УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 10 августа 1999 г. N 09-08/2691
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Москве направляет для практического применения в
работе ответы на вопросы по подоходному налогу с физических лиц
(приложение).
Заместитель
руководителя Управления -
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
Приложение
к письму Управления
МНС РФ по г. Москве
от 10 августа 1999 г. N 09-08/2691
1. Вопрос: Согласно статье 87 части первой Налогового кодекса в
отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, могут проводиться только камеральные налоговые
проверки. Составляется ли акт налоговой проверки при проведении
камеральной проверки? Если нет, то в каком порядке, с учетом
положений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 81 Налогового
кодекса, привлекаются к ответственности физические лица,
нарушившие правила составления налоговой декларации? Какими
документами это оформляется?
Ответ: При проведении камеральной проверки налоговой декларации
необходимо использовать Регламент проведения камеральных проверок
налоговой отчетности, оформления и реализации их результатов,
доведенный до сведения письмом от 29.01.99 N ВГ-14-16/13 (дсп).
2. Вопрос: Какие меры ответственности применяются к физическим
лицам, нарушившим правила составления декларации до введения в
действие части первой Налогового кодекса, в случае, если указанные
нарушения были выявлены налоговым органом после 01.01.99?
Ответ: Ответственность в данном случае применяется в
соответствии с нормами части первой Налогового кодекса, если она
мягче, чем ответственность, предусмотренная в законодательстве о
налогах и сборах, действовавшем до 01.01.99.
3. Вопрос: В соответствии с пунктом 7 Изменений и дополнений
N 4 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35
"По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"
действующий порядок предоставления льготы, предусмотренной
подпунктом "в" пункта 14 вышеназванной инструкции,
распространяется на отношения, в силу которых физические лица
приобрели статус застройщиков или покупателей жилья, возникшие с
22.01.97.
Порядок предоставления льготы по расходам на строительство или
приобретение жилья, действовавший до 22.01.99, сохраняется для
физических лиц, которые начали пользоваться этой льготой в 1995,
1996 годах либо до 22.01.97.
Таким образом, физическое лицо, получившее статус покупателя
жилья в 1996 году и не воспользовавшееся в этом году своим правом
на указанную льготу, не может реализовать ее при налогообложении
совокупного дохода 1998 года.
Вправе ли налогоплательщик в настоящее время внести
соответствующие изменения в налоговую декларацию 1996 года с целью
перерасчета суммы совокупного годового дохода, подлежащего
налогообложению, с учетом произведенных расходов по приобретению
жилья, а также возврата излишне уплаченного налога за указанный
год? Если да, то будет ли применяться к нему мера ответственности,
предусмотренная пунктом 4 статьи 120 Налогового кодекса?
Ответ: Налогоплательщик вправе в настоящее время внести
соответствующие изменения в налоговую декларацию 1996 года с целью
перерасчета суммы совокупного годового дохода, подлежащего
налогообложению, с учетом произведенных расходов по приобретению
жилья, а также возврата излишне уплаченного налога за указанный
год в связи с тем, что общий срок перерасчета и исковой давности
равен трем годам. При этом не будет применяться к нему мера
ответственности, предусмотренная пунктом 4 статьи 120 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Вопрос: Применяется ли порядок начисления пеней,
предусмотренный статьей 75 части первой Налогового кодекса, в
случае нарушения налоговым агентом сроков перечисления платежей
подоходного налога в периоде, предшествующем введению в действие
части первой Налогового кодекса, если данное обстоятельство
выявлено налоговым органом после 01.01.99?
Ответ: Положения статьи 75 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации действуют аналогично порядку,
предусмотренному вышерассмотренным пунктом 2.
5. Вопрос: Следует ли налоговому органу при подаче физическим
лицом декларации о совокупном годовом доходе требовать
предоставления документов, подтверждающих его право на льготы,
предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 6 статьи 3 Закона РФ
от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", в
случае, если указанные льготы были предоставлены физическому лицу
по месту основной работы, что отражено в справке по форме N 3?
Ответ: Действующее законодательство о налогах и сборах не
предусматривает прямой обязанности налогоплательщиков - физических
лиц представлять при подаче в налоговый орган декларации о доходах
документов, подтверждающих право на льготы по подоходному налогу.
Также не предусмотрено право налоговых органов требовать при
подаче налогоплательщиком декларации о доходах приложения к ней в
обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы,
если такие документы были представлены по месту работы.
Вместе с тем в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса
Российской Федерации при проведении камеральной налоговой проверки
налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, получить объяснения и документы,
подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.
6. Вопрос: Правомерно ли отнесение в расходы индивидуального
предпринимателя затрат на прохождение медицинского
освидетельствования в органах санэпидемнадзора, если его
предпринимательская деятельность связана с транспортировкой и
реализацией продуктов питания?
Ответ: Полагаем правомерным отнесение в расходы индивидуального
предпринимателя затрат на прохождение медицинского
освидетельствования в органах санэпидемнадзора при осуществлении
предпринимательской деятельности, связанной с транспортировкой и
реализацией продуктов питания, если медицинское обследование было
пройдено индивидуальным предпринимателем самостоятельно, а не
лицом, состоящим с ним в трудовых и приравненных к ним отношениях.
7. Вопрос: Возможно ли отнесение на затраты индивидуального
предпринимателя расходов по аренде торгового места при наличии
только кассового чека?
Ответ: При аренде торгового места в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации должен быть заключен
договор на аренду торгового места. Также сделка признается
совершенной при наличии документов, подтверждающих достижение
сторонами всех существенных условий сделки. Подтверждением
достижения соглашения о предмете сделки может являться накладная,
товарный чек и другие документы. Чек кассового аппарата является
подтверждением достижения соглашения между сторонами сделки о цене
предмета договора (сделки).
Таким образом, исходя из норм гражданского законодательства
договор является недействительным, если в нем отсутствует
соглашение о предмете договора, поэтому необходимо приложение к
чеку кассового аппарата накладной, товарного чека или других
документов при отнесении на затраты индивидуального
предпринимателя расходов по аренде торгового места.
Начальник отдела
организации работы
по налогообложению
физических лиц
Г.Г. Карамаев
|