ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1999 г. N 722
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, РАСПОРЯЖЕНИЙ
МЭРА И ПРЕМЬЕРА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ПО ВОПРОСАМ УСИЛЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Правительство Москвы уделяет повседневное внимание вопросам
укрепления противопожарной защиты предприятий, организаций и
жилищного фонда города. Только за период с 1996 по 1999 годы
принято 16 распорядительных документов, направленных на
обеспечение пожарной безопасности.
Реализация принятых решений позволила за последние годы
значительно укрепить материально - техническую базу пожарных
частей, стабилизировать обстановку с пожарами в городе, сократить
их число, снизить тяжесть последствий, уменьшить гибель людей. Это
стало возможным во многом благодаря героизму и умелым действиям
пожарных, а также целенаправленной работе, проводимой Управлением
Государственной противопожарной службы (УГПС) ГУВД г. Москвы по
укреплению противопожарных служб и своевременному тушению
возникших загораний.
Внедрение пожарных автомобилей многоцелевого назначения,
автоцистерн с насосами высокого давления и других технических
средств способствовало сокращению потерь от вторичных факторов
пожаров и снижению общего материального ущерба. Большую помощь в
оснащении пожарных частей техникой оказывают префекты
административных округов, особенно Центрального, Южного, Юго -
Западного, Восточного и Зеленоградского.
Вместе с тем отдельными руководителями органов исполнительной
власти, предприятий и учреждений не выполняются в полной мере
поручения, содержащиеся в постановлениях Правительства Москвы,
распоряжениях Мэра и Премьера Правительства Москвы, по вопросам
пожарной безопасности. Вследствие этого не сокращается число
погибших на пожарах из-за недостатка подъемных механизмов и
установок водяного импульсного тушения. Мало внимания на местах
уделяется вопросам укомплектования пожарных кранов специальным
оборудованием.
Во многих случаях не устраняются причины, способствующие
возникновению пожаров. В Западном, Центральном, Восточном и Юго -
Восточном административных округах выявлены серьезные нарушения в
содержании чердаков и подвалов; в Южном, Центральном, Северном и
Северо - Западном - в состоянии электрооборудования; в Северном и
Западном - в состоянии систем дымоудаления и противопожарной
автоматики; в Северном и Северо - Восточном отмечены факты плохого
содержания газового оборудования и дымоходов; в Северо - Западном,
Западном и Восточном - содержания внутридворовых территорий.
Основными причинами нарушений являются недостаточное внимание к
этим вопросам со стороны руководителей окружных служб и городских
организаций, низкая квалификация технического персонала ДЕЗов,
незнание населением требований правил пожарной безопасности, а
также недостаточное финансирование мероприятий по повышению
надежности инженерного оборудования.
В целях обеспечения реализации в полном объеме постановлений
Правительства Москвы, распоряжений Мэра и Премьера Правительства
Москвы по усилению пожарной безопасности, дальнейшего повышения
уровня противопожарной защиты города Правительство Москвы
постановляет:
1. Управлению Государственной противопожарной службы ГУВД
г. Москвы, префектам административных округов, руководителям
департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и
объединений Правительства Москвы обратить внимание на недостаточно
эффективную работу по реализации распорядительных документов Мэра
и Правительства Москвы в области обеспечения пожарной безопасности
и повышения надежности инженерного оборудования, контроля за
содержанием жилых и нежилых помещений, своевременной уборки и
вывоза мусора с территории домовладений, слабую техническую
оснащенность и организацию работы диспетчерских служб и принять
незамедлительные меры по их устранению.
2. Предупредить префектов административных округов: Западного -
Брячихина А.М., Северного - Демина М.Т., Центрального -
Музыкантского А.И., Восточного - Ульянова Б.В., заместителя
начальника Управления жилищно - коммунального хозяйства и
благоустройства - Осипову Л.И., начальника Управления топливно -
энергетического хозяйства - Лапира М.А. об их персональной
ответственности за обеспечение противопожарной безопасности.
Обратить внимание начальника Мосжилинспекции Стражникова А.М.
на необходимость усиления контроля за противопожарной
безопасностью жилых зданий и обязать его применять к нарушителям
установленные законом меры материального и административного
воздействия.
3. Утвердить:
3.1. Перечень зданий пожарных депо, подлежащих реконструкции и
комплексному капитальному ремонту в 2000-2001 гг. (приложение 1).
3.2. Положение о внештатных инспекторах по пожарному надзору
(приложение 2).
3.3. Положение о добровольных пожарных дружинах (командах)
(приложение 3).
3.4. Положение о пожарно - технических комиссиях
(приложение 4).
3.5. Положение о дружинах юных пожарных (приложение 5).
4. Префектам административных округов:
4.1. Предложить главам районных Управ в срок до 31.12.99
принять меры по комплектованию внутренних пожарных кранов и
приобретению огнетушителей в количестве, предусмотренном
действующими нормами.
4.2. В срок до 31.12.99 организовать работу по очистке
подвальных и чердачных помещений от сгораемого мусора и принять
меры по обеспечению постоянного контроля за их надлежащим
содержанием.
4.3. Совместно с ГУВД г. Москвы в месячный срок рассмотреть и
утвердить план проведения комплексных капитальных ремонтов зданий
пожарных частей на 2000-2001 годы в соответствии с приложением 1 к
настоящему постановлению. Установить, что финансирование работ по
реконструкции указанных объектов осуществляется за счет
внебюджетных средств фондов финансовых ресурсов административных
округов только при наличии утвержденной в установленном порядке
проектно - сметной документации.
4.4. В срок до 01.10.99 принять исчерпывающие меры по
выполнению распоряжения Мэра Москвы от 05.05.96 N 270-РМ "О мерах
по предотвращению гибели и травмирования людей на пожарах",
постановления Правительства Москвы от 21.04.98 N 313 "О мерах по
усилению борьбы с пожарами в городе Москве" в части выделения
необходимых денежных средств для закупки пожарных автолестниц,
коленчатых подъемников и автоцистерн с насосом высокого давления,
а также приведения в пожаробезопасное состояние жилых,
административных и общественных зданий.
5. ГУВД г. Москвы произвести закупку противопожарного вертолета
МИ-26т с водосливным устройством ВСУ-15 для нужд УГПС ГУВД
г. Москвы стоимостью 100 млн. рублей.
6. Департаменту финансов:
6.1. Выделить в 1999 году и выделять в последующие годы целевым
назначением недостающие финансовые средства на приобретение
техники, указанной в п. 4.4 настоящего постановления.
6.2. Профинансировать расходы, указанные в п. 5 настоящего
постановления, во втором полугодии 1999 года.
6.3. Выделить во втором полугодии 1999 года Московскому
городскому управлению лесами 8,2 млн. руб. на проведение
первоочередных противопожарных мероприятий в городских
леспаркхозах.
7. Управлению транспорта и связи совместно с ГУВД г. Москвы в
месячный срок подготовить проект распорядительного документа о
приобретении и дальнейшей эксплуатации вертолета МИ-26т.
8. Управлению Государственной противопожарной службы ГУВД
г. Москвы:
8.1. В срок до 01.10.99 внести предложения в Департамент
финансов об организации территориальных подразделений
Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет
средств бюджета города.
8.2. В течение второго полугодия 1999 года организовать и
провести проверку противопожарного состояния объектов органов
внутренних дел (сентябрь), предприятий игорного бизнеса (октябрь),
объектов топливно - энергетического комплекса (ноябрь) и совместно
с Комитетом здравоохранения, ГУВД г. Москвы, Департаментом внешних
связей, Управлением топливно - энергетического хозяйства
проанализировать материалы проверок и их результаты вынести на
рассмотрение Правительственной комиссии по пожарной безопасности.
8.3. В целях минимизации потерь от вторичных воздействий
пожаров в срок до 2001 года оснастить пожарные подразделения и
вертолетную противопожарную службу установками импульсного
пожаротушения типа "Игла", предусмотрев при формировании проекта
сметы расходов внебюджетного фонда пожарной безопасности города
Москвы на 1999 и 2000 годы ассигнования в общей сумме
5,0 млн. рублей для закупки указанных установок.
8.4. Совместно с Управлением по делам наружной рекламы,
информации и оформления города в срок до 01.12.99 разработать
программу информирования населения о деятельности УГПС и мерах
пожарной безопасности.
