УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2000 г. N 02-11/15943
1. В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и
дополнений) сумма налога, подлежащая внесению в бюджет,
определяется как разница между суммами налога, полученными от
покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами
налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы
(работы, услуги), стоимость которых относится на издержки
производства и обращения.
Таким образом, для того чтобы принять к зачету (возмещению)
налог на добавленную стоимость, покупателем должны быть выполнены
следующие условия:
- товары (работы, услуги), стоимость которых относится на
издержки производства и обращения, должны быть оплачены,
оприходованы, и на эти товары (работы, услуги) у покупателя
должны иметься оригиналы счетов - фактур.
В соответствии с п. 50 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95
N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость" (с учетом изменений и дополнений) при реализации
основных средств сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая
уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога,
учтенной в продажной цене, и суммой налога, не отнесенной на
расчеты до момента продажи основных средств.
Учитывая, что суммы налога на добавленную стоимость по
приобретенному основному средству уже были приняты к зачету
(возмещению) из бюджета, при реализации основных средств
повторное возмещение из бюджета сумм налога на добавленную
стоимость не производится.
Согласно п. 17 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
(с учетом изменений и дополнений) расчеты между хозяйствующими
субъектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам
(работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным
на сумму налога на добавленную стоимость. При расчетах российских
предприятий, учреждений и организаций за реализуемые товары
(работы, услуги) с хозяйствующими субъектами Республики Грузия
применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20
процентов.
При этом следует отметить, что п. 12 вышеназванной инструкции
определяет, что для целей налогообложения экспортными считаются
товары, работы, услуги, экспортируемые за пределы государств -
участников СНГ.
Исходя из изложенного, реализация основного средства
хозяйствующему субъекту Республики Грузия не является экспортной
операцией. Организация правомерна возместить из бюджета налог на
добавленную стоимость, уплаченный поставщику основного средства,
только в том случае, если эти средства оплачены, оприходованы и на
них у покупателя имеются оригиналы счетов - фактур.
При реализации товаров (работ, услуг) за пределы государств -
участников СНГ фактическое возмещение сумм НДС, уплаченных
поставщикам за товарно - материальные ценности (работы, услуги),
использованные при производстве экспортной продукции, может
осуществляться только после документального подтверждения экспорта
в соответствии с требованиями п. 22 инструкции Госналогслужбы
России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на
добавленную стоимость".
Что касается вопроса о правилах взимания налога на добавленную
стоимость при международной торговле в странах СНГ, то в каждом
государстве - участнике СНГ действуют свои законодательные акты о
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
2. В соответствии с п. 17 инструкции Госналогслужбы РФ от
11.10.95 N 39 расчеты с хозяйствующими субъектами государств -
участников СНГ за реализуемые товары (работы, услуги) должны
осуществляться по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на
добавленную стоимость. При этом возмещение (зачет) сумм налога на
добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного
назначения, используемым при оказании услуг, выполнении работ,
производится в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса о порядке возмещения (зачета) из бюджета
сумм налога на добавленную стоимость при реализации товаров
(работ, услуг) на экспорт, то ответ дан в п. 1 настоящего письма.
Следует отметить, что порядок отражения операций по
бухгалтерскому учету находится в компетенции Министерства финансов
Российской Федерации.
3. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1
"О налоге на добавленную стоимость" обороты по реализации товаров
(работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги) являются
объектом обложения этим налогом. Возмещению из бюджета при
осуществлении предприятием бартерных операций товарами,
приобретенными для перепродажи, подлежит сумма налога на
добавленную стоимость, фактически уплаченная поставщикам по этим
товарам, а также материальным ресурсам, которые оприходованы, и их
стоимость относится на издержки обращения.
Основанием для возмещения (зачета) сумм налога на добавленную
стоимость по товарам, расчеты за которые между предприятиями
производятся без фактического движения денежных средств (зачет
взаимных требований, бартерные операции), являются первичные
документы при условии указания в них сумм налога на добавленную
стоимость отдельной строкой, а также наличие счета - фактуры.
В соответствии с Законом РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на
добавленную стоимость" реализация товаров на экспорт как
собственного производства, так и приобретенных освобождена от
налога на добавленную стоимость. Исключений из указанной нормы при
экспорте товаров по внешнеторговым бартерным контрактам
действующим законодательством не предусмотрено.
Пунктом 22 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"
установлен перечень документов, подтверждающих фактический экспорт
товаров, включающий в себя выписку банка, подтверждающую оплату
иностранным лицом экспортируемых товаров. При реализации товаров
на экспорт по внешнеторговым бартерным контрактам,
предусматривающим обмен эквивалентными по стоимости товарами без
использования денежных или иных платежных средств, вместо выписки
банка в соответствии с Указом Президента РФ от 18.08.96 N 1209
"О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"
представляются документы, подтверждающие факт ввоза на таможенную
территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости
товаров, получаемых по бартеру, и их оприходования.
Согласно ст. 7 вышеназванного Закона РФ "О налоге на
добавленную стоимость" при реализации товаров (работ, услуг) на
экспорт налог на добавленную стоимость по материальным ресурсам
производственного назначения, приобретаемым для производства этих
товаров, на издержки производства и обращения не относится, а
зачитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет
средств федерального бюджета.
В связи с изложенным при реализации товаров на экспорт по
внешнеторговым бартерным контрактам зачет или возмещение сумм
налога, уплаченных поставщикам материальных ресурсов, используемых
для производства этих товаров, производится в общеустановленном
порядке после документального подтверждения как факта экспорта
товаров, так и ввоза товаров, получаемых по бартеру, на территорию
Российской Федерации и их оприходования в учете.
Что касается налога на добавленную стоимость при реализации
товаров по бартерным договорам с хозяйствующими субъектами
государств - участников СНГ, то в соответствии с п. 16 инструкции
Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и
уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и
дополнений) суммы налога на добавленную стоимость по товарам,
расчеты за которые между предприятиями производятся без
фактического движения денежных средств (зачет взаимных требований,
бартерные операции и др.), принимаются к зачету на основании
счетов - фактур поставщиков. При реализации товаров по бартерным
договорам с хозяйствующими субъектами государств - участников СНГ
суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным
(оприходованным) товарам принимаются к зачету на основании
первичных учетных документов, подтверждающих их стоимость, в
которых сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.
Кроме того, согласно действующему законодательству суммы налога
на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным)
товарам, в том числе полученным при бартерных операциях,
принимаются к зачету у покупателя по мере их оплаты и
оприходования. При бартерных операциях налог на добавленную
стоимость считается фактически уплаченным поставщику товаров после
исполнения по отношению к нему обязательства по договору мены.
Следует отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от
31.12.97 N 1392 отменено обложение НДС товаров, происходящих с
территории Украины и ввозимых на таможенную территорию РФ. Ранее
такое решение было принято по всем государствам - участникам СНГ,
подписавшим Соглашение от 23.12.93 "Об общих условиях и механизме
поддержки развития производственной кооперации предприятий и
отраслей государств - участников СНГ". Однако после ввоза таких
товаров на территорию России и выпуска их в свободное обращение
они, несмотря на принятые решения, по-прежнему облагаются НДС на
всех стадиях использования и реализации в порядке, установленном
для товаров отечественного производства.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|