УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 27 декабря 2000 г. N 30-11/62170
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О
едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности" и письмом Госналогслужбы России от 26.08.98 N
КУ-6-02/553 "О Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином
налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
единый налог на вмененный доход вводится в действие нормативными
актами органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, которыми и будут определены конкретные виды
деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться
единым налогом с вмененного дохода.
Введение в действие Федерального закона "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности" не отменяет
существующие Федеральные законы от 14.06.95 N 88-ФЗ "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" и от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства". Эти Законы применяются в части, не
противоречащей названному Закону.
Учитывая изложенное, при введении субъектами Российской
Федерации на своей территории единого налога на вмененный доход в
сферах деятельности, определяемых Федеральным законом от 31.07.98
N 148-ФЗ, организации и предприниматели, осуществляющие такую
деятельность, обязаны перейти на уплату единого налога.
Плательщиками единого налога с вмененного дохода согласно
статье 3 Федерального закона N 148-ФЗ являются юридические лица и
индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в следующих сферах:
а) юридические лица (организации), занимающиеся оказанием
бытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха,
пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт
бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и
изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и
приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное
обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги
населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением
проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а также
занятые в сфере общественного питания (с численностью до 50
человек), розничной торговли (с численностью до 30 человек),
розничной торговли горюче - смазочными материалами, оказания услуг
по предоставлению автостоянок и гаражей.
Субъекты малого предпринимательства с численностью работающих
до 100 человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг, также
могут быть переведены на уплату единого налога с вмененного
дохода;
б) индивидуальные предприниматели, занимающиеся помимо видов
деятельности, перечисленных выше, оказанием ремонтно -
строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений
или их частей; оборудование зданий, подготовка строительного
участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и
сооружений или их частей, благоустройство территорий), услуг по
сдаче в наем помещений, по оказанию консультационных,
бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, услуг по
обучению, репетиторству, преподаванию, иной деятельностью в
области образования.
Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода является
вмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый период
устанавливается в один квартал.
Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными
актами субъектов Российской Федерации. Но в любом случае уплата
месячного платежа производится авансом.
Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти
субъектов Федерации. Принятый названными органами законодательный
акт должен быть опубликован не позднее чем за месяц до наступления
очередного налогового периода (квартала).
Ставка единого налога установлена федеральным законом в размере
20 процентов от вмененного дохода и изменению законодательными
органами субъектов Российской Федерации не подлежит.
Со дня введения единого налога на территориях соответствующих
субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не
взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также
налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за
исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога на владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных
документов, выраженных в иностранной валюте;
8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов,
получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в
сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;
9) удержанных сумм подоходного налога, а также налога на
добавленную стоимость и налога на доходы от источника в Российской
Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской
Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у
источника выплат.
Переход на уплату единого налога не освобождает
налогоплательщиков от обязанностей, установленных действующими
нормативными актами Российской Федерации, по представлению в
налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и
статистической отчетности. Формы отчетности по единому налогу
устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" носит рамочный характер, т.е.
устанавливает основания и условия налогообложения вмененного
дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся
определенными видами деятельности, предоставляя право их
детализации законодательным (представительным) органам субъектов
Российской Федерации. Согласно статье 11 со дня вступления данного
Федерального закона в силу и введения единого налога
соответствующими нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации не
применяется абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона
от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации", а Федеральный закон
от 29 декабря 1995 года "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в
Российской Федерации" применяется в части, не противоречащей
данному Федеральному закону.
Абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации" предусматривалось, что в случае если в результате
изменения налогового законодательства будут созданы менее
благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по
сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых
четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат
налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их
государственной регистрации.
Положение Федерального закона "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности" о недопустимости
применения в дальнейшем абзаца второго части первой статьи 9
Федерального закона "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" не может иметь
обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям,
возникшим до дня официального опубликования нового регулирования,
включая соответствующий нормативный акт законодательного
(представительного) органа субъекта Российской Федерации о
введении на его территории единого налога. Подобное истолкование
указанного положения обусловлено конституционно - правовым режимом
стабильных условий хозяйствования, выводимых из статей 8 (часть
1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" изменил условия налогообложения
индивидуальных предпринимателей. В отличие от Федерального закона
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации",
позволявшего свободно выбирать более выгодные условия для ведения
предпринимательской деятельности - уплачивать налоги либо по
обычной системе, либо по патенту, он обязывает предпринимателей
перейти на уплату единого налога на вмененный доход.
Если налогоплательщик полагает, что изменившееся налоговое
законодательство создает менее благоприятные условия по сравнению
с ранее действовавшими, он вправе защитить свои права как
налогоплательщика в арбитражном суде, к компетенции которого
относится и выбор подлежащих применению норм с учетом, в
частности, сформулированного в Конституции Российской Федерации
запрета ухудшать положение налогоплательщика путем придания закону
обратной силы.
В дополнение к изложенному сообщаем, что в настоящее время
Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности" на территории
города Москвы не введен.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|