МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 29 октября 1999 г. N 10-17/12543
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
ИЗ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
В рамках работы, проводимой Управлением по изысканию резервов
увеличения взимания таможенных платежей, а также в соответствии с
планом работы Управления на II полугодие 1999 года завершена
выборочная проверка обоснованности предоставления тарифных
преференций в отношении товаров, классифицируемых в товарных
позициях 0202, 1602, 1704, 1905, 2204, 8413, 8528 ТН ВЭД СНГ и
заявленных при таможенном оформлении происходящими из государств -
участников СНГ.
В процессе работы проверены 112 ГТД с прилагаемыми пакетами
документов, представленные таможнями по результатам анализа
таможенного оформления товаров из стран СНГ за I квартал текущего
года (см. письмо Управления от 07.07.99 N 01-41/8114), в части
правильности определения страны происхождения товаров и
обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Проведенная проверка показала, что в подавляющем большинстве
случаев сведения, заявленные в ГТД, не подтверждены
документационно. Вследствие чего не представляется возможным
сделать заключение об обоснованном предоставлении тарифных льгот.
Выявлены следующие нарушения и характерные недостатки
таможенного оформления названных товаров:
1. В пакете документов, прилагаемых к ГТД, отсутствуют
документы, подтверждающие выполнение условий, определенных п. 9
Правил определения страны происхождения товаров из СНГ:
- в большинстве ГТД отсутствуют контракты, счета - фактуры, в
результате чего не представляется возможным установить, являются
ли экспортер и импортер товара резидентами СНГ;
- ко многим ГТД не приложены товаротранспортные документы,
подтверждающие ввоз товаров с таможенной территории Содружества
Независимых Государств;
- выявлены ГТД, в которых к таможенному оформлению приняты
ксерокопии названных документов, что создает предпосылки для
недостоверного декларирования.
Например, в ГТД N 24605/26059/0003426, 22905/24059/0001961,
22905/29019/0000223, 22907/30049/0000510, 22906/18039/0000529,
22901/05059/0002096, 22903/11029/0000149, 22913/09069/0000955,
22913/26049/0000671, 22601/28059/0001242, 22601/21069/0001483,
26602/05059/0000806, 26602/01039/0000349, 22606/31039/0001436,
22601/18029/0000288, 05631/01039/0000429, 05631/28049/0000999,
22800/26059/0001517, 24701/03039/0000111, 24700/27049/0001008,
24701/28019/0000033, 24703/13049/000173 - не приложены контракты;
05437/12049/0000289, 05446/15049/0000866 - не приложены счета -
фактуры;
05445/09069/0002215, 05445/05049/0001199, 05445/18029/0000500 -
не приложены товаротранспортные накладные;
05852/11029/9000003 - отсутствуют оригиналы накладных;
05415/09039/0000033, 05434/26039/0000354, 22602/30039/0000437,
24606/29039/0000518, 24606/02049/0000556 - отсутствуют контракты и
паспорта изготовителя мяса;
26601/22019/0000112, 26601/25019/0000119 - нет контрактов и
товаротранспортных накладных.
2. Выявлены факты предоставления льгот по уплате таможенных
платежей на основании ксерокопий сертификатов о происхождении
товара формы СТ-1 (ГТД N 22908/02029/0000280,
05437/12049/0000289).
3. Тарифные преференции предоставлены на основании сертификатов
о происхождении товаров формы СТ-1, в которых товар поименован
общим наименованием: "Печенье в ассортименте", "Мебель" и т.п.
(ГТД N 05852/08049/9000007, 22601/18029/000288), что не позволяет
идентифицировать товары, указанные в сертификате, с товарами,
заявленными в ГТД.
4. Особое внимание при проведении проверки было обращено на
результаты таможенных досмотров товаров.
В ряде случаев товары вообще не досматривались:
ГТД N 24601/11019/0000008, 26601/29019/0000149,
26601/22019/0000112, 26601/25019/0000119, 22602/30039/0000437,
22905/12059/0001766, 22905/24059/0001961, 22905/29019/0000223,
22907/30049/0000510, 05446/15049/0000866, 05445/09069/0002215,
05445/05049/0001199, 05445/18029/0000500, 05445/01039/0000656,
05445/04039/0000707.
В отдельных случаях при поставках неоднородных товаров
досмотрены не все товары, заявленные в ГТД.
Многие акты не содержат сведения о наличии или отсутствии
маркировки на товарах.
Выявлены случаи нарушения указания ГТК России от 11.06.96
N 01-14/605 "О предоставлении льгот, связанных со страной
происхождения товаров, при исчислении и уплате таможенных
платежей", согласно пункту 1 которого "в случае выявления при
проведении таможенного контроля несоответствия между сведениями о
происхождении товара, заявленными в ГТД, сертификате происхождения
товара, товаротранспортных и/или платежных документах, и
сведениями о происхождении (изготовлении) товара, указанными
непосредственно на товарах и/или на упаковках товаров, таможенные
платежи исчисляются исходя из того, что страна происхождения таких
товаров считается неустановленной".
