ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 26 января 2000 г. N 11
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНВАЛИДАМ,
ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ПЕНСИОНЕРАМ ПО ВОЗРАСТУ Г. МОСКВЫ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И УСЛУГ, ИНЫХ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ИХ ТРУД
И БЫТ, ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В целях обеспечения законных прав инвалидов на реабилитацию
постановлением Правительства Москвы от 17 марта 1998 года N 183
утвержден Гарантированный перечень реабилитационных мероприятий,
услуг и технических средств для инвалидов Москвы (Региональная
базовая программа реабилитации инвалидов Москвы), предоставляемых
им бесплатно. В системе социальной защиты населения города в
рамках реализации комплексных целевых программ по реабилитации
инвалидов (на 1995-1997, 1998-2000 годы) развивается сеть
специализированных реабилитационных учреждений и служб - создан
Московский центр технических средств реабилитации (МЦСР), а также
отделения социальной реабилитации инвалидов в центрах социального
обслуживания.
Вместе с тем в организации этой работы имеются сложности и
нерешенные вопросы, обусловленные не только дефицитом финансовых
средств, но и недостаточным нормативным, информационным и
методическим обеспечением, отсутствием должного взаимодействия
служб, занимающихся формированием и реализацией индивидуальных
программ реабилитации инвалидов (ИПР) в части социальной
реабилитации.
Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы
Москвы слабо выполняют возложенные на них функции по разработке
инвалидам индивидуальных программ их реабилитации, включающих
мероприятия, технические средства и услуги по социальной
реабилитации.
Несмотря на наличие созданных в последние годы учреждений,
специально предназначенных для осуществления социальной
реабилитации, обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации (ТСР) не внедряется в практику этих учреждений и без
достаточных оснований по-прежнему осуществляется аппаратом
Комитета, отвлекая структурные подразделения от выполнения их
основных видов организационной работы.
До настоящего времени не уточнены функции РУСЗН, ЦСО в вопросах
обеспечения ТСР инвалидов, детей-инвалидов, пенсионеров по
возрасту с учетом новых требований.
Не отработаны формы взаимодействия с городскими организациями
ВОС и ВОГ по обеспечению соответствующими техническими средствами
коммуникативной поддержки инвалидов по зрению и глухих.
Требуют уточнения отдельные положения приказа Комитета
социальной защиты населения Москвы от 14 августа 1997 г. N 148 "О
создании Московского центра технических средств реабилитации" в
части финансирования из средств городского бюджета расходов на
оплату работ, связанных с обеспечением инвалидов ТСР бесплатно, в
связи с принятием за истекший период нормативных правовых
документов на федеральном и городском уровне, в соответствии с
которыми на органы социальной защиты населения возложен ряд
дополнительных функций в этой сфере, направленных на повышение
качества предоставляемых инвалидам реабилитационных услуг.
В целях упорядочения работы органов и учреждений системы
социальной защиты населения Москвы по предоставлению инвалидам,
детям-инвалидам и пенсионерам по возрасту реабилитационных
технических средств и услуг, иных специальных средств и
приспособлений, облегчающих их труд и быт, в соответствии с
Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации
инвалида, утвержденным постановлением Минтруда России от 14
декабря 1996 г. N 14, и Гарантированным перечнем реабилитационных
мероприятий, услуг и технических средств для инвалидов Москвы (пп.
3.1.3 и 3.1.4), утвержденным постановлением Правительства Москвы
от 17 марта 1998 г. N 183, а также Положением о Государственной
службе реабилитации инвалидов г. Москвы, утвержденным
постановлением Правительства Москвы от 08.06.1999 N 514,
приказываю:
1. Утвердить:
- Порядок предоставления инвалидам, детям-инвалидам,
пенсионерам по возрасту реабилитационных технических средств, иных
специальных средств и приспособлений, облегчающих их труд и быт
(приложение N 1);
- Перечень работ (услуг) по предоставлению инвалидам, детям-
инвалидам и пенсионерам по возрасту реабилитационных технических
средств и услуг, иных специальных средств и приспособлений,
облегчающих их труд и быт, протезно-ортопедической помощи за счет
средств городского бюджета (приложение N 2).
