МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 мая 1999 г. N 39
О ЗАПРОСЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции
Российской Федерации, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1),
36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Московская
городская Дума постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с
запросом о соответствии Конституции Российской Федерации
статьи 40, пункта 1 статьи 42 и статьи 43 Федерального закона от
22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009
"О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пунктов 3 и 4
Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля
1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".
2. Утвердить текст запроса (приложение).
3. Поручить аппарату Московской городской Думы оплатить
государственную пошлину в размере, определенном Федеральным
конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его
принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
Председателя Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 26 мая 1999 г. N 39
Конституционный Суд Российской Федерации
Заявитель: Московская городская Дума
Адрес: 101498, Москва, ГСП-4, ул. Петровка, д. 22
Наименование и адрес государственного органа, издавшего
нормативный акт:
Президент Российской Федерации
Адрес: Москва, Кремль
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Адрес: 103265, Москва, Охотный ряд, д. 1
ЗАПРОС
О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТАТЬИ 40, ПУНКТА 1 СТАТЬИ 42 И СТАТЬИ 43
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА N 39-ФЗ
"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ", ПУНКТА 1 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛЯ 1996 ГОДА N 1009
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ",
ПУНКТОВ 3 И 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ
ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ, УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛЯ 1996 ГОДА N 1009
"О ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ"
Московская городская Дума на основании постановления Московской
городской Думы от 26 мая 1999 года N 39 "О запросе в
Конституционный Суд Российской Федерации" и в соответствии с
пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации,
подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской
Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации
статьи 40, пункта 1 статьи 42 и статьи 43 Федерального закона от
22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918),
пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года
N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пунктов 3
и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля
1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст.
3357).
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской
Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
том, соответствуют ли статья 40, пункт 1 статьи 42 и статья 43
Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных
бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля
1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг",
пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от
1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг", Конституции Российской Федерации.
Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью 1
статьи 85 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации" вытекает из того,
что Московская городская Дума считает статью 40, пункт 1 статьи 42
и статью 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской
Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг", пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской
Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг", не подлежащими применению ввиду противоречия
Конституции Российской Федерации.
Правовая позиция заявителя по данному вопросу заключается в
следующем.
Статья 40 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг" устанавливает, что Федеральная комиссия по
рынку ценных бумаг "является федеральным органом исполнительной
власти по проведению государственной политики в области рынка
ценных бумаг". Пункт 1 статьи 42 возлагает на Федеральную комиссию
функцию по координации деятельности федеральных органов
исполнительной власти.
Согласно статье 40 Федерального закона от 22 апреля 1996 года
N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" должности пяти членов Федеральной
комиссии "замещаются в установленном порядке", при этом порядок
формирования Федеральной комиссии самим Законом не определяется.
Порядок формирования Федеральной комиссии определяется в Указе
Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009
"О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля
1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"
установлено, что "проведение государственной политики в области
формирования и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации
осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг".
Одновременно в Положении о Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг, утвержденном упомянутым Указом, закреплено, что "члены ФКЦБ
России назначаются на должность и освобождаются от должности
Президентом Российской Федерации. Председатель ФКЦБ России
назначается на должность указом Президента Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Другие члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются
от должности распоряжениями Президента Российской Федерации по
представлению председателя ФКЦБ России" (пункт 4).
Между тем пунктом "б" части 1 статьи 114 Конституции Российской
Федерации функция по проведению единой финансовой, кредитной и
денежной политики возложена на Правительство Российской Федерации.
При этом Федеральный конституционный закон "О Правительстве
Российской Федерации", раскрывая полномочия Правительства
Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и
денежной политики, предусматривает, что Правительство "принимает
меры по регулированию рынка ценных бумаг". Согласно статье 13
Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской
Федерации" именно Правительство "обеспечивает единство системы
исполнительной власти, направляет и координирует деятельность ее
органов".
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 апреля
1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" "решения Федеральной
комиссии принимаются в форме постановлений", при этом
"постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее
компетенции, обязательны для исполнения федеральными
министерствами и иными федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления". В то же время в
соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона
"О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации уполномочено издавать постановления и распоряжения и
обеспечивать их исполнение.
Таким образом, в силу приведенных выше положений Федерального
закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг",
а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года
N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" из ведения
Правительства Российской Федерации изъят вопрос проведения
государственной политики в области формирования и развития рынка
ценных бумаг, составляющий существенный элемент его
конституционной компетенции, закрепленной статьей 114 Конституции
Российской Федерации.
Для проведения указанной политики создан особый орган
государственной власти, формально названный в Указе "федеральным
органом исполнительной власти", однако фактически находящийся за
рамками системы федеральных органов исполнительной власти,
формируемый и функционирующий в противоречии с нормами,
установленными Конституцией Российской Федерации.
Упомянутые статьи 40, 42 (пункт 1), 43 Федерального закона от
22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа
Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009
"О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" и пункты 3 и 4
Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
противоречат части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации,
устанавливающей единство государственной власти, статье 10
Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип разделения
государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную, а также самостоятельность законодательной,
исполнительной и судебной власти; статье 83 Конституции Российской
Федерации, определяющей порядок назначения на должность и
освобождения от должности заместителей Председателя Правительства
Российской Федерации и федеральных министров; статье 110
Конституции Российской Федерации, согласно которой "исполнительную
власть в Российской Федерации осуществляет Правительство
Российской Федерации"; статье 112 Конституции Российской
Федерации, определяющей порядок внесения Председателем
Правительства Российской Федерации кандидатур на должность
заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и
федеральных министров; пункту "б" части 1 статьи 114 Конституции
Российской Федерации, согласно которому Правительство Российской
Федерации "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой
финансовой, кредитной и денежной политики".
Формирование органа исполнительной власти, функционирующего за
рамками единой системы исполнительной власти, явилось следствием
необоснованных экономических и правовых экспериментов, проводимых
в стране в последние годы. По мнению заявителя, подобная практика
противоречит Конституции Российской Федерации, разрушает единство
государственной власти, препятствует проведению единой
государственной экономической политики, создает условия и
предпосылки для нарушения прав субъектов экономической
деятельности, в первую очередь - прав участников рынка ценных
бумаг.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 37, статьями 85, 86 и
87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" Московская городская Дума просит
Конституционный Суд Российской Федерации признать статьи 40, 42
(пункт 1) и 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской
Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг", пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг не соответствующими Конституции Российской
Федерации.
Приложения:
1. Текст Указа Президента Российской Федерации от 1 июля
1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"
вместе с приложением - Положением о Федеральной комиссии по рынку
ценных бумаг, утвержденным данным Указом.
2. Текст Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг".
3. Документ об уплате государственной пошлины.
|