ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2000 г. N 738
ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2001-2003 ГГ. И ПРОЕКТЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МОСКВЕ НА 2001 ГОД
Осуществляемые в рамках Комплексной программы промышленной
деятельности на 1998-2000 гг. финансово - экономические,
законодательные и организационные мероприятия по поддержке
промышленности способствовали достижению положительных показателей
в этой отрасли городского хозяйства.
Темп роста объемов промышленного производства в 1999 г.
составил 108% к уровню 1998 г., в первом полугодии т.г. - 113,6%.
Улучшилось финансовое положение промышленных предприятий -
прибыль увеличилась более чем в 2,5 раза, в 1,5 раза сократилось
количество убыточных предприятий, и, как результат, в 2 раза
увеличились поступления налоговых платежей в бюджет города от
промышленности.
Стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы
остается сохранение научно - производственного потенциала города и
его развитие на основе внедрения достижений научно - технического
прогресса, создания благоприятного экономического климата.
Введение в действие Закона города Москвы от 16 июня 1999 года
N 21 "О промышленной деятельности в городе Москве" обусловливает
необходимость разработки механизмов его реализации и
предусматривает дальнейшее развитие проводимой промышленной
политики в части формирования скоординированного комплекса мер,
направленных на законодательное, экономическое, информационное,
организационно - распорядительное регулирование промышленной
деятельности.
В целях выполнения положений указанного закона, формирования и
реализации промышленной политики в 2001-2003 гг. Правительство
Москвы постановляет:
1. Одобрить Основные положения промышленной политики на
2001-2003 гг., принципы формирования, состав и структуру
Комплексной программы промышленной деятельности в Москве как
составной части Программы социально - экономического развития
города Москвы (приложение).
Считать первоочередными приоритетами промышленной политики
2001-2003 гг. создание новой импортозамещающей и
экспортоориентированной продукции, расширение масштабов
действующего производства качественной и конкурентоспособной
продукции на основе реструктуризации организаций промышленности.
2. Департаменту науки и промышленной политики в IV квартале
2000 г. разработать и внести на рассмотрение Правительства Москвы:
- Комплексную программу промышленной деятельности города Москвы
на 2001-2003 гг. (далее - Комплексная программа) с последующим
утверждением объемов финансирования в Московской городской Думе;
- Положение о порядке формирования и ведения городского реестра
объектов промышленности и регистра промышленной продукции.
3. Департаменту науки и промышленной политики совместно с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, провести в IV квартале 2000 г. экспертизу и
конкурсный отбор проектов и мероприятий для включения их в
Комплексную программу.
Установить, что в объеме средств, требуемых на реализацию
проектов и мероприятий, средства городского бюджета не должны
превышать 50% и предоставляться преимущественно на возвратной и
платной основе.
4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
Департаменту финансов г. Москвы предусмотреть в бюджете города на
2001 г. финансовые ресурсы на реализацию мероприятий Комплексной
программы за счет и в пределах средств, выделяемых по статье
бюджета "Проведение мероприятий по поддержке промышленности", а
также лимиты налогового и инвестиционного кредитов.
5. Департаменту науки и промышленной политики продолжить
практику работы по использованию бюджетных средств на компенсацию
части процентной ставки по привлекаемым предприятиями банковским
кредитам для развития производственной базы и пополнения оборотных
средств.
6. В целях рационального использования городских земель,
обеспечения эффективности ресурсопотребления и природопользования,
улучшения экологической обстановки, а также упорядочения работы по
перебазированию организаций науки и промышленности и реорганизации
производственных зон:
6.1. Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве, совместно с Департаментом природопользования и охраны
окружающей среды Правительства Москвы провести инвентаризацию и
комплексное обследование финансово - хозяйственной деятельности
подведомственных организаций науки и промышленности.
6.2. Префектам административных округов в 2-месячный срок
подготовить и представить обоснованные предложения по
перебазированию (выводу) и реформированию организаций науки и
промышленности, находящихся на территории административных
округов.
6.3. Департаменту науки и промышленной политики:
- обобщить и провести экспертизу представленных префектурами
административных округов предложений по перебазированию (выводу) и
реформированию организаций науки и промышленности в целях
включения их в Комплексную программу;
- предусмотреть в рамках средств, выделяемых на поддержку
промышленности, финансирование предпроектных работ по
перебазированию (выводу) и реформированию предприятий, включенных
в Комплексную программу в 2001 г.
7. Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве, Департаменту экономической политики и развития г. Москвы,
префектам административных округов продолжить работу по
образованию территориальных единиц с особым статусом (ТЕОС):
7.1. В IV квартале 2000 г. подготовить конкретные предложения
по развитию ТЕОС, создаваемых на базе организаций науки и
промышленности, для включения в Комплексную программу.
7.2. Считать целесообразным проведение эксперимента по созданию
особого налогового и правового режима в рамках Особой зоны
"Зеленоград".
Префекту Зеленоградского административного округа совместно с
Комитетом по реформированию оборонных предприятий, расположенных в
городе Москве, и Департаментом науки и промышленной политики
внести в IV квартале 2000 г. соответствующий законопроект на
рассмотрение Правительства Москвы с учетом принятых глав части
второй Налогового кодекса Российской Федерации и федерального
закона о введении ее в действие.
8. Префектам административных округов, Комплексу городского
хозяйства, Департаменту науки и промышленной политики, Комитету по
реформированию оборонных предприятий, расположенных в городе
Москве, завершить в 2002 г. работу по передаче объектов жилищного
фонда организаций промышленности в собственность города.
9. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой
информации совместно с Департаментом науки и промышленной политики
в IV квартале 2000 г. разработать предложения по информированию
населения Москвы о содержании проводимой промышленной политики и
мероприятиях Комплексной программы.
10. Департаменту науки и промышленной политики во II квартале
2001 года доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения
настоящего постановления.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
и членов Правительства Москвы по распределению обязанностей.
И.о. Премьера Правительства Москвы
В.П. Шанцев
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 12 сентября 2000 г. N 738
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА 2001-2003 ГОДЫ,
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОСКВЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Г. МОСКВЫ
НА 2001-2003 ГГ.
Достигнутые к 2000 г. положительные результаты промышленной
деятельности в г. Москве в значительной степени обусловлены
проведением промышленной политики, принятой Правительством Москвы
на период 1998-2000 гг., реализация которой осуществлялась в
рамках Комплексной программы промышленной деятельности на
соответствующий период.
Сохраняя преемственность принятых ранее стратегических целей и
задач промышленной политики, Основные положения промышленной
политики на период 2001-2003 гг. сформулированы с учетом
результатов анализа макроэкономической ситуации, состояния
промышленности Москвы за 1998 г. - первое полугодие 2000 г.,
изменений в социально - экономической жизни города.
В соответствии с Законом города Москвы "О промышленной
деятельности в городе Москве" промышленная политика г. Москвы
представляет собой скоординированный комплекс (систему) мер
органов власти г. Москвы, направленных: на содействие развитию
предпринимательской деятельности, конкурентной рыночной среды и
рыночной инфраструктуры в промышленности; на законодательное,
экономическое, информационное, организационно - распорядительное
регулирование в области промышленной деятельности, в т.ч. на
основе предложений общественных объединений и организаций,
Московской торгово - промышленной палаты, предпринимательских
структур.
Цель промышленной политики на 2001-2003 гг. - формирование
условий для расширения масштабов производства и реализации
качественной и конкурентоспособной продукции, создания новой
импортозамещающей и экспорто- и экологоориентированной наукоемкой
и высокотехнологичной продукции, а также обеспечения занятости
населения и увеличения поступлений в бюджет на основе
реструктуризации научно - производственного потенциала, адресных
мер поддержки и защиты московских товаропроизводителей.
Принципиальная схема системы государственного регулирования
промышленной деятельности (рис. 1) основывается на:
- приоритетах промышленной политики в направлении содействия и
уменьшения негативных последствий от промышленной деятельности;
- формах и способах государственного регулирования в области
промышленной деятельности;
- системе обеспечения, включающей правовое, ресурсное,
информационное и организационное обеспечение.
Структура системы обеспечения формируется на основе мероприятий
Комплексной программы (рис. 2).
