ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 1999 г. N 1121
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ "О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
Рассмотрев проект закона города Москвы "О развитии образования
в городе Москве", Правительство Москвы постановляет:
1. Одобрить проект закона города Москвы "О развитии образования
в городе Москве" (приложение).
2. Внести указанный проект закона в установленном порядке на
рассмотрение Московской городской Думы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 7 декабря 1999 г. N 1121
Проект
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия Закона
Настоящий Закон города Москвы устанавливает принципы
деятельности органов власти города Москвы по развитию образования,
регулирует формы участия органов государственной власти города
Москвы и органов городского самоуправления, образовательных
организаций, физических и юридических лиц в развитии образования в
городе Москве, права и обязанности государственных (городских)
образовательных организаций и направлен на обеспечение прав
жителей города Москвы на получение образования, а также на
поддержку развития образовательной деятельности.
Статья 2. Понятия, применяемые в настоящем Законе
Образование - целенаправленный процесс воспитания, обучения и
развития в интересах личности, семьи, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения индивидом (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней
(образовательных цензов).
Образовательные организации - государственные образовательные
организации и негосударственные образовательные организации,
созданные в любой организационно - правовой форме, предусмотренной
законодательством для некоммерческих организаций.
Государственные образовательные организации - юридические лица,
созданные в форме учреждения исполнительными органами
государственной власти города Москвы для осуществления
образовательной деятельности.
Городской орган управления образованием - отраслевой орган
городской администрации, осуществляющий исполнительно -
распорядительные функции в сфере образования в городе Москве.
Окружной орган управления образованием - территориальный
отраслевой орган городской администрации, осуществляющий
исполнительно - распорядительные функции в сфере образования на
территории административного округа города Москвы.
Сфера образования города Москвы - совокупность образовательных
организаций, осуществляющих образовательную деятельность на
территории города Москвы, и реализуемых ими образовательных
программ; органов исполнительной власти города Москвы,
распределяющих бюджетные и целевые городские внебюджетные средства
между образовательными организациями; организаций, обслуживающих
образовательные организации; юридических лиц, основной
деятельностью которых является выполнение работ и предоставление
услуг образовательного характера; физических лиц, осуществляющих
индивидуальную трудовую педагогическую деятельность либо
обеспечивающих освоение несовершеннолетними гражданами
образовательных программ в форме семейного образования.
Городская система образования - совокупность образовательных и
иных организаций, подведомственных городскому или окружным органам
управления образованием, и реализуемых ими образовательных
программ, а также совокупность городских и окружных органов
управления образованием.
Ведомственные системы образования города Москвы - совокупность
образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам
городской администрации, осуществляющим исполнительно -
распорядительные функции в сферах здравоохранения, культуры,
социальной защиты и других, а также совокупность реализуемых ими
образовательных программ.
Жители Москвы (москвичи) - граждане Российской Федерации,
имеющие место жительства в Москве, независимо от сроков
проживания, места рождения и национальности.
Статья 3. Политика города Москвы в сфере образования
1. Обеспечение прав граждан на образование, удовлетворение их
потребностей в образовании, развитие образования провозглашаются
приоритетными направлениями деятельности органов власти города
Москвы.
2. Политика города Москвы в сфере образования основывается на
следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности, воспитания человека как активного и
ответственного субъекта гражданского общества, способного свободно
распоряжаться своими способностями к труду, формирования
достоинства жителя города Москвы, уважения к правам и свободам
человека, любви к детям, семье, окружающей природе, Москве,
России;
- светский характер образования в государственных
образовательных организациях; обеспечение единства федерального и
московского культурного и образовательного пространства;
общедоступность образования и обеспечение равных возможностей
получения образования для всех категорий жителей Москвы;
- адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- признание права на специальные условия проведения
образовательного процесса для одаренных обучающихся, а также для
детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом
развитии, связанные с наследственными и иными причинами;
- непрерывность образования, соответствие обеспечиваемого
городской системой образования уровня образования современным
международным стандартам и тенденциям развития образования;
- обновление и развитие городской системы образования за счет
эффективного использования культурного, научного,
производственного потенциала города Москвы, городской
инфраструктуры, поддержки инновационной деятельности в сфере
образования;
- поддержка национальных, этнических, культурных традиций,
содействие развитию этнокультурных образовательных организаций;
- свобода, многообразие и вариативность в образовании;
- демократический, государственно - общественный характер
управления образованием;
- предусмотренная законодательством самостоятельность
государственных образовательных организаций;
- поддержка развития негосударственного сектора в сфере
образования;
- ориентация образовательного процесса на сохранение и
укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Органы власти города Москвы оказывают содействие лицам,
проживающим вне территории Российской Федерации и желающим
обучаться на русском языке, в получении ими основного общего
образования на русском языке.
4. Деятельность органов власти города Москвы по развитию
экономики образования основывается на следующих принципах:
- обеспечение многоканальности финансирования сферы
образования;
- льготное налогообложение, направленное на поддержку развития
сферы образования;
- обеспечение нормативного бюджетного финансирования
образовательных организаций;
- поддержка предусмотренной законодательством хозяйственной
самостоятельности образовательных организаций.
5. Органы власти города Москвы разрабатывают и реализуют
политику города Москвы в сфере образования на основе
межведомственного подхода и при широком участии общественных
объединений, профессиональных и творческих ассоциаций и
объединений, родительских и ученических советов, детских и
молодежных организаций.
6. Организационной основой политики города Москвы в области
образования является Московская городская программа развития
образования.
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ МОСКВЫ
НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 4. Государственные гарантии права жителей Москвы
на получение образования
1. Жителям Москвы гарантируется в соответствии с федеральным
законодательством возможность получения образования независимо от
пола, расы, национальности, языка, происхождения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям (объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного и должностного положения,
наличия судимости.
