МОСКВА
МЭРИЯ
СТОЛИЧНАЯ КОЛЛЕГИЯ
РЕШЕНИЕ
от 18 декабря 2000 г. N 9-РСК
О МЕРАХ ПО УКРЕПЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
ТРАНСПОРТЕ В МОСКОВСКОМ РЕГИОНЕ
Столичная коллегия констатирует, что в целом на объектах
железнодорожного транспорта столичного региона, обслуживаемого
Московским управлением внутренних дел на железнодорожном
транспорте (МУВДЖТ), усилиями подчиненных подразделений и линейных
органов оперативная обстановка на протяжении нескольких лет
держится под контролем и отмечается ее стабилизация.
Вместе с тем вызывает тревогу рост тяжких преступлений против
личности, таких как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Оперативная обстановка на участке обслуживания, состояние
общественного порядка, а также происходящие в стране процессы
требуют увеличения численности личного состава МУВДЖТ и оплаты
труда работников правоохранительных органов.
МУВДЖТ осуществляется поэтапное сопровождение свыше 90
криминогенных поездов дальнего следования из 570 курсирующих.
Имеющаяся штатная численность милиционеров не позволяет обеспечить
сопровождение большего количества поездов силами МУВДЖТ, поэтому
по согласованию с Главным управлением внутренних дел на
железнодорожном транспорте (ГУВДТ) МВД России дополнительно взято
под контроль еще 120 поездов, которые сопровождаются нарядами
милиции других управлений.
В настоящее время нормативно - правовыми документами,
регулирующими вопросы безопасности на транспорте, являются
федеральные законы, ведомственные акты МВД России, совместные
управленческие решения (приказ МПС и МВД России N 17 Ц/431-99),
федеральные и городские программы по борьбе с преступностью, планы
совместных мероприятий по отраслевым направлениям деятельности
правоохранительных органов и других заинтересованных ведомств.
Антитеррористические мероприятия осуществлялись в соответствии
с Межведомственным планом мероприятий по предотвращению терактов в
г. Москве в 2000 г. и собственными планами. Несмотря на
определенную стабильность оперативной обстановки, достигнутую за
счет проведения ОВД Московского региона специальных комплексных
антитеррористических мероприятий по обеспечению безопасности на
объектах железнодорожного транспорта, в процессе реализации этих
мероприятий обнаружились существенные противоречия между
необходимостью эффективного обеспечения безопасности и реальными
возможностями Московской железной дороги и МУВДЖТ.
Не в полном объеме выполнены некоторые пункты решения Столичной
коллегии от 23.03.98 N 2-PCK "О мерах по укреплению безопасности
на транспорте в Московском регионе" (п. 2.1 - о подключении МУВДЖТ
в качестве пользователя Ведомственной коммуникационной волоконно -
оптической сети ГУВД г. Москвы, п. 2.3 - об обеспечении средствами
вычислительной техники и связи оперативных заслонов милиции,
п. 2.4 - о создании и содержании в МУВДЖТ подразделения
численностью до 500 человек для охраны правопорядка на вокзалах г.
Москвы и в пригородных поездах, п. 2.5 - о выделении жилья для
сотрудников МУВДЖТ, п. 3.2 - о создании и содержании Центра
служебного собаководства и питомника для содержания служебных
собак).
Практика проведения крупномасштабных специальных операций
выявила слабую оснащенность подразделений МУВДЖТ специальной
техникой (переносными компьютерами, металлоискателями, в том числе
средствами индивидуальной защиты - противогазами, бронежилетами),
а вокзальных комплексов - стационарными металлоискателями. Кроме
того, стала очевидной необходимость использования кладовщиками
камер хранения ручной клади на вокзалах переносных
металлоискателей.
Требуют решения вопросы по внедрению передовых форм и методов
борьбы с терроризмом с использованием новых технологий для
улучшения качества защиты и охраны объектов жизнеобеспечения и
функционирования железнодорожного транспорта, таких как мосты,
пешеходные туннели, тяговые подстанции, локомотивные депо,
вокзальные комплексы и другие объекты.
Определенных изменений требует система обеспечения безопасности
граждан и работников транспорта, особенно на вокзальных
комплексах, в поездах дальнего и пригородного сообщений. На
эффективность деятельности линейных органов по поддержанию
правопорядка на Московской железной дороге влияет отсутствие
достаточного количества личного состава МУВДЖТ.
Существенную угрозу безопасности на транспорте представляют
пожары, в результате которых причиняется значительный материальный
ущерб (порядка сотен миллионов рублей в год).
Наблюдается рост пресеченных преступлений, связанных с
незаконным оборотом наркотиков и оружия в пригородных поездах. В
общей массе преступности их количество составляет 15 процентов.
Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (БНОН)
МУВДЖТ малочисленны и сформированы за счет перераспределения
штатной численности Криминальной милиции (КМ) МУВДЖТ, чем были
оголены другие направления борьбы с преступностью. Материально -
техническая оснащенность подразделений БНОН до настоящего времени
остается низкой (1,9% от предусмотренной приказами МВД России
табельной положенности).