Приоритетными направлениями промышленной деятельности в городе
в 2001-2003 гг. являются:
- производство продукции для обеспечения первоочередных
потребностей населения, в том числе социально незащищенных слоев,
в продуктах питания, непродовольственных товарах народного
потребления;
- производство продукции для обеспечения потребности
инфраструктуры городского хозяйства (транспортные средства,
строительные материалы, дорожно - коммунальная техника, химическая
и нефтехимическая продукция);
- производство продукции, обеспечивающей повышение технического
уровня предприятий города (станкостроение, электротехника,
электроника);
- создание технологий и производств, повышающих экологическую и
техногенную безопасность в городе;
- создание ресурсосберегающих технологий и производств;
- разработка и производство принципиально новых видов
высокотехнологичной наукоемкой продукции.
Приоритетные направления промышленной деятельности определяют
приоритетные виды продукции (приоритетные товарные группы). В
каждом из перечисленных направлений особое место занимает
продукция, обеспечивающая импортозамещение и экспорт.
Приоритетными объектами государственного регулирования
промышленной деятельности в 2001-2003 гг. являются базовые отрасли
промышленности, базовые предприятия независимо от
организационно - правовой формы, территориальные единицы с особым
статусом (ТЕОС), созданные в сфере промышленности, и объекты
государственной собственности
Рис.1. Принципиальная схема системы государственного
регулирования промышленной деятельности
-----------------------------------¬
------+ ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ +-----¬
¦ L----------------------------------- ¦
--------+----------------------------------------------+---------¬
¦--------------------------¬ ---------------------------------¬¦
¦¦ СОДЕЙСТВИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ¦ ¦УМЕНЬШЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТ- ¦¦
¦¦ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ¦ ¦ВИЙ ОТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ¦¦
¦L-------------T------------ L---------------T-----------------¦
¦--------------+--------------¬ ---------------+--------------¬ ¦
¦¦Создание конкурентоспособной¦ ¦Использование экологически ¦ ¦
¦¦ продукции ¦ ¦вредных и техногенноопасных ¦ ¦
¦L-------------T--------------- ¦производств и их результатов ¦ ¦
¦--------------+---------------¬L--------------T--------------- ¦
¦¦Создание высокотехнологичного¦---------------+----------------¬¦
¦¦производственного потенциала ¦¦Неэффективное использование ¦¦
¦¦ предприятий ¦¦городских ресурсов (земля, ¦¦
¦L-------------T----------------¦энергоносители, трудовые ресур-¦¦
¦--------------+---------------¬¦сы, собственность) ¦¦
¦¦Создание эффективной системы ¦L--------------T-----------------¦
¦¦управления и инфраструктуры ¦---------------+----------------¬¦
¦¦ промышленности ¦¦Территориальне размещение ¦¦
¦L-------------T----------------¦производительных сил (градост- ¦¦
¦--------------+---------------¬¦роительные ограничения, запрет ¦¦
¦¦ Содействие в подготовке ¦¦на новое строительство и т.д.) ¦¦
¦¦ кадрового потенциала ¦L--------------------------------¦
¦L------------------------------ ¦
L--------------T-------------------------------T------------------
---------------+-------------------------------+-----------------¬
¦---------------¬ -----------------¬ -----------------------¬¦
¦¦Меры поддержки¦ ¦ Формы и способы¦ ¦Участие государства ¦¦
¦L--------------- ¦ регулирования ¦ ¦в органах управления ¦¦
¦----------------¬ L----------------- ¦субъектов промышленно馦
¦¦Лицензирование,¦ ¦деятельности ¦¦
¦¦сертификация, ¦ L-----------------------¦
¦¦аттестация ¦ ------------¬ ---------------------¬¦
¦L---------------- ¦ Целевые ¦ ¦Реорганизация и лик-¦¦
¦---------------------¬ ¦ программы ¦ ¦видация предприятий ¦¦
¦¦Ставки налогов для ¦ L------------ L---------------------¦
¦¦г. Москвы, размеры ¦ -------------------¬¦
¦¦тарифов, нормативы ¦ ¦Приватизация ¦¦
¦¦(лимиты) использова-¦ ¦(деприватизация) ¦¦
¦¦ния ресурсов ¦ ¦собственности ¦¦
¦L--------------------- L-------------------¦
¦-------------------¬-------------------¬---------¬-------------¬¦
¦¦Градостроительные ¦¦Нормы и нормативы ¦¦Штрафны妦 Применение ¦¦
¦¦нормы и нормативы ¦¦по защите окружаю-¦¦санкции ¦¦ процедуры ¦¦
¦L-------------------¦щей среды и земле-¦L---------¦ банкротствদ
¦ ¦пользованию ¦ L-------------¦
¦ L------------------- ¦
L------------------------------T----------------------------------
-------------------------------+---------------------------------¬
¦ ----------------------¬ ¦
¦ ¦ Система обеспечения ¦ ¦
¦ L---------------------- ¦
¦-----------¬ ------------¬ ----------------¬ -----------------¬¦
¦¦ Правовое ¦ ¦ Ресурсное ¦ ¦Информационное ¦ ¦Организационное ¦¦
¦L----------- L------------ L---------------- L-----------------¦
L-----------------------------------------------------------------
Рис. 2. Структура системы обеспечения государственного
регулирования промышленной деятельности
-----------------------------------------------------¬
¦ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ¦
¦ ПРОМЫШЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ¦
L---T-----------T---------------T--------------T------
---------+----¬ -----+------¬--------+------¬ ------+---------¬
¦ Правовое ¦ ¦ Ресурсное ¦¦Информационное¦ ¦Организационное¦
¦ обеспечение ¦ ¦обеспечени妦 обеспечение ¦ ¦ обеспечение ¦
L-------------- L------------L--------------- L----------------
-------------------¬ ---------¬ ----------------¬--------------------¬
¦Регулирование про-¦ ¦Финан- ¦ ¦Создание ¦¦Разработка и реа- ¦
¦мышленной деятель-¦ ¦совое ¦ ¦и обеспечение ¦¦лизация в г. Москве¦
¦ности на основе¦ ¦обеспе- ¦ ¦функционирова- ¦¦сбалансированной ¦
¦Закона г. Москвы ¦ ¦чение ¦ ¦ния "Системы¦¦системы программ, ¦
¦"О промышленной ¦ ¦промыш- ¦ ¦информационно -¦¦в том числе: ¦
¦деятельности в го-¦ ¦ленной ¦ ¦аналитического ¦L--------------------
¦роде Москве", раз-¦ ¦деятель-¦ ¦обеспечения ¦ ---------------------¬
¦работка и принятие¦ ¦ности ¦ ¦принятия реше-¦ ¦- Программы социаль-¦
¦подзаконных актов ¦ L--------- ¦ний по вопросам¦ ¦но - экономического ¦
L------------------- --------¬ ¦государственно-¦ ¦развития г. Москвы¦
-------------------¬ ¦Кадро- ¦ ¦го регулирова-¦ ¦(основополагающая ¦
¦Реализация Закона¦ ¦вое ¦ ¦ния промышлен-¦ ¦программа); ¦
¦города Москвы "О¦ ¦обеспе-¦ ¦ной деятельнос-¦ ¦- Комплексной прог-¦
¦городских государ-¦ ¦чение ¦ ¦ти в г. Москве"¦ ¦раммы промышленной¦
¦ственных заказах" ¦ ¦промыш-¦ ¦(СИНФОР - Про- ¦ ¦деятельности, в сос-¦
L------------------- ¦ленной ¦ ¦мышленность), ¦ ¦таве которой разра-¦
---------------------¬ ¦деятель¦ ¦в том числе: ¦ ¦батываются и реали-¦
¦Разработка и при- ¦ ¦ности ¦ L---------------- ¦зуются программы¦
¦нятие новых зако- ¦ L-------- ------------------¬¦промышленной дея-¦
¦нодательных актов ¦ ---------¬ ¦- создание едино-¦¦тельности базовых¦