2. Органы власти города Москвы обеспечивают гражданам право на
получение образования путем создания и поддержки городской и
ведомственных систем образования и создания социально -
экономических условий для получения образования, соответствующих
государственным минимальным социальным нормам в сфере образования.
Статья 5. Гарантии права жителей Москвы на получение
общедоступного и бесплатного образования
1. Жителям Москвы гарантируется общедоступность и бесплатность
получения начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования и начального профессионального образования, а
также возможность получения на конкурсной основе бесплатного
среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования в городских
образовательных организациях в пределах государственных
образовательных стандартов, если образование данного уровня
получается впервые.
2. В городе Москве создаются условия для бесплатного получения
дополнительного образования несовершеннолетними гражданами,
лицами, повышающими квалификацию и занятыми на должностях,
соответствующих профилю повышения квалификации, специалистами и
другими работниками для прохождения переподготовки, а также
трудоспособными гражданами, не имеющими работы и заработка.
3. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся
в социальной помощи, в период получения ими образования расходы на
содержание указанных категорий обучающихся, воспитанников в
специальных образовательных организациях или расходы на оказание
социальной помощи перечисленным выше гражданам полностью или
частично покрываются за счет средств бюджета города Москвы.
Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы,
размеры и источники устанавливаются федеральным законом.
4. В городе Москве создаются условия для получения образования
гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также для
коррекции физических и психических недостатков и социальной
адаптации обучающихся, воспитанников.
5. Органы власти города Москвы могут оказывать содействие в
получении образования гражданами, проявившими выдающиеся
способности, в том числе посредством предоставления им специальных
государственных стипендий, включая стипендии для обучения в других
субъектах Российской Федерации и за рубежом.
Критерии и порядок предоставления указанных стипендий
устанавливаются Правительством Москвы.
Статья 6. Язык (языки) обучения в образовательных организациях
1. Обучение и воспитание в государственных образовательных
организациях, а также в негосударственных образовательных
организациях, имеющих государственную аккредитацию, в городе
Москве ведется на русском языке.
Иной дополнительный язык обучения и воспитания определяется
учредителем (учредителями) образовательной организации и
закрепляется в ее уставе.
В том случае, когда образовательная организация создается двумя
или несколькими учредителями, язык обучения устанавливается в
учредительном договоре.
2. По желанию обучающихся, их родителей (законных
представителей), по решению учредителя (учредителей) и в
соответствии с уставом образовательной организации могут
создаваться классы, группы, где обучение по отдельным предметам
может вестись на языках народов Российской Федерации или
иностранном языке.
3. Органы власти города Москвы содействуют проживающим в городе
различным этнокультурным общностям в создании образовательных
организаций с этнокультурным компонентом и с языком обучения,
носителем которого эта этнокультурная группа является.
Статья 7. Обеспечение права жителей Москвы на выбор
образовательной организации и формы обучения
1. Жителям Москвы предоставляется право свободного выбора
различных форм обучения: очной, заочной (без отрыва от
производства), очно - заочной (вечерней, сменной без отрыва от
производства), самообразования, экстерната, семейного образования.
Допускается получение образования путем сочетания различных
форм обучения.
2. При семейном дошкольном образовании родители (законные
представители) ребенка имеют право на ознакомление с утвержденными
программами дошкольного образования в государственных
образовательных организациях и на диагностику уровня развития и
способностей ребенка.
3. Обучение на начальной и основной ступенях общего образования
для обучающихся, не достигших 18-летнего возраста, осуществляется
в очной форме, кроме случаев, установленных пунктами 4 и 5
настоящей статьи.
4. По желанию родителей (законных представителей) допускается
обучение их детей по программам начального общего и основного
общего образования в форме семейного образования.
В этом случае в целях осуществления контроля за соблюдением
обязательности основного общего образования обучающийся,
воспитанник прикрепляется окружным органом управления образованием
к государственной образовательной организации, на территории
которой он проживает. Данная образовательная организация в
согласованные с родителями (законными представителями)
обучающегося, воспитанника сроки бесплатно осуществляет
промежуточную аттестацию обучающегося, а также оказывает его
родителям (законным представителям) бесплатные консультации по
методическим и иным вопросам, связанным с обучением и воспитанием.
Порядок предоставления указанных образовательных услуг
устанавливается Правительством Москвы.
5. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования имеют право использовать
экстернат при освоении отдельных предметов, дисциплин и
образовательных программ в целом.
6. Родителям (законным представителям), проживающим на
территории города Москвы, с учетом мнения детей предоставляется
право выбора образовательной организации для получения образования
соответствующего уровня при условии наличия в образовательной
организации свободных мест.
При приеме детей в первые классы образовательных организаций
любого типа и вида не допускается проведение испытаний (экзаменов,
тестов, конкурсов), направленных на выявление уровня знаний
ребенка по различным учебным дисциплинам и предметам.
Статья 8. Региональный компонент государственного
образовательного стандарта
1. Государственный образовательный стандарт (стандарты),
устанавливающий обязательные требования к объему и качеству
реализуемых образовательными организациями образовательных
программ (оказываемых образовательных услуг), включает в себя
федеральный и региональный компоненты.
2. В государственных образовательных организациях города Москвы
реализуется вариативный базисный учебный план, включающий в себя:
- федеральный компонент образовательного стандарта;
- региональный компонент образовательного стандарта;
- школьный компонент.
3. Проект закона города Москвы "Об утверждении регионального
компонента государственного образовательного стандарта общего
образования" вносится в Московскую городскую Думу Мэром Москвы.
4. Региональный компонент государственного стандарта общего
образования в Москве включает стандарт начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования.
5. Реализация федерального и регионального компонентов
государственного образовательного стандарта предполагает
обеспечение органами власти города Москвы кадровых, финансовых и
материально - технических ресурсов, необходимых для осуществления
образовательной деятельности.