2. Возложить на Московский центр технических средств
реабилитации (МЦСР):
- отработку эффективных форм взаимодействия с учреждениями
Государственной службы медико-социальной экспертизы, отделениями
социальной реабилитации инвалидов центров социального
обслуживания, РУСЗН, а также городскими организациями ВОС и ВОГ в
работе по обеспечению инвалидов ТСР на этапе формирования и
реализации ИПР;
- обеспечение инвалидов, детей-инвалидов, пенсионеров по
возрасту (совместно с отделением социальной реабилитации инвалидов
ЦСО) всеми видами ТСР, включая средства для самообслуживания,
коммуникативной поддержки инвалидов по зрению и по слуху, для
передвижения (за исключением автомототранспорта) и другие ТСР,
оплачиваемые Комитетом из средств городского бюджета, а также
приобретаемые инвалидами;
- систематический анализ организации и показателей протезно-
ортопедической помощи жителям Москвы, разработку на его основе
предложений и участие в осуществлении мероприятий, направленных на
повышение качества протезно-ортопедических изделий, сокращение
сроков их изготовления, приближение протезно-ортопедической помощи
к населению, повышение эффективности использования бюджетных
ассигнований, выделяемых на эти цели;
- проработку вопросов деятельности протезно-ортопедических
предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности при рассмотрении их предложений о заключении
договоров с Комитетом социальной защиты населения на оказание
протезно-ортопедической помощи гражданам Москвы.
3. Начальнику Управления реабилитации и медико-социальной
экспертизы (Коняева В.А.), начальнику Главного бюро МСЭ г. Москвы
(Лапшина Г.В.), начальникам бюро МСЭ, директору МЦСР (Дружиненко
А.В.), директорам центров социального обслуживания, имеющих в
структуре отделения социальной реабилитации инвалидов, обеспечить
скоординированную работу по предоставлению инвалидам и пенсионерам
по возрасту реабилитационных технических средств и услуг, иных
специальных средств и приспособлений, облегчающих их труд и быт
(ТСР), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Правительства Москвы.
4. Управлению организации социального обслуживания и
материально-бытового устройства (Кочетов В.Д.) совместно с
Управлением реабилитации инвалидов и медико-социальной экспертизы
(Коняева В.А.), отделом информатизации (Тышлер А.Я.), юридическим
отделом (Хасьянова Р.И.) при разработке дополнений и изменений в
положения об управлениях и отделах Комитета, Положение об
отделении социальной реабилитации инвалидов Центра социального
обслуживания, а также об отделе материально-бытового устройства
РУСЗН в связи с созданием Государственной службы реабилитации
инвалидов Москвы внести в них изменения, вытекающие из функций и
задач МЦСР.
5. Управлению реабилитации инвалидов и медико-социальной
экспертизы (Коняева В.А.) разработать и в двухнедельный срок
представить на утверждение Положение об Управлении реабилитации
инвалидов и медико-социальной экспертизы с учетом передачи в
соответствии с п. 2 настоящего приказа части функции Московскому
центру технических средств реабилитации.
6. Внести дополнения и изменения в пп. 2 и 8 приказа Комитета
социальной защиты населения Москвы от 14 августа 1997 г. N 148 "О
создании Московского центра технических средств реабилитации",
изложив их в следующей редакции:
"2. Установить, что:
2.1. Финансирование МЦСР осуществляется по смете, утверждаемой
Комитетом социальной защиты населения Москвы.
2.2. Финансирование расходов сверх утвержденной Комитетом
сметы, в том числе на приобретение и содержание оборудования,
обслуживание инвалидов, оплату труда внештатного персонала,
транспортные и другие расходы, связанные с деятельностью МЦСР,
может осуществляться другими организациями по договорам с МСЦР".
"8. Планово-экономическому отделу (Филиповская Т.Е.) обеспечить
финансирование МЦСР в части расходов, предусмотренных п. 2.1
настоящего приказа".
7. Начальнику отдела бухгалтерского учета и отчетности
(Смирнова Л.В.) оказать необходимую организационно-методическую и
практическую помощь МЦСР и центрам социального обслуживания,
имеющим в структуре отделения социальной реабилитации инвалидов, в
налаживании работы по ведению соответствующих учетных и отчетных
документов, организации взаимной информации и отчетности, другим
важным вопросом деятельности, связанной с расходованием бюджетных
ассигнований на ТСР для инвалидов, детей-инвалидов и пенсионеров
по возрасту.
8. Директору МЦСР (Дружиненко А.В.):
8.1. В месячный срок разработать и представить на утверждение в
установленном порядке предложения о дополнениях и изменениях в
Положение о МЦСР в соответствии с настоящим приказом.
8.2. Проработать вопрос и внести предложения о целесообразности
использования других организационных форм в целях более
эффективного использования бюджетных ассигнований и постепенного
увеличения объемов поступления внебюджетных средств для
финансирования основных видов деятельности.
