УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 9 марта 2000 г. N 12-3-02/365
О ПРИСВОЕНИИ ИНН ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Управление организации учета налогоплательщиков Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам (далее - МНС России)
рассмотрело поступившее в наш адрес 11.02.2000 обращение от
14.01.2000 N 04-52/11-29 и сообщает ответы на поставленные в нем
вопросы.
1. Вопрос: Налоговые органы Москвы и Московской области требуют
от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению
идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам,
работающим в этих организациях по трудовому договору (контракту).
На основании каких актов федерального законодательства это
делается?
Ответ: Организация работы по учету налогоплательщиков и
присвоению им идентификационных номеров налогоплательщиков
(далее - ИНН) осуществляется налоговыми органами на основании
следующих норм законодательства Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года (далее - Конституция),
установлено, что органы государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения
обязаны соблюдать Конституцию и законы (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 57 Конституции каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах
состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции
Федеральных законов от 09.07.99 N 154-ФЗ, 155-ФЗ и от 02.01.2000
N 13-ФЗ) (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним
федеральных законов о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов и налогоплательщиков -
юридических и физических лиц при постановке их на учет в налоговых
органах установлены в статьях 23, 32, 83, 84 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения
налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет
в налоговых органах.
Согласно пункту 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику
присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе
подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации, и на всей территории Российской
Федерации идентификационный номер налогоплательщика.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения
идентификационного номера налогоплательщика определяются
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Соответствующий порядок и формы документов, используемые при
учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утверждены
приказом МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в
Минюсте России 22.12.98 N 1664) (далее - приказ N 309).
Согласно установленному порядку ИНН присваивается
налогоплательщику - физическому лицу при постановке его на учет в
налоговом органе по месту жительства. Присвоенный ИНН вносится в
выдаваемое налогоплательщику свидетельство о постановке на учет в
налоговом органе (далее - свидетельство), форма которого
утверждена этим же приказом. Свидетельство оформляется на бланке
строгой отчетности и является единственным документом, путем
предъявления которого налогоплательщик подтверждает согласно
законодательству перед третьими лицами факт постановки на учет в
налоговом органе и присвоенный ИНН.
Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию контроля
за выполнением гражданами обязанности, установленной для них
статьей 57 Конституции, в порядке, установленном нормами главы 14
НК РФ.
При проведении налогового контроля налоговые органы
руководствуются также статьей 24 НК РФ, согласно которой
налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам
доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды)
налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а
также представлять в налоговый орган по месту своего учета
документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления, удержания и перечисления налогов.
К налоговым агентам относятся, в частности, указанные в Законе
Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с
физических лиц" (с последующими изменениями) лица (организации,
индивидуальные предприниматели и др.), являющиеся источниками
выплаты доходов физическим лицам.
Налоговый агент несет предусмотренную законодательством
ответственность за недостоверность представленных в налоговый
орган сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому
лицу.
Недостоверность указанных сведений может возникать по причинам
устаревания ранее полученных предприятием персональных данных
физического лица - получателя доходов (замена документов,
изменение имени, адреса места жительства и т.п.) и легко
устраняется путем применения ИНН физического лица. Выявление
случаев неточной идентификации физических лиц в сведениях о
выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами согласно
нормам главы 14 НК РФ в ходе проведения налоговых проверок
источников выплаты доходов.
Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован в
применении ИНН физических лиц в подаваемой в налоговый орган
налоговой отчетности.
Кроме того, налоговые органы руководствуются положениями
гражданского законодательства, в том числе пунктом 1 статьи 11
Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ),
согласно которому персональные данные относятся к категории
конфиденциальной информации. Пунктом 3 данной статьи
предусмотрено, что юридические и физические лица, в соответствии
со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах,
получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации за нарушение режима
защиты, обработки и порядка использования этой информации.
Именно в связи с этими нормами законодательства приказом МНС
России от 19.07.99 N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению
применения идентификационных номеров налогоплательщиков -
физических лиц в налоговой отчетности" (далее - приказ N 224)
предусмотрена возможность применения в налоговой отчетности ИНН
физических лиц взамен их персональных данных.