Статья 9. Сохранение здоровья обучающихся, воспитанников
1. Обеспечение и сохранение здоровья обучающихся, воспитанников
образовательных организаций осуществляются на основе
межведомственной программы "Образование и здоровье", утверждаемой
Правительством Москвы один раз в три года.
2. Образовательная организация создает условия для охраны и
укрепления физического и психического здоровья обучающихся,
воспитанников путем:
- формирования образовательной среды и осуществления
образовательного процесса, поддерживающих и укрепляющих здоровье;
- организации текущего контроля состояния здоровья обучающихся,
воспитанников;
- проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
- обучения и воспитания в области охраны здоровья.
3. Администрация образовательной организации:
- привлекает родителей (законных представителей) к проведению
профилактических и оздоровительных мероприятий, к формированию у
обучающихся, воспитанников привычек здорового образа жизни;
- информирует не реже двух раз в год родителей (законных
представителей) обучающихся, воспитанников об имеющихся у нее
сведениях о состоянии здоровья обучающихся, воспитанников;
- информирует не реже двух раз в год окружной орган управления
образованием и районную Управу об имеющихся у нее сведениях о
состоянии здоровья обучающихся, воспитанников.
Порядок предоставления указанной информации определяется
нормативными правовыми актами города Москвы.
4. Руководитель образовательной организации несет персональную
ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и
обеспечивает:
- повышение квалификации и проведение аттестации работников
образовательной организации в области охраны здоровья и
обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- организацию образовательного процесса и формирование
образовательной среды, содействующих сохранению и укреплению
здоровья обучающихся, воспитанников;
- предотвращение на территории образовательной организации
курения, употребления алкоголя и наркотических веществ
обучающимися, воспитанниками, а также другими гражданами в
помещениях, где присутствуют обучающиеся, воспитанники.
Статья 10. Коррекционная и оздоровительная деятельность
образовательных организаций
1. Несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями
здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии)
имеют право на получение образовательных услуг, содержание и
условия предоставления которых соответствуют состоянию их
здоровья.
Органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают
реализацию этих прав посредством создания и поддержки
коррекционных, реабилитационных, специализированных
образовательных организаций различных типов и видов, а также
посредством расширения коррекционной и оздоровительной
деятельности, ведущейся в рамках подведомственных им
образовательных организаций.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются специальные государственные образовательные
стандарты (региональный компонент).
3. Несовершеннолетние граждане с отклонениями в развитии имеют
право на получение бесплатной психологической, медицинской и
социальной помощи в государственных образовательных и медицинских
организациях.
4. Образовательные организации могут реализовывать
рекомендованные федеральным органом исполнительной власти в
области образования и городским органом управления образованием
дополнительные бесплатные и платные образовательные коррекционные
программы и осуществлять дополнительные образовательные
коррекционные услуги при наличии соответствующей лицензии.
Дополнительные образовательные коррекционные программы и
дополнительные образовательные коррекционные услуги направлены на
оказание помощи несовершеннолетним гражданам, имеющим трудности в
обучении, поведении и социальной адаптации на фоне хронических
заболеваний, отклонений в психическом развитии, пограничных
психических расстройств.
К дополнительным коррекционным образовательным услугам
относится психологическая, психотерапевтическая, логопедическая и
иная помощь, диагностическая работа, психологические и социальные
тренинги личностного развития и другие тренинги, реализуемые в
общеобразовательных организациях, организациях профессионального
образования, а также в приютах, специализированных психолого -
медико - социальных центрах, центрах социальной помощи семье и
детям.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Статья 11. Полномочия органов власти города Москвы
в области образования
1. К полномочиям Московской городской Думы в области
образования относятся:
- принятие законодательных актов города Москвы в области
образования, в том числе принятие Закона города Москвы
"Об утверждении регионального компонента государственного
образовательного стандарта общего образования" и Закона города
Москвы "Об утверждении Московской городской программы развития
образования";
- утверждение расходов бюджета города Москвы на образование в
размере, обеспечивающем реализацию государственного заказа в
дошкольном образовании, государственных гарантий общедоступности,
бесплатности и обязательности основного общего образования,
общедоступности и бесплатности среднего (полного) общего
образования и начального профессионального образования,
государственного заказа в среднем, высшем и послевузовском
профессиональном образовании, а также государственных программ
развития образования в городе Москве;
- установление льгот по налогообложению, стимулирующих развитие
образования;
- осуществление контрольных функций представительного органа
власти города Москвы, установленных законодательством города
Москвы;
- иные полномочия, отнесенные к ведению Московской городской
Думы законодательством Российской Федерации и Уставом города
Москвы.
2. К полномочиям Московской городской администрации в области
образования относятся:
- принятие правовых актов города Москвы в области образования;
- организация разработки регионального компонента
государственных образовательных стандартов;
- разработка и реализация Московской городской программы
развития образования;
- утверждение нормативов финансирования городского
государственного заказа на программы и услуги дошкольного и
профессионального образования;
- утверждение государственных нормативов бюджетного
финансирования образовательных организаций общего образования;
- организация разработки вариативных базисных и примерных
учебных планов, примерных программ, курсов, дисциплин;
- лицензирование образовательной деятельности, контроль за
соблюдением лицензионных условий, государственная аккредитация
образовательных организаций, за исключением образовательных
организаций высшего профессионального образования;
- создание, реорганизация и ликвидация государственных
образовательных организаций, подведомственных отраслевым органам
городской администрации;
- разработка городских нормативов затрат на образование;
- распределение бюджетных средств между образовательными
организациями, подведомственными отраслевым органам городской
администрации;
- организация издания и (или) приобретения учебной литературы;
- организация подготовки, переподготовки, повышения
квалификации педагогических работников;
- поддержка организаций, содействующих развитию образования на
территории города Москвы;
- утверждение государственных (городских) минимальных
социальных норм, включающих показатели необходимой обеспеченности
населения города Москвы объектами образования и образовательными
услугами, нормативы бюджетного финансирования образовательных
организаций начального, основного, среднего (полного) общего
образования;
- установление дополнительных к федеральным требований к
образовательным организациям в части строительных и санитарных
норм и правил, охраны здоровья обучающихся, воспитанников,
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
- установление дополнительных к федеральным льгот обучающимся,
воспитанникам и работникам образовательных организаций, а также
видов и норм материального обеспечения указанных категорий
граждан;
- обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации
в области образования и контроль исполнения государственных
образовательных стандартов;
- иные полномочия, отнесенные в соответствии с
законодательством к ведению Московской городской администрации.