9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на
заместителей председателя Комитета Белова А.Г. и Коновалова А.Г.
по направлениям.
Председатель Комитета
И.К. Сырников
Приложение N 1
к приказу Комитета
социальной защиты населения Москвы
от 26 января 2000 г. N 11
ПОРЯДОК
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ПЕНСИОНЕРАМ
ПО ВОЗРАСТУ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ИНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ,
ОБЛЕГЧАЮЩИХ ИХ ТРУД И БЫТ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (от
24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), Примерным положением об
индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденным
постановлением Минтруда России от 14 декабря 1996 г. N 14,
Комплексной целевой программой реабилитации инвалидов Москвы на
1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы
от 17 марта 1998 г. N 183, Гарантированным перечнем
реабилитационных мероприятий, услуг и технических средств для
инвалидов Москвы и Гарантированным перечнем технических средств
реабилитации, предоставляемых инвалидам Москвы бесплатно
(приложения N 2 и 3 к названному постановлению Правительства
Москвы), Временным порядком выплаты денежных компенсаций инвалидам
при реализации индивидуальных программ их реабилитации,
утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11 августа
1998 г. N 616, другими нормативными правовыми актами федерального
уровня и г. Москвы и определяет организацию работы органов и
учреждений социальной защиты населения Москвы и условия
обеспечения инвалидов, детей-инвалидов и пенсионеров по возрасту
реабилитационными техническими средствами, иными специальными
средствами и приспособлениями, способствующими их социально-
бытовой адаптации, за исключением моторных средств передвижения.
1.2. К реабилитационным техническим средствам, иным специальным
средствам и приспособлениям, облегчающим труд и быт инвалидов,
детей-инвалидов и пенсионеров по возрасту (далее именуются
"технические средства реабилитации ТСР"), относятся устройства,
которые благодаря специальным техническим решениям, учитывающим
специфические потребности инвалидов, обладают свойствами,
обеспечивающими компенсацию или устранение ограничений их
способности к бытовой, общественной, профессиональной
деятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким
расстройством функций организма (иные средства реабилитации,
которые не могут быть квалифицированы в качестве технических,
например, собака-проводник, объединяются под этим термином
условно).
1.3. Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов в возрасте до 16
лет (далее именуются "инвалиды") техническими средствами
реабилитации входит в общую систему мер комплексной реабилитации
этих граждан и используется в целях медицинской, профессиональной,
социальной реабилитации.
1.4. Обеспечение техническими средствами медицинской
реабилитации, предназначенными для восстановительного лечения,
реконструктивной хирургии, осуществляется в установленном порядке
соответствующими учреждениями здравоохранения.
1.5. Технические средства реабилитации для обучения и труда -
средства для тренировки способности к обучению (способности к
восприятию и воспроизведению знаний), средства
общеобразовательного, профессионального, гуманитарного обучения,
специальная рабочая мебель, инструменты, механизмы, материалы и
оборудование предоставляются инвалиду учреждением, осуществляющим
его профессиональную реабилитацию (в системе социальной защиты
населения Москвы - Реабилитационный центр для инвалидов).
1.6. Обеспечение техническими средствами социальной
реабилитации, предназначенными для социально-бытовой адаптации и
социально-средовой ориентации, осуществляется органами и
учреждениями социальной защиты населения независимо от вида
получаемой пенсии и органа, осуществляющего пенсионное обеспечение
инвалида, пенсионера по возрасту.
На органы социальной защиты населения действующими нормативными
правовыми документами, принятыми в установленном порядке на
федеральном уровне, возложено также обеспечение граждан всеми
видами протезно-ортопедических изделий и ортопедической обувью,
участие в осуществлении мер, направленных на улучшение организации
и повышение качества протезно-ортопедической помощи населению.
1.7. Технические средства реабилитации предоставляются
инвалидам независимо от группы, причины, сроков инвалидности,
детям-инвалидам в возрасте до 16 лет в соответствии с их
индивидуальными программами реабилитации (ИПР), разрабатываемыми и
утверждаемыми в установленном порядке учреждениями Государственной
службы медико-социальной экспертизы г. Москвы.
Пенсионерам по возрасту, не являющимся инвалидами, нуждающимся
в специальных средствах и приспособлениях, облегчающих их жизнь,
ТСР предоставляются на основании заключения соответствующего
учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы
Москвы (образец заключения - приложение N 1 <*>).
1.8. Условия предоставления ТСР регулируются соответствующими
законодательными, другими нормативными правовыми актами
федерального уровня и г. Москвы.