8.5. Совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг в
срок до 01.10.99 провести проверки магазинов непродовольственных
товаров, имеющих повышенную пожарную опасность и расположенных во
встроенных и пристроенных помещениях жилых домов, на соответствие
требованиям строительных норм и правил СНиП 2.08.01-89* "Жилые
здания". Решить вопрос о выводе или перепрофилировании магазинов,
не соответствующих требованиям СНиП, для чего в срок до 01.11.99
подготовить проект соответствующего распорядительного документа.
8.6. Совместно с Мосжилинспекцией в IV квартале 1999 года
провести проверку работоспособности систем дымоудаления и
противопожарной автоматики с принятием строгих мер к виновным.
Результаты проверки рассмотреть на Правительственной комиссии
города Москвы по пожарной безопасности.
9. Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного
движения совместно с УГПС ГУВД г. Москвы в целях сокращения
времени следования пожарных подразделений к месту вызова в
месячный срок рассмотреть возможность установки светофорных
объектов при выезде из пожарных депо на проезжую часть основных
городских магистралей, а Управлению жилищно - коммунального
хозяйства и благоустройства по выработанным предложениям до
2000 года установить светофорные объекты.
10. Департаменту внешних связей до 2000 года изучить
предложение УГПС ГУВД г. Москвы по обеспечению зданий гостиниц
повышенной этажности устройствами типа "Слип - эвакуатор",
предназначенными для поточного самоспасания людей в случае пожара
до прибытия пожарных подразделений, и проработать с гостиницами
города вопрос о закупке указанных устройств.
11. Управлению жилищно - коммунального хозяйства и
благоустройства совместно с Мосжилинспекцией в двухмесячный срок
рассмотреть состояние системы подготовки и переподготовки кадров
по технической эксплуатации жилых и общественных зданий и
подготовить предложения по ее совершенствованию.
12. В целях усиления контроля за безопасной работой инженерных
систем, объективной оценки их работы и обеспечения пожарной
безопасности согласиться с предложением Мосжилинспекции о создании
на инвестиционных условиях базы мобильных лабораторий, оснащенных
средствами инструментальной диагностики.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы
Никольского Б.В.
И.о. Премьера Правительства Москвы
Б.В. Никольский
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 августа 1999 г. N 722
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО, ПОДЛЕЖАЩИХ РЕКОНСТРУКЦИИ
И КОМПЛЕКСНОМУ КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ В 2000-2001 ГГ.
----T--------------------------------T--------T--------------------¬
¦ N ¦ Адрес пожарного депо ¦Номер ¦Затраты (млн. руб.) ¦
¦п/п¦ ¦пожарной¦и источники ¦
¦ ¦ ¦части ¦финансирования* ¦
+---+--------------------------------+--------+--------------------+
¦ ¦1-я очередь - 2000 год ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Нов. Басманная ул., дом 29а ¦ 14 ¦ 7,0 ФФР ЦАО ¦
¦ 2.¦Вересаева ул., дом 5 ¦ 4 ¦ 1,5 ВФПБ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1,5 ФФР ЗАО ¦
¦ 3.¦Ослябинский пер., дом 2 ¦ 20 ¦ 0,8 ВФПБ ¦
¦ 4.¦Прянишникова ул., дом 12 ¦ 41 ¦ 1,0 ФПБ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 1,0 ФФР САО ¦
¦ 5.¦Рыбников пер., дом 5 ¦ 2 ¦35,0 ИК ЦАО ¦
¦ 6.¦Комсомольский проспект, дом 16/2¦ 17 ¦22,0 ИК ЦАО ¦
¦ 7.¦Крымский, дом 9 ¦ 113 ¦ 7,3 (3,25 ФФР ЦАО, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 4,5 ВФПБ) ¦
¦ ¦2-я очередь - 2001 год ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 1.¦Баррикадная ул., дом 4 ¦ 9 ¦7,0 ФФР ЦАО ¦
¦ 2.¦Большая Полянка, дом 35 ¦ 44 ¦3,0 ФПБ ¦
¦ ¦ ¦ ¦3,0 ФФР ЦАО ¦
¦ 3.¦Павелецкая наб., 4а ¦ 6 ¦3,0 ФПБ ¦
¦ ¦ ¦ ¦3,0 ФФР ЮАО ¦
L---+--------------------------------+--------+---------------------
* ФПБ - фонд пожарной безопасности России, ВФПБ - внебюджетный
фонд пожарной безопасности, ФФР - фонд финансовых ресурсов
административных округов, ИК - средства от продажи доли города по
инвестиционным контрактам.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 августа 1999 г. N 722
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНЕШТАТНЫХ ИНСПЕКТОРАХ ПО ПОЖАРНОМУ НАДЗОРУ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок учреждения,
содержания и деятельности внештатных инспекторов по пожарному
надзору (далее - внештатные инспектора) в городе Москве.
1.2. Внештатные инспектора учреждаются в соответствии с Законом
города Москвы "О пожарной безопасности" (ст. 4), действующим
законодательством и настоящим Положением в целях оказания
содействия Государственной противопожарной службе (далее - ГПС) в
осуществлении контроля за соблюдением требований пожарной
безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях
(далее - предприятия) независимо от их организационно - правовых
форм и форм собственности и территории города.
1.3. Внештатный инспектор - гражданин, непосредственно
участвующий на добровольной основе (без заключения трудового
договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по
предупреждению пожаров.
Численность внештатных инспекторов определяется органами ГПС,
местного самоуправления и предприятиями, исходя из обеспечения
нормативной численности личного состава Государственной
противопожарной службы (1 единица на 650 человек населения).
1.4. Кандидаты во внештатные инспектора подлежат обязательному
отбору.
Внештатными инспекторами могут быть жители Москвы не моложе
18 лет, удовлетворяющие требованиям, установленным нормативными
актами ГПС.
1.5. Внештатные инспектора подлежат регистрации в Реестре
добровольных пожарных (далее - Реестр).
1.6. Порядок отбора и регистрации внештатных инспекторов, а
также их участие в деятельности подразделений Государственной
противопожарной службы устанавливается ГПС.
1.7. Внештатные инспектора в своей деятельности руководствуются
действующим законодательством, нормативными документами
Государственной противопожарной службы, указаниями ГПС и настоящим
Положением.
2. Порядок отбора и регистрации внештатных инспекторов.
Участие их в деятельности подразделений ГПС
2.1. Для участия в отборе во внештатные инспектора гражданин
должен:
2.1.1. Подать руководителю соответствующего органа ГПС
административного округа г. Москвы (далее - территориальный орган
ГПС) письменное заявление по установленной форме (приложение).
2.1.2. Пройти собеседование с руководителем соответствующего
подразделения территориального органа ГПС.
2.1.3. Предъявить дополнительные документы (копии документов),
затребованные по результатам собеседования, а также медицинскую
справку по форме 286.
ГПС могут быть установлены дополнительные условия отбора во
внештатные инспектора, включая прохождение кандидатами во
внештатные инспектора специальной подготовки и (или) стажировки,
проверки их знаний.
2.2. Отбор граждан во внештатные инспектора проводит в порядке,
установленном ГПС, руководитель соответствующего территориального
органа ГПС, уполномоченный на ведение Реестра.
По результатам отбора может быть принято одно из следующих
решений:
а) принять гражданина во внештатные инспектора и
зарегистрировать его в Реестре;
б) включить гражданина в резерв на прием во внештатные
инспектора (при отсутствии потребности на момент подачи
заявления);
в) отказать гражданину в приеме во внештатные инспектора.
Решение по результатам отбора фиксируется на заявлении
гражданина по п. 2.1 настоящего Положения с проставлением подписи
лица, проводившего отбор, и даты.
Материалы отбора граждан во внештатные инспектора подлежат
регистрации в журнале и хранятся в отдельном деле, включенном в
номенклатуру дел. Хранение журналов и дел с материалами по
внештатным инспекторам обеспечивается в установленном порядке.
2.3. Гражданин является внештатным инспектором с момента его
регистрации в Реестре.
Внештатным инспекторам выдается удостоверение по форме,
установленной ГПС, с обязательным указанием срока его действия.
2.4. Участие внештатных инспекторов в деятельности
подразделений ГПС регламентируется соответствующими нормативными
документами ГПС.
2.5. Внештатные инспектора допускаются к самостоятельному
участию в деятельности подразделений территориального органа ГПС
(далее - подразделения ГПС) после успешного завершения
специального первоначального обучения, проводимого непосредственно
в подразделении ГПС.