3. К полномочиям районной Управы города Москвы в области
образования относятся:
- участие в осуществлении хозяйственного, материально -
технического обеспечения деятельности государственных
образовательных организаций, находящихся на территории района;
изыскание и направление внебюджетных средств на эти цели;
- контроль за организацией школьного питания в образовательных
организациях;
- координация и контроль за предоставлением мест и путевок в
дошкольные образовательные организации, находящиеся на территории
района;
- взаимодействие с органами образования по вопросам
комплектования дошкольных образовательных организаций;
- разработка и представление префекту административного округа
предложений по строительству школ, дошкольных образовательных
организаций и других объектов образования;
- взаимодействие с органами образования по вопросам
комплектования дошкольных образовательных организаций;
- содействие образовательным организациям в проведении
мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся,
воспитанников;
- иные полномочия, отнесенные в соответствии с
законодательством к ведению районной Управы.
Статья 12. Московская городская программа развития образования
1. Московская городская программа развития образования
устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной
политики в сфере образования города Москвы с учетом целей
социально - экономического развития Москвы, федеральных целевых
программ, анализа состояния и имеющихся ресурсов города Москвы.
2. Московская городская программа развития образования
разрабатывается и утверждается один раз в три года.
3. Ответственным за разработку проекта Московской городской
программы развития образования является городской орган управления
образованием.
4. Концепция Московской городской программы развития
образования разрабатывается на конкурсной основе.
Порядок проведения конкурса устанавливается городским органом
управления образованием.
5. Участниками разработки и реализации Московской городской
программы развития образования могут быть граждане, юридические
лица, общественные объединения без образования юридического лица,
которые выдвигают программы и проекты развития образования, а
также инвестируют средства в их реализацию. Порядок их участия
определяется Положением о разработке Московской городской
программы развития образования, утверждаемым Правительством
Москвы.
6. Проект закона города Москвы "Об утверждении Московской
городской программы развития образования" вносится в Московскую
городскую Думу Мэром Москвы.
7. Реализация Московской городской программы развития
образования обеспечивается за счет средств бюджета города Москвы,
внебюджетных средств Фонда развития образования.
8. Правительство Москвы ежегодно представляет в Московскую
городскую Думу и публикует в официальных изданиях органов
государственной власти города Москвы доклад о ходе реализации
Московской городской программы развития образования.
Статья 13. Советы по образованию
1. Советы по образованию являются экспертно - консультативными
органами, создаваемыми органами исполнительной власти города
Москвы в целях:
- осуществления общественно - государственного управления
образованием;
- обеспечения независимой вневедомственной экспертизы
образовательных инициатив и программ;
- организации работ по формированию Московской городской
программы развития образования и анализу хода ее выполнения;
- привлечения общественности, научных и деловых кругов к
поддержке образования в Москве, в частности к формированию и
реализации благотворительных программ;
- содействия координации деятельности образовательных
организаций городской и ведомственных систем образования;
- взаимодействия с федеральными образовательными организациями
и структурами, образовательными системами других субъектов
Российской Федерации и иностранных государств.
2. Городской совет по образованию является экспертно -
консультативным органом Московской городской администрации.
Городской совет по образованию включает представителей
образовательных, научных, культурных, медицинских, религиозных,
профессиональных, благотворительных организаций, деловых кругов.
Состав городского совета по образованию утверждается
распоряжением Мэра Москвы.
3. Окружные советы по образованию являются экспертно -
консультативными органами администрации административного округа
города Москвы.
Окружной совет по образованию включает представителей органов
исполнительной власти, образовательных, научных, культурных,
медицинских, религиозных, профессиональных, благотворительных
организаций, деловых кругов.
Состав окружного совета по образованию утверждается
распоряжением префекта административного округа.
4. Деятельность членов городского и окружных советов
осуществляется на общественных началах.
Статья 14. Попечительский совет районной Управы
в области образования
1. Попечительский совет районной Управы в области образования
создается распоряжением главы Управы на основании рекомендации
районного Собрания в целях содействия развитию образования в
данном районе, укреплению связей сферы образования района с
районным сообществом, привлечения и эффективного использования
материальных и финансовых средств в сфере образования.
2. Порядок создания Попечительского совета, формирование его
персонального состава и осуществление его деятельности
определяются Положением, утверждаемым Мэром Москвы.
3. Попечительский совет рассматривает:
- перспективы развития сферы образования в районе;
- меры по укреплению связей сферы образования района с
предприятиями и организациями района и города;
- возможные источники поступления материальных и финансовых
средств и объемы средств по этим источникам;
- меры по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых
для функционирования и развития сферы образования района, а также
вопросы повышения эффективности использования привлекаемых
ресурсов;
- направления расходования финансовых средств и использования
имущества сферы образования района;
- отчеты об использовании финансовых средств, привлеченных в
сферу образования района в результате мер, реализованных членами
Попечительского совета.
4. Деятельность членов Попечительского совета осуществляется на
общественных началах.
