УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 5 декабря 2000 г. N 02-11/59400
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от
31.07.98 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы
от 17.03.99 N 14 "О налоге с продаж" (с изменениями и
дополнениями) объектом обложения по данному налогу признается
стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом
за наличный расчет.
Кроме того, названными законодательными актами ряд форм
расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги) приравнен для
целей данного налога к наличному расчету. В частности, к
реализации за наличный расчет приравнена продажа с проведением
расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по
расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по
поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение
работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы,
услуги).
Учитывая изложенное, в случае, если ООО выступает в качестве
комиссионера (субкомиссионера) с участием в расчетах, т.е.
денежные средства в оплату за реализованные авиабилеты поступают
ООО, то при поступлении указанных средств в наличной форме у
организации возникает объект обложения по налогу с продаж, а при
поступлении денежных средств в рамках безналичных расчетов с
покупателями - юридическими лицами объекта обложения по налогу с
продаж не возникает.
При реализации авиабилетов покупателям - юридическим лицам по
договорам, заключенным с указанными юридическими лицами,
необходимо учитывать следующее.
В случае, если оплата по договору за приобретаемые авиабилеты
производится организацией - покупателем в наличной форме, у ООО
возникает объект обложения по налогу с продаж и обязанность по
исчислению и уплате в бюджет г. Москвы данного налога.
В том случае, если оплата по договору за приобретаемые
авиабилеты производится организацией - покупателем в безналичной
форме, в порядке, предусмотренном Положением ЦБ РФ от 08.09.2000 N
120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", у ООО
отсутствует объект обложения по налогу с продаж (т.е. отсутствуют
основания для включения в цену реализуемых билетов налога с продаж
и для исчисления и уплаты в бюджет данного налога по итогам
отчетного периода).
При этом важно учитывать, что в соответствии с пунктом 2
статьи 3 Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся
международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929 с
изменениями от 28.09.1955, ратифицирована СССР 07.07.1934),
пунктом 2 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации,
статьями 103 и 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и
подпунктом 2.2.3 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на
воздушных линиях СССР (утв. приказом МГА СССР от 16.01.85 N 19)
пассажирский билет - это перевозочный документ, выдаваемый
авиационным предприятием либо уполномоченными им организациями
или лицами (агентами) и удостоверяющий факт заключения договора
воздушной перевозки и его условия. Пассажирский билет является
именным и в соответствии с подпунктом 3.1.2 упомянутых Правил
перевозки выдается на основании документа, удостоверяющего
личность пассажира.
Учитывая изложенное, авиабилеты, реализуемые по договору одним
юридическим лицом другому юридическому лицу, в любом случае
оформляются на имя конкретных физических лиц (например,
сотрудников организации - покупателя). Таким образом, независимо
от того, что авиабилет является именным, стоимость авиабилетов,
реализуемых по договору между двумя юридическими лицами (в т.ч. в
рамках посреднического договора) и оплачиваемых в безналичной
форме, налогом с продаж не облагается.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи
1 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 19 "О внесении изменений и
дополнений в статью 2 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года
N 14 "О налоге с продаж" указанным налогом не облагаются услуги
по пассажирским авиаперевозкам в пределах СНГ, за исключением
авиаперевозок в салонах первого и бизнес - классов.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|