе
маркировать лотерейные билеты специальным знаком (системой знаков)
с целью идентификации лотерей, проводимых Правительством Москвы.
Статья 25. Особые права и обязанности учредителя лотереи
Учредитель лотереи с согласия уполномоченного органа по
координации и регулированию лотерей в городе Москве имеет право
официально указывать, что данная лотерея и ее учредитель
содействуют уполномоченному органу в развитии лотерейной
деятельности Москвы и профилактике правонарушений в лотерейной
сфере Москвы.
Статья 26. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
28 апреля 1999 года
N 18
|