ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 1999 г. N 1100
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ
"МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)"
И СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА
КУЛЬТУРЫ МИРА
В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и
Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве в
реализации проекта "Культура мира в России - год 2000" и
руководствуясь стремлением использовать опыт и возможности
международных организаций для налаживания в городе Москве
комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав
человека, демократии, а также в интересах укрепления согласия и
взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных
отношений, создания поликультурного московского сообщества,
развития межрегиональных связей Москвы в гуманитарной сфере
Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить Комплексную городскую программу "Москва на пути к
культуре мира (основные направления)" (приложение).
2. Управлению Мэра Москвы включить Комплексную городскую
программу "Москва на пути к культуре мира (основные направления)"
в план проведения мероприятий Международного года культуры мира.
3. Создать в составе государственного учреждения "Московский
дом национальностей" Московский городской общественный центр
культуры мира на правах структурного подразделения.
4. Комитету общественных и межрегиональных связей в IV квартале
1999 года:
4.1. Разработать положение о Московском городском общественном
центре культуры мира.
4.2. Создать общественный консультативный совет Московского
городского общественного центра культуры мира.
4.3. Подготовить и согласовать проект распоряжения Мэра Москвы
"О внесении дополнений в Устав Московского дома национальностей,
утвержденный распоряжением Мэра Москвы от 01.10.98 N 994-РМ
"О создании государственного учреждения "Московский дом
национальностей".
5. Комитету общественных и межрегиональных связей, Московскому
комитету образования, Комитету по культуре, Комитету по
телекоммуникациям и средствам массовой информации оказывать
Московскому городскому общественному центру культуры мира
систематическое содействие в реализации Комплексной городской
программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 30 ноября 1999 г. N 1100
КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА "МОСКВА НА ПУТИ
К КУЛЬТУРЕ МИРА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)" <*>
1. Социальные и нравственные основы Программы
Человечество вступает в новое тысячелетие. Завершающийся
исторический период был насыщен войнами, конфликтами, насилием,
нетерпимостью. За последние сто лет в результате двух мировых и
многочисленных локальных войн погибло больше людей, чем за всю
предшествующую историю. Долгие годы "холодной войны", которая
велась практически на всей территории нашей планеты,
противостояние мировых систем были также связаны с огромными
жертвами.
--------------------------------
<*> Проект Комплексной городской программы "Москва на пути к
культуре мира" подготовлен в соответствии с Соглашением между
Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством
Москвы о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в
России - год 2000" инициативной группой Комитета общественных и
межрегиональных связей с использованием материалов "круглых
столов", проведенных при участии Московского комитета образования,
Комитетов: по культуре, по телекоммуникациям и средствам массовой
информации, по связям с религиозными организациями,
территориальных органов исполнительной власти и развития местного
самоуправления, префектур административных округов г. Москвы.
С окончанием этого периода в повестку дня международных форумов
все чаще стали ставиться вопросы о ликвидации глубинных корней
войн и насилия, проникших в социальную ткань человечества, о
формировании культуры мира как всеобщей системы ценностей,
взглядов и видов поведения, отражающей социальные отношения,
построенные на принципах свободы, справедливости и демократии,
терпимости и солидарности, отказа от насилия и предотвращения
конфликтов путем устранения их причин.
Гуманистические идеалы у большинства населения земли сегодня
сочетаются с осознанием катастрофических последствий, к которым
могут привести глобальные военные конфликты, бездумное
использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды,
нарушение морально - этических принципов сосуществования, насилие
и нетерпимость во взаимоотношениях.
Однако и сегодня мы наблюдаем вопиющие случаи попрания прав и
свобод личности, народов, государств, нарушение принципов
международного права, примеры соглашательства ради реализации
корпоративных интересов. Различные государства, члены
международного сообщества применяют силу для решения внутренних и
внешних противоречий, в результате чего гибнут ни в чем неповинные
люди. Мировое сообщество в целом оказывается неспособным решить
многие проблемы без применения силы, но и применение силы не дает
уверенности в разрешении противоречий.