1.9. Технические средства реабилитации предоставляются при
наличии оснований бесплатно инвалидам, детям-инвалидам и
пенсионерам по возрасту, постоянно проживающим в Москве (имеющим
регистрацию постоянного места жительства в Москве).
Инвалидам, детям-инвалидам, пенсионерам по возрасту, постоянно
зарегистрированным в других регионах России, получающим пенсию по
месту фактического проживания близких родственников (родители,
дети) в связи с неспособностью к самообслуживанию и нуждаемостью в
постоянном постороннем уходе, ТСР соответствующего назначения
могут быть предоставлены только с разрешения Комитета социальной
защиты населения Москвы.
1.10. Технические средства реабилитации предоставляются
инвалидам в постоянное пользование или на сроки, установленные
соответствующими нормативными правовыми актами федерального
уровня, г. Москвы, включая Гарантированный перечень, при
необходимости совместно с органами и учреждениями образования,
культуры, физкультуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства.
ТСР, выданные бесплатно, заменяются после истечения
установленного срока пользования, а также по мере износа по
заключению учреждения, осуществляющего выдачу, ремонт и сервисное
обслуживание ТСР.
Детям-инвалидам в возрасте до 16 лет ТСР заменяются с учетом
изменения роста и других антропометрических данных.
1.11. Замена ТСР после истечения установленного срока их
пользования на новые, а также досрочная замена ТСР детям-инвалидам
производится учреждениями, осуществляющими выдачу, ремонт,
сервисное обслуживание. Досрочная замена ТСР в связи с их
преждевременным износом производится указанными учреждениями при
наличии дополнительного разрешения Комитета.
1.12. Различные виды протезно-ортопедических изделий,
ортопедическая обувь выдаются на сроки и в порядке, определяемом
нормативными документами, принятыми на федеральном уровне.
2. Определение потребности в ТСР
2.1. Потребность в ТСР, включая средства коммуникативной
поддержки инвалидов по зрению и по слуху, определяется
учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы
Москвы (далее - бюро МСЭ) в обязательном порядке в каждом случае
разработки ИПР инвалидам на основании результатов реабилитационно-
экспертной диагностики, оценки реабилитационного потенциала и
реабилитационного прогноза.
Потребность в обеспечении протезно-ортопедическими изделиями,
ортопедической обувью определяется при первичном протезировании и
пенсионерам по возрасту, как правило, лечебно-профилактическими
учреждениями, а в последующем медицинскими отделами протезно-
ортопедических предприятий. При выявлении факта неполучения в
показанных случаях указанных изделий заключение о потребности в
них принимается учреждением Государственной службы медико-
социальной экспертизы Москвы и включается в ИПР инвалида.
2.2. Потребность инвалидов (детей-инвалидов), а также граждан,
не являющихся инвалидами, и пенсионеров по возрасту в протезах и
других протезно-ортопедических изделиях может устанавливаться
соответствующими учреждениями системы здравоохранения г. Москвы.
Необходимость в ТСР для медицинской реабилитации определяется
лечебно-профилактическим учреждением при разработке в целом
медицинских мер реабилитации для формирования ИПР, и предложения
представляются в соответствующее бюро МСЭ вместе с направлением
больного (инвалида) на медико-социальную экспертизу с целью
установления группы инвалидности (категории "Ребенок-инвалид").
2.3. В случаях необходимости бюро МСЭ может привлечь к
формированию ИПР специалистов учреждений, занимающихся
обеспечением инвалидов ТСР, путем получения консультации, участия
в освидетельствовании и в других формах.
2.4. Основанием для определения потребности в ТСР являются
следующие ограничения жизнедеятельности и степень их выраженности,
вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций
организма:
2.4.1. Ограничение способности к самообслуживанию 1, 2 степени,
характеризующееся сохранением способности к самообслуживанию
(способность удовлетворять основные физиологические потребности,
выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной
гигиены) только с помощью вспомогательных средств (контролирование
выделений с помощью адекватных устройств, электростимуляторов,
постоянного мочевого катетера, колостомы и др.; личная гигиена с
помощью специальных приспособлений для удерживания расчески,
зубной щетки, надевания обуви, чулочно-носочных изделий,
использование специальной одежды, столовой посуды, приспособлений
для соблюдения гигиены питания, приготовления пищи, для
обеспечения безопасности манипулирования пальцами, удерживания
предметов).
2.4.2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению
(способность самостоятельно перемещаться в пространстве,
преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках
выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности)
2 степени, при котором сохраняется мобильность с использованием
вспомогательных средств (ходунки, кресла-коляски,
автомототранспорт, поручни, трости и др.).