2.6. В соответствии с приказом начальника территориального
органа ГПС деятельность внештатного инспектора осуществляется под
непосредственным контролем закрепленного сотрудника ГПС,
обслуживающего данную территорию.
2.7. Внештатные инспектора планируют свою работу на месяц,
составляют планы - графики и утверждают у контролирующих их работу
сотрудников подразделения ГПС.
Планы - графики работы внештатных инспекторов хранятся в
подразделении ГПС.
3. Права, обязанности и ответственность внештатных
инспекторов
3.1. Внештатные инспектора имеют право на:
3.1.1. Осуществление общественного контроля за соблюдением
требований пожарной безопасности.
3.1.2. Осуществление по письменному поручению должностных лиц
ГПС проверок выполнения предписаний и постановлений об устранении
нарушений требований пожарной безопасности.
3.1.3. Участие в комплексных проверках и контрольных
обследованиях, проводимых ГПС на закрепленной территории.
3.1.4. Преимущество при приеме на постоянную работу (службу) в
пожарную охрану.
3.2. Внештатные инспектора обязаны:
3.2.1. Проводить противопожарную пропаганду и обучение мерам
пожарной безопасности населения, работников предприятий и
учреждений.
3.2.2. Информировать при обнаружении нарушений требований
пожарной безопасности должностных лиц ГПС и руководителей
предприятий и учреждений.
3.2.3. Осуществлять свою деятельность в одном из подразделений
ГПС в соответствии с утвержденным планом - графиком.
3.2.4. Выполнять требования, регламентирующие деятельность
внештатных инспекторов, указания начальника подразделения ГПС и
закрепленного сотрудника подразделения ГПС.
3.2.5. Соблюдать дисциплину, иметь опрятный внешний вид, быть
вежливыми и корректными в обращении с гражданами при выполнении
своих обязанностей.
3.3. Внештатные инспектора несут ответственность за вред,
причиненный своей деятельностью, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
4. Исключение граждан из числа внештатных инспекторов
4.1. Основаниями прекращения исполнения обязанностей внештатных
инспекторов являются:
4.1.1. Истечение срока исполнения обязанностей внештатного
инспектора.
4.1.2. Систематическое невыполнение или уклонение от выполнения
ими обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
4.1.3. Нарушение дисциплины или совершение проступков,
несовместимых с пребыванием во внештатных инспекторах.
4.1.4. Собственное желание (письменное заявление).
4.1.5. Вступление в законную силу приговора суда о привлечении
гражданина к уголовной ответственности.
4.2. Решение об исключении гражданина из внештатных инспекторов
принимает руководитель соответствующего территориального органа
ГПС, которому в установленном порядке предоставлено право приема и
увольнения работников ГПС и ведения Реестра. При исключении
гражданина из внештатных инспекторов в Реестре делается запись с
указанием оснований для исключения. Удостоверение внештатного
инспектора изымается.
4.3. Гражданин, исключенный из внештатных инспекторов,
утрачивает предоставленные ему настоящим Положением права с
момента совершения соответствующей записи в Реестре и может быть
повторно принят во внештатные инспектора только в случае
исключения из них по собственному желанию (письменному заявлению).
5. Стимулирование деятельности внештатных инспекторов
5.1. Стимулирование деятельности внештатных инспекторов
осуществляется за счет средств предприятий, филиала Фонда пожарной
безопасности по городу Москве, а также иных источников
финансирования, не запрещенных действующим законодательством.
5.2. Стимулирование участия внештатных инспекторов в
обеспечении пожарной безопасности на предприятиях и территории
города осуществляется руководителями предприятий по собственной
инициативе, а также по представлению ГПС.
5.3. Основными формами стимулирования являются:
5.3.1. Оказание материальной помощи в размере не более
12 минимальных размеров оплаты труда в год.
5.3.2. Награждение ценными подарками на сумму не более
12 минимальных размеров оплаты труда в год.
5.3.3. Поощрение за активную деятельность путем премирования
деньгами в размере не более 12 минимальных размеров оплаты труда в
год.
5.3.4. Компенсация расходов на отопление и коммунальные услуги
в размере не более 12 минимальных размеров оплаты труда в год.
По решению ГПС возможно применение иных форм стимулирования,
предусмотренных действующим законодательством.
5.4. Внештатному инспектору по решению руководителя
территориального органа управления ГПС может быть предоставлена
полевая одежда.
5.5. Органами местного самоуправления и предприятиями могут
быть установлены дополнительные социальные гарантии для внештатных
инспекторов и формы стимулирования их деятельности.
Приложение
к Положению о внештатных
инспекторах пожарной охраны
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ
ДЛЯ УЧАСТИЯ В ОТБОРЕ ВО ВНЕШТАТНЫЕ ИНСПЕКТОРА
Начальнику Управления Государственной
противопожарной службы N-го _________
административного округа г. Москвы __
______________________________________
(фамилия, инициалы)
от гр. _______________________________
(фамилия, имя, отчество,
______________________________________
дата рождения)
паспорт серия __________ номер _______,
выданный ______________________________
(наименование органа,
______________________________________,
выдавшего документ, дата выдачи)
проживающего по адресу: _______________
_______________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас зачислить меня кандидатом для отбора во внештатные
инспектора по пожарному надзору.
С действующим Положением о внештатных инспекторах по пожарному
надзору ознакомлен. В своей работе обязуюсь руководствоваться
действующим законодательством, нормативными документами
Государственной противопожарной службы, указаниями органов
управления (подразделений) ГПС г. Москвы, настоящим Положением, а
также соблюдать дисциплину, иметь опрятный внешний вид, быть
вежливым и корректным в обращении с гражданами при выполнении
своих обязанностей.
Дата Подпись кандидата
Приложение 3
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 августа 1999 г. N 722
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ДРУЖИНАХ
(КОМАНДАХ)
1. Общие положения
1.1. Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) создаются в
соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(ст. 13) и Законом города Москвы "О пожарной безопасности" (ст. 7,
20 и 21), НПБ 201-96 "Пожарная охрана предприятия. Общие
требования" на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее -
предприятия) г. Москвы независимо от их организационно - правовых
форм и форм собственности.
1.2. Ответственность за создание и организацию работы ДПД
возлагается на собственников предприятий (работодателей).
1.3. ДПД создаются на предприятиях в целях обеспечения
соблюдения требований действующих норм и правил пожарной
безопасности, приказов и распоряжений собственников предприятий
(работодателей), проведения мероприятий по предупреждению и
тушению пожаров.
1.4. ДПД создаются на предприятиях с числом работающих не менее
50 человек.
1.5. Добровольные пожарные команды (далее - ДПК) организуются
из числа членов ДПД в случаях, когда на предприятиях имеется
мобильная пожарная техника, для обеспечения круглосуточного
дежурства боевых расчетов.
1.6. ДПД могут быть общеобъектовыми и (или) цеховыми в
зависимости от характеристик взрывопожароопасности производства*,
балансовой стоимости предприятия и расчетного количества людей,
одновременно находящихся в здании, сооружении предприятия. При
работе предприятия в несколько смен могут создаваться отделения
ДП (боевые расчеты ДПК) по числу рабочих смен.
-------------------------------
* Под взрывопожароопасностью производства понимается доля общей
производственной площади предприятия, занимаемой зданиями,
сооружениями, наружными технологическими установками, отнесенными
к взрывопожароопасным и пожароопасным категориям, а также
открытыми складами пожароопасной продукции и материалов.
1.7. В своей деятельности ДПД руководствуются нормативными
правовыми актами Российской Федерации и города Москвы,
нормативными и иными актами Государственной противопожарной службы
(ГПС) МВД России, ведомственными документами, приказами,
инструкциями и распоряжениями по предприятию, регламентирующими
пожарную безопасность предприятия, а также настоящим Положением.
1.8. Контроль за деятельностью ДПД осуществляется
собственниками предприятий (работодателями), на которых они
созданы, членами пожарно - технических комиссий и ответственными
за пожарную безопасность предприятий, а также органами ГПС
административных округов г. Москвы, на территории которых
расположены данные предприятия (далее - территориальные органы
ГПС).
1.9. В соответствии со статьей 29 Федерального закона
"О пожарной безопасности" прибыль предприятий, подлежащая
налогообложению, уменьшается на суммы затрат на закупку пожарно -
технической продукции и содержание ДПД.