Именно поэтому на рубеже веков и тысячелетий императивом
становится не только отказ от войны в пользу мира, но и переход к
активным действиям, созидающим международную стабильность, мирное
сосуществование государств и народов, терпимость и дружелюбие в
человеческих отношениях.
Генеральная Ассамблея ООН на своей 52-й сессии 20 ноября
1997 года приняла резолюцию 52/13 "Культура мира", а на 53-й
сессии 10 ноября 1998 года - Декларацию о культуре мира и
Программу действий в области культуры мира. В этих документах
содержится определение смысла и значения культуры мира,
указываются основные сферы и главные участники деятельности,
направленной на содействие культуре мира, формулируются цели и
стратегия этой деятельности, рекомендуются конкретные меры в целях
содействия становлению культуры мира на национальном, региональном
и международном уровнях.
Построение культуры мира должно привести человечество к
принципиально иному по отношению к прошлому мироосознанию,
необходимому для дальнейшего поступательного цивилизационного
развития. Эта задача столь значительна, что может быть решена лишь
в том случае, если она станет основой всей международной,
межгосударственной деятельности и отношений межличностного
общения, а вся система Организации Объединенных Наций и
государства - члены будут считать ее своим главным приоритетом.
По инициативе ЮНЕСКО уже в течение ряда лет во многих
государствах - членах ООН ведется работа по реализации Комплексной
междисциплинарной программы "На пути к культуре мира". Стимулом к
активизации и расширению рамок этой деятельности явилось
провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2000 года Международным
годом культуры мира.
Культура мира является всеобъемлющим процессом глубоких
преобразований и долгосрочных действий, направленных на укоренение
в сознании и образе жизни людей устойчивых традиций, наиболее
существенными из которых являются: уважение к людям и их правам;
отказ от любых форм проявления насилия; приверженность принципам
демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и
плюрализма, терпимое отношение к различиям между народами,
этническими, религиозными, культурными и другими группами людей;
признание равных прав и возможностей женщин и мужчин; признание
права каждого на свободу выражения мнений и получения информации;
приверженность принципам социально - ориентированного общества,
которое охраняет права слабых путем принятия последовательных и
долгосрочных мер, направленных на развитие общества, основанного
на принципах взаимной поддержки.
Культура мира заключается в превращении жестокой конкуренции в
сотрудничество. Это переход от логики силы и страха к силе разума
и доброжелательности путем образования и воспитания, обмена и
распространения информации, объединения усилий государства и
общества на всех уровнях - от международного и национального до
регионального, местного и межличностного.
2. Цели и задачи Программы
Особенности реализации программы ЮНЕСКО "На пути к культуре
мира" в России обусловлены нынешним положением страны, которая
переживает сложный, во многом болезненный, период переустройства и
обновления экономических основ, демократизации всех институтов и
сторон жизни, утверждения новых отношений между государством и
гражданским обществом. Базовые составляющие культуры мира, будучи
восприняты и органично включены в духовные ценности реформируемого
общества, сыграют роль основного стимула прогрессивного развития,
определят облик России в XXI веке.
Наиболее актуальными для нашей страны являются такие проблемы,
которые можно считать общими для большой группы стран: поиск
адекватной модели экономического развития, необходимость
формирования гражданского общества и правового государства,
профилактика этноконфессиональной и социальной напряженности,
повышение культурного и жизненного уровня населения, укрепление
федерализма внутри страны, формирование международных связей и
сотрудничества на равноправных началах.
Как было заявлено на Всемирной встрече на высшем уровне в
интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год), социальное
развитие и социальная справедливость являются необходимыми
условиями достижения мира и безопасности как внутри государств,
так и в отношениях между ними.
Это положение имеет принципиально важное значение для выбора
правильного подхода к теоретической постановке и практическому
решению задач культуры мира в России.
Необходимо рассматривать будущее России только в контексте
процессов общемирового устойчивого развития, поиска новых подходов
к вопросам сосуществования, основанных на культуре мира.