Не полностью решены вопросы обеспечения безопасности при
перевозке железной дорогой сильнодействующих, ядовитых и
отравляющих веществ.
Количество зарегистрированных преступлений, связанных с
хищением перевозимых грузов, остается на уровне прежних лет.
Разоборудование и повреждение средств связи и сигнализации (СЦБ)
продолжает вызывать тревогу. Растет число случаев разоборудования
подвижного состава, вандализма с участием несовершеннолетних.
Принят Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
принятый Государственной Думой РФ 21 мая 1999 г., в соответствии
с которым несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей,
заблудившиеся, подкинутые, самовольно оставившие семью подлежат
обязательному направлению в социальные приюты, центры помощи
детям и социально - реабилитационные центры. Однако, в настоящий
момент проблема размещения иногородних детей этой категории
несовершеннолетних Федеральным законом остается нерешенной.
МУВДЖТ взаимодействует с другими государственными органами. В
обеспечении безопасности на объектах железнодорожного транспорта
принимают участие подразделения МУВДЖТ, Московской железной
дороги, воинские части, специализированные формирования -
военизированная охрана (ВОХР), отряд специального назначения
(ОСН), Главное управление внутренних дел (ГУВД) Москвы и ГУВД
Московской области, а также Управление Федеральной службы
безопасности (УФСБ) по г. Москве и Московской области и другие
заинтересованные ведомства. На наиболее криминогенных участках
обслуживания и в местах стоянок поездов действует более 100
посадочных групп. В них задействуется более 200 работников
транспорта и 300 сотрудников милиции.
С целью пресечения проникновения антиобщественного элемента в
столицу на участке обслуживания МУВДЖТ функционирует 24
оперативных заслона милиции. Ежедневно в них задействуется до 500
сотрудников, из которых около 100 от территориальных ОВД.
Совместно ГУВД Москвы и ГУВД Московской области проведено более 60
рейдов и операций по обеспечению общественного порядка на объектах
транспорта и прилегающих к ним территориях. В дежурные части
доставлено свыше 36 тыс. правонарушителей, из которых 725
преступников.
В настоящее время в МУВДЖТ создано подразделение
патрульно - постовой службы милиции (ППСМ) численностью 30
человек, содержащихся за счет средств Московской железной дороги,
что является явно недостаточным.
Существуют определенные проблемы при осуществлении функций
обеспечения безопасности при взаимодействии со специальными
подразделениями МПС, в частности ОСН железной дороги,
задействованными на охране общественного порядка в поездах
"Экспресс" в основном с ревизорскими функциями (из-за отсутствия
правового статуса). Заработная плата бойца ОСН при совершенно не
определенных законом функциях значительно выше (примерно в три
раза), чем у милиционеров МУВДЖТ.
В период с 1998 года и по настоящее время в социально -
экономической обстановке в стране, и в частности в Московском
регионе, произошли негативные изменения, обострившие проблему
подбора кадров. Низкая заработная плата, отсутствие перспективы
получения или улучшения жилищных условий, а также законодательная
отмена льгот для сотрудников МВД являются основным препятствием к
устранению имеющегося некомплекта личного состава.
За период 1998-2000 гг. Правительством Москвы оказана
материально - техническая и социальная поддержка Московскому
управлению внутренних дел на железнодорожном транспорте на общую
сумму 36,9 млн. руб., в том числе на доплаты к денежному
содержанию сотрудников Управления 17,2 млн. руб., на техническую
поддержку - 19,7 млн. руб. За счет указанных средств города
приобретены средства связи, система видеоконтроля для ИВС,
автомобильная, криминалистическая, вычислительная техника и др.
В целях укрепления безопасности на железнодорожном транспорте в
Московском регионе Столичная коллегия решила:
1. Правительству Москвы:
1.1. Продолжить оказание материально - технической и социальной
поддержки МУВДЖТ в пределах запланированных средств,
предусмотренных на указанные цели в бюджете города Москвы на 2001
год.
1.2. Создать в 2001 году Городской центр профилактики
бродяжничества, попрошайничества и правонарушений среди
иногородних несовершеннолетних на 250 человек за счет средств
бюджета города Москвы, предусмотренных на указанные цели.
1.3. Обеспечить выполнение Программы развития сети учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от
22.11.2000 N 1223-РМ "О развитии сети приютов и других учреждений
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних на 2001-2003 гг.".
2. Просить Московскую железную дорогу, Министерство путей
сообщения, Министерство внутренних дел, Министерство финансов
Российской Федерации:
2.1. Рассмотреть возможность выделения средств на создание и
содержание в Московском УВДТ полка ППСМ численностью до 500
человек, необходимого для создания строевых подразделений по
сопровождению поездов и охраны правопорядка на вокзалах г. Москвы,
и реальных денежных доплат к основному содержанию сотрудникам
подразделений МУВДЖТ, дислоцированных в Московском регионе.
