ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 1999 г. N 924
О МЕРАХ ПО СОХРАНЕНИЮ, РАЗВИТИЮ И ЭФФЕКТИВНОМУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ
Усилиями государства и многих поколений москвичей в столице
собран выдающийся научно - интеллектуальный потенциал,
значительную часть которого составляют научные, инженерные и
рабочие кадры оборонно - промышленного комплекса.
Однако в последние годы на предприятиях оборонно -
промышленного комплекса Москвы наметилась опасная тенденция
нарушения преемственности поколений научных и инженерных кадров,
ослабления научных школ и снижения научно - технического
потенциала научно - исследовательских и проектно - конструкторских
организаций города. Происходит процесс старения научных и
инженерных кадров (на большинстве предприятий оборонного комплекса
средний возраст ИТР составляет более 50 лет), что, в первую
очередь, связано с резким уменьшением притока молодых
специалистов. Основной причиной этого является снижение
престижности работы в оборонном комплексе и отсутствие условий для
обеспечения перспектив роста и повышения квалификации,
конкурентоспособного уровня оплаты труда при отсутствии системы
государственного распределения выпускников вузов. Снижение
интеллектуального потенциала на фоне старения технологического
комплекса ведет к утрате имеющихся высоких технологий, потере
темпов наработки новых заделов, разрушению сложившихся научных и
инженерных школ.
В целях сохранения, дальнейшего развития и использования
интеллектуального потенциала оборонно - промышленного комплекса
Москвы как основы для создания высокотехнологичной,
конкурентоспособной продукции и технологий двойного назначения,
обеспечения занятости населения и решения задач отраслей
городского хозяйства Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Концепцию программы поддержки и развития
интеллектуального потенциала оборонно - промышленного комплекса
Москвы, разработанную Комитетом по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве (приложение).
2. Поддержать инициативу Комитета по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве:
- по разработке Программы поддержки и развития
интеллектуального потенциала оборонно - промышленного комплекса
Москвы на основе одобренной концепции;
- по созданию Совета по поддержке и развитию интеллектуального
потенциала оборонных предприятий, расположенных в городе Москве,
главной задачей которого являются координация работ по реализации
программы поддержки и развития интеллектуального потенциала
оборонно - промышленного комплекса Москвы и контроль за ходом ее
выполнения;
- по организации контрактной подготовки специалистов с высшим
профессиональным образованием на основе образовательного кредита
Правительства Москвы для студентов, обучающихся за счет средств
федерального бюджета Российской Федерации, и переподготовке
работающих специалистов для удовлетворения потребностей в
высококвалифицированных кадрах оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, и малых инновационных предприятий,
созданных при них.
3. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве:
3.1. До 31 января 2000 года в рамках Комплексной программы
промышленной деятельности в г. Москве (подпрограмма 1.4 "Кадры
промышленности") разработать и утвердить Программу поддержки и
развития интеллектуального потенциала оборонно - промышленного
комплекса Москвы.
3.2. В месячный срок разработать и утвердить Положение о Совете
по поддержке и развитию интеллектуального потенциала оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве, и предложения по его
составу.
4. Департаменту науки и промышленной политики совместно с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, Департаментом государственного и муниципального
имущества города Москвы в месячный срок перепрофилировать одно из
действующих государственных унитарных предприятий, находящихся в
ведомственном подчинении Департамента науки и промышленной
политики, изменив его название на государственное унитарное
предприятие (ГУП) "Кадровый центр оборонно - промышленного
комплекса", внести в его устав соответствующие изменения и
дополнения в части видов деятельности и зарегистрировать их в
установленном порядке.
5. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, совместно с ГУП "Кадровый центр
оборонно - промышленного комплекса" до 1 января 2000 г.
разработать, согласовать и утвердить Положение о целевой
контрактной подготовке специалистов с высшим образованием и
дополнительном профессиональном образовании инженерно -
технических работников для предприятий оборонной промышленности,
расположенных в городе Москве, на основе образовательного кредита
Правительства Москвы и форму типового контракта между студентом,
высшим учебным заведением и предприятием, заключаемого в рамках
целевой контрактной подготовки специалистов на условиях
предоставления образовательного кредита Правительства Москвы.
6. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, совместно с Департаментом
экономической политики и развития г. Москвы, Управлением
бюджетного планирования городского заказа, Департаментом финансов,
Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства,
Московским комитетом образования и Комитетом труда и занятости в
2-месячный срок отработать схему финансирования целевой
профессиональной подготовки и переподготовки специалистов для
оборонных предприятий, расположенных в городе Москве.
7. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства
предусмотреть повышение квалификации и переподготовку специалистов
для малых инновационных предприятий, созданных на оборонных
предприятиях, в рамках Комплексной программы развития и поддержки
малого предпринимательства в г. Москве по заявкам Комитета по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве.