Следовательно, налоговый агент может быть заинтересован не
указывать в налоговой отчетности персональные данные физических
лиц, если есть возможность указать их ИНН. Для этого ему
необходимо получить сведения об ИНН физических лиц - получателей
доходов. Дополнительно необходимо отметить, что налоговый орган
вправе согласно пункту 2 статьи 432 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - ГК РФ) направить налоговому агенту,
используя указанную его заинтересованность, предложение
распространить для оформления физическими лицами - получателями
доходов бланки заявления физического лица о выдаче ему
свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту
жительства и передать оформленные заявления в налоговый орган. При
получении налоговым органом от налогового агента согласия на
указанное предложение оно считается принятым. Налоговый орган
предоставляет налоговому агенту в требуемом количестве указанные
бланки. Налоговый агент возвращает налоговому органу оформленные
заявления.
Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не
требуют от работодателей организовывать работу по присвоению ИНН
физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт).
2. Вопрос: На основании какого федерального закона налоговые
органы Москвы и Московской области требуют постановки на учет с
присвоением ИНН всех без исключения физических лиц?
Ответ: Если физическое лицо осуществляет предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица либо является
частным нотариусом, частным охранником, частным детективом, оно
согласно нормам статей 11, 83 НК РФ обязано подать заявление о
постановке на учет в налоговом органе по месту жительства. Если
физическое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность
либо частную практику как нотариус, или частный охранник, или
частный детектив, то оно подлежит постановке на учет только в
случае, если в налоговый орган поступила информация от
регистрирующих органов, поименованных в статье 85 Кодекса. В этих
случаях налоговый орган обязан незамедлительно уведомить
физическое лицо о постановке его на учет.
Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не
требуют постановки на учет с присвоением ИНН всех без исключения
физических лиц.
Вместе с тем следует отметить, что необходимость получения ИНН
физическим лицом может возникнуть в связи с обязанностью подать в
налоговые органы декларацию. Это обусловлено нормой, установленной
пунктом 7 статьи 84 НК РФ, требующей указывать ИНН в подаваемых в
налоговый орган документах, и установленной законодательством
ответственностью за недостоверность сведений в подаваемых в
налоговые органы документах.
Приказом N 309 предусмотрено также, что физическое лицо, не
имеющее обязанности встать на учет в налоговом органе, может
получить ИНН и соответствующее свидетельство по желанию, подав
заявление по форме, установленной данным приказом.
Пунктом 2 приказа N 224 руководителям Управлений МНС России по
субъектам Российской Федерации поручено в течение 1999-2000 годов
поэтапно организовать и постоянно контролировать осуществление
подведомственными налоговыми органами мероприятий по присвоению
ИНН физическим лицам - получателям доходов, доведению сведений об
этом до соответствующих источников выплаты доходов и контролю
применения ими указанных ИНН в представляемой в налоговые органы
налоговой отчетности.
Согласно праву, предоставленному Управлениям МНС России по
субъектам Российской Федерации пунктом 8 приказа N 224, Управление
МНС России по г. Москве своим приказом от 12.11.99 N 68
"Об организации работы по присвоению идентификационных номеров
налогоплательщиков физическим лицам - получателям доходов"
(далее - приказ N 68) определило, что проведение данной работы
подведомственными налоговыми органами на соответствующих
территориях в первую очередь осуществляется через состоящие в них
на учете организации - источники выплаты доходов.
Основания для проведения данной работы указаны в ответе на
первый вопрос.
Заинтересованность физического лица в подаче указанного
заявления именно через источник выплаты доходов состоит в
отсутствии необходимости для физического лица в таком случае
посещать налоговый орган с целью подачи этого заявления.
Заинтересованность физического лица в получении ИНН состоит в том,
что при применении ИНН в налоговой отчетности взамен персональных
данных будет обеспечиваться соблюдение прав и свобод человека и
гражданина, установленных нормами пункта 3 статьи 17, статей 23,
24 Конституции (то есть в связи с осуществлением налогового
контроля данного лица не будут нарушаться права и свободы других
лиц, будут обеспечиваться конфиденциальность сведений о гражданах
и доступ каждому к сведениям о себе, а также не будет
ограничиваться свобода передвижения, выбора места пребывания и
места жительства).
3. Вопрос: Каковы юридические последствия отказа физического
лица (не являющегося индивидуальным предпринимателем и не
подпадающего под действие статьи 85 НК РФ) подписать (подать)
заявление в налоговый орган о постановке его на учет?