2.4.3. Ограничение способности к ориентации (снижение осознания
местонахождения во времени и пространстве, способности
идентифицировать предметы и людей, запоминать и понимать связи
между явлениями или предметами, способности охвата ситуации и
возможности справляться с ней) 1 степени, характеризующееся
способностью к ориентации при условии использования
вспомогательных средств.
2.4.4. Ограничение способности к общению (снижение способности
понимания речи, способности разговаривать, слушать, видеть,
писать, понимать знаки и символы, передавать информацию) 2
степени, которое характеризуется способностью к общению с
использованием вспомогательных средств.
2.4.5. Ограничение способности к обучению (к восприятию и
воспроизведению общеобразовательных, профессиональных и других
знаний, овладению социальными, культурными и бытовыми навыками и
умениями) 1 степени, характеризующееся наличием способности к
обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении
специального режима учебного процесса и/или использовании
вспомогательных средств.
2.4.6. Ограничение способности к трудовой деятельности (т.е.
способности осуществлять деятельность в соответствии с
требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы) 2
степени, характеризующееся возможностью выполнять трудовую
деятельность в специально созданных условиях с сохранением
способности выполнять модифицированные альтернативные
профессиональные задачи при наличии специального оборудованного
рабочего места, использовании специальных средств и
приспособлений.
2.4.7. При наличии ограничений способности к обучению 2 степени
создаются условия для обучения в специальных учебных
(реабилитационных) заведениях с использованием в том числе и
вспомогательных средств.
2.5. В зависимости от характера и степени выраженности
нарушенных функций организма и вызванных ими ограничений
жизнедеятельности, явившихся причиной установления инвалидности,
определяется потребность в ТСР с указанием их конкретных видов
и/или их целевого назначения, например "для обучения", "для
трудовой деятельности", "бытовые средства для самообслуживания,
включая средства для приема, приготовления пищи, выполнения
санитарно-гигиенических процедур, надевания и снятия одежды, чулок
(носков), обуви", "средства для активного передвижения и
пассивного перемещения (с помощью других лиц)", "для оснащения
жилища", "коммуникационной поддержки" и др.
3. Порядок обращения инвалидов и предоставления услуг
по обеспечению их ТСР
3.1. При оформлении ИПР в бюро МСЭ в соответствующих графах
указываются показанные ТСР, сроки и условия их предоставления, а
также учреждение (организация), ответственное за исполнение.
Специалист по социальной работе, руководитель бюро МСЭ дают
инвалиду подробные разъяснения о возможности получения ТСР в
реабилитационном учреждении, осуществляющем эту функцию (протезно-
ортопедической помощи на соответствующих предприятиях), а также о
порядке выплаты денежной компенсации в случае приобретения
показанного ТСР (услуги) за счет собственных (других лиц) средств.
В системе социальной защиты населения вопросами обеспечения
инвалидов ТСР для социальной реабилитации занимаются Московский
центр технических средств реабилитации (МЦСР), а также отделения
социальной реабилитации ЦСО или другие учреждения, уполномоченные
на то Комитетом социальной защиты населения Москвы (далее
именуются "реабилитационные учреждения"). Протезно-ортопедические
изделия, ортопедическая обувь производятся и выдаются гражданам,
не являющимся инвалидами, а также инвалидам (детям-инвалидам) и
пенсионерам по старости в установленном порядке специальными
предприятиями (Московское протезно-ортопедическое объединение,
ЦНИИПП, Московская фабрика ортопедической обуви, мастерские по
производству бандажных изделий). В соответствии с действующим
законодательством инвалид имеет право обратиться за получением
протезно-ортопедической помощи и на негосударственное протезно-
ортопедическое предприятие. В этих случаях оплата за изготовление
протезно-ортопедического изделия (или компенсация денежных затрат
на эти цели из собственных средств инвалида) производится по
решению Комитета социальной защиты населения в установленных
размерах и порядке.
3.2. Инвалид обращается с ИПР в МЦСР (отделение социальной
реабилитации, иное реабилитационное учреждение), где уточняется
его потребность в конкретных ТСР, осуществляется их индивидуальный
подбор, обучение пользованию, а в последующем ремонт и сервисное
обслуживание.
Определение потребности инвалида в конкретных ТСР включает
обследование врачом, методистом, а при необходимости проведение
дополнительного медико-социального обследования с использованием
функциональных методов для принятия наиболее оптимального решения
о нуждаемости в конкретных ТСР, предназначенных для устранения или
компенсации социальных последствий ограничений жизнедеятельности,
приведших к инвалидности.