В период предыдущего исторического развития России, в условиях
цивилизационной разобщенности народов и государств мира, поколения
россиян показали много примеров, которые можно заложить в
фундамент разрабатываемой программы "Культура мира". Старшее
поколение сыграло решающую роль в победном завершении второй
мировой войны и обеспечении человечеству мирного послевоенного
развития, создало систему образования высокого уровня, передовую
науку и процветающую культуру, открыло дорогу к мирному атому и в
космос. Однако на своем историческом пути Россия совершила и
немало серьезных ошибок, участвовала в подавлении волеизъявления
народов и граждан, в этнических и национальных конфликтах, вела
войны, в том числе и гражданские, на своей территории.
Таким образом, используя уникальный богатейший исторический и
духовный опыт России и Москвы, осознав, где мы находимся, куда
идем, в каком обществе хотим жить, учтя все достижения и неудачи в
вопросах миростроительства, можно сплотить все прогрессивные силы
и использовать исторический шанс для возрождения страны, создав
тем самым и уникальный пример реализации идей культуры мира.
Именно поэтому разработка Комплексной городской программы
"Москва на пути к культуре мира (основные направления)" должна
быть ориентирована не только на стратегические цели культуры мира,
но и на перелом негативных тенденций в жизни москвичей, на решение
актуальных задач их бытия, а сама программа - максимально
учитывать реальные условия сегодняшнего дня и жизненные
потребности горожан. Она адресована поколениям третьего
тысячелетия.
Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, стремясь учесть
специфические особенности реализации в России миростроительных
инициатив ООН, разработала и рекомендовала для реализации в
регионах России пилотный проект "Культура мира в России -
год 2000".
Опираясь на конкретные потребности и условия проведения работы
в городе, Правительство Москвы и Комиссия Российской Федерации по
делам ЮНЕСКО заключили Соглашение о сотрудничестве в реализации
названного проекта в г. Москве. Данный документ дает ориентиры и
одновременно способствует налаживанию в г. Москве комплексной
работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека,
демократии и толерантности, а также в интересах укрепления
согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и
межконфессиональных отношений, развития на новом этапе
поликультурного московского сообщества, укрепления его связей с
регионами многонационального Российского федеративного
государства.
Соглашением определены основные направления сотрудничества,
которые являются ориентирами для разработки структурными
подразделениями Правительства Москвы, префектурами, районными
Управами, предприятиями и учреждениями, общественными
организациями планов конкретных мероприятий и программ действий в
области культуры мира, в их числе:
- информирование населения, общественности и административных
структур города о целях и задачах Международного года культуры
мира, связанных с осуществлением пилотного проекта "Культура мира
в России - год 2000";
- проведение научно - практических конференций, симпозиумов,
"круглых столов" и публичных дискуссий, в том числе в городских
средствах массовой информации, с целью содействовать отработке
национальной модели "культуры мира" с учетом как международного
опыта, так и задач и потребностей российского общества;
- формирование системы комплексного воспитания населения,
прежде всего молодежи, в духе мира, демократии, прав человека и
толерантности;
- активизация культурного, научного и экологического аспектов
миростроительства и межцивилизационного диалога, содействие
сохранению и популяризации национального природного, исторического
наследия и культурного разнообразия;
- участие в формировании и проведении политики устойчивого
развития как одной из основ культуры мира, в том числе через
создание равных для всех возможностей получения образования,
доступа к знаниям и культурным ценностям.
При этом важнейшим условием осуществления направленных
скоординированных усилий для продвижения Москвы по пути к культуре
мира является гармоничное сотрудничество органов законодательной и
исполнительной власти с общественными организациями граждан,
средствами массовой информации, а также со всеми заинтересованными
лицами.