¦в том числе: ¦ ¦Обеспе- ¦ ¦го информацион- ¦¦отраслей и функцио-¦
¦- Закона г. Москвы ¦ ¦чение ¦ ¦ного пространс- ¦¦нальные программы¦
¦"О составе, порядке ¦ ¦промыш- ¦ ¦тва промышленнос-¦¦направленные на реа-¦
¦разработки и реали- ¦ ¦ленной ¦ ¦ти; ¦¦лизацию приоритетов¦
¦зации программы со- ¦ ¦деятель-¦ ¦- проведение ¦¦промышленной полити-¦
¦циально - экономи- ¦ ¦ности ¦ ¦комплексной ин- ¦¦ки ¦
¦ческого развития ¦ ¦матери- ¦ ¦вентаризации ор- ¦L---------------------
¦в г. Москве" ¦ ¦альными ¦ ¦ганизаций науки ¦ ---------------------¬
¦- Закона г. Москвы ¦ ¦ресур- ¦ ¦и промышленности ¦ ¦Создание эффективной¦
¦"Об инвестиционной ¦ ¦сами на ¦ ¦в г. Москве в це-¦ ¦системы государст- ¦
¦деятельности на ¦ ¦основе: ¦ ¦лях формирования ¦ ¦венного управления ¦
¦территории ¦ ¦ис- ¦ ¦информационной ¦ ¦и инфраструктуры ¦
¦г. Москвы" ¦ ¦пользо- ¦ ¦базы в сфере ¦ ¦промышленности, ¦
¦- Закона г. Москвы ¦ ¦вания ¦ ¦промышленности, ¦ ¦в том числе: ¦
¦"Об информационных ¦ ¦городс- ¦ ¦формирования ¦ ¦- совершенствование ¦
¦ресурсах и информа- ¦ ¦кой ин-¦ ¦схемы размещения ¦ ¦структуры органов¦
¦тизации в г. Москве,¦ ¦женерной¦ ¦производительных ¦ ¦исполнительной влас-¦
¦- Закона г. Москвы ¦ ¦инфраст-¦ ¦сил промышлен- ¦ ¦ти г. Москвы ¦
¦"О трехсторонней ¦ ¦руктуры;¦ ¦ности, выявления ¦ ¦- совершенствование¦
¦комиссии органов ¦ ¦- под- ¦ ¦организаций нау- ¦ ¦системы управления¦
¦власти г. Москвы, ¦ ¦держки ¦ ¦ки и промышлен-¦ ¦непосредственно ¦
¦объединений профсо- ¦ ¦коопера-¦ ¦ности, полностью ¦ ¦субъектами промыш-¦
¦юзов и предпринима- ¦ ¦ционных ¦ ¦утративших науч- ¦ ¦ленной деятельности,¦
¦телей" ¦ ¦и интег-¦ ¦ный и производс- ¦ ¦создание среднего¦
¦- законодательной ¦ ¦рацион- ¦ ¦твенный потенци- ¦ ¦(отраслевого) звена¦
¦базы, определяющей ¦ ¦ных свя-¦ ¦ал; ¦ ¦управления; ¦
¦экономический и ¦ ¦зей и ¦ ¦- организация ¦ ¦- создание институ-¦
¦правовой статус ¦ ¦промыш- ¦ ¦ведения Регистра ¦ ¦тов гражданского об-¦
¦функционирующих и ¦ ¦ленности¦ ¦промышленной про-¦ ¦щества - некоммер- ¦
¦вновь создаваемых в ¦ L--------- ¦дукции и Реестра ¦ ¦ческих организаций,¦
¦сфере промышленнос- ¦ ¦объемов промыш- ¦ ¦объединенных профес-¦
¦ти ТЕОС (на основа- ¦ ¦ленности; ¦ ¦сиональными интере-¦
¦нии ст. 4 Закона ¦ ¦- ведение мони- ¦ ¦сами участников; ¦
¦г. Москвы "О терри- ¦ ¦торинга по про- ¦ ¦- дальнейшее разви-¦
¦ториальных единицах ¦ ¦мышленности; ¦ ¦тие системы управле-¦
¦с особым статусом ¦ ¦- решение ана- ¦ ¦ния реализацией¦
¦в г. Москве" ¦ ¦литических и ¦ ¦Комплексной програм-¦
L--------------------- ¦прогнозных задач ¦ ¦мы, а также системы¦
--------------------¬ L------------------ ¦управления реализа-¦
¦Внесение изменений ¦ ¦цией программ про-¦
¦в Законы г. Москвы,¦ ¦мышленной деятель-¦
¦устанавливающие ¦ ¦ности базовых отрас-¦
¦предоставление ¦ ¦лей и функциональных¦
¦льгот и преференций¦ ¦программ ¦
L-------------------- L---------------------
Базовые отрасли промышленности - отрасли (подотрасли)
промышленности, осуществляющие приоритетные виды деятельности и
производящие приоритетные виды продукции. В 2001-2003 гг. к
базовым отраслям предполагается отнести:
- машиностроение с приоритетами в области автомобилестроения и
станкостроения;
- легкую и текстильную промышленность с приоритетом швейного
производства;
- пищевую промышленность;
- химическую и нефтехимическую промышленность;
- предприятия оборонно - промышленного комплекса, работающие по
комплексным договорам с Комитетом по реформированию оборонных
предприятий, расположенных в г. Москве;
- совокупность специализированных предприятий, применяющих труд
инвалидов.
Базовые предприятия промышленности - предприятия, имеющие
социально - экономическую значимость для города по следующим
признакам: производство продукции приоритетной товарной группы,
объемы платежей в бюджет, занятость населения, объем производства
и реализации продукции. Базовые предприятия могут принадлежать как
базовым, так и небазовым отраслям промышленности.
В состав базовых предприятий в 2001-2003 гг. включаются в
первую очередь структурообразующие предприятия промышленности и
отраслевой науки, по вопросам поддержки развития которых приняты
(АМО ЗИЛ, ОАО "Москвич", ОАО "Московский подшипник", ОАО
"Трехгорная мануфактура", ОАО "ММЗ "Серп и молот") или будут
приняты постановления Правительства Москвы.
ТЕОС, созданные в сфере промышленности, - единицы
территориального устройства г. Москвы, действующие на основании
Положения о ТЕОС, предусмотренного Законом города Москвы
"О территориальных единицах с особым статусом в городе Москве",
имеющие собственное наименование, особый правовой статус, особый
режим хозяйственной деятельности в сфере промышленности, органы
управления.
Политика г. Москвы в области создания и поддержки ТЕОС в сфере
промышленности в 2001-2003 гг. предусматривает:
- дальнейшую поддержку предприятий электронной промышленности,
являющихся участниками особой зоны г. Зеленограда, в том числе на
основе создания специального налогового режима на региональном
уровне для юридических лиц, участвующих в реализации Целевой
программы развития ТЕОС на базе предприятий электронной
промышленности г. Зеленограда;
- поддержку вновь созданной ТЕОС "Торий";
- создание новых ТЕОС на базе предприятий оборонно -
промышленного комплекса (в настоящее время прорабатывается вопрос
о создании ТЕОС "Тушино" на базе предприятий и научных организаций
авиационной промышленности, расположенных на территории районов
Покровское - Стрешнево и Южное Тушино.
Объекты государственной собственности в промышленности
г. Москвы - государственные унитарные предприятия и доли г. Москвы
в имуществе субъектов промышленной деятельности.
Основными направлениями промышленной политики г. Москвы в
2001-2003 гг. являются:
- поддержка предприятий промышленности и научных организаций
г. Москвы, включая специализированные предприятия, применяющие
труд инвалидов;
- создание и обеспечение условий для развития ТЕОС в
промышленной сфере, в том числе на основе создания благоприятного
инвестиционного климата путем применения специальных налоговых
режимов на региональном уровне для субъектов промышленной
деятельности - участников целевых программ развития ТЕОС в сфере
промышленности;
- содействие в решении общеотраслевых проблем промышленности;
- введение ограничений на негативное влияние организаций
промышленности и науки на экологию города;
- поддержка повышения эффективности использования городской
собственности и стратегических ресурсов города;
- оптимизация состава и структуры промышленности г. Москвы,
предусматривающая наряду с вышеперечисленным рациональное
территориальное размещение на основе перебазирования (вывода),
реформирования и ликвидации предприятий промышленности;
- финансовое оздоровление предприятий промышленности;
- обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;
- создание условий для сохранения и эффективного использования
научно - производственного потенциала Москвы;
- создание условий для скорейшего восполнения дефицита в кадрах
промышленности.
