УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 февраля 2000 г. N 02-11/7718
О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от
31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы от
17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" объектом обложения по данному
налогу признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в
розницу или оптом за наличный расчет.
Согласно пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской
Федерации реализацией товаров, работ или услуг признается передача
на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или
услугами) права собственности на товары, результатов выполненных
работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг
одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ,
передача права собственности на товары, результатов выполненных
работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом
другому лицу на безвозмездной основе.
Учитывая изложенное, суммы вступительных и ежегодных членских
взносов, направляемые на содержание АСМАП, а также суммы,
внесенные в качестве залога на случай возникновения претензий у
таможенных органов по перевозке грузов к автопредприятиям, не
подлежат обложению налогом с продаж, поскольку не являются
выручкой от реализации товаров, работ или услуг.
2. Согласно статье 7 Таможенной конвенции о международной
перевозке грузов с применением книжки МДП (Женева, 14.11.75)
бланки книжек МДП, направляемые гарантийным объединениям (в данном
случае Ассоциации международных автомобильных перевозчиков
России) иностранными гарантийными объединениями, являющимися их
корреспондентами, или международными организациями (Международным
союзом автомобильного транспорта в Женеве), освобождаются от
уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов и не подвергаются при
ввозе и вывозе каким бы то ни было запрещениям или ограничениям.
Учитывая, что ни Федеральным законом от 31.07.98 N 150-ФЗ, ни
Законом города Москвы от 17.03.99 N 14 не предусмотрено
освобождение от обложения налогом с продаж бланков документов
(в частности бланков строгой отчетности, а также бланков
документов, предусмотренных международными соглашениями и
конвенциями), их стоимость при реализации за наличный расчет
подлежит обложению налогом с продаж.
3. При решении вопроса об обложении налогом с продаж стоимости
услуг, оказываемых АСМАП страховым компаниям, имеющим лицензии,
необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от
31.07.98 N 150-ФЗ и пунктом 3 статьи 2 Закона города Москвы от
17.03.99 N 14 не является объектом обложения по данному налогу
стоимость услуг, предоставляемых страховщиками, оказываемых в
рамках их деятельности, подлежащей лицензированию. Таким образом,
сумма страховых премий, внесенных страхователем в кассу
страховщика наличными денежными средствами, не подлежит обложению
налогом с продаж.
АСМАП при реализации страховых полисов на различные виды
страхования, связанные с автоперевозками, выступает в качестве
посредника между страховщиком (страховой компанией, имеющей
лицензию на соответствующие виды страхования, выданную в
установленном порядке) и страхователем (автомобильным
перевозчиком). В этом случае необходимо руководствоваться общим
порядком исчисления и уплаты налога с продаж при реализации
товаров (работ, услуг) в рамках посреднических договоров,
изложенным в письме Управления МНС России по г. Москве от 23.06.99
N 11-14/17391 "О порядке введения на территории г. Москвы налога с
продаж".
Стоимость услуг посредника (АСМАП) по реализации страховых
полисов на различные виды страхования, связанные с
автоперевозками, включенная в стоимость полиса, поступающая в
кассу АСМАП и удерживаемая им из суммы денежных средств,
перечисляемой комитенту (страховой организации), не подлежит
обложению налогом с продаж. В случае участия АСМАП в расчетах и
удержании в момент перечисления средств страховой компании в счет
оплаты своих услуг части (например, установленного процента)
стоимости реализуемого страхового полиса происходит прекращение
обязательства зачетом (обязательства комиссионера - страховой
компании перечислить полную сумму денежных средств комитенту -
АСМАП и обязательства комитента оплатить услуги комиссионера). При
этом между юридическими лицами (или юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями) не происходит движения денежных
средств в наличной форме или иной форме, приравненной для целей
обложения налогом с продаж к наличному расчету, и, следовательно,
объекта обложения по налогу с продаж не возникает, поскольку
согласно действующему законодательству объектом обложения по
налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг),
реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет либо
оплаченных в иных формах, приравненных для целей исчисления и
уплаты налога с продаж к наличному расчету.
Обращаем внимание на тот факт, что, если АСМАП не участвует
в расчетах за реализуемые страховые услуги (т.е. наличные денежные
средства, минуя его кассу, поступают в кассу страховщика) либо в
полном объеме перечисляет страховой компании денежные средства,
полученные от реализации страховых полисов, после чего страховщик
выплачивает посреднику (АСМАП) комиссионное вознаграждение
наличными денежными средствами, налог с продаж со стоимости
посреднических услуг (комиссионного вознаграждения) должен
исчисляться и уплачиваться в бюджет в общеустановленном порядке.
4. При оказании услуг предприятиям автомобильного транспорта,
являющимся субъектами малого предпринимательства и перешедшим на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ,
необходимо иметь в виду следующее.
Согласно действующему законодательству, регламентирующему
порядок исчисления и уплаты налога с продаж, плательщиками данного
налога являются организации и индивидуальные предприниматели,
реализующие за наличный расчет товары (работы, услуги). При этом
из числа плательщиков данного налога исключены организации,
являющиеся субъектами малого предпринимательства, перешедшие на
упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в
соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от
29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения", учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства, а также
организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на
уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с
Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности".
Налог с продаж является косвенным налогом, т.е. включается
продавцом в цену реализуемых товаров (работ, услуг), фактически
оплачивается их покупателем, но плательщиком косвенных налогов в
бюджет является продавец товара (работы, услуги). Учитывая
изложенное, независимо от статуса покупателя услуг (в частности,
независимо от того, что покупатель является субъектом малого
предпринимательства, перешедшим на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности) при реализации Ассоциацией
международных автомобильных перевозчиков, которая не является ни
субъектом малого предпринимательства, ни плательщиком единого
налога на вмененный доход, своих услуг за наличный расчет их
стоимость подлежит обложению налогом с продаж в общеустановленном
порядке.
5. Что касается обложения налогом с продаж сумм, получаемых от
перевозчиков за оказанные им иностранными фирмами услуги (топливо,
ремонт и др.), то без представления Ассоциацией дополнительных
документов (договоров с перевозчиками, с иностранными фирмами,
оказывающими услуги, и т.п.) ответить на поставленный вопрос
однозначно не представляется возможным.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|