3. Основные направления Комплексной городской
программы "Москва на пути к культуре мира"
3.1. В социально - экономической сфере
Социально - экономическое развитие города и меры по повышению
материального и культурно - образовательного уровня москвичей
являются исходным условием формирования культуры мира. Поэтому
работа управленческих структур Правительства Москвы, префектур,
районных Управ, предприятий и учреждений, профсоюзных и других
общественных организаций по внедрению в жизнь москвичей культуры
мира должна начинаться с всестороннего содействия деятельности,
направленной на развитие и совершенствование экономики города во
всех сферах и областях хозяйствования и предусматривать:
оздоровление социальной сферы и всей инфраструктуры мегаполиса
за счет интенсификации экономической работы хозяйственных и
управленческих структур, строгое подчинение этой деятельности
задаче сохранения социальной стабильности в городе;
обязательное обеспечение в числе приоритетных задач реализации
мер программы содействия занятости населения г. Москвы по
стабилизации занятости трудоспособного населения и уровня
регистрируемой безработицы на основе содействия развитию малого
предпринимательства и самозанятости, финансовой поддержки
экономики города путем создания и сохранения рабочих мест,
увеличения масштабов общественных работ, компенсационных выплат в
целях сдерживания высвобождения работников, развития системы
профессионального обучения, интенсивного проведения ярмарок
вакансий, а также обеспечение материальной поддержки граждан при
безработице и др.;
обеспечение ярко выраженной социальной направленности расходной
части бюджета города. Осуществление мер по обеспечению
обязательств и гарантий в сфере социально - экономической
защищенности граждан, в том числе предотвращение спада потребления
малообеспеченными слоями населения (инвалиды, пенсионеры,
многодетные семьи), развитие сети учреждений различной социальной
направленности;
оказание социальной поддержки населению города с выделением на
эти цели из городского бюджета и из внебюджетных источников
средств для обеспечения:
- своевременной выплаты государственных пенсий и пособий по
действующему федеральному законодательству;
- доплаты неработающим пенсионерам;
- бесплатных услуг одиноким и престарелым гражданам;
- бесплатной и льготной медицинской помощи населению,
лекарственного обеспечения;
- выплаты пособий и материальной помощи при безработице;
- материальной поддержки студентов;
- субсидий молодым малообеспеченным семьям на строительство и
приобретение жилья;
- улучшения в городе экологической ситуации, укрепления
правопорядка, создания условий для духовного обогащения москвичей;
усиление роли профилактического направления медицины в службе
городского здравоохранения, особенно в области охраны материнства
и детства;
усиление роли медико - социальных программ по профилактике,
лечению и реабилитации больных, страдающих алкоголизмом,
наркоманией и другими социально значимыми заболеваниями;
рациональное использование спортивной базы города для
проведения работы по оздоровлению населения и приобщению граждан к
здоровому образу жизни. Восстановление спортивных сооружений и
баз, необоснованно изменивших профиль работы;
продолжение и активизацию этой деятельности с последующим
включением соответствующих заданий, дополнений и уточнений в
прогнозные разработки экономического развития города до 2010 года
и генеральный план развития Москвы до 2020 года, исходя из целей и
задач Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре
мира".
3.2. В сфере науки, общего и профессионального
образования
Образование во всех его формах является основным каналом
распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества.
В связи с этим помимо всемерной поддержки деятельности по
повышению качества и доступности образования необходимо
стимулировать развитие системы воспитания в духе культуры мира в
учебных заведениях всех уровней, оказывать поддержку и поощрять
стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков
народов России и других стран мира как самого эффективного пути к
усвоению культуры народов мира, достижений мировой культуры и
современных цивилизаций.