Основными направлениями политики поддержки предприятий
промышленности Правительством Москвы в 2001-2003 гг. являются:
финансирование предприятий на безвозмездной и безвозвратной
основе преимущественно для:
компенсации части процентной ставки за кредиты коммерческих
банков предприятиям на пополнение оборотных средств;
поддержки реализации целевых функциональных программ,
направленных на обеспечение промышленной деятельности (подготовка
и переподготовка кадров промышленности, реализация имиджевой
политики, формирование единого информационного пространства
промышленности и т.п.);
- финансирование программ (проектов, мероприятий) в виде
долевого участия, их бюджетное кредитование, предоставление
налоговых льгот преимущественно для обеспечения реализации
инновационно - инвестиционных проектов в целях расширения
масштабов производства качественной и конкурентоспособной
продукции, а также создания новой наукоемкой и высокотехнологичной
продукции;
- использование льготных ставок арендных платежей, льготных
тарифов на энергоресурсы для повышения ценовой
конкурентоспособности продукции московских предприятий;
- создание специальных налоговых режимов для субъектов
промышленной деятельности - участников реализации целевых программ
развития ТЕОС в сфере промышленности;
- обеспечение реального права преимущественного предоставления
городского заказа московским предприятиям в качестве меры
поддержки, используемой для расширения производства и роста объема
продаж продукции. В период 2001-2003 гг. городской заказ следует
рассматривать в качестве важнейшего рычага государственного
регулирования промышленной деятельности, одним из основных
стабилизирующих факторов финансово - хозяйственной деятельности
предприятий промышленности. При этом следует переходить от
заключения договоров через посредников к прямым договорам между
городскими заказчиками и предприятиями - производителями.
В 2001-2003 гг. порядок предоставления мер поддержки
предприятиям промышленности со стороны Правительства Москвы
основывается на следующих принципах: адресность (при наличии у
предприятия соответствующего проекта); договорная основа;
преимущественно компенсационный характер; конкурсность;
информационная прозрачность; баланс интересов социального
партнерства.
Основные направления политики по уменьшению негативных
последствий от промышленной деятельности:
- ограничения на использование экологически вредных и
техногенноопасных производств и их результатов:
установление системы норм и нормативов и системы штрафных
санкций, стимулирующих переход организаций промышленности на
ресурсосберегающие и экологические технологии и оборудование;
вывод из города и ликвидация экологически вредных и
техногенноопасных производств.
В целях формирования экологически чистых и безопасных
производств, а также формирования промышленного потенциала,
отвечающего требованиям международных стандартов, в составе
Комплексной программы предусматриваются программы "Промышленность
и экология" и "Качество и сертификация";
- ограничения неэффективного использования городских ресурсов
(земля, энергоносители, трудовые ресурсы, городская
собственность):
отчуждение от предприятий и передача в пользование городу
неэффективно используемых участков земли и других объектов
недвижимости;
нормирование расходования энергетических ресурсов,
установление более высоких тарифов за сверхнормативное
использование ресурсов для организаций, в технологии производства
которых отсутствуют энергосберегающие элементы;
введение системы плановых показателей работы для субъектов
городской и смешанной (с участием города) собственности с
ориентацией на повышение их прибыльности и бюджетоотдачи;
ведение мониторинга показателей эффективности использования
городских ресурсов.
Одновременно в качестве стимулирующих направлений
предусматриваются: производство энерго- и ресурсосберегающих
технологий и техники; вторичное использование энергетических и
других ресурсов; использование трудовых ресурсов, оцениваемое по
показателям производительности труда и использования рабочего
времени;
- ограничение на территориальное размещение производительных
сил:
запрет и ограничение на создание новых промышленных
производств в историческом центре г. Москвы, селитебных зонах,
зонах рекреации и т.п.;
перебазирование и вывод предприятий из исторического центра
г. Москвы;
перебазирование и вывод предприятий из других территорий в
соответствии с Генеральным планом г. Москвы;
использование ограничений на планировку территорий
промышленных предприятий, применяемые строительные конструкции
и т.п.
Основные приоритеты развития территориальной структуры
промышленности города в соответствии с Генеральным планом развития
г. Москвы:
- поддержка базовых отраслей и предприятий промышленности;
- реформирование, реорганизация и ликвидация экологически и
техногенноопасных предприятий и производств, ресурсоемких
производств с высокой степенью износа основных фондов,
расположенных в непосредственной близости от жилой застройки,
общегородских центров и территорий природного комплекса, в том
числе на основе вывода предприятий за пределы г. Москвы или
перебазирования на другие территории в пределах города;
- использование территорий, высвобождаемых в процессе
реформирования, реорганизации и ликвидации предприятий в качестве
внутригородских резервов для системы общегородских центров, для
жилищного строительства, для развития и реабилитации территорий
природного комплекса. Освоение высвобождаемых территорий
предусматривается главным образом за счет средств
негосударственных инвесторов, привлекаемых на конкурсной основе,
применения системы стимулов для предприятий (пониженные ставки
арендной платы за землю, предоставление налогового кредита,
гарантий и поручительств Правительства Москвы и т.п.), которые
освобождают (уменьшают) занимаемую территорию в соответствии с
градостроительным зонированием, и применения системы санкций для
предприятий, нарушающих градостроительное зонирование;
- общее сокращение территории промышленно - производственного
назначения в г. Москве, в том числе производственных зон;
- компенсация ликвидируемых и создание новых мест приложения
труда за счет:
повышения плотности промышленно - производственной застройки,
уплотнения перебазируемых производств и действующих промышленных
объектов;
размещения на излишках производственных площадей объектов
малого предпринимательства;
комплексного развития в производственных зонах наукоемкого
производства и сферы обслуживания;
повышения эффективности ресурсопотребления и
природопользования на производственных территориях (главным
образом в производственных зонах), обладающих территориальными и
инженерно - техническими резервами развития;
проведения экологоориентированных мероприятий на промышленных
объектах и в производственных зонах.
Территориальное размещение промышленности в г. Москве в
2001-2003 гг. должно основываться:
- на результатах комплексной инвентаризации организаций науки и
промышленности, которые позволяют:
принимать обоснованные решения по реорганизации, ликвидации,
выводу и перебазированию предприятий;
определять резервные промышленные площади и территории для
перебазирования предприятий. Основным критерием является степень
загрузки производственных мощностей (если предприятие использует
производственные мощности на 20-30%, то на его территории
целесообразно разместить профильное перебазируемое предприятие);
- на проведении анализа использования территории
производственных зон и определении доли, занимаемой промышленными
объектами;
- на основных положениях промышленной политики в отношении
базовых отраслей промышленности. В результате реорганизации
производственных зон общая территория базовой отрасли может
сократиться. Важно оценить, могут ли предложения по реорганизации
производственных зон отрицательно повлиять на перспективы развития
базовой отрасли;
- на разработке схемы территориального размещения предприятий
различных форм собственности в разрезе административных округов в
соответствии с пропускной способностью объектов инженерной
инфраструктуры данных территорий;
- на соблюдении баланса интересов отраслевых и функциональных
органов власти города, с одной стороны, территориальных и
муниципальных органов, с другой.
Решение вопросов территориального размещения предусматривается
в составе Программы по реформированию, перебазированию и
ликвидации предприятий и организаций г. Москвы на 2001-2005 гг.
как составной части Комплексной программы.
Основные положения политики финансового оздоровления
предприятий промышленности в 2001-2003 гг.:
- предотвращение банкротства (конкурсного производства)
финансово неустойчивых предприятий промышленности, имеющих для
города экономическую и социальную значимость, на основе
комплексного подхода к реструктуризации задолженности предприятий;
- принятие решений о возбуждении судебной процедуры банкротства
по отношению к экономически и социально значимым предприятиям
через уполномоченные органы государственной власти преимущественно
в целях финансового оздоровления путем введения внешнего
управления;
- осуществление процедур реорганизации экономически и социально
значимых предприятий на основе разработки концептуальных подходов
к финансовому оздоровлению промышленных предприятий в г. Москве и
инвестиционных проектов (бизнес - планов) финансового оздоровления
для каждого реорганизуемого объекта;
- передача объектов социальной сферы организаций науки и
промышленности в городскую собственность;
- финансовая поддержка разработки и реализации проектов
(бизнес - планов) финансового оздоровления за счет средств
городского бюджета и привлеченных средств, в частности, на основе
схемы льготного кредитования предприятий коммерческими банками;
- содействие повышению инвестиционной привлекательности
промышленных предприятий в процессе их реорганизации, улучшению
инвестиционного климата в городе и привлечению инвестиций в сферу
промышленности;
- содействие созданию системы сертификации и отбора
антикризисных управляющих, консалтинговых и иных фирм,
обеспечивающих предотвращение банкротства и финансовое
оздоровление предприятий.
Основные принципы организации управления собственностью
г. Москвы в сфере промышленности:
обеспечение реализации двух функций государства применительно
к конкретному объекту городской собственности:
обеспечение прав и интересов города как собственника
имущества или пакета акций (доли, пая);
использование этих прав как одного из инструментов
государственного регулирования промышленной деятельности.
