УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 декабря 2000 г. N 15-08/53345
Согласно п. 1.5 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N
34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических
лиц" иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается
как имеющее постоянное представительство в случае, если оно
осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской
Федерации через российскую организацию или физическое лицо,
которые на основании договорных отношений с иностранным
юридическим лицом представляют его интересы в Российской
Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение
контрактов от имени данного иностранного юридического лица или
имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.
Однако если такая российская организация, осуществляющая
деятельность на основании договорных отношений с иностранным
юридическим лицом, осуществляет эту деятельность в рамках своей
основной (обычной) деятельности, то такая организация не
рассматривается как имеющая постоянное представительство
иностранного юридического лица.
При решении вопроса о том, действует ли агент (российское
юридическое лицо) в рамках своей основной (обычной) деятельности,
в качестве обычных видов деятельности следует рассматривать только
те виды деятельности, которые прямо указаны в учредительских
документах организации.
Госналогслужба России письмом от 26.06.98 N 06-1-14/745
разъяснила, что предварительное освобождение иностранной компании
от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской
Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае,
если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об
избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию
постоянного представительства.
Согласно п. 6 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от
05.12.98, действующего с 01.01.2000, предприятие одного
Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее
постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве
только потому, что оно осуществляет предпринимательскую
деятельность в таком другом Государстве через брокера,
комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при
условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной
деятельности.
Таким образом, деятельность кипрской компании через агента с
независимым статусом на территории Российской Федерации прямо
указана в соглашении об избежании двойного налогообложения как не
приводящая к образованию постоянного представительства.
Согласно п. 6.4 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N
34 если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от
источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный
характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением
об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению
налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо,
имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать
заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от
источника.
Таким образом, доходы, получаемые нерезиденом (принципалом) от
деятельности по купле - продаже товара согласно агентскому
договору, не связанной с деятельностью через постоянное
представительство, налогообложению в России не подлежат и могут
быть освобождены от удержания налога у источника выплаты в
предварительном порядке, установленном вышеуказанным пунктом
инструкции, при условии, что такая посредническая деятельность
прямо указана в учредительских документах российского лица
(агента). При этом в данном конкретном случае характер расчетов
нерезидента (принципала) с агентом не влияет на установленный
порядок налогообложения.
Следует также иметь в виду, что Законом РФ от 27 декабря 1991
г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет
налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в
Российской Федерации возложена на налогового агента, т.е. на
предприятие, организацию или любое другое лицо, выплачивающее
такие доходы. При этом налоговые агенты в случае неправомерного
неперечисления (неполного перечисления) сумм налога, подлежащего
удержанию и перечислению налоговым агентом, несут ответственность,
предусмотренную Налоговым кодексом РФ.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|