Постановление Президиума Московского городского суда
от 15 июня 2000 г.
------------------------------------------------------------------
(извлечение)
Б. вместе с несовершеннолетним сыном, 1976 года рождения,
проживала в Тульской области на территории, подвергшейся
радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, в зоне проживания с правом на отселение.
В июне 1994 г. она с сыном переселилась в комнату размером
18,7 кв. м в трехкомнатной квартире в г. Москве, нанимателем
которой являлся ее бывший муж.
Б. неоднократно обращалась к главе районной управы "Люблино" с
заявлением о внеочередном обеспечении ее благоустроенной жилой
площадью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая
1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред.
Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. и Федеральных
законов от 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 19 ноября 1997
г. и 17 апреля 1999 г.), однако во включении ее в списки на
внеочередное предоставление жилого помещения ей отказано.
Б. обратилась в суд с жалобой на действия главы управы
"Люблино". По ее мнению, они противоречат названному Закону.
Люблинский районный суд г. Москвы 22 июля 1999 г. в
удовлетворении жалобы отказал.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда решение суда оставила без изменения.
Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте
поставил вопрос об отмене судебных решений.
Президиум Московского городского суда 15 июня 2000 г. протест
удовлетворил, указав следующее.
Отказывая заявительнице в удовлетворении жалобы, суд считал,
что Б. в силу п. 7 ст. 17 и ч. 1 ст. 22 Закона Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с
изменениями и дополнениями) имеет право на одноразовое
внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах
государственного и общественного фонда по новому месту жительства,
но жилое помещение может быть ей предоставлено лишь в случае
признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии
с Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г. Москве,
утвержденным постановлением правительства Москвы от 13 мая 1997 г.
Поскольку заявительница проживает в Москве менее 10 лет, то
согласно указанному Положению она не может быть поставлена на учет
нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому, как указал суд,
действия главы управы являются правильными.
С таким выводом суда согласиться нельзя.
При вынесении решения суд первой инстанции правильно сослался
на то, что граждане, выехавшие добровольно на новое место
жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и
в последующие годы, имеют право на одноразовое внеочередное
обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах
государственного и общественного жилого фонда (п. 11 ст. 13, п. 7
ст. 17, ст. 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС").
Однако суд не учел требования ч. 2 ст. 22 Примерных правил
учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных
постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. No. 335
"О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" (в ред.
постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля
1996 г.) и ст. 33 ЖК РСФСР, в силу которых граждане, имеющие право
на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в
отдельные списки на предоставление жилой площади.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 упомянутого Закона Российской
Федерации финансирование расходов по его реализации осуществляется
из федерального бюджета.
Названный Закон является специальным законом прямого действия,
непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных
с катастрофой на Чернобыльской АЭС, расходы на его реализацию
предусмотрены в федеральном бюджете.
Таким образом, граждане, подвергшиеся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выехавшие добровольно
на новое место жительства из зоны проживания с правом на
отселение, должны включаться в месте нового проживания в отдельные
списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление
жилья, и общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении
жилищных условий граждан, предусматривающий в данном случае
проживание в Москве не менее 10 лет, на них не распространяется.
При таких обстоятельствах судебные решения подлежат отмене, а
дело - направлению на новое судебное рассмотрение.
|