Выделение степени влияния города на принятие управленческих
решений в зависимости от размера доли города собственности;
- выбор стратегии реализации интересов города в отношении
городской собственности, предусматривающей следующие
преимущественные действия со стороны органов государственной
власти г. Москвы:
приватизация государственных (муниципальных) предприятий
(в том числе на основе их преобразования в ОАО со 100%-ным
государственным капиталом);
продажа пакета акций города Москвы в краткосрочной или
средне-, долгосрочной перспективе;
сохранение пакета акций города Москвы в фиксированном размере
в течение длительного времени в собственности государства;
увеличение размера пакета акций города Москвы (ориентация на
деприватизацию общества);
консолидация пакетов акций для обеспечения принятия
соответствующих решений органами управления обществ в целях
реализации интересов государства и обеспечения государственного
регулирования деятельности общества. Осуществляется на основе
создания пула акционеров.
Таким образом, политика использования собственности города в
промышленности должна основываться на реализации его
долговременных интересов, а не на получении сиюминутной выгоды от
продажи объектов собственности;
- определение рыночной оценки имущества предприятий на основе
котировки акций (в целях повышения привлекательности объекта для
вложения средств);
- осуществление управления городской собственностью на основе
института представительства государства - совокупности
представителей государства, имеющих различный статус, а также
правовых норм и правил, регламентирующих вопросы управления
государственной собственностью;
- формирование кадровой инфраструктуры представителей
государства - совокупности институтов рынка и организационных
формирований, обеспечивающих процесс отбора, подготовки (обучения)
и назначения представителей государства, а также контроль за
выполнением принятых ими обязательств.
Приоритетные направления инвестиционной деятельности в
промышленности соответствуют приоритетным направлениям
промышленной политики.
Инструментом проведения инвестиционной политики в
промышленности является Инвестиционная программа, представляющая
собой совокупность инновационно - инвестиционных проектов
Комплексной программы, в реализации которых принимает участие
Правительство Москвы. Инвестиционная программа предусматривает
формирование консолидированного бюджета с указанием объемов и
источников финансирования, в том числе бюджетных средств.
Участие Правительства Москвы в реализации инвестиционной
программы может осуществляться в следующих формах:
- осуществление функции посредника и организатора
инвестиционной деятельности путем создания соответствующей
инфраструктуры (по информационно - рекламной поддержке, по
содействию в товаропродвижении и т.д.);
- оказание участникам инвестиционных проектов прямой или
косвенной финансовой поддержки;
- участие наряду с частными инвесторами и реципиентами в
совместной предпринимательской деятельности (вложение бюджетных
средств в капитал предприятий);
- содействие созданию специальных инвестиционных фондов для
концентрации средств различных источников в целях реализации
приоритетных для города проектов.
Все проекты, предлагаемые для включения в Инвестиционную
программу, проходят предварительную технико - экономическую
экологическую экспертизу и процедуру их окончательного отбора на
основе установленных критериев. Вне конкурса в Инвестиционную
программу включаются проекты, реализация которых осуществляется в
соответствии со специальными распорядительными документами
Правительства Москвы, а также проекты, направленные на развитие
инфраструктуры промышленности.
Основным приоритетом научно - технической политики является
создание условий для сохранения и эффективного использования
научно - технического потенциала Москвы путем активного
привлечения его для решения наиболее актуальных проблем города,
финансовой поддержки передовых перспективных направлений
исследований, содействия в решении проблем развития
научно - технического потенциала Москвы на федеральном уровне.
Реализация указанного приоритета предусматривает решение
следующих задач:
- нормативно - правовое обеспечение научно - технической
политики;
- повышение инновационной активности в городе на основе:
развития инфраструктуры инновационной деятельности;
создания экономических и финансовых механизмов активизации
инновационной деятельности;
- информационно - рекламная поддержка научно - технической
деятельности.
Основной задачей в области кадровой политики является создание
условий для скорейшего восполнения дефицита в кадрах
промышленности, образовавшегося в результате резкого падения
производства в период 1992-1999 гг. (естественный отток кадров,
особенно молодого возраста) и разрушения системы профессионального
образования и профориентации, основанной на удовлетворении спроса
предприятий промышленности в высококвалифицированных специалистах
и рабочих.
Наиболее ощутимым дефицитом в кадрах высококвалифицированных
специалистов являются менеджеры и инженеры. Решение этой проблемы
заключается в восстановлении системы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров на основе высшей школы с
использованием специальной системы, гарантирующей направление
молодых специалистов на предприятия промышленности.
Для решения проблемы подготовки квалифицированных рабочих
кадров по особо дефицитным профессиям требуется восстановление
системы (скорректированной с учетом сложившихся условий)
профессионально - технического обучения, включающей как
определение потребностей в кадрах, так и структуры, обеспечивающей
процесс их обучения. Принимая во внимание длительность процесса
восстановления указанной системы, предполагается распространение
опыта по созданию опорных (базовых) организаций.
Указанное предусматривает пересмотр политики в отношении биржи
труда (в части условий стимулирования работы в промышленном
секторе), а также разработки программы подготовки и переподготовки
кадров промышленности с привлечением Департамента образования.
В качестве стимулирующих условий повышения
конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов промышленности
предполагается:
- введение городского государственного заказа на подготовку
специалистов высшей квалификации соответствующих профессий;
- введение контрактной системы для студентов московских вузов,
гарантирующей определенные льготы при их распределении на
промышленные предприятия г. Москвы;
- предоставление отсрочки от службы в армии студентам и
аспирантам, завершившим курс обучения;
- создание центров интеграции науки, образования и
промышленности (по аналогии с Центром "Технология" на базе НПО
"Салют").
Основные положения политики импортозамещения и вовлечения
научно - производственного потенциала промышленности для
удовлетворения нужд города и потребностей населения:
- расширение номенклатуры продукции, имеющей платежеспособный
спрос (принцип "разная продукция на любой кошелек");
- закрепление московскими товаропроизводителями позиций на
рынке, достигнутых в результате повышения конкурентоспособности
продукции и технического уровня производства;
- увеличение доли горзаказа, размещаемого среди московских
товаропроизводителей, на основе резкого сокращения закупок
промышленной продукции по импорту. Целесообразно в планируемый
период повысить удельный вес горзаказа на промышленную продукцию
до 30% от ее объема.
Предполагается принять следующие направления организации работ
по импортозамещению:
- создание нормативно - правовой базы, устанавливающей
требования и порядок проведения работ по импортозамещению;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей координацию работ по
импортозамещению, включая проведение организационных мероприятий;
- создание информационно - аналитического обеспечения по
импортозамещению.
Схема формирования городского заказа на очередной финансовый
год на основе импортозамещения на переходный период 2000-2001 гг.
представлена на рис. 3.
Рис. 3. Схема формирования городского заказа на очередной
финансовый год с учетом импортозамещения
--------------------------------------------------------¬
¦ ---------¬ ---------¬ ---------¬ ---------¬ ¦
¦ L--------- L--------- L--------- L--------- +------¬
¦ КОМПЛЕКСЫ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ¦ ¦
L---------------------------T---------------------------- ¦
-------------+------------¬ ¦
¦ ¦ ¦
------------+-----------¬ ------------+----------¬ ¦
¦ Заявки на поставку ¦ ¦ Заявки на поставку ¦ ¦
¦отечественной продукции¦ ¦ импортной продукции ¦ ¦
L---------T-------------- L-----------T----------- ¦
¦ ¦ ¦
¦ -- - - - - - - - + - - - - - - -¬ ¦
¦ Экспертиза заявленной продукции ¦
¦ L- - - - - - - - T - - - - - - -- ¦
¦ -----------+---------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
- - - - - - - - + - -¬ ---------+---------¬ ---------+----------¬¦
¦ ¦Одобренные заявки ¦ ¦Отклоненные заявки.¦¦
¦Утверждение ¦ ---+--+ на поставку ¦ ¦Предложения по за- ¦¦
Правительством ¦ ¦ ¦ импортной ¦ ¦мещению импортной +-
¦Москвы реестра ¦ ¦ ¦ ¦ продукции ¦ ¦продукции отечест- ¦
поставляемой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венными аналогами ¦
¦продукции ¦ ¦ ¦ L------------------- L--------T-----------
¦ ¦ - - - - - - - - - - - - - - -¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ Экспертиза возможностей и ¦
¦ ¦ ¦ целесообразности создания +--
¦ ¦ ¦ ¦ и организации производства
¦ ¦ ¦ новой продукции с целью ¦
¦ ¦ ¦ ¦ импортозамещения
¦ ¦ L - - - - - T - - - - - - - --
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ -----------+------------¬
¦ ¦ ¦ -+--+ Заявки на создание ¦
¦ ¦ ¦ ¦новой продукции с целью¦
L - - - - - - - + + +- ¦ импортозамещения ¦
¦ ¦ ¦ L------------------------
¦ ¦ L----¬
¦ ¦ ¦
-------+-+¬-----+----¬
¦ Конкурс ¦¦ Конкурс ¦
L----T-----L----T-----
¦ ¦
----------+----¬-----+--------------------¬
¦Гос. контракты¦¦Гос. контракт на создание¦
¦ на поставку ¦¦импортозамещающей про- ¦
¦ продукции ¦¦мышленной продукции ¦
L---------------L--------------------------
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные принципы формирования Комплексной программы
В основу формирования Комплексной программы положен
программно - целевой метод, рассматриваемый как основной метод
регулирования промышленной деятельности, предусматривающий
формирование и реализацию сбалансированной системы программ
промышленной деятельности базовых отраслей, базовых предприятий, а
также функциональных программ, направленных на реализацию
приоритетов промышленной политики. В зависимости от
социально - экономической политики, проводимой на уровне
административных округов, в состав системы программ Комплексной
программы могут быть включены окружные программы содействия
промышленной деятельности предприятий, расположенных на территории
отдельных округов.