Приоритетными направлениями деятельности миростроителей в этой
области будут:
- последовательное развитие и совершенствование учебного
процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе
ценностей культуры мира;
- продолжение работы по созданию педагогических систем и
программ, основанных на разнообразных видах образовательных
учреждений, более полно учитывающих российские научно -
образовательные и миротворческие традиции;
- реализация Программы развития этнокультурного (национального)
образования в Москве на 1998-2000 годы и разработка аналогичной
программы на последующий период;
- содействие использованию в учебном процессе основных
положений культуры мира;
- совершенствование урока физкультуры как самой
распространенной формы физического воспитания учащегося;
- проведение смотра - конкурса учебных заведений Москвы,
изъявивших желание участвовать в проведении образовательного и
воспитательного процесса в 1999-2000 учебном году под знаком
Международного года культуры мира;
- продолжение работы по программе "Высшее образование и
трудоустройство молодых специалистов";
- осуществление мер по разработке факультативного курса
"Культура мира" и его внедрению в высших учебных заведениях
города;
- организация и осуществление на базе Московского института
повышения квалификации работников образования специализированных
курсов подготовки педагогических кадров и специалистов в области
культуры мира;
- организация совместно с Комиссией Российской Федерации по
делам ЮНЕСКО пилотных курсов по подготовке "миростроителей" из
числа преподавателей, журналистов, активистов общественных
организаций и работников органов исполнительной власти;
- проведение городского конкурса научных работ по вопросам
миротворческой и миростроительной деятельности и вклада России -
многонационального федерального государства в формирование идей
культуры мира.
Участие научных центров и образовательных учреждений Москвы в
разработке целевой программы "Образование городов и столиц мира
как средство утверждения культуры мира и терпимости".
Организация постоянно действующего форума педагогов и учащихся
"Образование и цивилизационные вызовы в конце XX века: экология,
насилие, бедность, наркотики".
3.3. В сфере культуры
Культура как показатель уровня духовной жизни людей, результат
их воспитания и образования, интеллектуального, нравственного и
эстетического развития должна быть ориентирована на формирование
отношений сосуществования, добрососедства, согласия и мира. На
этом широком поле деятельности будут поощряться, поддерживаться и
осуществляться следующие конкретные меры:
- содействие всеми имеющимися методами сплочению москвичей
вокруг идеи возрождения России и ее выхода на новые исторические
рубежи, целенаправленное формирование образа мышления и поведения,
отвечающего понятиям патриотизма, социальной солидарности, заботы
об общем благе;
- создание целостной системы по формированию культуры
межличностных отношений средствами искусства и просветительского
досуга, способствующей более глубокому духовному обогащению и
взаимообмену культурными ценностями;
- продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности
между всеми народами, культурного разнообразия посредством
знакомства и пропаганды богатых национальных традиций и культурных
ценностей стран мирового сообщества посредством создания условий
для регулярных контактов с художественными ценностями,
использования в этих целях возможностей театров, выставочных
залов, картинных галерей, библиотек, концертных и филармонических
организаций, иных учреждений и организаций культурно - досуговой
сферы города;
- осуществление эффективного воздействия на процессы
социализации в молодежной среде, воспитания путем органической
взаимосвязи культурных и образовательных компонентов толерантного
отношения к чужим взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и
национальным ценностям;
- придание приоритетного значения реализации программы
"Культура и дети" как важнейшего направления эстетического и
духовного воспитания подрастающего поколения и формирования
культуры ненасилия и мира;
- пропаганда положительного образа, воспитание в духе культуры
мира и ненасилия, терпимости и солидарности между народами
посредством проведения международных, межнациональных фестивальных
программ в области кинематографии, театрального искусства,
исполнительского мастерства, литературы, живописи, фольклора,
народного творчества и др.;
- поощрение и оказание всемерной поддержки творческим
работникам, мастерам традиционных промыслов и ремесел, выступающим
в качестве "поборников мира". Целенаправленное использование новых
видов технологий в целях содействия взаимопониманию и