2. Основные задачи ДПД (ДПК)
2.1. Основными задачами добровольных пожарных дружин (ДПД)
являются организация предупреждения пожаров и их тушение и
включают в себя:
2.1.1. Контроль за соблюдением работающими и другими гражданами
установленного для данного предприятия (на территории, в зданиях и
сооружениях, при проведении технологических процессов)
противопожарного режима.
2.1.2. Разъяснение работающим основных положений общеобъектовой
(цеховой) инструкции о мерах пожарной безопасности.
2.1.3. Надзор за исправным состоянием средств противопожарной
защиты и готовностью их к действию.
2.1.4. Дежурство в праздничные и выходные дни в противопожарных
нарядах по предприятию (цеху).
2.1.5. Участие в проверке фактов пожаров, установлении их
причин и последствий, а также в разработке противопожарных
мероприятий.
2.1.6. Контроль за проведением временных взрывопожароопасных
работ в подразделениях предприятий (сварка, окраска, применение
открытого огня и т.п.).
2.1.7. Вызов подразделений пожарной охраны в случае
возникновения пожара, принятие необходимых мер по спасанию людей,
имущества и ликвидации пожара имеющимися на предприятии (в цехе)
первичными средствами пожаротушения.
2.2. Основной задачей добровольных пожарных команд (ДПК)
является организация тушения пожаров и включает в себя:
2.2.1. Осуществление круглосуточного дежурства на мобильной
пожарной технике.
2.2.3. Проведение технического обслуживания пожарной техники и
оборудования, содержание их в постоянной боевой готовности.
2.2.4. Первоочередные боевые действия по тушению пожаров до
прибытия подразделений пожарной охраны.
2.2.5. Выполнение боевых действий на пожаре по указанию
прибывшего на пожар старшего оперативного должностного лица
пожарной охраны (руководителя тушения пожара).
3. Порядок создания и организации работы ДПД
3.1. ДПД организуются на добровольных началах из числа рабочих,
ИТР и служащих объекта (цеха) в возрасте не моложе 17 лет в
соответствии со статьей 7 Федерального закона "О пожарной
безопасности".
3.2. Все вступающие в ДПД должны подать на имя руководителя
предприятия письменное заявление.
Руководитель предприятия обязан организовать проведение
предварительного медицинского осмотра подавших заявление на
предмет отсутствия у них противопоказаний для работы в пожарной
охране (медицинская справка по форме 286).
3.3. Численный состав дружин (команд) устанавливается
руководителем предприятия в соответствии с требованиями НПБ 201 и
зависит от количества охраняемых участков (секторов), а также
пожарной техники, находящейся в боевом расчете предприятия.
ДПД организуются таким образом, чтобы в каждом подразделении и
в каждой смене предприятия были члены дружины.
Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружин
(команд) объявляются приказом руководителя предприятия.
3.4. Каждый член ДПД должен быть пригоден к выполнению
возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания
и навыки для осуществления обязанностей согласно табелю боевого
расчета (приложение 1).
3.5. Члены ДПД должны пройти соответствующее первоначальное
обучение по программам, утвержденным Управлением Государственной
противопожарной службы ГУВД г. Москвы (далее - УГПС ГУВД
г. Москвы). Добровольные пожарные, не прошедшие первоначального
обучения или не сдавшие зачет, к самостоятельной работе не
допускаются.
3.6. Последующая подготовка членов ДПД осуществляется
начальником дружины (команды) предприятия. Программа последующей
подготовки разрабатывается на предприятии применительно к
нормативным и иным актам ГПС и согласовывается с начальником
территориального органа ГПС (регионального отдела государственного
пожарного надзора).
Учебные занятия с членами ДПД проводятся по расписанию,
утвержденному руководителем предприятия, в свободное от работы
время (не более 4 часов в месяц) (приложение 2).
В ходе последующей подготовки члены ДПД должны изучить
документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению
пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также
пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по
охране труда.
Программа последующей подготовки должна предусматривать
проведение теоретических и практических занятий, отработку
нормативов пожарно - строевой подготовки для приобретения навыков
по ведению боевых действий.
3.7. Последующая подготовка членов ДПД должна планироваться
таким образом, чтобы все члены дружины (команды) не менее одного
раза в квартал практически отрабатывали действия по тушению
условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в их
распоряжении пожарной техники и первичных средств пожаротушения.
При подготовке членов ДПД к работе в задымленных при пожаре
помещениях тренировка должна осуществляться с использованием
средств защиты органов дыхания (изолирующих противогазов или
противогазов на сжатом воздухе).
3.8. Начальники дружин и их заместители (начальники отделений)
назначаются, как правило, из числа административно - технического
персонала предприятия или его подразделений и подчиняются
руководителю предприятия.
3.9. ДПК организуется из членов ДПД и может иметь в своем
составе штатных работников. К штатным работникам могут относиться:
начальник команды, начальник боевого расчета, шофер (моторист).
Штатные работники ДПК обязаны иметь соответствующую
квалификацию.
3.10. Начальник ДПК предприятия должен иметь:
- высшее или среднее специальное образование пожарно -
технического профиля;
- высшее или среднее специальное образование и стаж работы в
пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее
пяти лет.
3.11. Руководителям дружин (команд) необходимо проходить
обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в
пять лет.
3.12. Специальное первоначальное обучение членов ДПД и
повышение квалификации руководителей дружин (команд) должны
осуществляться в Учебном центре УГПС ГУВД г. Москвы, а также на
базе МГО ВДПО за счет средств предприятий.
Добровольным пожарным, успешно прошедшим обучение и сдавшим
зачеты, выдается удостоверение "Добровольный пожарный" с указанием
регистрационного номера по Реестру добровольных пожарных.
Порядок регистрации добровольных пожарных устанавливается УГПС
ГУВД г. Москвы.
3.13. Порядок привлечения членов ДПД к дежурствам, связанным с
обеспечением пожарной безопасности в свободное от работы время
(в том числе в подразделениях ГПС), устанавливается руководителем
предприятия по согласованию с органами местного самоуправления и
территориальными органами ГПС.
3.14. Подразделения дружин (команд) должны ежегодно принимать
участие в тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.
4. Обязанности начальника и членов ДПД (ДПК)
4.1. Начальник ДПД (ДПК) обязан:
4.1.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного
режима на объекте, а также за готовностью к действию первичных
средств пожаротушения, систем пожарной автоматики, водоснабжения,
имеющихся на предприятии, и не допускать использования этих
средств не по прямому назначению.
4.1.2. Вести разъяснительную работу среди рабочих и служащих о
мерах пожарной безопасности.
4.1.3. Проводить занятия с личным составом дружин (команд) и
проверять боеготовность подразделений ДПД (ДПК).
4.1.4. Руководить тушением пожаров на предприятии до прибытия
подразделений Государственной противопожарной службы.
4.1.5. Информировать руководителя предприятия о нарушениях
противопожарного режима.
4.2. Начальник отделения ДПД обязан:
4.2.1. Осуществлять контроль за соблюдением противопожарного
режима на объекте и готовностью к действию первичных средств
пожаротушения.
4.2.2. Перед началом работы проверять присутствие членов
отделения ДПД.
4.2.3. Проверить знание членами ДПД своих обязанностей.
4.2.4. По окончании работы проверять противопожарное состояние,
принимать меры к устранению выявленных недочетов.
4.2.5. Обеспечить явку на занятия членов ДПД отделения.
4.2.6. В случае возникновения пожара руководить его тушением до
прибытия подразделений Государственной противопожарной службы или
начальника ДПД (ДПК).
4.3. Начальник боевого расчета ДПК обязан:
4.3.1. Знать порядок управления боевыми действиями на пожаре и
применения имеющейся пожарной техники и оборудования, места
размещения пожарных водоисточников (водоемов, гидрантов,
внутреннего противопожарного водопровода и пр.).
4.3.2. При заступлении на дежурство (на работу) принять
имеющуюся пожарную технику и оборудование, средства связи и защиты
органов дыхания; следить за их исправностью. Докладывать
начальнику ДПД или руководителю предприятия о выявленных
недостатках.
4.3.3. Проверять знание членами ДПК своих обязанностей согласно
табелю обязанностей боевого расчета.
4.3.4. При получении сообщения о пожаре выехать на тушение и
действовать согласно табелю боевого расчета.
4.4. Члены дружин (команд) обязаны:
4.4.1. Знать, соблюдать и требовать от других соблюдения
противопожарного режима на предприятии.