5. Районная Управа обеспечивает Попечительский совет
необходимой плановой и отчетной информацией и документацией о
состоянии и развитии сферы образования района.
6. По итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к его
компетенции, Попечительский совет может принимать рекомендации,
которые доводятся до сведения районной Управы и районного
Собрания.
Статья 15. Попечительский совет государственной
образовательной организации
1. Попечительский совет государственной образовательной
организации в соответствии с ее уставом может создаваться Советом
образовательной организации либо в инициативном порядке
благотворителями и иными лицами, внесшими пожертвования на
развитие данной организации, с согласия Совета образовательной
организации, в целях содействия развитию образовательной
организации, укреплению ее связей с организациями, действующими на
территории района, привлечению и эффективному использованию
материальных и финансовых средств.
2. В случае, если государственная образовательная организация
получает добровольные пожертвования и целевые взносы от физических
и (или) юридических лиц, создание Попечительского совета или фонда
поддержки образовательной организации является обязательным.
3. Порядок формирования и компетенция Попечительского совета
государственной образовательной организации определяются
законодательством и уставом образовательной организации.
4. Совет образовательной организации имеет право на
мотивированный персональный отвод кандидатур в Попечительский
совет. Решение по предложенным кандидатурам принимается Советом
образовательной организации в течение 1 месяца со дня их внесения.
5. Попечительский совет образовательной организации
рассматривает:
- перспективы развития образовательной организации;
- меры по укреплению ее связей с предприятиями и организациями
района и города;
- меры по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых
для обеспечения деятельности и развития образовательной
организации, а также вопросы повышения эффективности использования
привлекаемых ресурсов;
- намечаемые источники поступления материальных и финансовых
средств и объемы средств, привлекаемых из этих источников;
- намечаемые направления расходования финансовых средств и
использования имущества образовательной организации;
- отчеты об использовании финансовых средств, привлеченных в
результате мер, реализованных членами Попечительского совета.
Попечительский совет образовательной организации осуществляет
надзор за направлением и использованием внебюджетных финансовых
средств, поступивших в образовательную организацию на целевой
основе.
6. Деятельность членов Попечительского совета осуществляется на
общественных началах. Образовательная организация не вправе
выплачивать материальное вознаграждение членам ее Попечительского
совета за их деятельность в этом совете.
7. Руководитель образовательной организации вправе принимать
участие в заседаниях Попечительского совета.
8. По итогам рассмотрения вопросов, отнесенных к его
компетенции, Попечительский совет может принимать рекомендации,
которые доводятся до сведения администрации и Совета
образовательной организации.
Статья 16. Фонд поддержки развития образовательной организации
1. Государственная образовательная организация может, а в
случаях, предусмотренных законодательством, обязана учреждать фонд
поддержки развития данной образовательной организации с целью
привлечения дополнительных финансовых средств и обеспечения
эффективного управления этими средствами.
С согласия Совета образовательной организации в состав
учредителей фонда могут также входить иные юридические и
физические лица. Фонд поддержки образовательной организации
является некоммерческой организацией, учреждаемой в форме фонда.
Устав фонда разрабатывается на основе настоящего Закона, других
правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
2. Средства фонда формируются за счет добровольных
пожертвований и иных предусмотренных законодательством источников.
3. Попечительским советом фонда, осуществляющим надзор за его
деятельностью, является Попечительский совет образовательной
организации.
В случае, если в образовательной организации не создан
Попечительский совет, порядок формирования и деятельности
Попечительского совета фонда определяется уставом фонда.
4. Деятельность членов Попечительского совета фонда
осуществляется на общественных началах.
Глава 4. ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 17. Формы поддержки сферы образования органами власти
города Москвы
Органы власти города Москвы в соответствии со своей
компетенцией, установленной Уставом города Москвы и другими
законодательными актами, признавая особую значимость сферы
образования, оказывают ей поддержку в следующих формах:
1. Образовательным организациям:
- предоставление предусмотренных законодательством города
Москвы льгот по городским налогам и сборам;
- предоставление предусмотренных законодательством города
Москвы льгот по федеральным налогам в части, поступающей в
городской бюджет;
- установление тарифов на оплату коммунальных услуг в размерах,
предусмотренных для бюджетных организаций. Наряду с этим органы
государственной власти города Москвы предоставляют в соответствии
с законодательством города Москвы льготы по городским налогам и
сборам, а также по федеральным налогам в части, поступающей в
городской бюджет, юридическим и физическим лицам, оказывающим
образовательным организациям безвозмездную помощь.
2. Работникам образования:
- учреждение и выделение ежегодных грантов Мэра города Москвы
для поддержки проектов в области образования общегородского
значения;
- обеспечение методической поддержки деятельности работников
образования, в том числе поддержки права педагогических работников
на предусмотренную законодательством свободу выбора и
использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся,
воспитанников;
- бесплатное использование методических ресурсов и получение
консультаций, доступ к которым в телекоммуникационной среде
обеспечивается городскими методическими службами;
- обеспечение права на бесплатное по выбору повышение
квалификации один раз в пять лет в учреждениях профессионального
педагогического образования, имеющих государственную аккредитацию;
- учреждение и выделение премий работникам образования -
лауреатам конкурса "Учитель года города Москвы";
- оказание материальной помощи из фондов социальной поддержки
работников образования при окружных органах управления
образованием.
3. Обучающимся, воспитанникам:
- учреждение и выделение премий обучающимся, воспитанникам
образовательных организаций - победителям олимпиад по учебным
предметам.
4. Положения о грантах Мэра города Москвы в сфере образования,
премиях работникам образования - лауреатам конкурса "Учитель года
города Москвы" утверждаются Мэром Москвы.
Положение о премиях обучающимся, воспитанникам образовательных
организаций - победителям городских олимпиад по учебным предметам
утверждается Правительством Москвы.
