УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 29 марта 2000 г. N 03-12/13005
1. В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 6 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" (с изменениями и дополнениями) установлено, что при
исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически
произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий
(в соответствии с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих
предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного
образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений,
детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного
фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий.
Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах
норм, утвержденных местными органами власти, на территории которых
находятся указанные объекты и учреждения.
Финансирование указанных объектов в порядке долевого участия
может осуществляться как при условии наличия у предприятий права
общей (совместной, долевой) собственности на объект, так и при
наличии договора о совместном использовании сторонами жилищного
фонда или объектов социально - культурной сферы.
Кроме того, организация - инвестор должна заключать договор о
долевом участии в финансировании с балансодержателем объекта и
перечислять средства на его счет.
При этом такой договор должен определять долю расходов,
финансируемую каждой из сторон.
В письме Госкомстата России, Минфина России и Государственной
налоговой службы от 23.12.92 N 17-1-17/179, N 04-02-04,
N ВГ-6-01/458 "О порядке предоставления льгот по налогу на
прибыль" дан перечень объектов социальной инфраструктуры,
находящихся на балансе предприятий, фактические затраты на
содержание которых исключаются из облагаемой налогом прибыли.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 09.07.96
N 02-2-12 при отнесении конкретных объектов к одной из
перечисленных выше категорий объектов социальной инфраструктуры в
целях применения льготы по налогу на прибыль следует
руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного
хозяйства" (ОКОНХ).
Нормативы затрат предприятий и организаций по содержанию
находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения,
народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных
учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов,
жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии
предприятий, принимаемые при определении прибыли, подлежащей
исключению из налогообложения, утверждаются местными органами
власти, на территории которых находятся указанные объекты и
учреждения.
Затраты на содержание указанных объектов должны быть
произведены за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия.
Кроме того, для целей исчисления данной льготы по налогу на
прибыль при долевом финансировании объектов социально -
культурной сферы и жилищного фонда затраты на их содержание
принимаются в пределах норм пропорционально доле расходов,
финансируемой каждой из сторон.
Для целей применения данной льготы к затратам и расходам
предприятий по содержанию названных объектов относятся затраты и
расходы по их текущему содержанию, аналогичные поименованным в
Положении о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов,
учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92
N 552.
Таким образом, если предприятия и организации производят
фактические затраты и расходы на содержание объектов социально -
культурной сферы на основании договоров о долевом участии в
финансировании указанных объектов с балансодержателем данных
объектов и перечисляют средства по вышеуказанному договору
непосредственно балансодержателю, то предприятия и организации
могут заявить указанную льготу по налогу на прибыль в размере
затрат, произведенных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятий и организаций, в пределах утвержденных норм
пропорционально доле расходов, определенной договором о долевом
участии.
При этом следует учесть, что организация - получатель данных
средств, в целях применения данной льготы по налогу на прибыль
должна быть включена в перечень объектов социальной инфраструктуры
в соответствии с Классификатором отраслей народного хозяйства
(ОКОНХ), фактические затраты на содержание которых исключаются из
облагаемой налогом прибыли на основании письма Госкомстата России,
Минфина России и Государственной налоговой службы от 23.12.92
N 17-1-17/179, N 04-02-04, N ВГ-6-01/458.
Учитывая, что законом предусмотрено как условие предоставления
льготы прямое перечисление денежных и иных средств
балансодержателю финансируемого объекта, соответственно
перечисление средств предприятию (организации), не являющемуся
балансодержателем объектов, для целей долевого участия в
содержании других учреждений культуры и спорта не может
рассматриваться в качестве расходов на содержание объектов
социально - культурной сферы в рамках действия льготы.
Следовательно, предприятия и организации, перечисляющие
средства указанному предприятию (организации), не могут получить
льготу в виде освобождения от уплаты налога в части средств,
перечисленных указанному учреждению.
2. В случае, если организация - дольщик заключает договор о
долевом участии в финансировании жилищного фонда с
балансодержателем данных объектов и перечисляет средства по
вышеуказанному договору балансодержателю жилищного фонда, то
организация - дольщик может заявить в порядке, установленном
Законом, указанную льготу по налогу на прибыль в размере затрат,
произведенных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия, в пределах утвержденных норм пропорционально доле
расходов, определенной договором о долевом участии.
3. Если предприятие производит фактические затраты на
содержание находящихся на балансе данного предприятия объектов
социально - культурной сферы и (или) жилищного фонда или заключает
договор о долевом участии в финансировании указанных объектов с
балансодержателем данных объектов и перечисляет средства по
вышеуказанному договору непосредственно балансодержателю, то
предприятие может заявить в порядке, установленном Законом,
указанную льготу по налогу на прибыль в размере затрат,
произведенных за счет прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия, в пределах утвержденных норм, а при долевом участии -
в пределах утвержденных норм пропорционально доле расходов,
определенной договором о долевом участии.
Кроме того, предприятие, пользующееся льготой по налогу на
прибыль в соответствии с вышеуказанным Законом, имеет право
воспользоваться льготой в виде освобождения от уплаты части налога
на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной
сферы, зачисляемой в бюджет г. Москвы, в соответствии с
инструкцией ГНИ по г. Москве от 31.03.94 N 4 "О порядке исчисления
и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально - культурной сферы".
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|