4.4.2. Знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в
случае возникновения пожара принимать активное участие в его
тушении.
4.4.3. Следить за готовностью к действию систем противопожарной
защиты, пожарной техники и первичных средств пожаротушения,
имеющихся на предприятии, и о всех обнаруженных недостатках
докладывать начальнику отделения ДПД (боевого расчета ДПК), а при
возможности самому устранять эти недостатки.
4.4.4. Выполнять возложенные на членов ДПД обязанности,
распоряжения начальника дружины (команды), повышать свои пожарно -
технические знания и навыки тушения пожаров, посещать учебные
занятия, предусмотренные расписанием.
5. Стимулирование деятельности ДПД
5.1. Добровольным пожарным предоставляется преимущественное
право при приеме на работу в ГПС или ведомственную пожарную
охрану.
5.2. Все расходы по содержанию ДПД осуществляются за счет
предприятий, на которых они созданы.
5.3. Оплата труда членов ДПД за время их участия в ликвидации
пожара или последствий аварии, проведении пожарно -
профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и
дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по
месту работы.
5.4. Членам ДПД, принимающим активное участие в обеспечении
пожарной безопасности на предприятии и тушении пожаров,
предоставляются дополнительный отпуск с сохранением заработной
платы продолжительностью до 6 рабочих дней в год, а также денежные
премии и ценные подарки.
5.5. Страхование членов ДПД может осуществляться за счет
предприятий, где созданы дружины.
За семьей погибшего (умершего) рекомендуется сохранять право на
льготы, которыми он пользовался по месту работы.
5.6. Дополнительные льготы членам ДПД могут предоставляться
решением собственников предприятий.
6. Исключение граждан из членов ДПД
6.1. Основаниями прекращения членства в ДПД являются:
6.1.1. Систематическое невыполнение или уклонение от выполнения
членами ДПД обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
6.1.2. Невыход на дежурство в соответствии с утвержденным
графиком дежурств без разрешения соответствующего должностного
лица или самовольное оставление дежурства.
6.1.3. Нарушение дисциплины или совершение проступков,
несовместимых с пребыванием в дружине (команде).
6.1.4. Собственное желание.
6.1.5. Вступление в законную силу приговора суда о привлечении
гражданина к уголовной ответственности.
6.1.6. Ликвидация ДПД на предприятии.
6.2. Решение об исключении гражданина из членов ДПД принимает
руководитель предприятия, на котором созданы ДПД.
Об исключении гражданина из ДПД руководитель предприятия обязан
поставить в известность территориальный орган ГПС, ведущий учет
добровольных пожарных в Реестре. При исключении гражданина из
членов ДПД в Реестре делается запись с указанием оснований для
исключения.
Приложение 1
к Положению о ДПД (ДПК)
ТИПОВОЙ ТАБЕЛЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ ОТДЕЛЕНИЯ ДПД
ИЗ 5 И 3 ЧЕЛОВЕК
Отделение ДПД из 5 человек
Начальник ДПД: Ф.И.О. _______________________________________
Осуществляет контроль за соблюдением противопожарного режима
и исправностью средств пожаротушения. Проводит инструктаж рабочих
и служащих по вопросам пожарной безопасности. Проводит занятия с
личным составом ДПД. Информирует руководство предприятия о
нарушениях противопожарного режима.
При пожаре руководит членами ДПД, осуществляет эвакуацию
рабочих и служащих до прибытия подразделений пожарной охраны.
Дружинник N 1: Ф.И.О. _________________________________________
Проверяет исправность средств извещения о пожаре. Следит за
тем, чтобы пути эвакуации не были загромождены. Во время
отсутствия начальника ДПД исполняет его обязанности.
При пожаре сообщает в пожарную часть по телефону 01 и оповещает
руководство предприятия и вахту на проходной. Встречает
подразделения пожарной охраны и указывает место пожара.
В отсутствие начальника ДПД исполняет его обязанности.
Дружинник N 2: Ф.И.О. _________________________________________
Следит за состоянием первичных средств пожаротушения. При
пожаре принимает участие в эвакуации рабочих и служащих, работает
с огнетушителем или другими средствами пожаротушения. В отсутствие
начальника ДПД исполняет обязанности дружинника N 1.
Дружинник N 3: Ф.И.О. _________________________________________
Дружинник N 4: Ф.И.О. _________________________________________
На отведенных им участках следят за соблюдением
противопожарного режима. Через начальника ДПД принимают меры по
устранению выявленных нарушений.
При пожаре обеспечивают эвакуацию людей из помещений.
Ликвидируют пожар имеющимися средствами пожаротушения.
Отделение ДПД из 3 человек
Начальник ДПД: Ф.И.О. _________________________________________
Осуществляет контроль за соблюдением противопожарного режима и
исправностью средств пожаротушения. Проводит инструктаж рабочих и
служащих по вопросам пожарной безопасности. Проводит занятия с
личным составом ДПД. Информирует руководство предприятия о
нарушениях противопожарного режима.
При пожаре руководит членами ДПД, осуществляет эвакуацию
рабочих и служащих до прибытия подразделений пожарной охраны.
Дружинник N 1: Ф.И.О. _________________________________________
Проверяет исправность средств извещения о пожаре. Следит за
тем, чтобы пути эвакуации не были загромождены. Во время
отсутствия начальника ДПД исполняет его обязанности.
При пожаре сообщает в пожарную часть по телефону 01 и оповещает
руководство предприятия и вахту на проходной. Встречает
подразделения пожарной охраны и указывает место пожара.
В отсутствие начальника ДПД исполняет его обязанности.
Дружинник N 2: Ф.И.О. _________________________________________
Следит за состоянием первичных средств пожаротушения и
соблюдением противопожарного режима работающими.
При пожаре принимает участие в эвакуации рабочих и служащих,
работает с огнетушителем или другими средствами пожаротушения.
В отсутствие начальника ДПД исполняет обязанности
дружинника N 1.
Приложение 2
к Положению о ДПД (ДПК)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ
ЧЛЕНОВ ДПД
Тема 1. Организация службы добровольных пожарных дружин и
команд (2 ч).
Тема 2. Возможные причины возникновения пожаров и меры их
предупреждения. Противопожарный режим на территории предприятия, в
зданиях и помещениях (8-12 ч).
Тема 3. Средства пожаротушения, связи и оповещения
о пожаре (6 ч).
Тема 4. Обязанности членов ДПД (ДПК) по табелю боевого расчета
(4 ч).
Тема 5. Основные правила тушения пожаров (6-8 ч).
Тема 6. Правила охраны труда в пожарной охране (4 ч).
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи (2 ч).
Приложение 4
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 августа 1999 г. N 722
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОЖАРНО - ТЕХНИЧЕСКИХ КОМИССИЯХ
1. Общие положения
1.1. Пожарно - технические комиссии (далее - ПТК) создаются в
соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности"
(ст. 13) и Законом города Москвы "О пожарной безопасности" (ст. 7)
на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее -
предприятия) независимо от их организационно - правовых форм и
форм собственности в целях проведения мероприятий по
предупреждению пожаров с числом работающих 10 и более человек.
1.2. Целью создания ПТК является привлечение инженерно -
технических работников и специалистов предприятия к активному
участию в работе по предупреждению пожаров и противопожарной
защите предприятия.
1.3. На крупных промышленных предприятиях кроме общеобъектовой
могут создаваться цеховые ПТК.
На малочисленных предприятиях функции ПТК могут возлагаться на
службу охраны труда предприятия.
1.4. ПТК создаются приказом руководителя предприятия из лиц,
ответственных за пожарную безопасность предприятия (подразделений
предприятия), с правами и обязанностями, регламентирующими порядок
их работы.
На основании настоящего Положения разрабатывается Положение о
ПТК предприятия, которое утверждается его руководителем.
1.5. В состав ПТК включают ИТР, деятельность которых связана с
организацией и проведением технологических процессов,
эксплуатацией и обслуживанием электроустановок, систем
водоснабжения, связи, производственной автоматики, автоматической
противопожарной защиты и т.п., а также руководителей ведомственной
или добровольной пожарной охраны и специалистов по пожарной
безопасности службы охраны труда, представителей профсоюзов.
На малых и средних предприятиях, не имеющих собственных
технических служб, в состав ПТК могут включаться специалисты
сторонних организаций, работающие на предприятии по договору.