Статья 18. Социальные гарантии работникам образования
1. Органы власти города Москвы рассматривают социальную
поддержку работников образования в качестве одной из своих
приоритетных задач.
2. Все педагогические работники и отдельные специалисты
согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы, работающие
в государственных образовательных организациях города Москвы,
получают специальный профессиональный статус работника
образования и соответствующее удостоверение.
Положение о выдаче удостоверения работника образования и его
образец утверждаются Правительством Москвы.
3. Работникам образования в городе Москве Правительством Москвы
устанавливается специальная система надбавок и доплат к заработной
плате и должностным окладам.
4. Работники образования в городе Москве имеют право:
- на льготное обеспечение жилой площадью в пределах социальных
норм при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в
соответствии с законодательством Российской Федерации и города
Москвы;
- на льготное пользование фондами городских государственных
библиотек и льготное посещение городских государственных музейных
и клубных учреждений культуры;
- быть принятыми должностными лицами в связи с запросом
информации по педагогически значимым вопросам;
- на получение льготных путевок в санаторно - курортные и
оздоровительные учреждения с полной или частичной оплатой проезда
(для работников образования, имеющих тяжелые или хронические
заболевания);
- на свободное участие в конкурсах, объявляемых городскими
властями, негосударственными организациями, по проектам и грантам
в области образования;
- на обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
5. Льготы, перечисленные в пунктах 3, 4 настоящей статьи,
устанавливаются распоряжениями Мэра Москвы и постановлениями
Правительства Москвы.
Статья 19. Предоставление информации в сфере образования
1. Городской орган управления образованием организует
предоставление обучающимся, воспитанникам и их родителям (законным
представителям) информации, в том числе информации о
негосударственных образовательных организациях города Москвы,
имеющих государственную аккредитацию, позволяющей осуществлять
обоснованный выбор образовательной организации.
2. Городской орган управления образованием способствует
предоставлению работникам образовательных организаций информации,
необходимой для эффективного осуществления и совершенствования их
профессиональной деятельности, в том числе информации о новом
содержании образования и педагогических технологиях.
3. Порядок предоставления указанной в настоящей статье
информации определяется нормативными правовыми актами Российской
Федерации и города Москвы.
Статья 20. Поддержка органами власти города Москвы
негосударственных образовательных организаций
Органы власти города Москвы, осуществляющие поддержку
негосударственных образовательных организаций, признавая важность
развития негосударственного сектора в сфере образования, проводят
по отношению к негосударственным образовательным организациям
политику, основанную на следующих принципах:
- единство стандартов, требований, норм, правил,
устанавливаемых законодательством для образовательной деятельности
государственных и негосударственных образовательных организаций;
- равенство условий получения государственного заказа на
программы и услуги дошкольного и профессионального образования для
государственных и негосударственных образовательных организаций;
- равенство условий социального обеспечения и оказания
поддержки в формах, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 настоящего
Закона, для работников государственных и негосударственных
образовательных организаций;
- преимущественное предоставление в аренду находящихся в
государственной (городской) или муниципальной собственности
помещений образовательного назначения для целевого использования,
выделение земельных участков в соответствии с квотами,
устанавливаемыми Московской городской администрацией;
- предоставление льгот по арендной плате за нежилые помещения,
находящиеся в городской собственности и используемые для основной
деятельности образовательных организаций;
- включение мер по поддержке развития негосударственного
сектора в сфере образования в Московскую городскую программу
развития образования.
Статья 21. Поддержка инновационной и экспериментальной
деятельности в сфере образования города Москвы
1. Экспериментальной и инновационной деятельностью в сфере
образования города Москвы признается осуществляемая на территории
города Москвы деятельность, направленная на создание, реализацию и
проверку новых образовательных идей, концепций, образовательных,
учебных, воспитательных и обучающих программ, методик, учебно -
методических материалов и образовательных технологий,
организационно - экономических и управленческих моделей в
образовании.
2. Организация экспериментальной и инновационной деятельности в
системе образования города Москвы определяется Московской
городской программой развития образования и реализуется городским
органом управления образованием.
3. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают
финансовую, материально - техническую, информационную, правовую и
иную поддержку образовательным организациям, ведущим
экспериментальную и инновационную образовательную деятельность.
Финансовая и материально - техническая поддержка в сфере
образования оказывается образовательным организациям, ведущим
экспериментальную и инновационную деятельность на основе
проведения открытых конкурсов.
4. Образовательным организациям, ведущим экспериментальную и
инновационную образовательную деятельность, может присваиваться
статус экспериментальных и инновационных образовательных площадок
города Москвы. Порядок присвоения образовательным организациям
статуса экспериментальных и инновационных образовательных
площадок, их аттестации и аудита определяется Положением,
утверждаемым городским органом управления образованием.
Статья 22. Московский городской фонд развития образования
1. В целях поддержки инициативных проектов, способствующих
развитию образования, улучшения инфраструктуры системы образования
города и привлечения внебюджетных средств может быть создан
Московский городской фонд развития образования (далее - МГФРО).
2. МГФРО создается в форме некоммерческой организации. Порядок
создания МГФРО и его деятельности определяется нормативным
правовым актом города Москвы.
3. Средства МГФРО используются для ежегодного проведения
конкурсов грантов на совершенствование образовательных программ,
проведение экспериментов и научных исследований, улучшение
материально - технической и информационной обеспеченности учебного
процесса, а также на иные цели, предусмотренные уставом МГФРО.
В конкурсе на получение грантов, предусмотренных ч. 3 настоящей
статьи, могут участвовать расположенные в городе Москве
государственные и негосударственные образовательные организации, а
также иные некоммерческие организации и граждане.
