ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ
РАЗЪЯСНЕНИЯ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ОТ 18.04.2000 N 292 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ РЫНОЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В Г. МОСКВЕ"
Целью постановления Правительства Москвы от 18.04.2000 N 292
"Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве" не является запрет
рыночной торговли. Эта форма торгового обслуживания москвичей
решает важные социальные задачи, она будет развиваться и
совершенствоваться.
Вместе с тем многочисленные жалобы потребителей на нарушения
их прав и законных интересов при приобретении товаров на рынках, а
также выявляемые контролирующими органами нарушения правил
торговли, санитарных норм, налогового законодательства и т. д.
свидетельствуют о необходимости наведения порядка на рынках
города.
Постановлением предусмотрен комплекс правовых, экономических и
административных мер для создания механизма государственного
контроля за соблюдением управляющими компаниями и торгующими
требований, установленных нормативными актами РФ и г. Москвы.
Принципиально новыми являются положения о применении
контрольно - кассовых машин (ККМ) и введении карточки продавца.
Установлено, что с 15 мая 2000 г. вводится обязательное
применение ККМ при расчетах с населением на рынках, ярмарках в
выставочных комплексах и других территориях, отведенных для
осуществления торговли. Указанное положение распространяется
только на рынки, включая реконструируемые в торговые комплексы, и
относится к продаже всех групп товаров в торговых зонах,
расположенных как на открытой (уличной) его территории, так и в
стационарных и некапитальных объектах. Применение контрольно -
кассовых машин относится также и к мелкорозничной торговле
(тележки, лотки и другие средства разносной торговли) в границах
территории рынков.
Без применения контрольно - кассовых машин на рынках
разрешается реализация:
- сельскохозяйственной продукции с лотков (открытых прилавков);
- малоимущими гражданами и пенсионерами непродовольственных
товаров промышленного производства, бывших в употреблении;
- физическими лицами живых животных, птиц, аквариумных рыб и
рептилий, выращенных в домашних условиях для некоммерческих целей,
на зооботанических рынках.
Такой порядок определен на основании постановления
Правительства РФ от 19.12.97 N 1607 "О внесении дополнения в
постановление Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1993 г. N 745", в соответствии с которым
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
соответствующей территории разрешено принимать решения об
ограничении действия перечня субъектов хозяйственной деятельности,
осуществляющих торговые операции с населением за наличный расчет
без применения контрольно - кассовых машин.
В настоящее время стоимость отечественных малогабаритных
автономных контрольно - кассовых машин в зависимости от модели и
завода - изготовителя составляет от 2700 руб. до 3500 руб., при
этом встроенный аккумулятор в соответствии с техническими
характеристиками производителей касс позволяет работать от 24 до
30 часов или обеспечивать выпуск от 500 до 1500 чеков без его
подзарядки, диапазоны температур окружающей среды от +45
до -20 град. С, масса таких касс колеблется от 0,5 до 1,5 кг.
Постановлением Правительства Москвы от 18.04.2000 N 292
"Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве" утверждены
Положение об автоматизированной системе учета торгующих на рынке и
образец карточки продавца, по введению которых на рынках города
уже завершается подготовительная работа.
Введение такой системы позволит решить ряд задач, в том числе
по совершенствованию контроля за легальностью осуществления
торговой деятельности на рынках города, повышению собираемости
налогов, обеспечению защиты прав потребителей, соблюдению
паспортного режима и упорядочению миграционного учета и т.д.
Законодательством РФ, в частности Законом "О защите прав
потребителей" (в ред. Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ, с
изм. и доп. от 17.12.99), постановлением Правительства РФ от
19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных
видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые
не распространяется требование покупателя о безвозмездном
предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного
товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего
качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар
других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или
комплектации", установлено право требования покупателем
необходимой и достоверной информации о продавце продукции. В связи
с этим введение данной системы позволит создать механизм
обеспечения защиты прав потребителей. С другой стороны,
автоматизированная система учета и карточка продавца предоставят
возможность хозяйствующим субъектам избежать проведения
необоснованных проверок со стороны контролирующих органов, а для
контролирующих органов создадут дополнительное визуальное средство
контроля.
Необходимо отметить, что стоимость карточки продавца
предполагается установить от 4 до 20 руб. (в зависимости от срока
действия карточки).
Начальник нормативно - правового отдела
Департамента потребительского рынка и услуг
Е.В. Абрамова
|