1.6. На должность председателя ПТК, как правило, назначается
главный инженер предприятия, а на должность секретаря - специалист
по пожарной безопасности службы охраны труда предприятия.
1.7. ПТК в своей деятельности руководствуется установленными
законодательством требованиями пожарной безопасности,
предписаниями Государственного пожарного надзора, а также
Положением о ПТК предприятия.
Она должна поддерживать постоянную связь с профсоюзными
организациями и службой охраны труда предприятия, а также
соответствующими органами управления или подразделениями
Государственной противопожарной службы.
2. Основные задачи ПТК
2.1. Содействие администрации предприятия в проведении
пожарно - профилактической работы и осуществлении контроля за
соблюдением требований стандартов, норм, правил, инструкций и
других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, а
также в выполнении предписаний и постановлений Государственного
пожарного надзора.
2.2. Выявление нарушений в технологических процессах
производства, в работе агрегатов, установок, лабораторий,
мастерских, на складах, базах и т.п., которые могут привести к
возникновению пожара, взрыва или аварии, и разработка мероприятий,
направленных на устранение этих нарушений.
2.3. Организация рационализаторской и изобретательской работы
по вопросам пожарной безопасности.
2.4. Проведение массово - разъяснительной работы среди рабочих,
служащих и ИТР предприятия по вопросам соблюдения требований
противопожарных норм и правил.
3. Функции ПТК
3.1. Выявление взрывопожароопасных производственных факторов на
рабочих местах.
3.2. Проведение анализа взрывопожароопасности технологических
процессов производства предприятия.
3.3. Оказание помощи подразделениям предприятия в исследовании
взрывопожароопасности технологических процессов производства,
аттестации рабочих мест и производственного оборудования на
соответствие пожарной безопасности.
3.4. Информирование работников от лица работодателя о
взрывопожароопасности технологических процессов производства, о
возможных причинах пожаров и взрывов, а также о способах их
предотвращения.
3.5. Участие в проверке фактов пожаров на предприятии.
Выявление причин и подготовка обоснованных заключений по
предотвращению подобных случаев.
3.6. Проведение совместно с представителями соответствующих
подразделений предприятия пожарно - технических обследований
зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на
соответствие их требованиям пожарной безопасности (не реже 4 раз в
год).
3.7. Разработка совместно с руководителями подразделений и
другими службами предприятия мероприятий по профилактике пожаров
на предприятии, а также оказание организационной помощи по
выполнению запланированных мероприятий.
3.8. Согласование разрабатываемой на предприятии проектной
документации в части соблюдения в ней требований пожарной
безопасности.
3.9. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию
законченных строительством или реконструированных производственных
объектов, а также в работе комиссий по приемке из ремонта
установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части
соблюдения требований пожарной безопасности.
3.10. Оказание помощи руководителям подразделений предприятия в
составлении списков профессий и должностей, в соответствии с
которыми работники должны проходить обязательное противопожарное
обучение (пожарно - технические минимумы, инструктажи).
3.11. Составление (при участии руководителей подразделений и
соответствующих служб предприятия) видов работ, на которые должны
быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности.
3.12. Оказание методической помощи руководителям подразделений
предприятия при разработке и пересмотре инструкций о мерах
пожарной безопасности для зданий, сооружений, технологических
процессов, отдельных видов взрывопожароопасных работ.
3.13. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по
пожарной безопасности со всеми вновь принимаемыми на работу,
командированными, учащимися и студентами, прибывшими на
производственное обучение или практику, а также с работниками
подрядных организаций, выполняющими различные работы на
предприятии.
3.14. Согласование проектов документов: инструкций о мерах
пожарной безопасности (общеобъектовой, для подразделений
предприятия, технологических процессов и отдельных видов работ);
перечней профессий и должностей работников, освобожденных от
первичного инструктажа на рабочем месте; программ первичного
инструктажа на рабочем месте; программ обучения в системе
пожарно - технического минимума.
3.15. Методическая помощь по организации инструктажа или
пожарно - технического минимума, а также проверки знаний по
вопросам пожарной безопасности работников предприятия.
3.16. Участие в работе комиссий по проверке знаний по пожарной
безопасности у работников предприятия.
3.17. Организация обеспечения подразделений предприятия
правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по
пожарной безопасности, а также оказание им методической помощи в
оборудовании соответствующих информационных стендов.
3.18. Составление отчетности по пожарной безопасности по
установленным на предприятии формам и в соответствующие сроки.
3.19. Осуществление контроля за:
3.19.1. Соблюдением требований законодательных и иных
нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
3.19.2. Правильным содержанием и сохранностью первичных средств
пожаротушения, автоматических систем обнаружения и тушения пожара.
3.19.3. Соблюдением Инструкции о порядке государственного
статистического учета пожаров и последствий от них в Российской
Федерации (приложение 1 к приказу МВД России от 30.06.94 N 332).
3.19.4. Наличием в подразделениях инструкций о мерах пожарной
безопасности для работников согласно перечню профессий и видов
работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране
труда, своевременным их пересмотром.
3.19.5. Своевременным проведением соответствующими службами
необходимых испытаний и технических освидетельствований
оборудования, машин и механизмов.
3.19.6. Эффективностью работы автоматических систем обнаружения
и тушения пожара, противодымной защиты, наружного и внутреннего
противопожарного водопровода, систем оповещения о пожаре.
3.19.7. Состоянием противопожарных предохранительных
приспособлений и защитных устройств.
3.19.8. Своевременным и качественным проведением
противопожарного обучения, проверки знаний и всех видов
противопожарных инструктажей.
3.19.9. Правильным расходованием в подразделениях предприятия
средств, выделенных на выполнение мероприятий пожарной
безопасности.
3.20. Подготовка и внесение предложений о разработке и
внедрении более совершенных конструкций оградительной техники,
предохранительных и блокировочных устройств и других средств
защиты от опасных факторов пожара.
3.21. Доведение до сведения работников предприятия вводимых в
действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов
по пожарной безопасности.
3.22. Организация хранения документации (актов по проверке
противопожарного состояния предприятия, актов по проверке фактов
пожаров, планов работы и протоколов комиссии, материалов
аттестации и сертификации рабочих мест по пожарной безопасности и
др.).
3.23. Руководство работой кабинета по пожарной безопасности,
организация противопожарной пропаганды и агитации на предприятии.
Проведение общественных смотров противопожарного состояния цехов,
складов предприятия и боеготовности ДПД, а также проверка
выполнения противопожарных мероприятий, предложенных предписаниями
Государственного пожарного надзора.
4. Организация работы пожарно - технической комиссии.
Стимулирование работы ее членов
4.1. ПТК осуществляют свою работу на основании планов, которые
разрабатываются на квартал или полугодие и утверждаются
председателем комиссии предприятия. Решения комиссии оформляются
протоколами и вводятся в действие приказами руководителя
предприятия.
4.2. Все противопожарные мероприятия, намеченные ПТК к
выполнению, оформляются актами, утверждаются руководителем
предприятия и подлежат выполнению в установленные сроки
(приложения 1 и 2 к Положению).
4.3. Повседневный контроль за выполнением противопожарных
мероприятий, предложенных комиссией, в подразделениях предприятия
возлагается непосредственно на начальника пожарной охраны (ДПД)
предприятия или лицо, назначенное ответственным за пожарную
безопасность подразделения предприятия.
4.4. ПТК не имеет права отменять или изменять мероприятия,
предусмотренные предписаниями Государственного пожарного надзора.
В тех случаях, когда, по мнению комиссии, имеется необходимость
изменения или отмены этих мероприятий, комиссия представляет свои
предложения руководителю предприятия, который согласовывает этот
вопрос с соответствующими органами управления или подразделениями
Государственной противопожарной службы.
4.5. Комиссия не менее одного раза в год должна отчитываться о
своей работе на общих собраниях (конференциях) трудового
коллектива. Этот отчет может проводиться совместно с комиссией по
вопросам охраны труда.
4.6. В случае привлечения к противопожарным обследованиям и
проверкам, проведению обучения или другим противопожарным
мероприятиям члены ПТК могут освобождаться от основной работы с
сохранением за ними среднемесячного заработка. Это должно быть
отражено в коллективном договоре.
4.7. За добросовестное выполнение возложенных обязанностей,
непосредственный вклад в улучшение противопожарного состояния
предприятия членам ПТК могут предоставляться материальные и
моральные поощрения, применяемые на предприятии.
