УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 9 января 2001 г. N 02-11/1162
В соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона
Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную
стоимость" (с изменениями и дополнениями) налогом на добавленную
стоимость не облагаются обороты по реализации продукции средств
массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием,
наукой и культурой, а также редакционная, издательская и
полиграфическая деятельность по производству книжной продукции,
связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и
журнальной продукции; услуги по транспортировке, погрузке,
разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Указанная
льгота не распространяется на продукцию средств массовой
информации рекламного и эротического характера и издания
рекламного и эротического характера.
Согласно письму Госналогслужбы России от 21.03.96 N ВГ-4-03/22н
"О порядке применения налоговых льгот по продукции средств
массовой информации и книжной продукции" (зарегистрировано в
Минюсте России 08.04.96 N 1060) предусмотренная Законом льгота
распространяется на продукцию средств массовой информации, включая
печатную, на магнитных носителях, передаваемую потребителям
электронной связью или иной формой распространения.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О
средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями)
установлено, что средство массовой информации подлежит
обязательной государственной регистрации, за исключением случаев,
определенных статьей 12 названного Закона.
Учитывая изложенное, при условии наличия свидетельства о
государственной регистрации средства массовой информации обороты
по реализации электронной версии бюллетеня "Конкурсные торги"
налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 21
пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации
обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат операции по
реализации продукции средств массовой информации, книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по
производству продукции средств массовой информации и книжной
продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Таким образом, льгота по продукции средств массовой информации
продолжает действовать и после 01.01.2001, т.е. после введения в
действие главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК
РФ. При этом в соответствии со статьей 16 Федерального закона от
05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации" льгота, предусмотренная
подпунктом 21 пункта 3 статьи 149 НК РФ, прекращает свое действие
с 1 января 2002 года.
При реализации продукции средств массовой информации
покупателям - юридическим и физическим лицам в страны Содружества
Независимых Государств необходимо учитывать следующие особенности.
До введения в действие части второй НК РФ, т.е. до 01.01.2001,
порядок обложения операций по реализации товаров (продукции) на
территорию государств - участников СНГ определялся пунктом 17
инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с
изменениями и дополнениями), которым было предусмотрено, что
расчеты между хозяйствующими субъектами государств - участников
СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по
ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную
стоимость по налоговой ставке 20 процентов. Таким образом, льготы
по отдельным товарам (работам, услугам), предусмотренные Законом
РФ "О налоге на добавленную стоимость" не применялись при
реализации товаров (работ, услуг) на территорию государств -
участников СНГ.
Начиная с 01.01.2001 в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
статьи 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров
(за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат,
природного газа, которые экспортируются на территории государств -
участников СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта при
условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории
Российской Федерации и представления в налоговые органы
документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по
налоговой ставке 0 процентов.
Однако введение в действие подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК
РФ в отношении товаров, реализуемых на территорию государств -
участников СНГ, в соответствии со статьей 13 упомянутого выше
Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ отложено до 1 июля 2001
года. В период с 01.01.2001 по 30.06.2001 реализация товаров
(работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивается к
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации. Следовательно, в указанный период времени при
реализации в государства - участники СНГ продукции средств
массовой информации, как и при реализации данной продукции на
территории Российской Федерации, может применяться льгота,
предусмотренная подпунктом 21 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Обращаем также внимание налогоплательщиков на тот факт, что в
соответствии с пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрена
возможность отказа (приостановления использования)
налогоплательщиков от льгот, установленных пунктом 3 статьи 149
НК РФ.
Что касается определения порядка заполнения счетов - фактур при
реализации продукции средств массовой информации покупателям -
юридическим лицам, необходимо руководствоваться Правилами ведения
журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг
покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную
стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.12.2000 N 914. До 01.01.2001 действовал порядок
ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на
добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.07.96 N 914 (с изменениями и
дополнениями).
Названными документами каких-либо особенностей оформления
счетов - фактур для организаций, реализующих продукцию средств
массовой информации покупателям - юридическим лицам, не
предусмотрено.
Что касается реализации товаров (работ, услуг), в частности
продукции средств массовой информации, покупателям - физическим
лицам за наличный расчет (розничная торговля), то требования
законодательства, касающиеся оформления расчетных документов и
выставления счетов - фактур, в соответствии с пунктом 7 статьи 168
НК РФ считаются выполненными, если продавец выдал покупателю
кассовый чек или иной документ установленной формы. До вступления
в силу части второй НК РФ, т.е. до 01.01.2001 аналогичная норма
содержалась в пункте 9 Порядка ведения журналов учета
счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
29.07.96 N 914 (с изменениями и дополнениями).
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|