УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 8 сентября 1999 г. N 14-06/5889
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Москве в связи с поступающими запросами сообщает
следующее.
1. Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса
Российской Федерации" исключены пункт 4 статьи 120 и статья 121
Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Налогового кодекса
Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах,
устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие
дополнительные гарантии прав налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
На основании вышеизложенного налоговые санкции за
правонарушения, предусмотренные пунктом 4 статьи 120 и статьей 121
Налогового кодекса Российской Федерации, после вступления в силу
Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской
Федерации", то есть с 18 августа 1999 года, взысканию не подлежат.
Одновременно Управление Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по г. Москве обращает внимание, что Федеральным
законом от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" исключена
статья 127 Налогового кодекса Российской Федерации. В то же время
ответственность за аналогичное правонарушение предусмотрена
пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в случае отказа налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента от представления запрашиваемых
в порядке статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации при
проведении налоговой проверки документов или непредставления их
в установленные сроки указанные лица привлекаются к
ответственности на основании пункта 2 статьи 126 Налогового
кодекса Российской Федерации. При этом основания для прекращения
взыскания штрафов, ранее наложенных на основании постановлений о
привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 127
Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
2. В случаях, когда Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового
кодекса Российской Федерации" устанавливает более мягкую
ответственность за правонарушение, чем была установлена ранее
действовавшим законодательством, в том числе первоначальной
редакцией части первой Налогового кодекса Российской Федерации, то
за соответствующее правонарушение применяется ответственность,
установленная частью первой Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ.
Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное
правонарушение после 18 августа 1999 года может быть произведено
лишь в части, не превышающей максимального размера санкций,
предусмотренных частью первой Налогового кодекса Российской
Федерации в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ.
3. Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской
Федерации акты законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые
ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие
ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие
положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных
участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют.
Например, согласно первоначальной редакции Налогового кодекса
Российской Федерации ответственность за неуплату или неполную
уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы
или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового
периода, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса
Российской Федерации, могла применяться только в случае выявления
названного правонарушения при выездной налоговой проверке
налоговым органом.
В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса
Российской Федерации ответственность за данное правонарушение
согласно пункту 1 статьи 122 может применяться также и при
проведении камеральной проверки.
В связи с вышеизложенным, учитывая пункт 2 статьи 5 Налогового
кодекса Российской Федерации, за правонарушения в виде неуплаты
или неполной уплаты сумм налога, совершенные в период с 1 января
1999 года по 17 августа 1999 года, не может применяться
ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 Налогового
кодекса Российской Федерации, если данные правонарушения выявлены
при камеральной проверке, проведенной налоговым органом после
18 августа 1999 года.
Согласно ранее действовавшей редакции Налогового кодекса
Российской Федерации к органам, осуществляющим регистрацию
организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц,
актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества, в случае
неисполнения ими обязанностей, установленных статьей 85 Налогового
кодекса Российской Федерации, применялась ответственность,
предусмотренная пунктом 3 статьи 119 Налогового кодекса Российской
Федерации, в виде штрафа в размере пятидесяти рублей за каждый
непредставленный документ.
С вступлением в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ
за аналогичные правонарушения ответственность установлена
статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде
штрафа в размере 1000 руб.
Таким образом, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса
Российской Федерации при применении после 18 августа 1999 года
ответственности за нарушения, допущенные до указанной даты,
следует учитывать, что размер санкций за соответствующее
правонарушение не может превышать размера санкций за аналогичное
правонарушение, установленного законодательством о налогах и
сборах, действовавшим на момент совершения правонарушения.
Заместитель
руководителя Управления -
государственный советник
налоговой службы III ранга
М.Ю. Алексеев
|