МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПИСЬМО
от 25 апреля 2000 г. N 01-24/6469
О НАПРАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
В соответствии с письмом ГТК России от 02.03.2000 N 02-19/5111
юридическая служба Московского таможенного управления сообщает
следующее.
В целях обобщения правоприменительной практики и определения
эффективности издаваемых нормативных актов ГТК России считаем,
что в распоряжении ГТК России от 24.05.99 N 01-14/615 в редакции
распоряжения ГТК России от 27.12.99 N 01-14/1446 отсутствует
механизм подтверждения вывоза товаров через Республику Беларусь;
это также касается и распоряжения ГТК России от 05.08.98 N
01-14/854 "О создании пунктов принятия уведомлений о ввозе
товаров по процедуре МДП на территорию Российской Федерации", где
на границе России с Белоруссией соответственно созданы пункт
принятия уведомлений только о ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации. Таким образом, таможенные
органы, расположенные на границе Российской Федерации с
Республикой Беларусь, не контролируют вывоз российских товаров в
Республику Беларусь. Недоработка по данному вопросу усложняет
процесс возврата участнику ВЭД НДС со стороны налоговых органов.
По этой проблеме юридической службой Управления было направлено
информационное письмо, в котором говорилось о том, что участились
случаи обращения в Московское таможенное управление участников
внешнеэкономической деятельности - экспортеров товаров по вопросу
подтверждения факта вывоза товаров за пределы таможенной
территории РФ через Республику Беларусь, вызванные тем, что
пограничная таможня, в частности Западный пост Смоленской
таможни, отказывается подтверждать факт вывоза товаров, ссылаясь
на отмену таможенного контроля на границе РФ и Республики
Беларусь.
Приказ ГТК России от 24.11.99 N 815 "Об утверждении Правил
перемещения в упрощенном льготном порядке товаров физическими
лицами через таможенную границу РФ" не дает разъяснения по
формулировке "в количестве, превышающем потребность лица,
перемещающего товары...", т.е. непонятно, какое должно быть
все-таки количество товара, отвечающего личным потребностям
человека. Особенно сложно, на наш взгляд, дать соответствующее
пояснение в отношении товаров, относящихся к верхнему и нижнему
белью, предметам личной гигиены и т.п. (см. подробнее п. "б"
раздела 2 данного приказа).
Далее. Если в ходе таможенного оформления выясняется, что
товары, перемещаемые физическим лицом, предназначены для
коммерческих целей, то к ним согласно п. 7.1 приказа применяется
общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования,
предусмотренные для участников ВЭД. Означает ли это, что
физическое лицо должно выполнить условия, предусмотренные
приказом ГТК России от 01.12.99 N 831 "О порядке учета участников
внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской
Федерации".
Отсутствие четкой позиции по вышеназванным проблемам создает
конфликтные ситуации при осуществлении таможенного контроля.
Что касается таможенного режима "магазин беспошлинной
торговли".
В соответствии с письмом ГТК России от 23.09.99 N 01-15/24969
Комитет разрешил производить магазинам беспошлинной торговли
импорт алкогольной продукции "...без лицензии на импорт водки и
крепких спиртных напитков отдельных наименований, выдаваемой
импортеру согласно установленному порядку Министерством торговли
Российской Федерации...". Требование получения такой лицензии
Министерства торговли Российской Федерации установлено
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября
1992 г. N 854 (в редакции постановления Правительства Российской
Федерации от 02.02.98 N 114 "О лицензировании и квотировании
экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации"). Постановление N 854 устанавливает
исчерпывающий список специфических товаров, импорт которых
подлежит лицензированию, причем перечень крепких спиртных
напитков введен постановлением Правительства Российской Федерации
N 134, на которое делается ссылка в письме от 23.09.99. Таким
образом, владельцу магазина беспошлинной торговли не требуется
лицензия Министерства торговли Российской Федерации для импорта
тех специфических наименований товаров, список которых установлен
постановлением N 854 в редакции постановления Правительства
Российской Федерации N 114.
В то же время письмом от 23.09.99 ГТК России установил
требование о представлении владельцем магазина беспошлинной
торговли при проведении таможенного оформления ввозимых товаров
"лицензии на импорт, хранение и поставку алкогольной продукции,
выдаваемой Министерством Российской Федерации по налогам и
сборам, а также аттестата об аккредитации владельца магазина
беспошлинной торговли как организации, осуществляющей оборот
алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции".
Представляется логичным, что требование к владельцу магазина
беспошлинной торговли о представлении лицензии Министерства по
налогам и сборам при таможенном оформлении должно
распространяться на импорт не всей, а только той продукции,
список которой установлен постановлением Правительства Российской
Федерации N 854 в редакции постановления N 114. Однако на
практике, по словам участников ВЭД, часты случаи, когда
таможенные органы при производстве таможенного оформления и
таможенного контроля алкогольной продукции, не указанной в списке
постановления N 854 в редакции постановления N 114, тем не менее
требуют от владельца магазина беспошлинной торговли представления
лицензии Министерства по налогам и сборам, чем нарушают
требования постановления N 854 и особенности режима магазина
беспошлинной торговли, к которому не могут применяться меры
экономической политики (ст. 52 Таможенного кодекса РФ).
Что касается Положения Банка России и ГТК России о порядке
вывоза физическими лицами из РФ наличной иностранной валюты от
12.01.2000 N 105-П/01-100/1, то в нем отсутствует определение
порядка документального подтверждения гражданином статуса
резидента Российской Федерации при рассмотрении вопроса о
возможности вывоза им наличной иностранной валюты из Российской
Федерации.
В этой связи возникает проблема оформления вывоза иностранной
валюты из России в следующих случаях.
Первое, когда лицо обладает двойным гражданством, когда оно
периодически выезжает из России и въезжает на ее территорию, когда
срок его пребывания как за границей, так и в России не превышает
6 месяцев.
Второе, когда лицо проживает на территории Российской
Федерации с национальным загранпаспортом по регистрационному
свидетельству формы 8.
Также в данном Положении отсутствует регламентация по вывозу
валюты физическими лицами из Российской Федерации в страны СНГ,
где, как известно, нет визового режима. Таким образом, появляется
возможность по беспрепятственному вывозу валюты в страны
Содружества.
Первый заместитель
начальника Управления
генерал - майор таможенной службы
А.Е. Жерихов
|