Блочный принцип построения Комплексной программы
предусматривает возможность встраивания в ее структуру
дополнительных программ (проектов, мероприятий), необходимость
разработки которых обусловлена объективными причинами в текущем
периоде.
Адресный характер предусматривает наличие конкретных
субъектов промышленной деятельности и инфраструктуры промышленной
деятельности, которым присваивается статус участника Комплексной
программы, обеспечивающий преимущественное предоставление мер
поддержки, осуществляемой на договорной основе, информационной
прозрачности, балансе интересов.
Выделение базовых составляющих, обусловленное необходимостью
дифференцированного подхода в применении мер поддержки
Правительства Москвы к различным субъектам промышленной
деятельности и субъектам инфраструктуры промышленности, имеющим
различный уровень социально - экономической значимости для города
и занимающим разные позиции на внутреннем и внешнем рынках.
Состав и структура Комплексной программы
Состав и структура Комплексной программы (рис. 4) определены в
соответствии с целью промышленной политики и приоритетами
промышленной деятельности.
Рис. 4. Состав и структура Комплексной программы
промышленной деятельности в г. Москве
на 2001-2003 гг.
------------------------¬
----------+ ПРОГРАММЫ +---------¬
¦ L------------T----------- ¦
--------+------------¬ --------+----------¬ -------+----------¬
¦Отраслевые программы¦ ¦Программы развития¦ ¦ Функциональные ¦
¦промышленной дея- ¦ ¦ТЕОС и структуро- ¦ ¦ программы ¦
¦тельности базовых ¦ ¦образующих пред- ¦ L------------------
¦предприятий ¦ ¦приятий ¦ ---------------------¬
L--------------------- L------------------- ¦Реформирование пред-¦
---------------------¬---------------------¬¦приятий на основе их¦
¦"Московские ¦¦Программа развития ¦¦финансового оздоров-¦
¦ автомобили" ¦¦АМО "ЗИЛ" ¦¦ления ¦
L---------------------¦ ¦L---------------------
¦Программа развития ¦----------------------¬
¦ОАО "Москвич" ¦¦Перебазирование и ли-¦
¦ ¦¦квидация предприятий ¦
¦Программа реструкту-¦L----------------------
¦ризации ОАО "Москов-¦---------------------¬
¦ский подшипник" ¦¦Создание наукоемкой ¦
L---------------------¦и высокотехнологич- ¦
---------------------¬---------------------¬¦ной промышленной ¦
¦"Московская одежда" ¦¦Программа реструкту-¦¦продукции ¦
¦("Московская швея") ¦¦ризации ОАО "Трех- ¦L---------------------
L---------------------¦горная мануфактура" ¦---------------------¬
L---------------------¦Промышленность ¦
---------------------¬---------------------¬¦и экология ¦
¦"Поддержка ¦¦Программа развития ¦L---------------------
¦предприятий ОПК" ¦¦ОЗ "Зеленоград" ¦---------------------¬
L---------------------¦ ¦¦Создание и выпуск ¦
¦Программа развития ¦¦импортозамещающего ¦
¦ТЕОС "Торий" ¦¦энергосберегающего ¦
L---------------------¦оборудования ¦
--------------------¬ L---------------------
¦"Московские станки"¦ ---------------------¬
L-------------------- ¦Кадры промышленности¦
----------------------¬ L---------------------
¦"Московские продукты"¦ ------------------------¬
L---------------------- ¦Качество и сертификация¦
L------------------------
--------------------¬ ---------------------¬---------------------¬
¦"Московская химия" ¦ ¦Программа реструкту-¦¦Информатизация ¦
L-------------------- ¦ризации ОАО "Москов-¦¦и инвентаризация ¦
¦ский шинный завод" ¦L---------------------
L------------------------------------------¬
---------------------¬ ¦Создание товаропро- ¦
¦"Поддержка специали-¦ ¦водящей сети ¦
¦зированных предприя-¦ L---------------------
¦тий промышленности, ¦ -----------------------¬
¦применяющих труд ¦ ¦"Имидж промышленности"¦
¦инвалидов" ¦ L-----------------------
L--------------------- -----------------------¬
-------------------¬¦Законодательное, нор- ¦
¦Программа развития¦¦мативно - методическое¦
¦ОАО "Серп и молот"¦¦и организационное ¦
L-------------------¦обеспечение реализации¦
¦Комплексной программы ¦
L-----------------------
Отраслевые программы промышленной деятельности
базовых отраслей
Отраслевые программы промышленной деятельности базовых
отраслей - совокупность программ, обеспечивающих создание новой
конкурентоспособной, импортозамещающей и экспортоориентированной
продукции, а также расширение действующего производства
качественной и конкурентоспособной продукции на основе пополнения
оборотных средств и технического перевооружения производства. В
составе отраслевых программ предусматриваются программы развития
базовых предприятий и предприятий, расположенных в территориальных
единицах с особым статусом.
Программа "Московские автомобили"
Основные проблемы, стоящие перед автомобильной промышленностью:
- существенный спад производства;
- убыточность производства на базовых предприятиях отрасли;
- технологическая отсталость производства, прежде всего на
предприятиях, выпускающих комплектующие изделия, что накладывает
ограничения на уровень качества продукции;
- наличие экологически опасных производств.
Цель Программы
Создание на предприятиях г. Москвы эффективной
конкурентоспособной автомобильной отрасли, способной:
- удовлетворить потребности городского заказа и государственные
нужды в автомобильной технике, отвечающей требованиям
потребителей, и способствовать развитию новых видов грузового и
пассажирского автомобильного транспорта на основе использования
современных технологий;
- обеспечить оснащение транспортных систем г. Москвы и других
регионов России современными средствами автомобильного транспорта;
- финансировать собственное развитие.
Задачи Программы
Разработка и внедрение комплексных мероприятий по
реструктуризации, технологическому перевооружению и повышению
эффективности работы предприятий г. Москвы, выпускающих
автомобильную технику, по переходу к более гибким системам
управления и технологиям производства.
Постановка на производство конкурентоспособной автомобильной
техники, отвечающей нормативным международным и российским
требованиям по экологии и безопасности, а также требованиям рынка
по номенклатуре, качеству, цене и стоимости эксплуатации.
Создание и развитие сети предприятий по сбыту, техническому
обслуживанию, ремонту автомобильной техники, снабжению запасными
частями и утилизации отслуживших свой срок автомобилей и их
компонентов.
Содействие развитию смежных производств конструкционных,
отделочных и эксплуатационных материалов, полуфабрикатов,
комплектующих изделий, технологического оборудования,
испытательных и контрольных приборов и оборудования.
Восстановление и развитие городского и на основе его
отраслевого научно - технического потенциала как базы создания
автомобильной техники нового поколения.
Разработка нормативно - правового и организационного
обеспечения развития предприятий автомобильной промышленности и их
инфраструктуры, обеспечивающей полный жизненный цикл продукции
автомобилестроения (разработка, производство, модернизация, сбыт,
эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт, утилизация).
Создание на всех уровнях государственного управления
благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных
инвесторов.
Реализация программы развития АМО ЗИЛ.
Разработка и реализация программы развития ОАО "Москвич".
Разработка и реализация программы реструктуризации ОАО
"Московский подшипник".