Ответ: Как указано в ответах на предыдущие вопросы, в
определенных случаях, связанных с применением ИНН физического
лица - получателя доходов, как для самих физических лиц, так и для
источников выплаты им доходов может наступать предусмотренная
законодательством ответственность за недостоверность сведений в
подаваемых в налоговые органы документах.
Никаких непосредственных юридических последствий отказа
физического лица - получателя доходов подписать (подать) заявление
в налоговый орган о выдаче ему свидетельства о постановке на учет
в налоговом органе действующим законодательством Российской
Федерации для физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, не предусмотрено.
Однако такой отказ не ведет к фактической непостановке на учет
в налоговом органе физических лиц, не являющихся индивидуальными
предпринимателями, поскольку налоговые органы обязаны на основе
имеющихся сведений принимать меры к постановке налогоплательщиков
на учет в налоговых органах.
Основные направления работы налоговых органов по постановке на
учет физических лиц - получателей доходов, не имеющих обязанности
встать на учет и подать декларацию о доходах в налоговый орган, и
присвоению им ИНН установлены пунктом 5 упомянутого приказа N 224.
На основе данных учета налогоплательщиков в целях осуществления
налогового контроля МНС России и его органы на местах ведут Единый
государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН).
Получив налоговую декларацию, налоговый орган при контроле
указанных в ней данных вправе проверить достоверность ИНН по
сведениям, включенным в ЕГРН.
В случае, если физическое лицо получило ранее ИНН, но не
указало либо неправильно указало, налоговый орган вправе принять
решение о привлечении его к ответственности, установленной
законодательством.
4. Вопрос: Налоговые органы требуют, чтобы физические лица
подали заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту
жительства. Кем будут возмещены расходы по проезду физического
лица в налоговый орган и обратно?
Ответ: Статьей 37 Конституции за каждым закреплено право на
выбор рода деятельности.
Согласно статье 34 Конституции каждый имеет право на свободное
использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности.
Таким образом, если физическое лицо выбрало себе род
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, оно
добровольно приняло на себя и выполнение соответствующих
обязанностей по соблюдению законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ на индивидуального предпринимателя
возложена обязанность подать заявление о постановке на учет в
налоговый орган по месту жительства.
Физические лица, не относящиеся к индивидуальным
предпринимателям, как указывалось выше, подают заявление о выдаче
свидетельства о постановке на учет в налоговый орган по месту
жительства исключительно на основе свободного волеизъявления. При
этом все без исключения физические лица добровольно берут на себя
расходы по проезду в налоговый орган и обратно для постановки на
учет.
В случае, если физическое лицо не состоит на учете в налоговом
органе либо не может лично участвовать в необходимых процедурах,
оно вправе в соответствии с положениями главы 4 НК РФ уполномочить
на это участие другое лицо, в том числе источник выплаты доходов.
Действующим законодательством Российской Федерации в общем
случае не предусмотрено возмещение расходов на проезд в налоговый
орган и обратно для постановки на учет лицам, принявшим на себя их
добровольно.
5. Вопрос: Обязан ли налоговый орган официально вызвать
физическое лицо для постановки на учет?
Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые
органы обязаны вести в установленном порядке учет
налогоплательщиков.
При этом законодательством о налогах и сборах для налоговых
органов не установлено обязанности вызывать налогоплательщиков с
целью их постановки на учет.
Вместе с тем налоговый орган с указанной целью вправе согласно
нормам главы 28 ГК РФ предложить налогоплательщику посетить
налоговый орган.
6. Вопрос: Обязана ли организация оплатить время отсутствия
физического лица на рабочем месте по причине подачи заявления о
постановке на учет в налоговый орган, в каком размере?
Ответ: Как следует из ответа на четвертый вопрос, посещение
налогоплательщиком налогового органа для подачи заявления о выдаче
свидетельства о постановке на учет происходит добровольно.
При этом организация обязана оплатить время отсутствия
физического лица на рабочем месте в том случае, если она приняла
на себя такие обязательства по договору с физическим лицом,
заключенному согласно упомянутым нормам ГК РФ. От этих
обязательств зависит и размер оплаты.
Начальник Управления
организации учета налогоплательщиков
Министерства РФ
по налогам и сборам
В. Казакова
|