Индивидуальный подбор ТСР включает информацию для инвалида (его
законного представителя) о ТСР, предоставляемых бесплатно и за
счет средств самого инвалида (другого лица), характеристиках ТСР,
показанных инвалиду по ИПР, принятие согласованного решения
(врачом, инженером, методистом) о необходимости внесения
изменений, дополнений в базовую конструкцию ТСР с учетом анатомо-
физиологических особенностей и физических возможностей конкретного
инвалида; техническую подготовку ТСР с учетом потребностей
(комплектация, наладка, регулировка); оценку архитектурно-
планировочных, учебно-производственных характеристик в случаях
подбора ТСР соответственно для оборудования жилого помещения,
учебного места инвалида; формирование заключения о возможных
технологических решениях этих работ.
При этом решение о предоставлении показанной инвалиду
прогулочной велокресла-коляски может быть принято только при
наличии (создании) условий для возможности пользования этим
средством передвижения - лифт с достаточной шириной дверного
проема и площадью пола кабины, устройство пандуса (в том числе
съемного). Кресла-коляски с электроприводом при наличии
медицинских показаний (отсутствие или значительные нарушения
двигательных функций проксимальных отделов обеих нижних
конечностей или ампутационная культя одного бедра при
невозможности протезирования и пользования костылем в сочетании с
отсутствием или значительным нарушением двигательных функций одной
верхней конечности или с умеренным нарушением двигательных функций
обеих верхних конечностей) при сохраненных функциях психической
сферы предоставляются в основном активным инвалидам молодого,
трудоспособного возраста для удовлетворения их потребности в
передвижении к месту учебы, работы, общественной деятельности.
3.3. Если инвалид обратился не в МЦСР, а в реабилитационное
учреждение по месту жительства, то с учетом технических и кадровых
возможностей учреждения также проводится необходимое обследование
инвалида и решается вопрос о нуждаемости в конкретных ТСР и
обучении пользованию и уходу за ними.
При необходимости инвалид направляется в МЦСР, который
окончательно решает все вопросы, включая выдачу ТСР.
При отсутствии необходимости направления инвалида в МЦСР
реабилитационное учреждение, в которое обратился инвалид, в 3-
дневный срок направляется запрос в МЦСР о поставке необходимых
ТСР. МЦСР в этих случаях в 5-дневный срок доставляет ТСР
реабилитационному учреждению, которое осуществляет техническую
подготовку изделия к выдаче.
3.4. В каждом случае подбора инвалиду показанных ТСР намечается
и реализуется программа обучения инвалида (лица, осуществляющего
уход) пользованию ТСР и уходу за ним.
3.5. ТСР, показанное инвалиду в соответствии с ИПР, выдается
инвалиду (лицу, представляющему его интересы) после обучения
пользованию, но не позднее сроков обеспечения, указанных в ИПР.
3.6. Предоставление инвалидам по зрению и глухим
соответствующих ТСР коммуникационной поддержки может быть
организовано с участием московских городских организаций ВОС и
ВОГ, имеющих практический опыт этой работы.
3.7. Все данные о результатах обследования, проведения
адаптационных мер, обучения в реабилитационном учреждении и
конкретных ТСР с указанием их точного наименования, закупочной
стоимости, даты выдачи и обучения, а также необходимости
динамического контроля вносятся в индивидуальную карту
реабилитации инвалида, которая ведется в данном учреждении, а
также в ИПР (в графе "Отметка об исполнении"), имеющейся на руках
у инвалида.
Одновременно эти сведения вводятся в банк данных и доводятся
существующими средствами связи до МУСЗН.
3.8. В случаях обращения инвалида в реабилитационное учреждение
по направлению учреждения Государственной службы медико-социальной
экспертизы Москвы в порядке консультации на этапе формирования ИПР
все сведения о проведенной работе также вносятся в индивидуальную
карту социальной реабилитации и на руки инвалиду выдается
соответствующее консультативное заключение.
4. Условия для предоставления ТСР и денежной компенсации
4.1. Инвалидам, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет,
пенсионерам по возрасту бесплатно предоставляются ТСР, протезно-
ортопедические изделия, ортопедическая обувь в соответствии с
федеральной базовой программой реабилитации инвалидов,
Гарантированным перечнем, утвержденным Правительством Москвы,
иными нормативными правовыми актами федерального уровня и г.
Москвы.