Программа "Московское станки"
Основные проблемы, стоящие перед станкоинструментальной
промышленностью:
- тяжелое финансовое положение, вызванное резким спадом
производства и снижением конкурентоспособности продукции;
- недостаток в квалифицированных кадрах специалистов и рабочих;
- низкий технический уровень производства;
- состояние конъюнктуры рынка, требующего диверсификации и
перепрофилирования производства.
Цель Программы
Сохранение и развитие производственного потенциала предприятий
станкоинструментальной промышленности г. Москвы.
Задачи Программы
Концентрация финансовых, трудовых и иных ресурсов с целью
создания новых и развития действующих производств
станкоинструментальной промышленности г. Москвы.
Программа "Московская одежда"
Основные проблемы легкой и текстильной промышленности:
- критически низкий уровень удовлетворения потребностей
населения в продукции легкой и текстильной промышленности при
наличии значительного производственного потенциала;
- сокращение зоны использования женского труда на предприятиях
с соответствующей профессиональной ориентацией;
- низкий уровень конкурентоспособности продукции как по
ценовому, так и по потребительским факторам;
- критический уровень износа технологического оборудования.
Цель Программы
Расширение масштабов производства и реализации
конкурентоспособной продукции легкой и текстильной промышленности,
а также создание новой высокотехнологичной продукции на основе
реструктуризации научно - производственного потенциала предприятий
и адресных мер поддержки.
Задачи Программы
Создание и расширение масштабов производства и продаж
ассортимента конкурентоспособных товаров с учетом реального спроса
населения, в особенности слабо защищенных групп населения.
Разработка и реализация программы стабилизации и развития
производства швейной промышленности.
Реализация программы финансового оздоровления и развития
производства ОАО "Трехгорная ма нуфактура" (постановление
Правительства Москвы от 15.06.99 г. N 533).
Программа "Московские продукты"
Основные проблемы, стоящие перед пищевой и перерабатывающей
промышленностью:
- ограниченность ассортимента и объемов продукции,
обеспечивающей потребности социально незащищенных слоев населения
различных возрастных групп, а также продукции лечебного питания;
- повышенные расходы пищевого сырья при производстве продуктов
питания, недостаточные сроки хранения готовых продуктов;
- высокие потери при обработке мясных и молочных продуктов
питания, а также недостаточно комплексная переработка сырья;
- отсутствие развитого отечественного производства современных
тароупаковочных материалов и конструкций, составляющих конкуренцию
аналогичной импортной продукции;
- ограниченность отечественной сырьевой базы, вынуждающая
использовать дорогостоящее импортное сырье.
Цель Программы
Повышение роли московских предприятий пищевой промышленности в
обеспечении потребности населения г. Москвы в продуктах питания за
счет расширения их ассортимента с учетом реального спроса
различных социальных групп населения, а также роста объемов
производств и продаж импортозамещающих продуктов питания.
Задачи Программы
В качестве первоочередных задач предусматривается реализация
проектов, направленных на развитие производства детского,
школьного питания, продуктов лечебного и профилактического
направления, а также организация производства современных
импортозамещающих тароупаковочных материалов.
Программа "Поддержка предприятий ОПК"
Основные проблемы, стоящие перед ОПК:
- разрушение научно - производственного потенциала предприятий
ОПК, приводящее к зависимости от западных технологий в
приоритетных отраслях науки и техники;
- разрушение интеллектуального потенциала промышленности в
целом;
- недостаточное использование механизмов, направленных на
создание специальных режимов функционирования наиболее крупных,
социально - экономически значимых предприятий (групп предприятий),
производство продукции которых обеспечивает безопасность и
экономическую независимость государства.
Цель Программы
Максимальное вовлечение потенциала оборонных предприятий для
преобразования Москвы в исследовательский и промышленный центр,
создающий высокие и наукоемкие технологии (в т.ч. приборостроение
и медицинская промышленность).
Задачи Программы
Обеспечение условий для максимального привлечения инвестиций.
Увеличение выпуска наукоемкой продукции гражданского
назначения.
Освоение выпуска новых видов продукции для городского
хозяйства.
Создание и сохранение рабочих мест.
Программа "Московская химия"
Основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- технологическая отсталость отдельных производств;
- узкий спектр ассортимента отечественной продукции для
населения и удовлетворения потребностей городских нужд,
составляющей конкуренцию аналогичной по назначению импортной
продукции;
- низкий уровень использования современных зарубежных
технологий на лицензионной основе.
Цель Программы
Сохранение и развитие научно - производственного потенциала
предприятий химической и нефтехимической промышленности г. Москвы
на основе модернизации имеющихся производственных мощностей и
выпуска новой конкурентоспособной продукции
Задачи Программы
Расширение импортозамещения на основе производства
конкурентоспособной продукции.
Укрепление позиций на внутреннем и внешних рынках предприятий
химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
на основе стабилизации производства и внедрения новых технологий.
Обеспечение стратегического партнерства между предприятиями и
организациями химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей
промышленности города, РФ и ведущими зарубежными фирмами.
Разработка и реализация программы реструктуризации ОАО
"Московский шинный завод".
Программа "Поддержка специализированных предприятий
промышленности, применяющих труд инвалидов"
Основные проблемы, требующие решения:
- расширение производства конкурентоспособной продукции с
участием населения с ограниченной трудоспособностью,
способствующего развитию трудовых навыков и адаптации инвалидов в
общественной жизни;
- формирование условий трудовой реабилитации инвалидов.
Цель Программы
Наиболее полное привлечение инвалидов к общественно - полезному
труду, создание и развитие производств и видов промышленной
деятельности, обеспечивающих повышение уровня социальной
защищенности населения.
Задачи Программы
Реализация проектов по созданию новых и сохранению
(модернизации) действующих рабочих мест для инвалидов с учетом их
индивидуальных возможностей, максимальное использование надомного
труда и реабилитации инвалидов.
Реализация проектов по развитию производства промышленной
продукции, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения
города.
Программа "Комплексная программа развития
ОЗ "Зеленоград"
Цель Программы
Развитие градообразующей электронной промышленности
г. Зеленограда на новой технической и технологической основе
Задачи Программы
Создание производств высокотехнологических изделий электроники.
Создание особого экономического, правового и налогового
режима в Зеленограде.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата.
Продвижение товаров на отечественный и зарубежный рынок.
Программа "Комплексная программа промышленного развития
территориальной единицы с особым статусом "Торий"
Цель Программы
Сохранение и развитие ведущих позиций на мировом рынке
продукции микроволновой электроники большой мощности.
Задачи Программы
Увеличение выпуска наукоемкой продукции гражданского
назначения.
Сохранение и развитие производства продукции, обеспечивающей
национальную безопасность.
Разработка и серийный выпуск продукции для городского
хозяйства г. Москвы.
Сохранение высококвалифицированных кадров и создание новых
рабочих мест.
Программа "Развитие ОАО "Московский
металлургический завод "Серп и молот"
Цель Программы
Повышение производительности агрегатов, труда работников и
качества металлопродукции на базе внедрения новых высоких
технологий и современного оборудования; обеспечение экологической
безопасности при производстве металлопродукции в условиях
современного мегаполиса.
В качестве перспективной целевой установки рассматривается
превращение предприятия в научно - технологическую базу по
созданию новой металлургической техники XXI века.
Задачи Программы
Реконструкция электросталеплавильного производства на основе
ввода в эксплуатацию современных электросталеплавильных печей,
оснащенных современными средствами для ведения плавки и ее
контроля, и разработок, превышающих мировой уровень, в том числе:
- радиационного контроля продуктов плавки;
- дуговой печи с регулируемой полярностью.
Создание современной установки внепечной обработки жидкой
стали в целях повышения качества металлопродукции.
Переход к разливке металла под давлением, использованию
кристаллизаторов новой конструкции, системы воздушного охлаждения,
механизмов качения и других нововведений, превышающих мировой
уровень соответствующих разработок.
Создание принципиально новых модульных совмещенных
технологий - литейно - деформационных комплексов, не имеющих
аналогов в мировой практике.
Утилизация твердых выбросов системы газоочистки и очистки
сточных вод, обеспечение экологической безопасности производства
на всех металлургических переделах.
Обеспечение сертификации продукции по требованиям
международного стандарта ИСО-9000-14000.
Переход к реализации продукции на основе современных сетевых
технологий.
