ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
28 мая 1999 г. N 20-06/15356
По вопросу правомерности включения в состав расходов частных
нотариусов невзысканных сумм тарифов за совершение нотариальных
действий в отношении лиц, которым законодательством предоставлены
льготы по государственной пошлине, Государственная налоговая
инспекция по г. Москве на основании письма Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам от 11.05.99 N 08-2-01/377 разъясняет
следующее.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 23.07.98 (дело N 78-Г98-25) признан неправомерным отказ
налогового органа во включении в состав расходов невзысканных сумм
тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц,
которым законодательством предоставлены льготы по государственной
пошлине.
Госналогслужбой России в письме, направленном на имя
Председателя Верховного Суда РФ, выражено несогласие с данным
определением по следующим основаниям.
Статьей 12 Закона РФ от 7 декабря 1991 года N 1998-1
"О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрено, что в состав
затрат физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной
деятельностью без образования юридического лица, включаются
документально подтвержденные и фактически произведенные расходы,
непосредственно связанные с извлечением доходов, подлежащих
налогообложению.
Пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 7 декабря 1991 года N 1998-1
"О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что исключение
из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов,
освобождение от налогообложения подоходным налогом отдельных
категорий физических лиц, а также предоставление других льгот
производится только в соответствии с положениями настоящего Закона
и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что пунктом 1 статьи 76 Конституции Российской
Федерации определено, что в ведении Российской Федерации находится
принятие федеральных конституционных законов и федеральных
законов, имеющих прямое действие на всей территории Российской
Федерации, то, следовательно, с момента вступления в силу Закона
Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц", имеющего прямое действие на всей территории
Российской Федерации, теряют юридическую силу нормативные акты,
противоречащие настоящему Закону.
Поскольку до настоящего времени в Закон РФ от 7 декабря 1991 г.
N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом внесенных
в него изменений и дополнений не внесено положение об увеличении
состава затрат частных нотариусов, предусмотренного подпунктом "а"
пункта 3 постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля
1993 года N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ
законодательства о нотариате", следовательно, не могут включаться
в состав затрат частнопрактикующих нотариусов суммы тарифов за
совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы
по госпошлине, поскольку в данном случае фактических расходов в
размере тарифа (госпошлины) нотариус не производит.
Кроме того, в составе расходов частных нотариусов полностью
учитываются те затраты, которые произведены ими в процессе
совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы
по госпошлине, наряду с затратами, связанными с совершением
нотариальных действий, за которые нотариусы получают
вознаграждение. Следовательно, все фактически понесенные
нотариусами затраты учитываются в составе расходов, уменьшающих
налогооблагаемый доход нотариусов.
В данном случае предлагается налогооблагаемый доход уменьшить
еще и на величину недополученного нотариусом дохода, что приводит
к искажению самого принципа и смысла налогообложения подоходным
налогом, заложенного в Законе Российской Федерации "О подоходном
налоге с физических лиц", а также неправомерно ведет по сути к
расширительному толкованию статьи 3 упомянутого Закона.
По мнению Госналогслужбы России, норма, установленная
вышеназванным постановлением, является условной и на сегодняшний
момент не действует, так как противоречит положениям Закона
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Более
того, данная норма носит всего лишь рекомендательный характер с
целью установления наиболее желательного отношения по их
урегулированию.
В валовой доход нотариусов, занимающихся частной практикой,
включаются доходы, связанные с их нотариальной деятельностью и
фактически ими полученные. При этом суммы тарифов за совершение
нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу
копий (дубликатов), выполнение технической работы в отношении лиц,
предусмотренных статьей 22 Основ, в валовой доход не включаются и
соответственно с них нотариус подоходный налог не уплачивает.
Таким образом, включение в состав фактически понесенных
расходов нотариуса, занимающегося частной практикой, сумм тарифов
за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих
льготы по уплате государственной пошлины, неправомерно занижает
налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты подоходного налога и
противоречит содержанию и смыслу Закона Российской Федерации от
7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц".
Учитывая, что ответ из Верховного Суда РФ до настоящего времени
не получен, налоговым органам рекомендуется перерасчет и возврат
сумм подоходного налога частным нотариусам производить
исключительно на основании решения суда, вынесенного по
конкретному налогоплательщику.
Заместитель
руководителя инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Ю. Алексеев
|