5. Права членов ПТК
5.1. В любое время суток беспрепятственно осматривать
производственные, служебные и бытовые помещения предприятия,
знакомиться с документами по пожарной безопасности.
5.2. Проверять противопожарный режим в подразделениях
предприятия и предъявлять должностным лицам и ответственным за
пожарную безопасность обязательные для исполнения акты об
устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
5.3. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования и производство
работ в цехах, на участках, рабочих местах при выявлении нарушений
инструкций о мерах пожарной безопасности, которые могут привести к
пожару, с уведомлением об этом руководителей подразделения и
предприятия.
5.4. Привлекать по согласованию с руководителем предприятия и
руководителями подразделений соответствующих специалистов к
проверке состояния пожарной безопасности.
5.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений
материалы по вопросам пожарной безопасности, требовать письменные
объяснения от лиц, допустивших нарушения противопожарного режима.
5.6. Требовать от руководителей подразделений отстранения от
работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по
пожарной безопасности, обучение и проверку знаний в системе
пожарно - технического минимума или грубо нарушающих правила,
нормы и инструкции о мерах пожарной безопасности.
5.7. Представлять руководителю предприятия, руководителям
подразделений предприятия предложения о поощрении отдельных
работников за активную работу по созданию пожаробезопасных условий
труда, а также о привлечении к ответственности виновных в
нарушении требований пожарной безопасности.
5.8. Представительствовать по поручению руководства предприятия
в государственных и общественных организациях при обсуждении
вопросов пожарной безопасности.
Приложение 1
к Положению о ПТК
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель предприятия
_______________________
"____" ____________ 19__
АКТ
ПРОВЕРКИ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТА
(ЦЕХА, УЧАСТКА)
Пожарно - техническая комиссия ________________________________
_______________________________________________________ в составе:
(наименование предприятия)
председатель комиссии: ___________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Члены комиссии: __________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
в период с ____________________ по ___________________ 19 _____ г.
провела противопожарное обследование _____________________________
__________________________________________________________________
(предприятие или структурные подразделения, которые проверялись)
-------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------
КОМИССИЯ ВЫЯВИЛА:
-------------------------------------------------------
ребований правил пожарной безопасности (общеобъектовой
нструкции о мерах пожарной безопасности), подлежащие
-------------------------------------------------------
----T--------------------------T-------------------------T----------¬
¦ N ¦Мероприятия, предлагаемые ¦Намечаемые сроки ¦Отметка об¦
¦п/п¦для устранения нарушений ¦устранения нарушений и ¦устранении¦
¦ ¦противопожарных требований¦ответственный исполнитель¦нарушений ¦
L---+--------------------------+-------------------------+-----------
Подписи членов ПТК
"___" _____________19__ г.
Контрольные проверки устранения нарушений противопожарных
требований
-----T--------------------T-------------------T-------------------¬
¦Дата¦Номера невыполненных¦ Проверяющий ¦ Ознакомлен ¦
¦ ¦противопожарных +---------T---------+---------T---------+
¦ ¦мероприятий ¦должность¦ подпись ¦должность¦ подпись ¦
L----+--------------------+---------+---------+---------+----------
Принимаемые меры в отношении лиц, виновных в невыполнении
противопожарных требований (дисциплинарная практика)
-----T------------------------------------T-----------------------¬
¦Дата¦ Должность, Ф.И.О. привлекаемого ¦N приказа, распоряжения¦
¦ ¦ к дисциплинарной ответственности ¦ по предприятию ¦
L----+------------------------------------+------------------------
Приложение 2
к Положению о ПТК
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель предприятия
_______________________
"____" ____________ 19__
АКТ
ПОЖАРНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ПО ПРОВЕРКЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА
__________________________________________________________________
(наименование проверяемого объекта)
Комиссия в составе:
председатель ПТК: _____________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
члены ПТК: ____________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
составили настоящий Акт по результатам проверки причины пожара,
происшедшего "___"______________ 199_ г. в _______________________
__________________________________________________________________
по адресу: _______________________________________________________
Проверкой установлено: пожар произошел ________________________
__________________________________________________________________
(дается полная характеристика объекта пожара: этажность,
__________________________________________________________________
материал стен, перекрытий, наличие чердака и подвала;
__________________________________________________________________
электро-, водо- и теплоснабжение, телефонная сеть, лифт и пр.;
__________________________________________________________________
расположение очага пожара, наличие в месте наибольших огневых
__________________________________________________________________
повреждений электроприборов, приборов отопления и наличие
__________________________________________________________________
протечек; заключения специалистов по возможным источникам
__________________________________________________________________
зажигания; пути распространения огня и характерные огневые
__________________________________________________________________
повреждения конструкций, оборудования, мебели, вещей;
__________________________________________________________________
количество уничтоженных (поврежденных) огнем комнат
__________________________________________________________________
и площадей; предполагаемый ущерб - прямой и косвенный)
Комиссия считает, что наиболее вероятной причиной пожара стало:
__________________________________________________________________
(внесение открытого источника зажигания;
__________________________________________________________________
аварийная работа электропроводки и т.п.)
Виновным в возникновении пожара является ______________________
_________________________________________________________________,
нарушивший требования ППБ 01-93 (Инструкции о мерах пожарной
безопасности, принятой на предприятии) ___________________________
(указать конкретные пункты
__________________________________________________________________
нарушений)
В целях предупреждения подобных случаев пожаров комиссия
предлагает: ______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Председатель ПТК: _____________________________________________
(подпись)
Члены ПТК: ____________________________________________________
(подпись)
Приложение 5
к постановлению Правительства
Москвы
от 10 августа 1999 г. N 722
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДРУЖИНАХ ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ
1. Общие положения
1.1. Дружины юных пожарных (далее - ДЮП) являются добровольными
противопожарными формированиями детей и подростков, которые
создаются с целью воспитания у них профессиональных
пожарно - технических навыков, мужества, благородства и физической
закалки.
Деятельность ДЮП строится на демократических началах, на
основании заинтересованности учащихся, их широкой инициативе и
осуществляется в соответствии со статьей 7 Закона города Москвы
"О пожарной безопасности", статьей 4.2 Устава Всероссийского
добровольного пожарного общества, а также настоящим Положением.
1.2. Основные задачи ДЮП:
1.2.1. Оказание помощи детским дошкольным и школьным
учреждениям в воспитании у детей чувства личной ответственности за
сохранность жизни и здоровья людей, материальных ценностей от
пожаров.
1.2.2. Противопожарная пропаганда и агитация, пожарно -
профилактическая работа среди детей, подростков и молодежи.
1.2.3. Пропаганда традиций и истории пожарной охраны и
добровольного пожарного общества г. Москвы.
1.3. Дружины юных пожарных создаются на добровольных началах из
числа учеников в учебных заведениях г. Москвы, а также по месту
жительства детей органами Московской городской организации
Всероссийского добровольного пожарного общества (далее - МГО ВДПО)
при помощи Управления Государственной противопожарной службы ГУВД
г. Москвы (далее - УГПС ГУВД г. Москвы).
1.4. Руководители учебных заведений, в которых создаются ДЮП,
совместно с организациями МГО ВДПО осуществляют подбор наставников
для работы с ДЮП. Наставники выбираются из числа активистов МГО
ВДПО.
Методическая подготовка наставников осуществляется на базе
учебных пунктов МГО ВДПО по специальной программе, согласованной с
Комитетом образования г. Москвы и УГПС ГУВД г. Москвы.
2. Основные направления работы с ДЮП
2.1. Основными направлениями работы с ДЮП являются:
2.1.1. Изучение истории создания и развития городской пожарной
охраны, а также роли и места общественных противопожарных
формирований в обеспечении пожарной безопасности г. Москвы. Сбор
материалов по истории пожарной охраны и о ветеранах пожарной
охраны.
2.1.2. Обучение членов ДЮП основам пожарной профилактики,
порядку действий при пожаре и использования первичных средств
пожаротушения, а также правилам техники безопасности в пожарной
охране.
2.1.3. Ознакомление с пожарной техникой, пожарно - техническим
вооружением, системами противопожарной защиты (наружным и
внутренним противопожарным водопроводом, системами автоматического
обнаружения и тушения пожара).
2.1.4. Физическое развитие детей и привитие им психологической
устойчивости к действиям в экстремальных условиях пожара.
Проведение соревнований по пожарно - прикладному спорту.