По ГТД N 22905/11059/0001780 необоснованно предоставлены льготы
на "жевательную резинку", заявленную происходящей из Узбекистана,
которая согласно акту таможенного досмотра имеет маркировку -
"Сделано в Турции". При этом в соответствии с установленным
названным указанием порядком предоставление преференций в таких
случаях входит в компетенцию ГТК России. Таким образом, таможня не
только необоснованно предоставила льготы, но и превысила свою
компетенцию.
Также с превышением компетенции в части предоставления льгот по
уплате таможенных платежей оформлена по ГТД N 24703/13049/000173
"Обувь женская летняя", имеющая маркировку "Moda Italia System",
"Condor Europe Design".
5. Кроме того, выявлены случаи неправильной классификации
товаров, неполного заполнения 31 графы ГТД. Например,
в ГТД N 22913/09069/0000955 неверно классифицирована одежда; в ГТД
N 22903/11029/0000149 неверно классифицирована мебель.
Вышеизложенные факты позволяют сделать выводы, что при
таможенном оформлении товаров из государств - участников СНГ
нарушается порядок приема документов, необходимых для таможенных
целей; при проведении второго этапа не осуществляется ввиду
отсутствия необходимых документов и сведений контроль за
соблюдением правил определения страны происхождения товаров, не
осуществляется контроль за правильностью определения страны
происхождения товаров. В ряде случаев осуществляется недостаточный
таможенный контроль в части идентификации ввезенного товара со
сведениями, указанными в ГТД, сертификате о происхождении товара и
в товаросопроводительных документах, а также ведется недостаточная
досмотровая работа. Отдельными таможнями не исполняется указание
ГТК России от 11.06.99 N 01-14/605.
Выявленные недостатки свидетельствуют, что ОТНиПТ таможен не
уделяют должного внимания контролю за деятельностью инспекторов
II этапа ОТОиТК, в ряде таможен ОТНиПТ не контролируют
обоснованность предоставления тарифных преференций на товары,
происходящие из стран СНГ, о чем свидетельствуют повторяющиеся
факты предоставления льгот в нарушение условий, определенных
п.9 Правил определения страны происхождения товаров из СНГ.
Как показывает анализ базы данных электронных копий ГТД
Управления, проведенный в октябре текущего года, ОТНиПТ Московской
южной, Московской северной, Подольской, Зеленоградской и
Люберецкой таможен не осуществляют ежемесячный контроль базы
данных электронных копий ГТД на предмет выполнения п. 9 Правил
(см. приложение N 1) <*>.
В связи с вышеизложенным, рассматривая организацию работы с
товарами из государств - участников СНГ как один из резервов
увеличения поступлений таможенных платежей, прошу:
1. Проанализировать организацию работы по контролю за
определением страны происхождения товаров из СНГ в таможне и
принять меры по исключению случаев недостоверного декларирования
товаров и необоснованного предоставления льгот по уплате
таможенных платежей.
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной
ответственности должностных лиц, превысивших свою компетенцию и
предоставивших по ГТД N 22905/11059/0001780, 24703/13049/000173
льготы по уплате таможенных платежей в нарушение порядка,
определенного указанием ГТК России от 11.06.99 N 01-14/605, а
также должностных лиц, нарушивших приказ ГТК России от 04.04.96
N 203, приказ МТУ от 10.07.96 N 171 в части осуществления контроля
за документами и сведениями, необходимыми для таможенных целей, и
в части контроля за правильностью определения страны происхождения
товаров в соответствии с порядком, установленным названными
приказами.
2. В качестве меры, обеспечивающей контроль за определением
страны происхождения товаров, считать необходимым проведение
таможенных досмотров товаров, заявленных происходящими из СНГ.
Осуществлять выборочные повторные таможенные досмотры товаров
из СНГ с участием сотрудников ОТНиПТ таможен.
3. Обеспечить неукоснительное выполнение указания ГТК России от
11.06.96 N 01-14/605.
4. Обеспечить ежемесячный контроль по базе данных электронных
копий ГТД за выполнением условий, определенных пунктом 9 Правил
определения страны происхождения товаров из СНГ.
5. Довзыскать недоимки, образовавшиеся в результате
необоснованного предоставления льгот по стране происхождения в
отношении товара, оформленного по ГТД N 22905/11059/0001780.
Провести проверку обоснованности предоставления льгот по уплате
таможенных платежей в отношении "жевательной резинки", ввезенной
ЗАО "ПЕРЕВАЛ" из Узбекистана по ГТД N 22905/26059/0001988.
6. Проверить обоснованность предоставления льгот по уплате
таможенных платежей в ГТД, перечень которых приведен
в приложении 1 <*>.
7. Довести вышеизложенную информацию до должностных лиц ОТОиТК
и обеспечить устранение отмеченных выше недостатков в дальнейшем,
имея в виду исключение ввоза под видом товаров, происходящих из
государств - участников СНГ, товаров, происходящих из третьих
стран.
8. О результатах проделанной работы и принятых мерах по
устранению отмеченных в настоящем письме недостатков доложить в
месячный срок.
Заместитель начальника Управления
подполковник таможенной службы
А.А. Васбулатов
--------------------------------
<*> Не приводится.
|