УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 апреля 2000 г. N 15-06/15752
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные
юридические лица уплачивают налоги по доходам, источник которых
находится на территории Российской Федерации.
Согласно п. 5.3 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации
от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных
юридических лиц", изданной на основании Закона РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций", удержание сумм налога с
доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской
Федерации производится по всем видам доходов во всех случаях
выплаты таких доходов, за исключением случаев осуществления
деятельности через постоянное представительство. В случае наличия
международного договора, в котором установлены пониженные ставки
налога или полное освобождение от налогообложения в Российской
Федерации сумм доходов, производится возврат излишне удержанного у
источника выплаты налога.
Указанное положение также подтверждается ст. 7 Налогового
кодекса РФ, согласно которой, если международным договором
Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем
предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с
ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах,
применяются правила и нормы международных договоров Российской
Федерации.
Кроме того, если получаемые иностранным юридически лицом доходы
от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный
характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением
об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению
налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо,
имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать
заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от
источника (п. 6.4 указанной инструкции).
Вместе с тем согласно письму ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N
30-14/27215, изданному на основании письма ГНС РФ от 26.06.98 N
06-1-14/745, доходами, о которых можно заранее сказать, что они
не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и,
следовательно, по которым можно подать заявление на
предварительное освобождение от удержания налога у источника
выплаты, могут быть в основном только пассивные (перечень
пассивных доходов приведен в приложении к письму ГНС РФ от
31.12.97 N ВГ-6-06/928).
Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с
осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или
через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации,
то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная
деятельность иностранного лица к возникновению налоговых
обязательств в России, то есть к образованию постоянного
представительства, или о том, что доходы от такой деятельности
подпадают под освобождение в соответствии с конкретным
соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.
В связи с вышеизложенным предварительное освобождение
иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от
налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской
Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае,
если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об
избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию
постоянного представительства (например, строительная площадка,
существующая менее одного месяца) или как не подлежащая
налогообложению в Российской Федерации деятельность (например,
международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое
лицо должно направить в налоговый орган заявление на
предварительное освобождение по старой форме 1013DT (1996).
В поступившем в инспекцию заявлении по форме 1013DT (1996) на
предварительное освобождение от налогообложения доходов от
источников в Российской Федерации на 2000 год, представленном
российским юридическим лицом по доверенности за иностранное
юридическое лицо (резидент Республики Франция), указан вид дохода
- "Организация перевалки сырой нефти на экспорт". Доходы будут
выплачиваться российским юридическим лицом иностранному
юридическому лицу по договору. Сторонами договора являются
иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) - агент
и российское юридическое лицо - принципал. Предметом договора
является следующее: принципал поручает, а агент принимает на себя
обязательства от своего имени и за счет принципала по организации
перевалки на экспорт сырой нефти через российский морской порт в
количестве, необходимом принципалу. Агент, действуя от своего
имени, производит расчеты с портом за перевалку, организует
экспедиторское обслуживание перевозимой нефти принципала и ее
декларирование на таможне.
Указанный вид деятельности носит активный характер.
Конвенцией между Правительством Российской Федерации и
Правительством Французской Республики об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения
налогового законодательства в отношении налогов на доходы и
имущество от 26.11.96 прямо не предусмотрен такой вид
деятельности, как оказание услуг по организации перевалки сырой
нефти на экспорт (экспедиторское обслуживание перевозимой нефти,
ее декларирование на таможне и т.п.).
Учитывая изложенное, а также письмо ГНИ по г. Москве от
07.09.98 N 30-14/27215, доход, указанный иностранным юридическим
лицом в заявлении по форме 1013DT (1996), предварительному
освобождению не подлежит.
Что касается вопроса о незаконности писем Госналогслужбы РФ от
26.06.98 N 06-1-14/745 и ГНИ по г. Москве от 07.09.98 N
30-14/27215 (изданного на основании указанного письма ГНС РФ),
первое из которых не опубликовано и ни одно из них не
зарегистрировано в Минюсте РФ и таким образом, по утверждению
налогового агента, не имеют юридической силы и не могут служить
законным обоснованием каких-либо позиций или действий налоговых
органов по отношению к налогоплательщикам и налоговым агентам,
разъясняем следующее.
В соответствии со ст. 4 Налогового кодекса РФ Министерство
Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для
своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по
вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не
относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Согласно
постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N
1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации" государственной регистрации подлежат только
нормативные правовые акты.
Кроме того, в соответствии с п. 8.2 инструкции Госналогслужбы
Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и
доходов иностранных юридических лиц", зарегистрированной Минюстом
Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам
и сборам по г. Москве (Госналогслужба Российской Федерации) в
случае внесения изменений в формы документов, установленных
указанной инструкцией, издает новые формы и разъяснения по их
заполнению.
Учитывая изложенное, письмо Госналогслужбы Российской Федерации
от 26.06.98 N 06-1-14/745 не требует государственной регистрации и
обязательно к применению нижестоящими органами налоговой службы
Российской Федерации. На основании указанного письма
Госналогслужбы РФ ГНИ по г. Москве издано письмо от 07.09.98 N
30-14/27215, опубликованное в установленном порядке и подлежащее
применению.
Так как международные договоры имеют приоритет над российским
налоговым законодательством, в данном случае Конвенция между
Правительством Российской Федерации и Правительством Французской
Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в
отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96, то в
соответствии с п. 6.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95
иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) имеет
право подать заявление в территориальный налоговый орган для
осуществления процедуры возврата уплаченного налога на доходы
иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации в
течение года с момента получения дохода.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|