Распределение грантов осуществляется после проведения
экспертной оценки заявок на основе критериев соответствующих
конкурсов, которые объявляются, исходя из приоритетов политики
города Москвы в сфере образования, представленных в Московской
городской программе развития образования, нормативных правовых
актах города Москвы.
4. МГФРО может оказывать организациям и гражданам платные
услуги, способствующие развитию инфраструктуры образования,
эффективному использованию ресурсов образовательных организаций,
успешному трудоустройству выпускников и решению других задач,
соответствующих целям создания фонда.
Статья 23. Фонд развития образования административного округа
и районный фонд развития образования
1. В целях поддержки инициативных проектов, способствующих
развитию образования, улучшения инфраструктуры системы образования
района и привлечения внебюджетных средств могут создаваться
районный фонд развития образования и фонд развития образования
административного округа.
Фонды являются некоммерческими организациями. Порядок создания
фондов и их деятельности определяется нормативными правовыми
актами города Москвы.
2. Средства фондов формируются за счет добровольных
пожертвований и иных предусмотренных законодательством источников.
3. Попечительским советом фондов, осуществляющим надзор за их
деятельностью, являются Попечительский совет районной Управы в
области образования и Попечительский совет административного
округа в области образования.
4. Деятельность членов Попечительских советов фондов
осуществляется на общественных началах.
5. Средства фондов расходуются по решению Попечительских
советов фондов на развитие сферы образования района и
административного округа в соответствии с их уставными целями.
Глава 5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ИХ УЧРЕДИТЕЛЯМИ
Статья 24. Учредители государственных образовательных
организаций
Учредителями государственной образовательной организации,
входящей в городскую систему образования, выступают от имени
Правительства Москвы отраслевые органы городской администрации,
осуществляющие исполнительно - распорядительные функции в сфере
образования города Москвы.
Статья 25. Имущественные права и обязанности государственных
образовательных организаций и их учредителей
1. Для обеспечения полноценного образовательного процесса
Правительство Москвы закрепляет за государственными
образовательными организациями имущество, в том числе здания и
помещения и иное имущество, необходимое для осуществления
образовательного процесса, исходя из типа, вида и категории
организации, а также его установленной мощности (пропускной
способности).
2. Право государственных образовательных организаций на
получение бюджетного финансирования осуществляется в соответствии
с бюджетным законодательством.
3. Государственная образовательная организация использует
закрепленное за ней имущество и расходует выделенные бюджетные
средства строго в соответствии с их целевым предназначением.
Она не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет
выделенных ей бюджетных средств.
Доходы, полученные государственной образовательной организацией
от разрешенной законодательством деятельности, и приобретенное за
счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное
распоряжение государственной образовательной организации.
Глава 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 26. Бюджетное финансирование образовательных
организаций общего образования
1. Бюджетное финансирование образовательных организаций общего
образования осуществляется за счет и в пределах средств,
выделяемых в бюджете города Москвы на цели финансирования
образования на основе государственных нормативов бюджетного
финансирования в объемах, достаточных для покрытия текущих
расходов образовательных организаций, связанных с образовательным
процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного
оборудования.
2. Городские нормативы бюджетного финансирования
образовательных организаций общего образования ежегодно
устанавливаются в порядке, определяемом бюджетным
законодательством.
Государственные нормативы бюджетного финансирования
образовательных организаций не могут устанавливаться ниже
федеральных нормативов финансирования для соответствующих типов и
видов образовательных организаций.
Статья 27. Городской государственный заказ на программы
и услуги дошкольного образования
1. Финансирование программ и услуг дошкольного образования из
бюджета города Москвы осуществляется на основе государственного
заказа города (далее - городского государственного заказа на
дошкольное образование).
2. Городской государственный заказ на дошкольное образование
обеспечивает адресное предоставление бесплатного и льготного
дошкольного образования детям из семей, отнесенных к категории
особо нуждающихся в услугах дошкольных образовательных
организаций.
Городской государственный заказ на дошкольное образование
устанавливается в расчете на год в показателях приема и
численности воспитанников, получающих бесплатное и льготное
дошкольное образование.
Критерии отнесения семей к этой категории особо нуждающихся в
услугах дошкольных образовательных организаций утверждаются
Правительством Москвы. Критерии устанавливаются с учетом уровня
доходов, состава семей, состояния здоровья детей и родителей и
других факторов. Изменение критериев может производиться не чаще
одного раза в год.
3. Городской государственный заказ на дошкольное образование
распределяется между государственными и аккредитованными
негосударственными образовательными организациями с учетом
мощности (пропускной способности) и числа заявлений о приеме.
Распределение осуществляется комиссией, состав которой
утверждается городским органом управления образованием.
4. Городской государственный заказ на дошкольное образование
ежегодно утверждается Правительством Москвы.
Статья 28. Государственный городской заказ на программы
и услуги профессионального образования
1. Финансирование программ и услуг профессионального
образования из бюджета города Москвы осуществляется на основе
государственного заказа города (далее - городской государственный
заказ на профессиональное образование).
Городской государственный заказ на профессиональное образование
устанавливается в расчете на год в показателях приема, численности
обучающихся и выпуска по соответствующим образовательным
программам и специальностям.
Городской государственный заказ на профессиональное образование
разрабатывается городским органом управления образованием на
основе информации, предоставляемой городской службой занятости.
Городской государственный заказ на профессиональное образование
ежегодно утверждается Правительством Москвы.
2. Городской государственный заказ на профессиональное
образование обеспечивает целевую подготовку кадров в интересах
развития городского хозяйства, экономики и культуры города.
Количественные характеристики городского государственного заказа
на профессиональное образование определяются на основе
перспективных потребностей города в кадрах с учетом
демографической ситуации, масштабов и структуры федерального
государственного заказа на образовательные услуги и возможностей
городского бюджета.