2.2. Выделить средства для создания на крупных железнодорожных
узлах и вокзалах г. Москвы, в первую очередь на Курском и
Павелецком вокзалах, зон досмотра пассажиров, ручной клади и
багажа для выявления фактов провоза взрывчатых веществ, оружия,
наркотиков.
Оборудовать их, а также камеры хранения ручной клади вокзальных
комплексов стационарными металлоискателями и современными
системами видеоконтроля (рентгеновскими аппаратами), необходимыми
для досмотра пассажиров и багажа по аналогии с деятельностью
аэропортов.
2.3. Принять долевое участие в финансировании и установке
систем видеонаблюдения и записи в вокзальных комплексах г. Москвы
с установкой мониторов в дежурных частях линейных
управлений/отделов внутренних дел (ЛУВД - ЛОВД).
2.4. В целях обеспечения взаимодействия правоохранительных и
иных государственных органов принять необходимые меры и
финансировать следующие работы:
2.4.1. По подключению по волоконно - оптическим линиям связи
абонентов МУВДЖТ к базам данных Зонального информационного центра
ГУВД г. Москвы и подключению в качестве удаленного пользователя к
функционирующему в МУВДЖТ программно - техническому комплексу
"Розыск - Магистраль" ОВД г. Москвы.
2.4.2. По подключению УФСБ России по г. Москве и Московской
области к системе "Экспресс-2" Московской железной дороги.
2.4.3. По включению Московского УВД на воздушном и водном
транспорте в Единую межведомственную автоматизированную систему
сбора, анализа и обобщения информации о лицах, участвующих в
незаконном обороте наркотиков, а также информации о состоянии
борьбы с их распространением, и по подключению Управления к Единой
системе ежесуточной базы данных "Наркобизнес".
2.5. Увеличить подразделения БНОН ЛУВД - ЛОВД в соответствии с
приказом МВД N 907-1999 за счет увеличения общей штатной
численности МУВДЖТ, а не за счет перераспределения имеющейся.
3. ГУВД г. Москвы, МУВДЖТ в целях установления более тесного
взаимодействия рекомендовать:
3.1. Подготовить Инструкцию о порядке пользования и допуска
сотрудников МУВДЖТ ко всем видам оперативно - розыскных и
криминалистических учетов.
3.2. Продолжить практику совместных оперативно -
профилактических мероприятий по комплексной отработке вокзалов,
прилегающих к ним площадей, подвижного состава и остановочных
пунктов пригородного сообщения.
3.3. Принять дополнительные меры по активизации работы
оперативных заслонов на крупных железнодорожных узлах по
пресечению провоза в г. Москву оружия, боеприпасов, наркотических
веществ и проникновения преступного элемента, а также отработке
криминогенных поездов и поездов, следующих из регионов Северного
Кавказа, Закавказья и Средней Азии, - в пути следования и по
прибытии в столицу, обеспечить своевременное выявление и удаление
с вокзалов г. Москвы бродяг, пьяниц, попрошаек и другого
антиобщественного элемента.
Активизировать мероприятия по установлению и ликвидации
перевалочных пунктов сбыта наркотиков на территории города Москвы
и Московской области.
4. Московской железной дороге и Московскому отделению
Октябрьской железной дороги рекомендовать:
4.1. Проработать вопрос об оснащении вагонов поездов
пригородного сообщения системами видеонаблюдения с установкой
мониторов в кабине машиниста.
4.2. В целях обеспечения своевременного реагирования линейных
органов внутренних дел на факты возникновения чрезвычайных
обстоятельств (ЧО), связанных с перевозкой сильнодействующих,
ядовитых и отравляющих веществ, принятия неотложных мер (в
соответствии с имеющимися планами):
4.2.1. Обеспечить подключение МУВДЖТ и подчиненных ему
ЛУВД - ЛОВД в Единую автоматизированную систему оповещения при
чрезвычайных обстоятельствах.
4.2.2. Обеспечить (профинансировать закупку) личный состав
линейных органов, дислоцирующихся на маршрутах прохождения
составов с указанными грузами, индивидуальными средствами защиты,
позволяющими выполнять возложенные при ЧО на ОВДТ служебные
задачи.
5. Московской железной дороге, Московскому отделению
Октябрьской железной дороги, МУВДЖТ совместно с Московской
транспортной прокуратурой, Управлением ФСБ по г. Москве и
Московской области и ГУВД г. Москвы рекомендовать осуществить
комплекс мер по активизации совместной работы подчиненных
подразделений в части наведения должного правопорядка и укрепления
безопасности на обслуживаемых объектах железной дороги.
6. Предложить Правительству Московской области и ГУВД
Московской области проводить на территории Московской области
мероприятия, аналогичные перечисленным в пунктах 1-5, при тесном
взаимодействии с органами, указанными в этих поручениях.
7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
Председатель Столичной коллегии -
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
|