МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
27 мая 1999 г. N 01-27/6326
ОБ УСИЛЕНИИ ДОСМОТРА ТОВАРОВ
В последнее время в таможнях региона наметилась негативная
тенденция к сокращению фактического таможенного досмотра товаров.
В большинстве случаев выпуск товаров и транспортных средств
сотрудниками таможенных органов осуществляется на основании актов
идентификационного досмотра, в которых, как правило, сведения о
ввозимом товаре указываются не в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 Таможенного кодекса РФ при проведении
таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те
его формы, которые являются достаточными для обеспечения
соблюдения законодательства РФ о таможенном деле. Несмотря на этот
факт, Управление считает, что сведений, указанных в актах
идентификационного досмотра, в большинстве случаев недостаточно
для выпуска товаров.
Продолжают иметь место факты перемещения через таможенную
границу Российской Федерации одних товаров под видом других
(как правило, не облагаемых пошлинами и налогами) и декларирования
товаров не своим наименованием, что приводит к сокращению
таможенных доходов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
В этой связи обращаем внимание на необходимость контроля за
безусловным выполнением нижеуказанных нормативных актов ГТК России
по проведению досмотров:
1. В соответствии с указанием ГТК России от 08.02.96
N 01-14/126 "Об идентификационном таможенном досмотре"
идентификационный таможенный досмотр проводится после подачи
грузовой таможенной декларации. При этом идентификационный
таможенный досмотр не может подменять или исключать осуществление
таможенного контроля в иных формах.
2. В соответствии с указанием ГТК России от 30.04.97
N 01-14/563 "О мерах по исполнению бюджета", в целях выявления
случаев уклонения участников ВЭД от уплаты таможенных платежей
путем занижения стоимости товаров с одновременным занижением их
веса, а также в целях повышения эффективности досмотра товаров
таможням предписывалось организовать досмотр товаров, на которые
установлены специфические или комбинированные ставки ввозной
таможенной пошлины, с обязательным взвешиванием таких товаров.
3. В соответствии с письмом ГТК России от 22.12.97
N 01-15/24732 "Об усилении роли таможенного досмотра товаров,
подлежащих сертификации" при производстве таможенного оформления
на этапе досмотра и выпуска следует в обязательном порядке
проверять соответствие сведений, заявленных при декларировании
и/или указанных в сертификате или разрешительных документах,
информации, нанесенной на товар или его упаковку, полученной при
проведении досмотра (идентификационного досмотра) товаров.
Проверке на соответствие подлежат такие сведения, как:
- страна происхождения товара;
- наименование фирмы - изготовителя, товарный знак;
- полное наименование товара;
- расфасовка товара, вес одной упаковки;
- вид упаковки, ее маркировка;
- наличие или отсутствие знака соответствия системы
обязательной сертификации;
- другие характерные особенности товара.
Особое внимание следует уделять проверке даты изготовления,
предельной даты реализации, сроку годности или гарантийному сроку
товара, обозначенным на товаре и/или его упаковке.
4. В соответствии с письмом ГТК России от 18.05.98
N 07-11/10044 "О таможенном оформлении товаров, классифицируемых в
соответствии с ТН ВЭД СНГ в товарных позициях 1601 и 1602", с
целью предотвращения случаев недостоверной классификации указанных
товаров в товарной позиции 0210 (вместо товарных позиций 1601 или
1602) таможням предписывалось усилить контроль за проведением
досмотровых операций, а также документальный контроль.
5. В соответствии с письмом ГТК России от 10.08.98
N 07-07/16732 "О таможенном оформлении товаров товарной позиции
0206 ТН ВЭД СНГ", с целью предотвращения случаев недостоверного
декларирования товаров товарной позиции 0206 ТН ВЭД СНГ таможням
предписывалось усилить контроль за правильностью классификации,
а также за проведением досмотровых операций товаров, декларируемых
как пищевые субпродукты (товарная позиция 0206 ТН ВЭД СНГ).
6. В соответствии с письмом ГТК России от 05.06.98
N 01-15/11755 "Об оформлении процедуры доставки товаров,
подлежащих лицензированию" таможням было предписано усилить
фактический и документальный контроль за ввозимыми коврами и
текстильными напольными покрытиями и иными товарами, которые могут
ввозиться под их видом, требуя обязательного представления
сертификата происхождения товаров как в таможенном органе
отправления, так и в таможенном органе назначения. Кроме того, в
отношении товаров, под видом которых могут ввозиться ковры и
текстильные напольные покрытия, таможни должны были распространить
100%-ный идентификационный досмотр.
Также обращаем внимание на безусловное выполнение требований
нормативных документов Управления, касающихся производства
досмотровых операций:
1. В соответствии с приказом Управления от 18.06.98 N 166
"О неотложных мерах по увеличению собираемости таможенных
платежей" таможням предписывалось принять действенные меры по
повышению качества досмотровых операций при таможенном оформлении
товаров и транспортных средств, в том числе идентификационного
досмотра, досмотра товаров и транспортных средств при помещении их
на СВХ, досмотра при помещении товаров и транспортных средств под
процедуру доставки, досмотра транзитных грузов, активизировать
мероприятия по проведению повторного досмотра, особое внимание
уделив досмотру товаров с низким уровнем налогообложения.
2. В соответствии с распоряжением Управления от 07.05.99 N 16
"О контроле за товарами, на которые установлены специфические или
комбинированные пошлины" партии однородных товаров, а также
сборных грузов, заявленных стоимостью менее 7000 долларов США,
овощей - менее 2500 долларов США, стройматериалов - менее
6000 долларов США, необходимо подвергать полному досмотру со
взвешиванием в случаях, когда указанный товар подлежит
налогообложению.
Следует отметить, что принятие решения по усилению таможенного
досмотра предполагает применение таких процедур (технологий)
досмотра, в рамках которых все работы, операции и действия связаны
с разгрузкой товара на склад. Проведение идентификационного
досмотра с "колес" и подмена им других форм досмотра снижает
качество и достоверность досмотровых операций и, как следствие,
ведет к снижению количества взимания таможенных платежей.
Предлагаем еще раз проанализировать состояние досмотровой работы в
таможнях и сделать соответствующие выводы, направленные на
повышение уровня досмотровой работы.
Первый заместитель
начальника МТУ
генерал - майор таможенной службы
А.Е. Жерихов
|