4.2. В пределах перечня ТСР, предоставляемых бесплатно,
инвалиду может быть выдано одно или более, как правило, комплект
ТСР, необходимых для устранения (комплектации) ограничений
выполнения тех или иных функций в бытовой, общественной,
профессиональной деятельности.
4.3. Услуги, связанные с предоставлением ТСР (п. 3.2 настоящего
Порядка), протезированием, ремонтом и сервисным обслуживанием ТСР,
протезно-ортопедических изделий, выданных инвалиду бесплатно,
предоставляются (осуществляются) бесплатно.
4.4. Показанные инвалиду ТСР (услуги по их предоставлению),
обеспечение которыми бесплатно не предусмотрено, включаются в ИПР
с согласия инвалида с отметкой "За счет средств инвалида" и могут
быть предоставлены (проданы) инвалиду МЦСР за счет его собственных
средств (или другого лица, предприятия, учреждения, организации) с
внесением в кассу МЦСР необходимой суммы в любой форме расчета.
4.5. Если предусмотренное ИПР техническое средство (услуга) не
может быть предоставлено инвалиду или если инвалид приобрел
соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет,
то ему выплачивается денежная компенсация в размере стоимости
технического средства (услуги), которое должно быть предоставлено
инвалиду бесплатно.
До принятия специальных решений на федеральном уровне выплата
денежной компенсации инвалидам в Москве производится в строгом
соответствии с Временным порядком выплаты денежных компенсаций
инвалидам при реализации индивидуальных программ их реабилитации,
утвержденным постановлением Правительства Москвы от 11 августа
1998 г. N 616.
4.6. В тех случаях, когда предусмотренное ИПР и Гарантированным
перечнем ТСР (услугу), протезно-ортопедическое изделие <**>
инвалид приобрел за собственный счет, по вопросу выплаты денежной
компенсации он (его законный представитель) обращается в МЦСР с
письменным заявлением и документами, подтверждающими оплату самим
инвалидом денежных сумм на указанные цели. Такими документами, как
правило, являются накладная и кассовый чек торгующей организации,
протезно-ортопедического предприятия, в которых должны быть
указаны наименование товара (изделия), его количество, цена,
сумма, фамилия, имя, отчество инвалида, кому продано и
подтверждение оплаты.
В заявлении инвалид должен указать также банковские реквизиты и
номер его счета.
4.7. Специалисты МЦСР проверяют соответствие приобретенного
инвалидом ТСР (услуги), протезно-ортопедического изделия ИПР, а
также исполнение соответствующих пунктов ИПР.
Решение о выплате денежных компенсаций принимается, если будет
установлено, что инвалид не получил бесплатно показанное ему
аналогичное техническое средство (услугу), протезно-ортопедическое
изделие того же назначения.
Заявление инвалида и приложенные к нему документы об оплате ТСР
(услуги) с отметкой на них суммы, подлежащей к выплате, за
подписью директора МЦСР в 5-дневный срок направляются главному
бухгалтеру Комитета социальной защиты населения Москвы для
осуществления выплаты денежной компенсации.
4.8. В случаях обращения инвалида (его законного представителя)
в МУСЗН, отделение социальной реабилитации по месту жительства о
выплате денежной компенсации его заявление и другие документы,
перечисленные в п. 4.6 настоящего Порядка, в 3-дневный срок
направляются в МЦСР для принятия решения.
-----------------------------------
<*> Не приводится.
<**> Протезно-ортопедическое изделие при первичном
протезировании, проведенном в рекомендуемые ближайшие сроки после
ампутации, выдается, как правило, лицам до направления на медико-
социальную экспертизу, т.е. до установления группы инвалидности. В
этих случаях порядок предоставления протезно-ортопедических
изделий используется тот, который установлен для инвалидов.
Приложение N 2
к приказу Комитета
социальной защиты населения Москвы
от 26 января 2000 г. N 11
ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ (УСЛУГ) ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ
И ПЕНСИОНЕРАМ ПО ВОЗРАСТУ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ И УСЛУГ, ИНЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ПРИСПОСОБЛЕНИЙ,
ОБЛЕГЧАЮЩИХ ИХ ТРУД И БЫТ, ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА
За счет средств, предусмотренных на социальную защиту городским
бюджетом, финансируется выполнение следующих работ (оказание
услуг), выполняемых в МЦСР по предоставлению реабилитационных
технических средств и услуг, иных специальных средств и
приспособлений, облегчающих труд и быт (ТСР) инвалидов, детей-
инвалидов и пенсионеров по возрасту (далее именуются "инвалиды"):
1. Определение потребности инвалида в конкретных ТСР, которое
включает обследование врачом, методистом, проведение при
необходимости дополнительного медико-социального обследования с
использованием функциональных методов для принятия наиболее
оптимального решения о нуждаемости в конкретных ТСР,
предназначенных для устранения или компенсации социальных
последствий ограничений жизнедеятельности, приведших к
инвалидности, оформление соответствующих документов,
осуществляется как на этапе формирования ИПР по просьбе учреждения
Государственной службы медико-социальной экспертизы, так и при
обращении инвалида (его законного представителя) с целью
реализации ИПР, в том числе в порядке консультации по просьбе
отделений социальной реабилитации инвалидов ЦСО.
