ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИКАЗ
от 14 ноября 2000 г. N 158
ОБ УСИЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Анализ работы таможенных органов региона деятельности
Управления как агентов валютного контроля показывает, что ими
предпринимаются значительные усилия для повышения эффективности
контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической
деятельности установленного порядка зачисления валютной выручки от
экспорта товаров, а также законодательства в области
государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок.
Так, в течение января - сентября 2000 г. подразделениями валютного
контроля Управления и таможен было проведено 5960 целевых проверок
поступления валютной выручки от экспорта товаров, по результатам
которых заведено 2087 дел о нарушениях таможенных правил (ст. 273
Таможенного кодекса Российской Федерации), являющихся одновременно
нарушениями валютного законодательства, на сумму 643,9 млн.
долларов США. По результатам рассмотрения дел о нарушениях
таможенных правил указанной категории наложено штрафов на сумму
2,3 млрд. рублей.
Вместе с тем в деятельности таможенных органов Управления по
осуществлению функций агентов валютного контроля имеют место
недостатки, которые существенно снижают эффективность работы
Управления. К таким недостаткам относятся:
- необеспечение полноты обработки карточек учета результатов
валютного контроля и карточек учета результатов контроля за
исполнением внешнеторговых бартерных сделок (КУ), вследствие чего
целевые проверки по предполагаемым нарушениям валютного
законодательства проводятся с грубыми нарушениями порядка и сроков
(1 месяц с даты получения поручения на проверку), установленных
распоряжением ГТК России от 31.05.99 N 01-14/640 "Об организации
проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров";
- отсутствие планов осуществления целевых проверок,
предусмотренных п. 3 вышеназванного распоряжения ГТК России, что
не позволяет из общего массива КУ своевременно выделить карточки с
крупными суммами непоступления валютной выручки для организации
незамедлительной проверки по ним;
- низкая взыскиваемость штрафов, налагаемых за таможенные
правонарушения, являющиеся одновременно нарушениями валютного
законодательства (в среднем по региону взыскивается 2,4% от
наложенной суммы штрафов).
Указанные недостатки в работе таможенных органов по валютному
контролю были отмечены в представлении Генеральной прокуратуры
Российской Федерации от 13.07.2000 N 23д-5-00 "Об устранении
нарушений, допускаемых таможенными органами при исполнении
законодательства о валютном контроле", внесенном в ГТК России.
В целях устранения указанных недостатков, обеспечения
неукоснительного исполнения требований таможенного
законодательства, а также правовых актов ГТК России,
регламентирующих деятельность таможенных органов как агентов
валютного контроля, увеличения поступления денежных средств в
доход федерального бюджета приказываю:
1. Считать осуществление валютного контроля одним из
приоритетных направлений деятельности таможенных органов региона.
2. Начальникам таможен:
2.1. В двухмесячный срок обеспечить обработку всех находящихся
на контроле КУ с суммами предполагаемого незачисления
(несвоевременного зачисления) валютной выручки от экспорта товаров
более 5 (пяти) тыс. долларов США, имея в виду необходимость
первоочередного проведения проверок по КУ с признаками
преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 193 УК
РФ.
Результаты обработки указанных КУ должны быть отражены в
оперативном отчете по форме 4А-ТМ за соответствующие месяцы.
2.2. Принять необходимые меры для недопущения нарушения
нормативных сроков проведения целевых проверок поступления
валютной выручки от экспорта товаров по получаемым КУ.
2.3. Обеспечить до 01.12.2000 разработку плана осуществления
целевых проверок по учетным карточкам таможенно - банковского
валютного контроля с суммой предполагаемого незачисления
(несвоевременного зачисления) валютной выручки от экспорта товаров
до 5 (пяти) тыс. долларов США и представление в отдел валютного
контроля службы таможенных доходов Управления копии данного плана.
2.4. С целью изыскания резервов для своевременной обработки
поступающих на проверку КУ провести анализ расстановки кадров и
технического обеспечения подразделений валютного контроля и
принять соответствующие меры.
2.5. Руководствуясь требованиями приказа ГТК России от
13.10.2000 N 927 "О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК
России от 29.12.95 N 796 "О распределении компетенции по контролю
таможенной стоимости и валютному контролю" (п. 3.2.4), привлечь
при необходимости к проведению целевых проверок поступления
валютной выручки от экспорта товаров сотрудников ОТОиТК
(таможенных постов) с внесением соответствующих изменений в
действующие технологические схемы осуществления валютного
контроля и в двухнедельный срок доложить о принятых мерах в отдел
валютного контроля службы таможенных доходов Управления.
2.6. При вынесении постановлений по делам о нарушениях
таможенных правил, являющихся одновременно нарушениями валютного
законодательства, с применением в соответствии со ст. 239
Таможенного кодекса Российской Федерации более мягкой меры
воздействия, чем предусмотрена ст. 273 Таможенного кодекса
Российской Федерации, обеспечить строгий контроль за
правомерностью такого решения.
3. Заместителю начальника службы таможенных доходов Управления
И.Ю. Толмачеву, начальнику отдела валютного контроля службы
таможенных доходов Управления М.Л. Коротковой:
3.1. Усилить контроль за исполнением таможенными органами
региона функций агентов валютного контроля.
3.2. Активизировать методическую работу, направленную на
повышение эффективности деятельности таможенных органов Управления
как агентов валютного контроля.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
первого заместителя начальника Управления - начальника службы
таможенных доходов Н.Н. Шитову.
Начальник Управления
генерал - лейтенант таможенной службы
А.Т. Бычков
|