УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 20 сентября 2000 г. N 02-11/39695
Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 года N 36-ФЗ "О
внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на
добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость,
подлежащая взносу в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и
(или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам
комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами
налога, полученными от покупателей за реализованные товары
(работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость,
фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по
поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для
продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным
услугам), стоимость которых относится на издержки производства и
обращения.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N
2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с
последующими изменениями и дополнениями) объектом налогообложения
по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг),
реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
В целях настоящего Закона к продаже за наличный расчет
приравнивается продажа с проведением расчетов посредством
кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по
перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а
также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг)
населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской
Федерации под понятием "счет" понимаются расчетные (текущие) и
иные счета в банках, открытые на основании договора банковского
счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться
денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
В этой же статье Кодекса дано определение индивидуального
предпринимателя, под которым понимается физическое лицо,
зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица.
Таким образом, эти законодательные нормы являются правовой
основой для признания перечисления денежных средств со счетов в
банках за приобретенные товары (работы, услуги) индивидуальными
предпринимателями как физическими лицами продажей за наличный
расчет.
Следовательно, стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых
индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, понимая сложившуюся ситуацию, поставившую при
равных условиях хозяйствования индивидуальных предпринимателей в
неравное положение с юридическими лицами, Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам поддержало законодательную
инициативу депутатов Государственной Думы относительно внесения
изменений в Федеральный закон от 31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации", касающихся
исключения из числа операций, приравненных к продаже за наличный
расчет, операций с проведением расчетов по перечислениям со счетов
индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары (услуги) для
целей предпринимательской деятельности.
Таким образом, до внесения изменений в вышеуказанный
Федеральный закон при решении вопроса о налогообложении налогом с
продаж индивидуальных предпринимателей, перечисляющих денежные
средства со своего расчетного счета за приобретенные товары
(услуги), следует руководствоваться вышеизложенными положениями.
В связи с этим действие письма Управления МНС России по г.
Москве от 23.06.99 N 11-14/17391 в части непризнания в качестве
плательщиков налога с продаж индивидуальных предпринимателей при
расчетах с организациями в безналичной форме утрачивает силу.
Настоящий порядок вступает в силу с 1 апреля 2000 года.
Что касается вопроса относительно уплаты налога с продаж
поставщикам из другого региона по ставке 5%, то здесь следует
отметить, что из предоставленной информации не представляется
возможным дать однозначный ответ, так как в запросе не оговорен
факт постановки на налоговый учет поставщика в другом регионе.
Кроме того следует отметить, что плательщиками налога в бюджет
являются организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие свою деятельность без образования юридического
лица, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет на
территории города Москвы. Налог с продаж согласно
законодательству включается в покупную стоимость товара, и,
соответственно, приобретая товар, покупатель не несет
ответственность по уплате налога в бюджет по установленной в
г. Москве ставке.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|