УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 19 мая 2000 г. N 15-08/21283
В соответствии с российским законодательством (в том числе
налоговым) международные договоры имеют приоритет над внутренним
законодательством. Поэтому для определения налогового статуса
иностранного юридического лица, в частности финляндской фирмы,
осуществляющей деятельность в России, следует руководствоваться
прежде всего Соглашением между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики
об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных
налогов от 06.10.87. Пункт 1 ст. 4 указанного Соглашения дает
общее определение термина "постоянное представительство". Другие
пункты ст. 4 рассматривают некоторые частные случаи образования
постоянного представительства или деятельности иностранного
юридического лица, которая не приводит к образованию постоянного
представительства. Кроме вышеуказанного Соглашения, при
рассмотрении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранного
юридического лица на территории Российской Федерации к образованию
постоянного представительства или нет, следует также
руководствоваться инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации
от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных
юридических лиц" (раздел 1).
Учитывая изложенное, если активная деятельность иностранного
юридического лица, осуществляемая на территории Российской
Федерации, не связана с осуществлением деятельности через
постоянное представительство, то иностранные юридические лица,
получающие такие доходы из источников в Российской Федерации,
являются плательщиками налога с доходов от источников в Российской
Федерации (п. 1.10 инструкции ГНС РФ N 34).
Установление процедур применения соглашений является
прерогативой внутреннего законодательства.
В соответствии с действующим налоговым законодательством
Российской Федерации предусмотренные международными налоговыми
соглашениями льготы по налогообложению для иностранных юридических
лиц предоставляются не автоматически, а при соблюдении
установленных процедур. Такие процедуры установлены положениями
инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации
от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных
юридических лиц". Так, согласно п. 5.1 указанной инструкции лица,
выплачивающие иностранным юридическим лицам доходы от источников в
России, обязаны удержать налог из суммы выплаты и перечислить его
в бюджет.
Неудержание налога (полное или частичное) указанными лицами
(налоговыми агентами) может производиться в случае, если у них
имеется 2-й экземпляр заявления на предварительное освобождение от
налогообложения доходов от источников в Российской Федерации по
форме 1013DT с соответствующими отметками налоговых органов
иностранного государства и России.
В соответствии с п. 6.4 инструкции ГНС РФ N 34 предварительному
освобождению от налогообложения в Российской Федерации подлежат
доходы, получаемые иностранными юридическими лицами из источников
в Российской Федерации, которые имеют регулярный и однотипный
характер, и эти доходы в соответствии с международным соглашением
об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению
налогом в Российской Федерации.
Вместе с тем согласно письму ГНИ по г. Москве от 07.09.98
N 30-14/27215, изданному на основании письма ГНС РФ от 26.06.98
N 06-1-14/745, доходами, о которых можно заранее сказать, что они
не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и,
следовательно, по которым можно подать заявление на
предварительное освобождение от удержания налога у источника
выплаты, могут быть в основном только пассивные (перечень
пассивных доходов приведен в приложении к письму ГНС РФ от
31.12.97 N ВГ-6-06/928).
Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с
осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или
через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации,
то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная
деятельность иностранного лица к возникновению налоговых
обязательств в России, то есть к образованию постоянного
представительства, или о том, что доходы от такой деятельности
подпадают под освобождение в соответствии с конкретным
соглашением, можно лишь в ограниченных случаях.
В связи с вышеизложенным предварительное освобождение
иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от
налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской
Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае,
если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об
избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию
постоянного представительства (например, строительная площадка,
существующая менее одного месяца) или как не подлежащая
налогообложению в Российской Федерации деятельность (например,
международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое
лицо должно направить в налоговый орган заявление на
предварительное освобождение по старой форме 1013DT (1996).
Соглашением между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики
об устранении двойного налогообложения в отношении подоходных
налогов от 06.10.87 прямо не указана деятельность, поименованная в
вашем обращении, осуществляемая финляндской фирмой в Российской
Федерации.
Учитывая изложенное, указанные виды доходов финляндской фирмы
от источников в Российской Федерации не подлежат предварительному
освобождению.
В связи с тем, что в соответствии со ст. 4 Налогового кодекса
РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает
обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и
методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и
сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и
сборах. Кроме того, Министерство Российской Федерации по налогам и
сборам по г. Москве (Госналогслужба Российской Федерации) в случае
внесения изменений в формы документов, установленных указанной
инструкцией, издает новые формы и разъяснения по их заполнению (п.
8.2 инструкции ГНС РФ от 16.06.95 N 34).
Таким образом, письмо Госналогслужбы Российской Федерации от
26.06.98 N 06-1-14/745 и изданное на его основании письмо ГНИ по
г. Москве от 07.09.98 N 30-14/27215 подлежат обязательному
применению.
Так как международные договоры имеют приоритет над российским
налоговым законодательством, в данном случае Соглашение между
Правительством Союза Советских Социалистических Республик и
Правительством Финляндской Республики об устранении двойного
налогообложения в отношении подоходных налогов от 06.10.87, то в
соответствии с п. 6.2 инструкции Госналогслужбы РФ от 16.06.95
N 34 финляндская фирма имеет право подать заявление в
территориальный налоговый орган для осуществления процедуры
возврата уплаченного налога на доходы иностранных юридических лиц
от источников в Российской Федерации в течение года с момента
получения дохода.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|