Функциональные программы
Функциональные программы - совокупность программ, имеющих
общепромышленную значимость и являющихся средством обеспечения
(информационного, организационного, правового, ресурсного)
реализации отраслевых программ промышленной деятельности базовых
отраслей в соответствии с приоритетами промышленной политики:
обеспечение конкурентоспособного научно - производственного
потенциала промышленности; формирование адекватной рыночным
условиям инфраструктуры промышленности системы управления
промышленностью и ее обеспечение кадрами специалистов и рабочих;
форсированное восстановление платежеспособности организаций
промышленности; оптимизация территориального размещения
производительных сил промышленности на основе перебазирования и
ликвидации предприятий; информационно - рекламная поддержка
промышленности, включая выставочную деятельность; формирование
информационного пространства промышленности; создание
товаропроводящей сети в промышленности и т.п.
Программа "Реформирование предприятий на основе
их финансового оздоровления"
Цель Программы
Сохранение социально и экономически значимых для города
предприятий и создание условий для их развития.
Задачи Программы
Предотвращение банкротства значимых для города
неплатежеспособных предприятий.
Повышение инвестиционной привлекательности предприятий.
Программа "Перебазирование, реформирование и ликвидация
промышленных предприятий, расположенных
в историческом центре Москвы"
Цель Программы
Высвобождение земельных участков для жилищного и социального
строительства, улучшение архитектурного облика города и
экологической среды.
Задачи Программы
Реализация программы реорганизации и перебазирования
промышленных предприятий из исторического центра Москвы.
Выявление нежизнеспособных производств, не удовлетворяющих
требованиям рыночной экономики.
Оптимизация производственного потенциала перебазируемых и
реорганизуемых промышленных предприятий.
Обеспечение реализации градостроительных программ города.
Программа "Создание наукоемкой
и высокотехнологичной промышленной продукции"
Цель Программы
Развитие инновационной деятельности на предприятиях
научно - промышленного комплекса г. Москвы в направлении решения
актуальных проблем совершенствования технико - технологической
базы промышленного производства, обеспечения нужд города
конкурентоспособными товарами промышленного производства и
укрепления позиций московской промышленности на внутреннем и
мировом рынках.
Задачи Программы
Продвижение передовых отечественных разработок в области
создания наукоемкой и высокотехнологичной промышленной продукции в
производство. Обеспечение востребованности и максимального
использования конкурентных преимуществ научно - технического
потенциала г. Москвы.
Создание и освоение производства принципиально новой
наукоемкой конкурентоспособной продукции.
Создание конкурентоспособных импортозамещающих технологий,
видов оборудования, материалов и изделий, не уступающих передовым
зарубежным аналогам.
Создание и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых
технологий, видов оборудования, технических средств, материалов и
конструкций, обеспечивающих снижение себестоимости промышленной
продукции.
Реформирование базы для научно - технической деятельности,
обеспечивающей перспективу повышения эффективности промышленного
производства.
Программа "Промышленность и экология"
Цель Программы
Создание экологически чистых производств. Использование
потенциала промышленности в решении экологических проблем города.
Задачи Программы
Уменьшение негативного воздействия на окружающую среду в
течение всего жизненного цикла изделия.
Внедрение экологически чистых технологий и рециклинга отходов
производства и потребления на московских предприятиях.
Освоение выпуска импортозамещающего оборудования и
технологий, обеспечивающих экологизацию городского хозяйства.
Разработка инструмента оценки эффективности предприятий,
производств, технологий в экономическом и экологическом аспектах.
Создание центрального органа сертификации по экологическим
требованиям московской промышленности.
Использование свободных мощностей промышленных предприятий
города и создание новых рабочих мест.
Программа "Освоение и выпуск московскими предприятиями
импортозамещающего энергосберегающего оборудования
(на примере электропривода, используемого
в отраслях народного хозяйства)"
Цель Программы
Освоение и организация на московских предприятиях промышленного
производства частотно - регулируемого электропривода (ЧРП) для
всей гаммы мощностей асинхронных электродвигателей, создание
отечественной элементной базы для их производства и нового
поколения полупроводниковых микродатчиков повышенной надежности,
точности и долговечности.
Задачи Программы
Освоение и организация серийного производства маломощных
(0,55-3,7 кВт) низковольтных ЧРП на отечественной элементной базе
для использования в промышленном комплексе.
Освоение и организация серийного производства средних и
мощных ЧРП на отечественной элементной базе для использования в
системах городского хозяйства.
Освоение и организация серийного производства высоковольтных
ЧРП мощностью от 3,0 до 7,0 мВт для использования в Мосводоканале
и Мосэнерго.
Разработка и организация производства станций автоматического
управления ЧРП.
Создание отечественной элементной базы для выпуска ЧРП
(силовые полупроводниковые диоды, силовые IGBT, микродатчики,
контроллеры).
Разработка нормативно - правового обеспечения по применению
энергосберегающего оборудования.
Программа "Качество и сертификация"
Цель Программы
Усиление государственного регулирования в области обеспечения
качества и безопасности продукции (услуг), поставляемой по
городскому заказу и на потребительский рынок г. Москвы, повышение
качества и конкурентоспособности продукции московских
товаропроизводителей.
Задачи Программы
Совершенствование нормативно - технического обеспечения
продукции (услуг) в целях повышения ее качества, безопасности и
конкурентоспособности.
Развитие метрологического обеспечения разработки,
производства и обращения продукции (услуг) базовых отраслей
промышленности, а также контроля и испытаний в сфере
энергоресурсосбережения, экологии и здравоохранения.
Развитие и внедрение в регионе новых видов и форм контроля
(инспекции) количества, качества и цен сырья, материалов и
комплектующих изделий и продукции.
Повышение эффективности государственного контроля и надзора
за качеством и безопасностью продукции (услуг).
Систематическое повышение квалификации и переподготовки
специалистов предприятий города в области качества,
стандартизации, метрологии и сертификации.
Развитие информационного обеспечения в области качества
продукции (услуг) московских предприятий и передового опыта,
стимулирование результатов.
Программа "Информатизация и инвентаризация"
Цель Программы
Создание непротиворечивого, адекватного задачам регулирования
промышленной деятельности информационного пространства
промышленности.
Задачи Программы
Определение фактического состояния промышленности, ее
отраслей и отдельных организаций с учетом показателей
эффективности их работы на основе проведения комплексной
инвентаризации организаций науки и промышленности.
Создание информационной основы для решения задач
государственного регулирования промышленной деятельности в
г. Москве.
Создание информационного обеспечения для разработки программы
развития промышленности, сбалансированной с развитием городской
инфраструктуры, наличием и использованием городских стратегических
ресурсов.
Интеграция функционирующих баз учетных (ключевых) данных,
характеризующих промышленность, формирование Реестра объектов
промышленности и Регистра промышленной продукции.
Создание программно - технической телекоммуникационной среды,
обеспечивающей интеграцию учетных и других информационных
ресурсов, характеризующих промышленность города.
Разработка правовой базы, разграничивающей права
собственности на информационные ресурсы по промышленной
деятельности, регламентирующей порядок их создания и
использования.
Создание организационной структуры интеграции информационных
ресурсов, входящих в систему информационно - аналитического
обеспечения принятия решений по вопросам государственного
регулирования промышленной деятельности в г. Москве
(СИНФОР - Промышленность).
Разработка программно - аналитической среды, обеспечивающей
анализ, прогноз, планирование и контроль выполнения показателей
Комплексной программы промышленной деятельности.
Программа "Создание товаропроводящей сети"
Цель Программы
Обеспечение конкурентных преимуществ московской промышленности
на основе развития кооперационных и интеграционных процессов.
Задачи Программы
Содействие продвижению продукции московских
товаропроизводителей на внутренний и внешний рынки.
Содействие созданию интегрированных структур как среднего
звена управления.
Создание сети оптовых структур мелкорозничной торговли в
Москве и регионах РФ.
Программа "Информационно - рекламные мероприятия
по поддержке московской промышленности
"Имидж промышленности"
Цель Программы
Увеличение объемов реализации промышленной продукции
предприятий города Москвы; создание благоприятных условий
продвижения промышленной продукции и научных разработок московских
предприятий и научных организаций на отечественных и зарубежных
рынках; повышение имиджа московской промышленности; создание
единого информационно - пропагандистского комплекса мероприятий
московской промышленности и науки; содействие информационно -
рекламной деятельности предприятий и научных организаций и
оказание им организационно - творческой и методической помощи.
Задачи Программы
Формирование общественного мнения о московском научно -
промышленном комплексе.
Создание предпосылок для привлечения инвестиций в московский
научно - промышленный комплекс.
Создание системы информационно - рекламной поддержки
московской промышленности.
|