8. Комитету труда и занятости проработать в месячный срок
вопрос проведения опережающей переподготовки специалистов
предприятий ОПК г. Москвы и их трудоустройства, а также
предусмотреть ежегодное финансирование в рамках согласованных сумм
программы с целью повышения квалификации и переподготовки
специалистов с высшим образованием и высококвалифицированных
рабочих в период массового высвобождения и реструктуризации
предприятий.
9. Комплексу социальной сферы предусмотреть ежегодное выделение
средств по соответствующим статьям расходной части бюджета города
на целевую подготовку специалистов для предприятий
высокотехнологичного промышленного комплекса Москвы в рамках
реализации Программы поддержки и развития интеллектуального
потенциала оборонно - промышленного комплекса Москвы.
10. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, по согласованию с Департаментом
финансов определить коммерческий банк для реализации
образовательного кредита Правительства Москвы в рамках Программы
поддержки и развития интеллектуального потенциала оборонно -
промышленного комплекса Москвы из числа уполномоченных банков
Правительства Москвы.
11. Принять предложение префекта Зеленоградского
административного округа и Комитета по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве, по контрактной
подготовке специалистов с высшим образованием и переподготовке
работающих специалистов оборонных предприятий на базе Московского
государственного института электронной техники и предприятий
электронной промышленности Зеленограда с использованием в качестве
источника финансирования части льгот, предоставленных предприятиям
Особой зоны г. Зеленограда.
Префекту Зеленоградского административного округа в месячный
срок подготовить предложения о внесении необходимых изменений в
нормативные документы по Особой зоне г. Зеленограда.
12. Комитету по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве, в 2-месячный срок проработать
предложения по социальной защите молодых специалистов, введению
грантов Премьера Правительства Москвы по наиболее выдающимся
научно - исследовательским и опытно - конструкторским работам,
организации системной переподготовки руководящих кадров
предприятий ОПК, введению системы городского планирования
подготовки и трудоустройства специалистов с высшим образованием,
внесению необходимых законодательных инициатив в Московскую
городскую Думу и Государственную Думу Российской Федерации и
внести необходимые документы по их реализации на рассмотрение
Правительства Москвы в установленном порядке.
13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 5 октября 1999 г. N 924
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ОБОРОННО - ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА МОСКВЫ
Введение
В Москве сосредоточено свыше 30% производственного и 75%
научного потенциала оборонной промышленности России. Сохранение,
развитие и эффективное использование этого потенциала для создания
продукции и технологий двойного назначения позволит реализовать
двухступенчатую модель конверсии, предусматривающей развитие
перспективных, наукоемких технологий с их использованием для
производства конкурентоспособных товаров и технологий гражданского
назначения.
Ключевым элементом потенциала ОПК являются
высококвалифицированные кадры ученых, инженеров и рабочих. Это
связано с тем, что научные знания и перспективные технологии в
современной экономике являются важнейшим фактором ее развития, что
требует особого внимания и выделения ресурсов для кадрового
потенциала - носителя научного знания, представленного российскими
научными школами.
В последнее десятилетие происходил ускоренный процесс старения
кадров ОПК, связанный с оттоком специалистов в другие отрасли, и
в первую очередь с резким уменьшением притока молодых
специалистов, так, например, средний возраст ИТР составляет: на
Машиностроительном производственном объединении им. И. Румянцева -
50 лет, Авиационном комплексе С.В. Ильюшина - 51,8 года,
Московском научно - исследовательском институте приборостроения -
52,3 года. Усиливается опасная тенденция, связанная с нарушением
преемственности поколений ученых и инженеров, ослаблением научных
школ, снижением научно - технического потенциала московских
научно - исследовательских и проектно - конструкторских
организаций, занятых разработкой высокотехнологичной наукоемкой
продукции, ядром которых являются предприятия ОПК. Основной
причиной этого являются снижение престижности профессий, связанных
с оборонной промышленностью, и отсутствие условий, необходимых для
закрепления молодых специалистов на предприятиях ОПК: обеспечение
перспектив роста и повышения квалификации, конкурентоспособного
уровня оплаты труда при отсутствии системы государственного
распределения выпускников вузов на рабочие места. Такое положение
требует незамедлительной реализации программных мероприятий,
направленных на совершенствование и поддержание системы подготовки
кадров, системы повышения квалификации и переподготовки кадров
ученых, специалистов и рабочих как основных механизмов обеспечения
сохранения и развития интеллектуального потенциала предприятий
оборонно - промышленного комплекса Москвы.