сотрудничеству между народами;
- тесное взаимодействие органов власти с творческими союзами,
общественными структурами в сфере киноискусства, театрального
искусства, книгоиздательства и библиотечного обслуживания с целью
широкого приобщения москвичей к идеалам культуры мира;
- поиск и разработка методов ненасильственного развития
личности, "возвращения" москвичей к нравственным ценностям,
идеалам добра, справедливости, милосердия, распространения идей
мирного устройства жизни, создание клубов и объединений с целью
обучения молодежи способам преодоления конфликтных ситуаций
мирными средствами, поиску вариантов разрешения конфликтов;
- содействие разработке экскурсионных маршрутов по г. Москве,
помогающих воспитанию в духе нравственных принципов и моральных
норм культуры мира, обогащению знаний в области культурных
традиций и культурного наследия Москвы;
- совершенствование с целью противодействия асоциальному
поведению детей и подростков, укрепления их физического и
нравственного здоровья работы по выполнению программы развития
детско - юношеских спортивных школ на базе новых объектов и
передаваемых ведомствами в городскую собственность;
- продолжение и совершенствование деятельности в рамках
программы "Дети улиц";
- развитие общественно - государственной сети организаций и
учреждений по социально - воспитательной и досуговой работе с
детьми и молодежью по месту жительства. Открытие в каждом районе
города муниципальных государственных учреждений для проведения
клубной работы с детьми на бесплатной основе;
- дальнейшее развитие работы по воспитанию гражданственности и
патриотизма подростков и молодежи, организации героико -
патриотического воспитания на примере подвигов воинов, павших при
защите Отечества, миротворцев, погибших при исполнении своего
долга во имя установления и сохранения мира на земле;
- сохранение исторической памяти москвичей, восстановление
культурно - исторической среды, сохранение традиций, творческое
освоение культурного опыта, защита и сохранение памятников
культуры, формирование политической культуры на основе
инициативного поведения;
- систематизация проведения профессиональных праздников в
Москве, различных смотров, конкурсов профессионального мастерства,
праздников труда и массовых профессий, организация молодежных
профессиональных клубов и других самодеятельных общественных
формирований;
- продолжение работы по созданию сети центров по профилактике
наркомании среди несовершеннолетних;
- систематическое проведение благотворительных акций с целью
материальной и моральной поддержки нуждающихся, пропаганды
принципов гуманизма и солидарности;
- оказание поддержки инициативам и проектам в области культуры
и искусства, направленным на сохранение и развитие добрососедских
отношений Москвы с регионами России, с другими странами,
посредством расширения и упрочения международных, межрегиональных
и межнациональных связей;
- расширение спортивных связей и сотрудничества с регионами
России и другими государствами в целях осуществления комплексных
спортивных проектов по внедрению соревнований неолимпийских и
национальных видов спорта, в том числе для детей младшего и
среднего возраста.
3.4. В сфере деятельности средств массовой информации
Телевидение, радио, газеты и журналы - мощные автономные
средства формирования общественного мнения и его отношения к
базовым ценностям культуры мира.
С учетом этого на приоритетных направлениях работы средств
массовой информации в области культуры мира, среди прочих, будут
осуществлены следующие меры:
- формирование системы повышения квалификации в области
этнологической подготовки профессиональных журналистов, освещающих
вопросы национальной политики и межнациональных отношений, с
учетом особой значимости воспитания политической корректности,
толерантности и этических норм в освещении межнациональных
отношений;
- организация для журналистов регулярных "круглых столов" и
специальных семинаров с участием представителей органов
исполнительной власти и общественности, специалистов - этнологов;
- разработка комплекса мер поддержки городских средств массовой
информации и их акций и мероприятий в рамках подготовки и
проведения в Москве Международного года культуры мира;
- проведение конкурсов среди городских средств массовой
информации по освещению тематики культуры мира, учреждение премий
и дипломов Правительства Москвы для изданий и журналистов;
- продолжение работы по совершенствованию в административных
округах и районах системы информирования населения о деятельности
органов власти, разработка дополнительных мер по использованию
этого информационного канала с целью популяризации идей культуры
мира.
