УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 октября 2000 г. N 03-12/51144
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 N
2116-1 с изменениями и дополнениями "О налоге на прибыль
предприятий и организаций" подп. "б" п. 1 ст. 6 установлено, что
при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при
фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы
затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными
органами государственной власти нормативами) на содержание
находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений
здравоохранения, народного образования, культуры и спорта,
детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов
престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти
цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при
долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных
местными органами власти, на территории которых находятся
указанные объекты и учреждения.
При эксплуатации указанных объектов, находящихся на балансе
предприятия, в доле с другими предприятиями при наличии
заключенного договора о совместной их эксплуатации, определяющего
и долю расходов по содержанию, покрываемых каждой из сторон,
льгота по налогу на прибыль на сумму затрат предприятий в
соответствии с утвержденными местными органами государственной
власти нормативами может быть заявлена каждой из сторон,
участвующей в содержании совместно эксплуатируемых указанных
объектов.
При рассмотрении вопроса о правомерности применения
предприятиями льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от
уплаты налога части прибыли, направленной на долевое содержание
объектов социально - культурной сферы, в случае, если предприятием
используются не только денежные формы расчетов, но и расчеты по
взаимным требованиям, следует учесть, что расчеты, основанные на
зачете взаимных требований, возникшие из сделок по поставке
товаров, выполненных работ (услуг), являются товарообменными
операциями и представляют разновидность договоров мены (письмо ГНС
РФ от 14.02.97 N ВЕ-6-06/135).
Таким образом, в случае, если в соответствии с договором о
долевом участии в финансировании объектов социально - культурной
сферы предприятие использует расчеты по взаимным требованиям,
данные расчеты не могут рассматриваться в качестве расходов на
содержание указанных объектов в рамках действия льготы, так как
Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" не предусмотрено осуществление указанных затрат в
натурально - вещественной форме.
Кроме того, в городе Москве распоряжением Мэра от 22 августа
1997 года N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на
содержание объектов социально - культурной сферы" (с 1 июля 2000
года действует распоряжение Мэра Москвы от 02.08.2000 N 837-РМ)
установлены и действуют нормативы затрат предприятий всех
организационно - правовых форм и форм собственности по содержанию
находящихся на балансе объектов социально - культурной сферы, а
также затрат на эти цели при долевом участии предприятий, при этом
нормативы затрат на содержание объектов социально - культурной
сферы на основании вышеуказанных распоряжений Мэра кратны
минимальному уровню оплаты труда, то есть исчисляются в денежном
выражении.
Следовательно, предприятия и организации, производящие расчеты
с балансодержателями объектов социально - культурной сферы путем
зачета взаимных требований в соответствии с договором о долевом
участии, не могут воспользоваться льготой по налогу на прибыль в
соответствии подпунктом "б" пункта 1 статьи 6 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций".
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|