УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 14 февраля 2001 г. N 15-08/7852
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О
рынке ценных бумаг" облигация является эмиссионной ценной
бумагой, закрепляющей право ее держателя на получение от эмитента
облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и
зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного
имущественного эквивалента.
Облигации федерального займа предоставляют их владельцам право
на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на
получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости
облигации, выплачиваемого в порядке, установленном условиями
выпуска и обращения облигаций федерального займа.
Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1
"О налоге на прибыль предприятий и организаций" доходы в виде
процентов по государственным ценным бумагам подлежат
налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов.
В соответствии с письмом ЦБ России, МФ РФ и ГНС РФ от 04.02.97
N 408, 10, ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10
Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" при совершении операций с государственными ценными
бумагами" процентным доходом, подлежащим налогообложению у
источника выплаты по ставке 15 процентов, по облигациям
федерального займа с переменным купонным доходом является часть
суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной
стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемой как
разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже
облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом,
уплаченным при их приобретении.
Расчет суммы налога с доходов, полученных нерезидентом
Российской Федерации на рынке ГКО-ОФЗ, осуществляется по выбору
нерезидента одним из уполномоченных банков, ведущих счета типа
"С", с учетом норм, установленных соответствующими соглашениями
об избежании двойного налогообложения, заключенными между
Российской Федерацией и страной постоянного местопребывания
нерезидента, и представляется в налоговую инспекцию по месту
нахождения упомянутого уполномоченного банка ежемесячно
нарастающим итогом не позднее 10-го числа месяца, следующего за
отчетным. Удержание налога у источника выплаты дохода и уплата
налога в бюджет осуществляются уполномоченным банком при каждом
перечислении дохода нерезиденту на счет типа "С".
В то же время разницу между ценой погашения и ценой размещения
облигаций федерального займа следует рассматривать как доход,
полученный иностранным юридическим лицом от реализации ценных
бумаг, который в соответствии со ст. 10 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и
организаций" подлежит налогообложению у источника выплаты в
Российской Федерации по ставке 20 процентов.
Так как согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской
Федерации ценные бумаги признаются движимым имуществом, то в
соответствии с п. 5.1.9 инструкции Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов
иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона РФ от
27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
доходы от отчуждения имущества (в том числе акций и других ценных
бумаг) рассчитываются на основе превышения суммы реализации
имущества над стоимостью его приобретения.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А. Глинкин
|