3.5. В сфере сотрудничества государственных органов
и неправительственных организаций
на пути к культуре мира
Важным условием продвижения по пути культуры мира является
становление гражданского общества, демократизация власти и
расширение ее взаимодействия с населением, вовлечение рядовых
граждан и их общественных организаций в решение актуальных
жизненных проблем, в частности:
расширение и углубление взаимодействия между органами
исполнительной власти, предприятиями всех форм собственности и
ведомственной принадлежности, общественными организациями на
принципах социального партнерства, в том числе:
- содействие активизации работы по выполнению планов
трехстороннего соглашения, заключенного Правительством Москвы,
Московской конфедерацией промышленников и Московской федерацией
профсоюзов;
- проведение ежегодной научно - практической конференции по
проблемам развития системы социального партнерства в городе;
- проведение среди населения Москвы (с использованием средств
массовой информации и других возможностей) разъяснительной работы
с целью укрепления системы социального партнерства как
альтернативы строительству общественных отношений на основе права
силы, взаимной вражды и ненависти, подавления личности.
Обеспечение общественно - политического и гражданского согласия
как важного условия стабильности в общественной жизни столицы,
объединения усилий москвичей в целях сохранения Москвы как
духовного и культурного центра страны, для чего предусматривается:
оказание всемерного содействия мерам, предпринимаемым органами
власти, общественно - политическими движениями и
неправительственными организациями с целью борьбы с политическим
экстремизмом и различного вида действиями, наносящими ущерб
межнациональным и межконфессиональным отношениям, общественному
порядку в городе;
формирование уважительного отношения к религиозным чувствам
граждан, содействие развитию сотрудничества религиозных общин
различных конфессий, деятельности по поддержанию
межконфессионального диалога, мира и согласия;
регулярное информирование по вопросам культуры мира
правительственных структур г. Москвы и неправительственных
организаций через средства массовой информации города и
распространение тематических информационных материалов.
Проведение активной работы по укреплению межнациональных
отношений, в том числе посредством:
- активизации деятельности Московского межнационального
совещания при Комитете общественных и межрегиональных связей
Правительства Москвы;
- развития деятельности государственного учреждения "Московский
дом национальностей" как центра культурной консолидации
национальной общественности города.
Продолжение работы по расширению взаимовыгодного сотрудничества
Москвы с регионами Российской Федерации, столицами и другими
городами государств - участников СНГ в целях осуществления
совместных общественно - экономических и культурных программ:
- объединение усилий властей и общественных структур города,
направленных на проведение мероприятий, посвященных памятным
датам, историческим событиям и общественным инициативам других
субъектов Российской Федерации;
- совершенствование практики разработки и заключения договоров
и соглашений о сотрудничестве Москвы с регионами России с учетом
потребности развития взаимодействия по линии общественных
структур.
Содействие Московской городской Думе в ее деятельности по
созданию законодательной базы, направленной на укрепление
социальной, межэтнической и межконфессиональной стабильности;
ускорить разработку законопроекта по проблемам этнических
процессов в столице.
Осуществление комплекса мер, достаточных для достижения
положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью среди детей
и подростков, устранения условий для формирования экстремистских
общественных, политических и религиозных организаций и вовлечения
в их деятельность подростков и молодежи.
Содействие процессу самоорганизации молодежных структур и
объединений, чьи программные и уставные цели соответствуют идеям и
установкам культуры мира.
4. Методы и средства, механизмы реализации Программы
Программа предполагает активное участие в ее разработке и
реализации органов городского управления и самоуправления,
трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных
организаций и отдельных граждан.
В первую очередь ее исполнителями и координаторами являются
городские правительственные структуры: комитеты общественных и
межрегиональных связей; образования; по культуре; по
телекоммуникациям и средствам массовой информации; по связям с
религиозными организациями; по делам семьи и молодежи; труда и
занятости; социальной защиты населения Москвы, здравоохранения;
территориальных органов исполнительной власти и развития местного
самоуправления; физической культуры и спорта; Миграционная служба
Москвы; Управление по вопросам государственной службы и кадров
Мэрии; департаменты экономической политики и развития г. Москвы,
финансов и др., а также префектуры административных округов и
органы местного самоуправления - районные Управы.
В реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к
культуре мира (основные направления)" принимают участие и
выступают инициаторами и организаторами городских, местных и
локальных акций профсоюзные организации и объединения; организации
ветеранов войны и труда; женские объединения; молодежные,
подростковые, детские объединения и движения; национально -
культурные общественные образования; правозащитные организации;
спортивные организации; благотворительные организации;
экологические организации; научные центры; клубные объединения;
союзы; ассоциации, фонды, а также другие правительственные и
неправительственные структуры.
Ключом к определению и выбору методов и средств разработки и
реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к
культуре мира (основные направления)" является широкое
использование накопленного ранее в Москве опыта воспитательной
работы, модернизация, приспособление традиционных московских
программ и планов, относящихся к соответствующим сферам
социальной, образовательной, культурной и общественной жизни
города - мегаполиса. В первую очередь речь идет о ежегодных
программах Правительства Москвы в области социально -
экономического развития и других долгосрочных и среднесрочных
целевых программах, реализуемых в городе, о Московском
трехстороннем соглашении, окружных соглашениях, городских
программах социальной защиты населения, по молодежной политике,
образовательных программах, по развитию культуры и искусства,
организации отдыха детей и занятости подростков и т.д., а также о
многочисленных программах и проектах московских общественных
организаций.
Для координации деятельности всех заинтересованных организаций
и отдельных граждан в рамках программы "Москва на пути к культуре
мира" периодически созывается городское консультативное совещание
при Правительстве Москвы с участием представителей как
государственных, так и неправительственных общественных
организаций, осуществляющих заметный вклад в вопросы
миростроительства в Москве.
Для оказания научно - методической поддержки действий
государственных и негосударственных общественных организаций,
учреждений и предприятий, а также обобщения распространения
практического опыта создается Московский городской центр культуры
мира (далее - Центр).
При Центре разрабатывается Банк данных о предприятиях,
учреждениях, общественных организациях Москвы, участвующих в
осуществлении комплексной городской программы, о предприятиях
среднего и малого бизнеса, в целом негосударственного сектора
экономики, оказывающих материальную поддержку участникам
программы. Банк данных используется для информирования населения и
участников миростроительного движения о развертывании этой работы
в различных районах столицы, о субъектах миростроительной
деятельности, о возможностях сотрудничества в осуществлении акций
и др.
Для оценки проектов, мероприятий, предложенных участниками
программы "Москва на пути к культуре мира", и их внесения в Банк
данных при Московском городском центре культуры мира создается
общественный экспертный совет. В Банк данных заносятся мероприятия
при наличии их финансового обеспечения с указанием следующих
сведений: полное название организации; фамилия, имя, отчество
координатора; местонахождение, юридический адрес; телефон,
тел./факс; наименование мероприятия; сроки и место проведения;
источники финансирования; дополнительные сведения, в т.ч. о
возможности присоединения к программе других партнеров.
При Центре также организуется постоянно действующий московский
"круглый стол" по вопросам миростроительства, главной целью
которого является обмен мнениями и выработка рекомендаций для
достижения целей гражданского мира и согласия в обществе,
обеспечение прав и свобод личности, развитие сотрудничества и
кооперации в вопросах миростроительства.
Органами исполнительной власти на уровне административных
округов и районов города совместно с городским консультативным
совещанием оказывается методическая и организационная помощь
общественным организациям, предприятиям и учреждениям в их работе
по реализации целей и задач Комплексной городской программы
"Москва на пути к культуре мира (основные направления)" на
территории Москвы, соответствующих округов и районов города.
Участники программы "Москва на пути к культуре мира"
самостоятельно, основываясь на положениях и основных принципах
программы, разрабатывают собственные комплексные планы с их
последующим представлением в Московский городской центр культуры
мира для выработки экспертным советом предложений по их
объединению в те или иные этапы и проекты в рамках программы и для
контроля за исполнением программы в целом.
Продолжение и дальнейшее развитие деятельности в рамках
Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира
(основные направления)" с последующим включением соответствующих
заданий, дополнений и уточнений будет осуществляться по
результатам осуществления этапов реализации программы.
|