МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2001 года
Дело N 3-106/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского
суда в составе:
председательствующего Н.,
с участием прокурора Г.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-
106/2001 по заявлению В. о признании частично недействительным
постановления Правительства Москвы и Правительства Московской
области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 "О регистрации и снятии
граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в Москве и Московской области",
установила:
Пунктом 6 постановления Правительства Москвы и Правительства
Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43 "О регистрации
и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по
месту пребывания и по месту жительства в Москве и Московской
области" установлена плата за оформление:
- паспортов, выдаваемых гражданам впервые, а также в связи с
переменой фамилии, имени, отчества, установлением неточностей в
записях, негодностью для использования в размере 5% от
установленной законодательством Российской Федерации минимальной
месячной оплаты труда;
- паспортов, выдаваемых гражданам в связи с их утратой, в
размере 50% от установленной законодательством Российской
Федерации минимальной месячной оплаты труда (за исключением
нетрудоспособных граждан);
- вкладышей к паспортам, удостоверениям личности,
свидетельствам о рождении, о принадлежности к гражданству
Российской Федерации в размере 1% от установленной
законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты
труда;
- материалов регистрации граждан по месту пребывания и по месту
жительства, использование при этом бланков служебных документов -
в размере 5% от установленной законодательством Российской
Федерации минимальной месячной оплаты труда.
Средства, образуемые от указанных сборов, зачисляются на
специальные счета ГУВД г. Москвы, ГУВД Администрации Московской
области и используются для материально-технического обеспечения,
ремонта зданий и служебных помещений паспортных служб г. Москвы и
паспортно-визовых служб Московской области.
В. обратился в суд с жалобой о признании недействительным
указанного пункта постановления, ссылаясь на то, что он
противоречит требованиям федерального закона, нарушает его право
на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации, так как осуществление этого права
обусловлено уплатой не предусмотренного законом сбора.
В судебное заседание заявитель не явился, о дне рассмотрения
дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его
отсутствие.
Представители Правительства Москвы и Правительства Московской
области с жалобой не согласны, просили в ее удовлетворении
отказать.
Выслушав представителей Правительства Москвы и Правительства
Московской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение
прокурора, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, судебная
коллегия приходит к выводу о том, что требования, изложенные в
жалобе В. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Установленная обжалуемым пунктом постановления плата называется
сбором и имеет все его признаки, содержащиеся в вышеупомянутой
норме федерального закона, поскольку связывает обязательное
внесение установленной платы с совершением органами внутренних дел
юридически значимых действий.
Однако, в силу п. 2 ст. 18 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ
налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и
сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно
законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и
нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим
Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов
или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо
установленные в ином порядке, чем это определено настоящим
Кодексом.
Ни Налоговым кодексом РФ, ни каким другим законом взимание
такого сбора не предусмотрено.
Законом РФ от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной
пошлине" (в ред. Федеральных законов от 31.12.95 N 226-ФЗ, от
20.08.96 N 118-ФЗ, от 19.07.97 N 105-ФЗ, от 21.07.98 N 117-ФЗ, от
13.04.99 N 76-ФЗ) установлено взимание государственной пошлины за
регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а
также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства,
проживающих на территории Российской Федерации по видам на
жительство (подп. 1 п. 7. ст. 4), а также за внесение изменений
или исключении записи о национальной принадлежности граждан РФ в
паспортах и других документах, удостоверяющих личность.
Ссылка на то, что средства, образуемые от указанных сборов,
используются для материально-технического обеспечения органов
внутренних дел и на бланки служебной документации, изготовленных
за счет средств ГУВД г. Москвы, является несостоятельной и
противоречит требованиям закона.
В соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о
паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и
описания паспорта гражданина Российской Федерации" (в ред.
постановлений Правительства РФ от 25.09.1999 N 1091, от 05.01.2001
N 7) расходы, связанные с изготовлением в 1997 году бланков
паспорта гражданина Российской Федерации, осуществляются
Министерством внутренних дел Российской Федерации за счет средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на его текущее содержание
(п. 3). Министерство финансов Российской Федерации обязано,
начиная с 1997 года обеспечить изготовление на соответствующих
подведомственных предприятиях бланков паспорта гражданина
Российской Федерации по заявкам Министерства внутренних дел
Российской Федерации; а также предусматривать начиная с 1998 года
в федеральном бюджете средства, необходимые для изготовления
бланков паспорта гражданина Российской Федерации, а также
приобретения по заявкам Министерства внутренних дел Российской
Федерации техники и других материалов для оформления паспортов (п.
4).
Согласно ст. 35, 36 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1
"О милиции" финансирование милиции осуществляется аз счет средств
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе
заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений
в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации. Материально-техническое обеспечение милиции
осуществляется за счет средств, выделяемых на финансирование
подразделений милиции.
Таким образом, оспариваемый заявителем п. 6 постановления
Правительства Москвы и Московской области противоречит требованиям
закона, а также нарушает права заявителя, поскольку незаконно
возлагает на него обязанность внесения платы, не предусмотренной
законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений
и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации" в случае удовлетворения заявления о
признании противоречащим закону иного правового акта (не
являющегося законом субъекта Российской Федерации) суд признает
этот акт недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня его издания, а если закон, которому противоречит правовой акт,
вступил в силу (введен в действие) после издания правового акта -
со дня вступления в силу (введения в действие) закона.
Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного
правового акта или сообщение о таком решении должно быть
опубликовано в средстве массовой информации, в котором был
опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать
в резолютивной части решения (ст. 35 Закона Российской Федерации
"О средствах массовой информации").
Установление сбора постановлением Правительства Москвы и
Правительства Московской области не было основано на законе уже на
момент его принятия.
Оспариваемое постановление было опубликовано в газете
"Тверская, 13".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР,
судебная коллегия
решила:
Жалобу В. удовлетворить.
Признать пункт 6 постановления Правительства Москвы и
Правительства Московской области от 26 декабря 1995 г. N 1030-43
"О регистрации и снятии граждан Российской Федерации с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
Москве и Московской области" недействительным и не порождающим
правовых последствий со дня его издания.
Сообщение о таком решении должно быть опубликовано в газете
"Тверская, 13".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской
Федерации в течение 10 дней.
|