2.1.5. Приобщение детей к пропагандистской и агитационно -
массовой работе (проведение конкурсов, олимпиад, викторин,
кинолекториев, выставок детского творчества) противопожарной
направленности.
2.1.6. Посещение пожарно - технических и научно -
исследовательских заведений, центров противопожарной пропаганды и
агитации, выставок, памятных мест, связанных с героическим прошлым
и настоящим пожарной охраны.
2.1.7. Создание в школах экспозиций славы и организация встреч
с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и МГО
ВДПО, мастерами пожарно - прикладного спорта.
2.1.8. Организация шефской работы членов ДЮП среди учащихся
младших классов, а также детей в дошкольных учреждениях.
3. Структура и организация работы ДЮП
3.1. Членами ДЮП могут быть учащиеся в возрасте от 10 до
17 лет, которые изъявили желание принять активное участие в работе
дружины.
3.2. ДЮП создаются при наличии не менее 10 членов дружины.
Дружины могут делиться на отряды и звенья. Обязательно подлежат
делению ДЮП по возрастному признаку:
3.2.1. Члены дружин в возрасте 10-14 лет объединяются в отряды
(звенья) "Юный пожарный".
3.2.2. Члены дружин в возрасте 15-17 лет - в отряды (звенья)
"Юный инспектор".
3.3. Прием в члены ДЮП производится общим сбором дружины на
основании устного заявления учащегося.
3.4. Со всеми принятыми в дружину проводятся занятия по
программам подготовки членов ДЮП в зависимости от возрастных
групп. Программы обучения разрабатываются МГО ВДПО и
согласовываются с Комитетом образования г. Москвы и УГПС ГУВД
г. Москвы.
По окончании обучения юные пожарные на совете дружины сдают
зачет комиссии, возглавляемой представителем МГО ВДПО и (или)
территориального отдела Государственной противопожарной службы,
закрепленным за данным учебно - образовательным или
дополнительного образования учреждением.
3.5. Членам ДЮП, успешно прошедшим программу подготовки и
сдавшим зачет совету дружины, в торжественной обстановке вручаются
удостоверение "Юный пожарный" или "Юный инспектор" (в зависимости
от возрастной группы) и значок члена ДЮП.
3.6. ДЮП строят свою работу на основе самоуправляемости. Высшим
органом ДЮП является общий сбор дружины.
Общий сбор дружины проводится в случаях:
- выбора совета ДЮП;
- утверждения плана работы дружины;
- приема новых членов дружины, а также по мере необходимости.
3.7. Повседневное руководство работой первичной ячейки ДЮП
осуществляет совет дружины. Совет из своего состава избирает
командира дружины, его заместителя, командиров отрядов и звеньев.
В незначительных по численности (до 10 членов) дружинах
командир дружины и его заместитель выбираются общим сбором
первичной ячейки ДЮП.
3.8. Члены ДЮП могут обеспечиваться форменной одеждой
установленного образца.
3.9. За активную работу в ДЮП, показанные способности и
старание при изучении пожарного дела члены дружины могут
награждаться грамотами, ценными подарками, нагрудными знаками, а
также бесплатными путевками в спортивно - оздоровительные лагеря
ГУВД г. Москвы.
Юные инспектора имеют преимущественное право при отборе
кандидатов для поступления в пожарно - технические учебные
заведения МВД России.
Разработка видов и форм знаков отличия и их изготовление,
порядок приобретения ценных подарков определяются главой 6 данного
Положения.
4. Обязанности и права юных пожарных
4.1. Член ДЮП обязан:
4.1.1. Знать и выполнять требования настоящего Положения в
части основных направлений работы ДЮП, прав и обязанностей каждого
члена дружины.
4.1.2. Дорожить честью и званием юного пожарного.
4.1.3. Активно участвовать в работе дружины, своевременно и
точно выполнять задания совета дружины и ее командира.
4.1.4. Изучать и знать историю развития пожарной охраны и
добровольчества г. Москвы, пожарное дело, повседневно повышать
свой общеобразовательный и физический уровень развития.
4.1.5. Доступными формами и методами проводить профилактическую
и разъяснительную работу среди учащихся по предупреждению пожаров.
4.1.6. Под руководством специалистов Государственной
противопожарной службы принимать участие в пожарно -
профилактических мероприятиях в своих учебных заведениях, а также
по месту жительства и в подшефных детских дошкольных учреждениях.
4.2. Член ДЮП имеет право:
4.2.1. Избирать и быть избранным в руководящие органы дружины.
4.2.2. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся
деятельности дружины, а также вносить соответствующие предложения
по улучшению ее работы.
4.2.3. Обращаться за помощью и консультацией по вопросам
пожарной безопасности в местные подразделения Государственной
противопожарной службы и МГО ВДПО, обучаться в секциях
пожарно - прикладного спорта.
4.2.4. Пользоваться спортивно - техническими сооружениями и
инвентарем подразделений Государственной противопожарной службы.
4.2.5. Принимать участие в соревнованиях по пожарно -
прикладному спорту, а также в конкурсах, выставках и викторинах по
пожарной безопасности.
5. Руководство работой ДЮП
5.1. Для руководства работой ДЮП создаются районные, окружные и
городской координационно - методические советы, в состав которых
входят представители организаций МГО ВДПО, молодежных организаций,
органов образования и Государственной противопожарной службы.
5.2. Председатель совета по работе с ДЮП, его заместители,
секретарь и члены совета избираются на районных, окружных и
городских слетах активистов ДЮП, которые проводятся один раз в три
года.
5.3. Координационно - методические советы по работе с ДЮП:
5.3.1. Проводят методическую, консультативную, координационную
и организационную работу.
5.3.2. Оказывают помощь ДЮП в создании и организации работы
дружин, тематических кружков юных пожарных, секций пожарно -
прикладного спорта.
5.3.3. Обобщают и распространяют передовой опыт работы ДЮП.
5.3.4. Принимают участие в подготовке и проведении мероприятий
по предупреждению пожаров районного, окружного или городского
значения.
5.3.5. Разрабатывают программы о смотрах - конкурсах,
викторинах и соревнованиях по пожарно - прикладному спорту, а
также организуют и проводят вышеуказанные мероприятия.
6. Материально - техническое обеспечение ДЮП
6.1. Финансирование деятельности ДЮП осуществляется за счет
средств МГО ВДПО, Комитета образования г. Москвы и УГПС ГУВД
г. Москвы, а также добровольных пожертвований организаций и
отдельных граждан, других поступлений, разрешенных
законодательством Российской Федерации.
6.2. МГО ВДПО является основным распорядителем поступающих
денежных средств на организацию деятельности ДЮП.
6.3. Денежные средства направляются на:
- страхование членов ДЮП от несчастных случаев при исполнении
ими своих обязанностей;
- организацию и проведение сборов, семинаров, слетов,
соревнований, смотров - конкурсов, экскурсий, походов, рейдов,
викторин;
- строительство спортивных площадок, депо для детских пожарных
команд, спортивно - оздоровительных лагерей;
- организацию пожарно - технических выставок;
- работу клубов юных пожарных;
- приобретение для дружин пожарной техники, инвентаря,
оборудования, форменной и боевой одежды, знаков отличия,
удостоверений, грамот, спортивных снарядов, учебно - методической
и пропагандистской литературы, технических средств наглядной
пропаганды и агитации, канцелярских и других принадлежностей;
- оборудование уголков юных пожарных;
- обучение членов дружин;
- оплату тренеров секций по пожарно - прикладному спорту.
6.4. Образцы форменной одежды членов ДЮП разрабатываются и
утверждаются МГО ВДПО совместно с Комитетом образования и УГПС
ГУВД г. Москвы.
Формирование заказов и изготовление форменной одежды
возлагается на МГО ВДПО.
6.5. Виды нагрудных знаков, знаков отличия членов ДЮП, а также
бланков документов разрабатываются и утверждаются МГО ВДПО,
согласовываются с Комитетом образования и УГПС ГУВД г. Москвы.
Изготовление значков, знаков отличия членов ДЮП, бланков
документов, а также приобретение ценных подарков возлагается на
МГО ВДПО.
6.6. Для проведения практических занятий с ДЮП подразделениями
Государственной противопожарной службы, МГО ВДПО округов г. Москвы
и другими организаторами деятельности дружин предоставляются
спортивные базы, инвентарь, направляются специалисты, а также
пожарная техника, оборудование и снаряжение на безвозмездной
основе.
|