УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2000 г. N 15-08/15754
Согласно инструкции Государственной налоговой службы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона
Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль
предприятий и организаций", подлежат налогообложению доходы
иностранных юридических лиц, получение которых не связано с
деятельностью через постоянное представительство, за работы и
любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории
Российской Федерации.
Если международными договорами СССР или Российской Федерации,
ратифицированными в установленном порядке, предусмотрены иные
правила, чем те, которые содержатся в упомянутой инструкции, то
применяются правила международного договора.
В соответствии с п. 6.4 указанной инструкции если получаемые
иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской
Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в
соответствии с международным соглашением об избежании двойного
налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской
Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое
право на получение таких доходов, может подать заявление в местный
налоговый орган о неудержании налога от источника по форме,
указанной в приложении N 11 к инструкции ГНС РФ N 34.
Поскольку местом оказания телекоммуникационных услуг по
передаче сообщений о расчетах и операциях по системе электронной
связи не является территория Российской Федерации, доходы от
оказания такого рода услуг (трафик), получаемые обществом SWIFT от
российских пользователей системой, не относятся к доходам от
источников в Российской Федерации и, следовательно, не облагаются
налогом на доход иностранного юридического лица от источников в
Российской Федерации при их выплате.
Для осуществления своей основной деятельности (обеспечение и
поддержание телекоммуникационной связи между пользователями сети
SWIFT) общество оказывает своим клиентам ряд услуг по типовому
контракту с банками, получая за них соответствующие
вознаграждения.
Платежи, выплачиваемые обществу, включают в себя, как правило,
трафик, вступительные взносы за подключение к системе,
лицензионные платежи за пользование программным обеспечением и его
поддержку (роялти), арендную плату за пользование оборудованием
общества, платежи за услуги по обучению российского персонала
организаций - пользователей системы, платежи за услуги по
установке и техническому обслуживанию оборудования и компьютерной
техники.
В связи с этим при решении вопроса об удержании налога с
доходов общества, выплачиваемых российскими банками - клиентами,
необходимо применять дифференцированный подход, исходя из вида
дохода, получаемого обществом, и места оказания услуг.
Оплата за предоставление банку обществом возможности
тестирования программного обеспечения на "проблему 2000 года" не
подлежит налогообложению у источника выплаты, так как указанная
услуга произведена не на территории Российской Федерации в рамках
основного контракта с обществом.
Оплата документации на программное обеспечение, поставляемой
обществом, как правило, производится на основании отдельно
выставляемых обществом счетов.
Таким образом, указанная документация рассматривается как
товар, ввозимый на территорию Российской Федерации. При этом
доходы, получаемые обществом за документацию, не относятся к
доходам от источников в Российской Федерации, поскольку их
получение не связано с предпринимательской деятельностью или с
постоянным представительством иностранной организации в России. В
связи с этим данные доходы не облагаются налогом у источника
выплаты и оформлять какие-либо формы заявлений для целей
предварительного освобождения указанных доходов не требуется.
Что касается годовой платы за поддержку программного
обеспечения системы иностранного общества, то данные пассивные
доходы общества, как имеющие регулярный и однотипный характер и
относящиеся по Соглашению между Правительством СССР и
Правительством Королевства Бельгия об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества к "другим доходам", могут быть
предварительно (до выплаты дохода источником) освобождены от
налогообложения посредством подачи обществом заявления на
предварительное освобождения от налогообложения в налоговый орган
источника выплаты дохода.
При этом сообщаем, что Министерством Российской Федерации по
налогам и сборам принят во внимание тот факт, что число банков
и других организаций - пользователей сети SWIFT очень велико; для
освобождения указанных доходов от налогообложения в Российской
Федерации возможно использовать заявление на предварительное
освобождение пассивных доходов от источников в Российской
Федерации без проставления в нем отметки компетентного органа
Бельгии, подтверждающей постоянное местопребывание общества в
Бельгии.
Для подтверждения факта постоянного местопребывания общества в
Бельгии в 2000 году к указанным заявлениям, направляемым в
установленном порядке в налоговые органы, необходимо прилагать
копию аттестации Управления прямого налогообложения Министерства
финансов Бельгии от 25.11.99, удостоверяющей постоянное
местопребывание общества в Бельгии.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|