2. Индивидуальный подбор ТСР, включающий информацию для
инвалида (его законного представителя) о ТСР, предоставляемых
бесплатно и за счет средств самого инвалида (другого лица,
предприятия, учреждения, организации), характеристиках ТСР,
показанных инвалиду по ИПР; принятие согласованного решения
(врачом, инженером, методистом) о необходимости внесения
изменений, дополнений в базовую конструкцию ТСР с учетом анатомо-
физиологических особенностей и физических возможностей конкретного
инвалида; техническую подготовку ТСР с учетом потребностей
(комплектация, наладка, регулировка); оценку архитектурно-
планировочных, учебно-производственных характеристик в случаях
подбора ТСР соответственно для оборудования жилого помещения,
учебного места инвалида; формирование заключения о возможных
технологических решениях этих работ.
3. Обучение пользованию ТСР, сервисное обслуживание и ремонт
ТСР предоставляются инвалидам, имеющим право на получение ТСР, в
установленном порядке бесплатно, в том числе в случаях
приобретения самого средства (услуги) за счет собственных (или
другого лица, предприятия, учреждения, организации) средств.
Расходы на указанные цели включают оплату труда работников,
материалы, запчасти, комплектующие.
4. Ремонт ТСР, который включает:
Подготовительный этап:
- внешний осмотр изделия, составление дефектной ведомости и
определение технического состояния изделия;
- составление ведомости расхода запасных частей и материалов;
- оформление сметной калькуляции.
Мелкий ремонт (4-5 часов):
- профилактические работы (дезинфекция, протирка, промывка и
т.п.);
- замена вышедших из строя деталей и узлов на новые с частичной
разборкой (при необходимости);
- устранение мелких неисправностей;
- сборка, смазка и профилактика, а также стендовые испытания
изделия.
Средний ремонт (5-16 часов):
- профилактические работы (дезинфекция, протирка, промывка и
т.п.);
- разборка и замена деталей и узлов, вышедших из строя (до
50%);
- изготовление отдельных деталей с использованием станочного
оборудования и применением слесарных, механообрабатывающих,
сварочных и покрасочных работ;
- частичная перетяжка (замена) сидений, спинок, подлокотников и
пр. с заменой облицовочного и настилочного материалов;
- ремонт (замена) и регулировка колес, замена подшипников,
исправление "восьмерок" и эксцентриситета;
- замена (вулканизация) камер и покрышек;
- другие доработки по индивидуальным особенностям инвалида
(больного);
- сборка, смазка, а также стендовые испытания.
Капитальный ремонт (15-32 часа):
- полная разборка изделия на детали и узлы для определения
степени их износа;
- определение полного объема ремонтно-восстановительных работ и
составление дефектной ведомости;
- проведение полного ремонта с заменой вышедших из строя
деталей и узлов (с изготовлением необходимых деталей);
- сборка, смазка, профилактика, стендовые испытания.
5. Выполнение работ, связанных с организацией протезно-
ортопедической помощи населению Москвы, включая:
- систематический анализ организации и показателей протезно-
ортопедической помощи жителям Москвы, разработку на его основе
предложений и участие в осуществлении мероприятий, направленных на
повышение качества протезно-ортопедических изделий, сокращение
сроков их изготовления, приближение протезно-ортопедической помощи
к населению;
- анализ структуры стоимости протезно-ортопедических изделий,
принятие мер по сокращению дополнительных расходов и достижение
снижения договорных цен в целях повышения эффективности
использования бюджетных ассигнований, выделяемых на
протезирование;
- проработку вопросов деятельности протезно-ортопедических
предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности при рассмотрении их предложений о заключении
договоров с Комитетом социальной защиты населения на оказание
протезно-ортопедической помощи гражданам Москвы (уточнение
характеристики материально-технической базы, использования
современных технологий изготовления протезно-ортопедических
изделий, состояния кадрового обеспечения, наличия лицензии,
обоснованности структуры цен и др.).
|