Возможность исправления сложившейся ситуации реальна только при
совместном участии Правительства России и Правительства Москвы. В
связи с тем, что в вузах сосредоточен и активно действует как
академический, так и отраслевой кадровый потенциал, в сущности,
система вузов остается надеждой и опорой возрождения российской
науки, которая послужит исходным условием воссоздания
фундаментальных академических и отраслевых исследований,
направленных на создание сложных систем и комплексов специального
и гражданского назначения.
Цель программы
Сохранение и развитие интеллектуального потенциала оборонно -
промышленного комплекса Москвы как основы для реализации целей
промышленной политики города в области создания
высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции и технологий
двойного назначения, обеспечения занятости населения и решения
задач, стоящих перед городским хозяйством.
Задачи программы
Задачами программы являются:
- создание системы государственного (городского) заказа на
обучение и выпуск молодых специалистов для предприятий ОПК Москвы;
- создание системы целевой контрактной подготовки и закрепления
специалистов с высшим образованием для предприятий ОПК Москвы;
- разработка нормативно - методической базы для системы целевой
контрактной подготовки специалистов для предприятий оборонного
комплекса Москвы, а также для реализации других программных
мероприятий;
- разработка системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки руководителей и инженерно - технических кадров;
- разработка и внедрение системы мер для закрепления
выпускников на оборонных предприятиях города Москвы, включая
установление соответствующего уровня оплаты труда, внеконкурсное
поступление в аспирантуру по заявке предприятия, бронирование от
призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации на период работы
на предприятиях оборонного комплекса;
- разработка и внедрение системы адресных мер поддержки высших
учебных заведений, отдельных факультетов и кафедр, занятых
подготовкой кадров молодых специалистов для оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве;
- разработка системы мер по возмещению затрат на образование
специалистов при их трудоустройстве не по специальности.
Основные принципы программы
Комплексность:
- охват высших учебных заведений, играющих определяющую роль в
подготовке кадров и выполнении научных исследований для
предприятий ОПК Москвы.
Взаимная увязка программных мероприятий:
- по вертикали: программа - подпрограмма - конкретные проекты;
- по горизонтали: подготовка молодых специалистов,
переподготовка и повышение квалификации специалистов с высшим
образованием и высококвалифицированных рабочих.
Взаимная увязка и координация действий всех исполнителей
федерального и регионального уровней, включая Минобразования
России, Минэкономики России, Минтруда России, Минатом России,
Правительство Москвы, РКА РФ, оборонные предприятия, высшие
учебные заведения. Блочный принцип, который предусматривает
возможность встраивания в структуру программы дополнительных
мероприятий, например, подготовку кадров для развития
предпринимательства в процессе реструктуризации предприятий ОПК
Москвы.
Эффективность программы:
- повышение уровня кадрового обеспечения молодыми специалистами
оборонных предприятий, расположенных в городе Москве;
- закрепление молодых специалистов на оборонных предприятиях,
расположенных в городе Москве;
- повышение роли ресурсов системы вузов Москвы как
интегрированного потенциала академической и отраслевой науки;
- развитие в Московском регионе различных форм интеграции
образования, науки и промышленности.
Источники и схема финансирования:
Образовательный кредит складывается из:
- средств от целевого использования части льгот,
предоставляемых городом предприятиям ОПК в соответствии с
постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 1998 г. N 264;
- средств, предоставляемых Комитетом труда и занятости на
финансирование программ, в рамках согласованных сумм с целью
повышения квалификации и переподготовки специалистов;
- средств, предоставляемых Департаментом поддержки малого
предпринимательства для целевой профессиональной подготовки и
переподготовки специалистов для оборонных предприятий;
- средств бюджета города.
Образовательный кредит погашается предприятием в течение
нескольких лет в соответствии с условиями, определенными в
заключенных договорах. Погашение кредита начинается с момента
окончания срока отработки специалиста на предприятии (3 года).
Формирование образовательного кредита, схема его расходования и
возврата финансирования определяются Положением о целевой
контрактной подготовке специалистов с высшим образованием для
предприятий ОПК и Программой поддержки и развития
интеллектуального потенциала оборонно - промышленного комплекса
Москвы, разработанных в соответствии с данной Концепцией.
Участие в программе:
- в этой программе могут принимать участие предприятия,
включенные в Программу реструктуризации и конверсии оборонных
предприятий, расположенных в городе Москве, заключившие договор с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий и имеющие
удостоверение участника программы.
Государственный заказчик программы:
Комитет по реформированию оборонных предприятий, расположенных
в городе Москве.
Основные разработчики программы:
- Комитет по реформированию оборонных предприятий,
расположенных в городе Москве;
- Минтруда России;
- Минобразования России;
- Минэкономики России;
- Департамент науки и промышленной политики;
- Департамент финансов;
- Департамент поддержки и развития малого предпринимательства;
- Комитет труда и занятости;
- Московский центр структурных преобразований промышленности;
- Московский фонд подготовки кадров.
|