3. Городской государственный заказ на начальное и среднее
профессиональное образование распределяется между государственными
и негосударственными образовательными организациями городским
органом управления образованием на основе Положения, утверждаемого
Правительством Москвы.
4. Городской государственный заказ на услуги высшего
профессионального образования распределяется на конкурсной основе
между государственными и аккредитованными негосударственными
образовательными организациями комиссией, состав которой
утверждается Правительством Москвы.
К целевой подготовке по городскому государственному заказу на
услуги высшего профессионального образования допускаются лица,
успешно сдавшие вступительные экзамены и рекомендованные для
поступления в соответствующее высшее учебное заведение
Правительством Москвы или уполномоченным им органом. Если число
рекомендованных лиц, успешно сдавших вступительные экзамены,
превышает число мест, выделенных высшему учебному заведению для
целевой подготовки по городскому государственному заказу, прием
осуществляется на основе конкурса. Условия конкурса определяются
соглашением высшего учебного заведения и Правительства Москвы и
могут учитывать наряду с результатами вступительных экзаменов
трудовой стаж и другие факторы.
5. Городской государственный заказ на услуги послевузовского
профессионального образования распределяется на конкурсной основе
между государственными и аккредитованными негосударственными
образовательными организациями комиссией, состав которой
утверждается Правительством Москвы.
Прием обучающихся на места, выделенные по городскому
государственному заказу на услуги послевузовского
профессионального образования, осуществляется по направлению
организаций, подведомственных Московской городской администрации,
в пределах устанавливаемых им квот.
Статья 29. Нормативное финансирование государственного заказа
на программы и услуги образования
1. Выполнение городского государственного заказа на программы и
услуги дошкольного и профессионального образования финансируется
на основе государственных нормативов бюджетного финансирования.
Нормативы финансирования городского государственного заказа
утверждаются Правительством Москвы.
В случае снижения норматива он вводится не ранее окончания
текущего учебного года и применяется при расчете ассигнований на
обучение лиц, вновь принимаемых на соответствующую образовательную
программу. Обучение ранее принятых лиц подлежит финансированию по
нормативу не ниже того, который действовал на момент приема.
В случае повышения норматива Правительство Москвы определяет
сроки и порядок его применения для финансирования обучения лиц,
ранее принятых на соответствующие образовательные программы.
2. Расходы на выполнение городского государственного заказа
подлежат корректировке с учетом отсева и численности выпускников.
Порядок корректировки и иные условия выполнения городского
государственного заказа определяются договорами на его выполнение.
3. Городской орган управления образованием осуществляет
регулярный мониторинг выполнения городского государственного
заказа на образовательные услуги.
Статья 30. Договор на выполнение государственного заказа
на программы и услуги образования
1. Взаимные обязательства и ответственность образовательных
организаций и органов власти города Москвы, относящиеся к
выполнению городского государственного заказа на образовательные
услуги, определяются договорами.
Органы, заключающие с образовательными организациями договоры
на выполнение городского государственного заказа, определяются
Правительством Москвы, исходя из характера образовательных
программ.
2. В договоре указываются:
- вид образовательной программы со ссылками на соответствующие
государственный образовательный стандарт (базовый учебный план),
региональный компонент образовательного стандарта (учебного плана)
и особенности учебного плана конкретной образовательной
организации;
- количественная характеристика заказа (численность
обучающихся, прием и выпуск);
- нормативы, по которым осуществляется финансирование заказа;
- порядок и размеры корректировки ассигнований в случае
отклонения фактических показателей приема, численности обучающихся
и выпуска от количественных характеристик заказа;
- меры финансовой и иной ответственности сторон за нарушение
условий договора;
- иные условия, согласованные сторонами.
Статья 31. Формирование и использование внебюджетных
финансовых средств государственной
образовательной организацией
1. Государственная образовательная организация вправе
привлекать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные,
средства за счет выполнения предусмотренных уставом
образовательной организации работ и оказания услуг, а также за
счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических
и (или) юридических лиц, в том числе иностранных.
2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи средства поступают на
расчетный счет образовательной организации и расходуются ею
самостоятельно по смете, утвержденной руководителем
государственной образовательной организации. В случае отсутствия у
государственной образовательной организации собственного
расчетного счета средства поступают на ее субсчет в
централизованную бухгалтерию окружного органа управления
образованием и расходуются руководителем образовательной
организации в соответствии с утвержденной сметой по доверенности,
выданной руководителем окружного органа управления образованием.
Руководитель окружного органа управления образованием обязан
выдать доверенность руководителю государственной образовательной
организации, не имеющей собственного расчетного счета, на
распоряжение внебюджетными финансовыми средствами государственной
образовательной организации, поступившими на ее субсчет в
централизованную бухгалтерию окружного органа управления
образованием.
Снятие внебюджетных средств с субсчета государственной
образовательной организации руководителем окружного органа
управления образованием допускается только при наличии письменного
согласия руководителя образовательной организации.
3. Привлечение государственной образовательной организацией
дополнительных средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не
влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров
его финансирования за счет бюджетных средств.
Статья 32. Предоставление платных дополнительных
образовательных услуг государственными
образовательными организациями
1. Государственные образовательные организации вправе оказывать
населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные
дополнительные образовательные услуги в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
2. Размер платы, взимаемой за оказываемые услуги,
устанавливается государственной образовательной организацией
исходя из спроса на данный вид услуг по согласованию со специально
уполномоченным органом Московской городской администрации по
политике цен.
3. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются
государственной образовательной организацией на основе договора,
заключаемого в порядке, установленном Гражданским кодексом
Российской Федерации.
4. Доход, получаемый от оказания платных дополнительных
образовательных услуг, направляется на обеспечение и развитие
образовательного процесса в данной государственной образовательной
организации.
Статья 33. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом
города Москвы от 14.12.94 N 22 "О законодательных актах города
Москвы".
|