УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 11 января 2001 г. N 02-11/1168
В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ не
подлежит налогообложению реализация драгоценных камней в сырье и
ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям,
Центральному банку Российской Федерации и банкам.
Согласно Основным условиям регулирования договорных отношений
при осуществлении экспортно - импортных операций, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888,
под внешнеэкономическими организациями понимаются
внешнеэкономические объединения независимо от ведомственной
подчиненности, а также предприятия, объединения и организации,
получившие право непосредственного осуществления экспортно -
импортных операций, когда они вступают в договорные отношения с
другими предприятиями, поставляющими товары для экспорта, или
заказчиками импортных товаров.
Отношения между предприятием и внешнеэкономической организацией
при экспорте товаров оформляются, как правило, договором комиссии,
если стороны не договорились о применении договора поставки.
Предприятия, которым предоставлено право непосредственного
осуществления экспортно - импортных операций, могут поручать
внешнеэкономическим организациям заключать от их имени контракты с
иностранными покупателями и иностранными поставщиками на поставку
и закупку товаров. При этом между предприятием (заказчиком) и
внешнеэкономической организацией заключается договор поручения с
выплатой внешнеэкономической организации вознаграждения в
установленном размере, а при отсутствии установленного - в
согласованном размере.
Предприятия (заказчики) могут заключать с внешнеэкономическими
организациями договоры на оказание услуг консультационного и
информационного характера, а также на проработку возможности
поставки (закупки) товаров на внешнем рынке.
При заключении контрактов с иностранным покупателем
(поставщиком) внешнеэкономическая организация должна действовать в
интересах предприятия (заказчика). По усмотрению предприятия
(заказчика) его представители участвуют в переговорах и подготовке
контракта, а также в отборе товаров по полученным из-за границы
образцам. В договоре может быть предусмотрено визирование проекта
контракта предприятием (заказчиком).
Внешнеэкономическая организация привлекает представителей
предприятия (заказчика) к участию в переговорах при согласовании
технических характеристик товаров и других условий, для
определения которых необходимы специальные знания.
Следует отметить, что вышеназванный документ применяется в
части, не противоречащей части второй Гражданского кодекса РФ.
Согласно Закону РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном
регулировании и валютном контроле" нерезидентами являются
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами
Российской Федерации, предприятия и организации, не являющиеся
юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами
Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации
филиалы и представительства нерезидентов.
В то же время в соответствии с информационным письмом ВАС РФ от
31.05.2000 N 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами
споров, связанных с применением законодательства о валютном
регулировании и валютном контроле" осуществление
внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности
разрешено всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям
и их объединениям независимо от форм собственности.
Таким образом, иностранная фирма - нерезидент не может
выступать в качестве внешнеэкономической организации на территории
Российской Федерации и соответственно организации, реализующие
драгоценные камни в сырье и ограненные инофирме - нерезиденту, не
правомочны применять вышеназванное освобождение от налога на
добавленную стоимость.
В то же время необходимо отметить, что в целях применения
подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и в соответствии со статьей
13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах" с 1 января 2001 года по 1 июля 2001 года
налоговая ставка 0 процентов применяется в отношении товаров,
помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их
фактического вывоза за пределы таможенной территории государств -
участников СНГ и предъявлении в налоговые органы документов,
подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территорий
государств - участников СНГ.
В соответствии со статьей 162 части II НК РФ налоговая база,
определяемая в соответствии со статьями 153-158 настоящего
Кодекса, определяется с учетом авансовых или иных платежей,
полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ
или оказания услуг.
Положения настоящего подпункта не применяются в отношении
авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих
поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в
соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего
Кодекса, длительность производственного цикла изготовления
(выполнения) которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и
в порядке, которые определяются Правительством Российской
Федерации).
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|